II. ОТПРАВЛЯЕМЫЕ (ИСХОДЯЩИЕ) ДОКУМЕНТЫ
Основы организации делопроизводства
Организационная структура службы делопроизводства.
Для документационного обеспечения работы любой организации предусматривается в рамках организационной структуры службы делопроизводства.
Службу ДОУ в зависимости от масштабов организации именуют по-разному:
1. Управление делами (министерство, ведомство);
2. Общий отдел (исполнительные органы власти);
3. Канцелярия (предприятия организации, учебные заведения) – наиболее распространенная форма службы ДОУ;
4. Секретарь-референт (малые предприятия).
Основой построения службы ДОУ является принятая в организации форма работы с документами:
1. Централизованная (используют в малых и средних предприятиях).
Все операции по обработке документов сосредоточивается в едином центре – канцелярии или у секретаря.
2. Децентрализованная (территориально разобщенные предприятия).
Предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями организации.
3. Смешанная (большие предприятия).
Часть операций выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов), а часть – децентрализовано (справочно-информационное, хранение документов, формирование дел).
Структура, цели и задачи, функции службы ДОУ оговариваются рядом внутренних документов. К ним относятся:
1. положение о канцелярии
2. инструкция по документированию управленческой деятельности – нормативный документ конкретной организации, определяющий порядок, правила, способы, формы и процессы работы с документами. Она является обязательным для применения всеми сотрудниками. Это большой по объему документ. В сущности в ней кратко излагается курс делопроизводства. Может включать следующие разделы:
1. Общие положения
2. Прием, регистрация и рассмотрение поступающей в организацию (входящей) документации
3. Контроль за исполнением документов
4. Порядок подготовки и оформления служебных документов.
5. Порядок работы с исходящими документами
6. Регистрация исходящих документов
7. Составление номенклатуры дел
8. Обеспечение сохранности документов
9. Экспертиза практической ценности документов
3. должностная инструкция работников службы ДОУ
4. табель форм документов, применяемых в организации (альбом форм документов, образцы документов). Это перечень документов, необходимых для управленческой деятельности конкретной организации, содержащий характеристику каждого документа, его юридического статуса и этапов документирования. В табель включаются только те документы, создание которых необходимо и периодически повторяется. Т.о., табель выполняет роль справочника, который позволяет осуществлять оперативный поиск необходимых форм документов. Применение табеля позволяет:
а) исключить неоправданное создание новых форм
б) установить единую классификацию документов организации
в) учитывать количество видов и форм документов
т.о., он служит для унификации документов. Поддержание табеля (альбома) в рабочем состоянии осуществляет служба ДОУ. Документы в табеле для удобства могут быть систематизированы по:
1. по структурным подразделениям;
2. по функциям и задачам управления.
Организация документооборота
Под документооборотом понимается движение документов на предприятии с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки.
Основные принципы организации документооборота:
1. прохождение документов должно быть оперативным (сокращение времени пребывания их в сфере делопроизводства: различные операции по обработке документов выполняются параллельно, т.е. копировать и раздавать копии лицам, которые участвуют в исполнении документа одновременно).
2. каждое перемещение документа должно быть оправданным (необходимо исключить возвратное перемещение документов).
3. порядок прохождения и процессы обработки основных видов документов должны быть единообразными.
Т.о., основная задача организации документооборота: прямоточность в движении документов, однократность, единообразие.
Различают потоки:
I. ПОСТУПАЮЩИЕ (ВХОДЯЩИЕ) ДОКУМЕНТЫ
Документопоток входящих документов состоит из:
1. документов вышестоящих организаций, органов власти
2. документов подведомственных организаций (отчетно-учебная документация, различного вида запросы)
3. документов организаций, обменивающихся информацией для решения вопросов, требующих совместных действий
4. жалоб и обращений граждан.
В процессе движения входящих документов различают следующие этапы:
1. прием
осуществляется работником канцелярии или секретарем, а также участвует работник экспедиции.
2. первоначальная обработка
проверка правильности доставки, вскрытие конверта (за исключением личной корреспонденции), целостность вложений, документы извлекаются и сверяется наличие приложений. Если будет обнаружено повреждение, отсутствие документа или приложения к нему, об этом сообщается отправителю.
3. предварительное распределение и рассмотрение
раскладывают (сортируют) документы по адресатам, потом эти документы забирают секретари этих подразделений, распределение нужно для прямоточности и быстроты движения документов.
4. регистрация
в день поступления документа для фиксации факта и времени поступления в учреждение делают отметку о поступлении в виде регистрационного штампа.
p.s. нерегистрируемые документы пропускают этот этап
5. передача документов
осуществляется в день поступления. Телеграммы и другие срочные документы передаются в первую очередь. Документы не должны лежать без действия – нарушается принцип быстроты перемещения.
6. рассмотрение руководством или специалистом, проставление резолюций
руководству направляют документы по принципиальным вопросам деятельности организации, а также те, которые содержат необходимую для руководства информацию. Эти документы составляют ≈ 20% от всей документации. Это делается для того, чтобы руководство не было перегружено избыточной информацией. Резолюции должны быть четкие и конкретные указания по его исполнению. Резолюция может быть основанием взятия документа на контроль
7. передача исполнителям
Если в документе указано несколько исполнителей, то документ им передается поочередно, либо размножается для одновременной работы над документом. Подлинник документа при этом направляется ответственному исполнителю, который указан в резолюции первым.
7. исполнение резолюций
работа с документом производится в день получения, срочные документы рассматриваются по мере получения. На этом этапе также документы не должны лежать без движения. Осуществляется ответственным исполнителем совместно с сотрудниками, указанными в этой резолюции. Документ (или его копия) до момента исполнения находится в рабочей папке исполнителя.
8. отправка ответных документов и подшивка в дело
При передаче ответного документа к нему следует прилагать документы (материалы), на основании которых он готовился, это облегчает работу руководителяи позволяет избежать вызова исполнителей. В дело документ и все относящиеся к нему материалы направляются тогда, когда работа над ответным документом полностью завершена. Подшивку документа в дело осуществляет секретарь или работник канцелярии.
II. ОТПРАВЛЯЕМЫЕ (ИСХОДЯЩИЕ) ДОКУМЕНТЫ
Документопоток исходящих документов состоит из:
1. ответных писем
2. инициативных писем
В процессе движения исходящих документов различают следующие этапы:
1. составление проекта документа
подготовленный проект представляется секретарю для проверки правильности исполнения оформления.
2. согласование проекта, его визирование (при необходимости)
при необходимости проект документа представляется специалистам для согласования и визирования.
3. подписание (и утверждение) документа
Неправильно оформленный документ возвращается исполнителю. Проект документа представляется руководителю на подпись. Исправленные руководителем проекты документов перепечатываются и представляются руководителю заново.
4. регистрация
подписанные документы регистрируются и передаются на отправку.
5. отправка документа
В службе экспедиции документы сортируются по адресам, их вкладывают в конверты, запечатывают, составляют список на заказную почту и сдают в отделение связи. Документы должны быть отправлены в день их поступления в канцелярию для отправки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|