Сделай Сам Свою Работу на 5

Листинг 2.3. Пересчет веса из фунтов в килограммы





unitUnit1;

Interface

Uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes,

Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

Type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit; // поле ввода веса в фунтах

Button1: TButton

; // кнопка Вычислить

Label1: TLabel; Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

ListBox1: TListBox; // список стран

Label4: TLabel; // поле вывода рез-та — веса в килограммах

procedureFormCreate(Sender: TObject);

procedureButtonlClick(Sender: TObject);

private{Private declarations }

public{ Public declarations }

end;

Var

Form1: TForml;

Implementation

{$R *.DFM}

procedureTform1.FormCreate(Sender: TObject);

Begin

{

ListBox1.items.add('Россия');

ListBox1.items.add('Австрия');

ListBox1.items.add('Англия');

ListBox1.items.add('Германия');

ListBox1.items.add ('Дания');

ListBoxl.items.add('Исландия');

ListBox1.items.add ('Италия');

ListBox1.items.add ('Нидерланды'); }

ListBox1.itemindex:=0;

end;

procedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var

funt:real; // вес в фунтах

kg:real; // вес в килограммах

k:real; // коэффициент пересчета

Begin

caseListBox1.Itemindex of

0: k:=0.4095; // Россия

1: k:=0.453592; // Англия

2: k:=0.56001; // Австрия

3..5,7: k:=0.5; // Германия, Дания, Исландия, Нидерланды

6: k:=0.31762; // Италия

end;

funt:=StrToFloat(Edit1.Text);

kg:=k*funt;

label4.caption:=Edit1.Text+ ' ф. — это '

+ FloatToStrF(kg,ffFixed, 6,3) + 'кг.';

end;

End.

Следует обратить внимание на процедуру обработки события FormCreate, которое происходит в момент создания формы (форма создается автоматически при запуске программы). Эту процедуру можно использовать для инициализации переменных программы, в том числе и для добавления элементов в список. В приведенном тексте программы инструкции создания списка закомментированы, т. к. список был создан при помощи редактора строк во время создания формы.



Рассмотрим еще один пример использования инструкции case. При выводе числовой информации с поясняющим текстом возникает проблема согласования выводимого значения и окончания поясняющего текста.

Например, в зависимости от числового значения поясняющий текст к денежной величине может быть: "рубль", "рублей" или "рубля" (123 рубля, 120 рублей, 121 рубль). Очевидно, что окончание поясняющего слова определяется последней цифрой числа, что отражено в табл. 2.8.

Таблица 2.8. Зависимость окончания текста от последней цифры числа

       
  Цифра Поясняющий текст  
  0, 5, 6, 7, 8, 9 Рублей  
  Рубль  
  2,3,4 Рубля  
       

Приведенное в таблице правило имеет исключение для чисел, оканчивающихся на 11, 12, 13, 14. Для них поясняющий текст должен быть "рублей".



Диалоговое окно программы приведено на рис. 2.12, а текст — в листинге 2.4. Поясняющий текст формирует процедура обработки события OnKeyPress.

Рис. 2.12. Диалоговое окно программы

Листинг 2.4. Формирование поясняющего текста

unitrub_l;

Interface

Uses

Windows, Messages, SysUtils,

Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

Type

TForm1 = class(TForm)

Editl: TEdit; Label1: TLabel;Label2: TLabel;

procedureEdit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

private{ Private declarations }

public { Public declarations }

end;

Var

Form1: TForm1;

Implementation

{$R *.dfm}

// нажатие клавиши

procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char) var

n : integer; // число

r : integer; // остаток от деления n на 10

text: string[10]; // формируемый поясняющий текст

Begin

ifKey = chr(VK_RETURN) then

Begin

n := StrToInt(Editl.Text);

if n > 100 thenn:=n mod100;

if(n >= 11) and(n <= 14)then text:=' рублей'

Else begin

r:= n mod 10;

case r of

1: text:=' рубль';

2 .. 4: text:=' рубля';

elsetext:=' рублей';

end;

end;

Label2.Caption := IntToStr(n)+ text; end;

end;

End.

Рассмотрим фрагмент программы (листинг 2.5), которая вычисляет дату следующего дня, используя сегодняшнюю дату, представленную тремя переменными: day (день), month (месяц) и year (год).

Сначала с помощью инструкции сазе проверяется, является ли текущий день последним днем месяца. Если текущий месяц — февраль и если текущее число — 28, то дополнительно выполняется проверка, является ли год високосным. Для этого вычисляется остаток от деления года на 4. Если остаток равен нулю, то год високосный, и число 28 не является последним днем месяца.

Если выясняется, что текущий день — последний день месяца, то следующее число — первое. Затем проверяется, не является ли текущий месяц декабрем. Если нет, то увеличивается номер месяца, а если да, то увеличивается номер года, а номеру месяца присваивается значение 1.



Листинг 2.5. Вычисление даты следующего дня (фрагмент)

// вычисление даты следующего дня

Var

day: integer; // день

month: integer; // месяц

year: integer; // год

last:boolean; //если день — последний день месяца то last = True

r:integer; // если год не високосный, то остаток

// от деления year на 4 не равен нулю

Begin

{ переменные day, month и year содержат сегодняшнюю дату }

last := False; // пусть день — не последний день месяца

casemonth of

4,6,9,11:ifday = 30 thenlast:= True;

2: ifday = 28 then begin

r:= year mod4;

if r <>0 thenlast:= True;

end;

else ifday=31 thenlast:= True;

end;

iflast then begin// последний день месяца day:= 1;

if month =12 then

begin// последний месяц

month:= 1;

year:= year + 1;

End

elsemonth:= month + 1;

End

else day:= day + 1;

// переменные day, month и year // содержат завтрашнюю дату

end;

Циклы

Алгоритмы решения многих задач являются циклическими, т. е. для достижения результата определенная последовательность действий должна быть выполнена несколько раз.

Например, программа контроля знаний выводит вопрос, принимает ответ, добавляет оценку за ответ к сумме баллов, затем повторяет это действие еще и еще раз, и так до тех пор, пока испытуемый не ответит на все вопросы.

Другой пример. Для того чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т. д. до тех пор, пока не будет найдена нужная фамилия или не будет достигнут конец списка.

Алгоритм, в котором есть последовательность операций (группа инструкций), которая должна быть выполнена несколько раз, называется циклическим, а сама последовательность операций именуется циклом.

В программе цикл может быть реализован при помощи инструкций for, while и repeat.

Инструкция for

Рассмотрим следующую задачу. Пусть нужно написать программу, которая вычисляет значение функции у = 2 - 7 в точках —1, -0.5, 0, 0.5 и 1

(таблица должна быть выведена в поле метки формы приложения). Процедура, обеспечивающая решение поставленной задачи, может выглядеть так:

procedureTForm1.ButtonlClick(Sender: TObject); var

у:real;// значение функции

x:real;// аргумент функции

dx:real;// приращение аргумента

st: string;// изображение таблицы

Begin

st:='';

x := -1; dx := 0.5;

у := 5*х*х -7;

st := st+ FloatToStr(x)+' '+ FloatToStr(y)+chr(13);

x :=x + dx;

у := 5*х*х -7;

st := st+ FloatToStr(x)+* '+ FloatToStr(y)+chr(13);

x :=x + dx;

у := 5*х*х -7;

st := st+ FloatToStr(x)+* '+ FloatToStr(y)+chr(13);

x :=x + dx;

у := 5*х*х -7;

st := st+ FloatToStr(x)+' ' + FloatToStr(y)+chr(13);

x :=x + dx;

у := 5*х*х -7;

st := st+ FloatToStr(x)+' '+ FloatToStr(y)+chr(13);

x :=x + dx;

Label1.Caption := st;

end;

Из текста процедуры видно, что группа инструкций

у := 5*х*х -7;

st := st+ FloatToStr(x)+' '+ FloatToStr(y)+chr(13);

x :=x + dx;

обеспечивающая вычисление значения функции, формирование строки таблицы и увеличение аргумента, выполняется 5 раз.

Воспользовавшись инструкцией for, приведенную процедуру можно переписать следующим образом:

procedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var

у: real; // значение функции

x: real; // аргумент функции

dx: real; // приращение аргумента

st: string; // изображение таблицы

i : integer; // счетчик циклов

Begin

st:=''; x := -1; dx := 0.5;

fori:=1 to5 do begin

у := 5*x*x -7;

st := st+ FloatToStr(x)+' '+ FloatToStr(y)+chr(13); x :=x + dx; end;

Label1.Caption := st;

end;

Второй вариант процедуры, во-первых, требует меньше усилий при наборе, во-вторых, процедура более гибкая: для того чтобы увеличить количество строк в выводимой таблице, например до десяти, достаточно в строке for i:=1 to 5 do число 5 заменить на 10.

Инструкция for используется в том случае, если некоторую последовательность действий (инструкций программы) надо выполнить несколько раз, причем число повторений заранее известно.

В общем виде инструкция for записывается следующим образом:

forсчетчик := нач_знач to кон_знач do begin

// здесь инструкции, которые надо выполнить несколько раз

End

где:

  • счетчик — переменная-счетчик числа повторений инструкций цикла;
  • нач_знач-- выражение, определяющее начальное значение счетчика циклов;
  • кон_знач — выражение, определяющее конечное значение счетчика циклов.

Переменная счетчик, выражения нач_знач и кон_знач должны быть целого типа.

Количество повторений инструкций цикла можно вычислить по формуле

(кон_знач — нач_знач + l).

Примеры:

fori:=l to10 do begin

label1.caption:=label1.caption + '*'; end;

fori: =1 to n do s := s+i;

Примечание

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.

Рис. 2.13. Алгоритм инструкции for

Алгоритм, соответствующий инструкции for, представлен на рис. 2.13. Обратите внимание, что если начальное значение счетчика больше конечного значения, то последовательность операторов между begin и end не будет выполнена ни разу.

Кроме того, после каждого выполнения инструкций тела цикла счетчик циклов увеличивается автоматически.

Переменную-счетчик можно использовать внутри цикла (но ни в коем случае не изменять). Например, в результате выполнения следующих инструкций:

tab1: = '' ;

fori:=1 to5 do

Begin

tab1:=tab1+IntToStr(i)+' '+IntToStr(i*i)+chr(13);

end;

переменная tab1 будет содержать изображения таблицы квадратов чисел.

Рассмотрим программу, которая вычисляет сумму первых 10 элементов ряда: 1 + 1/3 + ... (значение i-го элемента ряда связано с его номером формулой 1//). Диалоговое окно программы должно содержать, по крайней мере, два компонента: поле метки (Label1) и командную кнопку (Button1).

Вычисление суммы ряда и вывод результата выполняет процедура обработки события Onclick, текст которой приведен ниже. После вычисления очередного элемента ряда процедура выводит в поле Label1 номер элемента и его значение в поле метки формы, предназначенное для вывода результата.

procedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var

i:integer; { номер элемента ряда }

elem:real; { значение элемента ряда }

summ:real; { сумма элементов ряда )

Begin

summ:=0;

label1.caption: = ' ' ;

fori:=l to10 do begin

elem:=l/i;

label1.caption:=labell.caption+IntToStr(i)+'

'+FloatToStr(elem)+#13;

sunrn: =summ+elem;

end;

label1.caption:=label1.caption+'Сумма ряда:'+FloatToStr(summ);

end;

Если в инструкции for вместо слова to записать downto, то после очередного выполнения инструкций тела цикла значение счетчика будет не увеличиваться, а уменьшаться.

Инструкция while

Инструкция (цикл) while используется в том случае, если некоторую последовательность действий (инструкций программы) надо выполнить несколько раз, причем необходимое число повторений во время разработки программы неизвестно и может быть определено только во время работы программы.

Типичными примерами использования цикла while являются вычисления с заданной точностью, поиск в массиве или в файле.

В общем виде инструкция while записывается следующим образом:

whileусловие do begin

// здесь инструкции, которые надо выполнить несколько раз

End

где условие — выражение логического типа, определяющее условие выполнения инструкций цикла.

Инструкция while выполняется следующим образом:

1. Сначала вычисляется значение выражения условие.

2. Если значение выражения условие равно False (условие не выполняется), то на этом выполнение инструкции while завершается.

3. Если значение выражения условие равно True (условие выполняется), то выполняются расположенные между begin и end инструкции тела цикла. После этого снова проверяется выполнение условия. Если условие выполняется, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока условие не станет ложным (False).

Алгоритм, соответствующий инструкции while, представлен на рис. 2.14.

Внимание!

Для того чтобы инструкции цикла while, которые находятся между begin и end, были выполнены хотя бы один раз, необходимо, чтобы перед выполнением инструкции while значение выражения условие было истинно.

Рис. 2.14. Алгоритм инструкции while

Для того чтобы цикл завершился, нужно, чтобы последовательность инструкций между begin и end влияла на значение выражения условие (изменяла значения переменных, входящих в выражение условие).

Рассмотрим программу, которая вычисляет значение числа л с точностью, задаваемой пользователем во время работы программы. В основе алгоритма вычисления лежит тот факт, что сумма ряда 1 - 1/3 + 1/5 -1/7 + 1/9 + ... приближается к значению л/4 при достаточно большом количестве членов ряда.

Каждый член ряда с номером n вычисляется по формуле: 1/(2*n - 1) и умножается на минус один, если n четное (определить, является ли п четным, можно проверкой остатка от деления п на 2). Вычисление заканчивается тогда, когда значение очередного члена ряда становится меньше, чем заданная точность вычисления.

Вид диалогового окна программы во время ее работы приведен на рис. 2.15. Пользователь вводит точность вычисления в поле ввода (Edit1). После щелчка на командной кнопке Вычислить(Buttonl) программа вычисляет значение числа л и выводит результат в поле метки (Label1).

Текст программы приведен в листинге 2.6. Как и в предыдущих примерах, основную работу выполняет процедура обработки события OnClick.

Рис. 2.15. Диалоговое окно программы Вычисление ПИ

Листинг 2.6. Вычисление числа p

unitpi_;

Interface

Uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics,

Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

Type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit; // точность вычисления

Button1: TButton; // кнопка Вычислить

Label1: TLabel;

Label2: TLabel; // поле вывода результата

procedureButtonlClick(Sender: TObject);

private{ Private declarations }

public{ Public declarations )

end;

Var

Form1: TForm1;

Implementation

{$R *.DFM}

procedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Var

pi:real; // вычисляемое значение ПИ

t:real; // точность вычисления

n:integer; // номер члена ряда

elem:real; // значение члена ряда

Begin

pi := 0;

n := 1;

t := StrToFloat(editl.text) ;

elem := 1; // чтобы начать цикл

whileelem >=tdo

Begin

elem := 1 / (2*n - 1) ;

if n MOD 2=0 thenpi :=pi — elem

elsepi := pi + elem;

n := n + 1;

end;

pi: = pi * 4;

labell.caption:= 'ПИ равно '+ FloatToStr(pi) + #13

+ 'Просуммировано '+IntTostr(n)+' членов ряда.';

end;

End.

Инструкция repeat

Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе в том случае, если необходимо выполнить повторные вычисления (организовать цикл), но число повторений во время разработки программы неизвестно и может быть определено только во время работы программы, т. е. определяется ходом вычислений.

В общем виде инструкция repeat записывается следующим образом:

Repeat

// инструкции

unti1условие

где условие — выражение логического типа, определяющее условие завершения цикла.

Инструкция repeat выполняется следующим образом:

1. Сначала выполняются находящиеся между repeat и until инструкции тела цикла.

2. Затем вычисляется значение выражения условие. Если условие ложно (значение выражения условие равно False), то инструкции тела цикла выполняются еще раз.

3. Если условие истинно (значение выражения условие равно True), то выполнение цикла прекращается.

Таким образом, инструкции цикла, находящиеся между repeat и unti1, выполняются до тех пор, пока условие ложно (значение выражения условие
равноFalse).

Алгоритм, соответствующий инструкции repeat, представлен на рис. 2.16.

Рис. 2.16. Алгоритм, соответствующий инструкции repeat

Внимание!

Инструкции цикла, находящиеся между repeat и until, выполняются как минимум один раз. Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы инструкции цикла, располагающиеся между repeat и until, изменяли значения переменных, входящих в выражение условие.

В качестве примера использования инструкции repeat рассмотрим программу, которая проверяет, является ли введенное пользователем число простым (как известно, число называется простым, если оно делится только на единицу и само на себя). Например, число 21 — обычное (делится на 3), а число 17 — простое (делится только на 1 и на 17).

Проверить, является ли число n простым, можно делением числа n на два, на три и т. д. до n и проверкой остатка после каждого деления. Если после очередного деления остаток равен нулю, то это означает, что найдено число, на которое n делится без остатка. Сравнив n и число, на которое n разделилось без остатка, можно определить, является ли n простым числом.

Форма приложения Простое числоизображена на рис. 2.17, программа приведена в листинге 2.7.

Рис. 2.17. Форма приложения Простое число

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.