Запись арифметических выражений.
Блок – схема.
Существует несколько способов записи алгоритма. Один из них блок-схема. Элементы блок-схемы – геометрические фигуры (прямоугольники, ромбы, окружности и т.д.), обозначают отдельные операции, условные переходы, состояния. Фигуры связаны стрелками, определяющими последовательность действий.
Начертить блок – схему расчета сопротивления цепи при изменении температуры t по следующей формуле:
где
m - сопротивление провода;
t0 - начальная температура;
tk - конечная температура;
S - сечение провода.
Температура (t) изменяется от 1 до 5 с шагом 0,5.
Алфавит языка.
Языком называется совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения.
Основой любого языка и языка программирования в частности является алфавит – конечный набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.
Буквы – прописные и строчные буквы латинского алфавита:
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ,
Abcdefghijklmnopqrstuvwxyz,
знак подчеркивания _;
десятичные цифры:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
шестнадцатеричные цифры:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F (или a b c d e f).
При написании программы используются следующие специальные символы:
+
| плюс
| –
| минус
| *
| звездочка
| /
| дробная черта
| >
| больше
| <
| меньше
| =
| равно
| ;
| точка с запятой
| #
| номер
| ¢
| апостроф
| ,
| запятая
| .
| точка
| :
| двоеточие
| [ ]
| квадратные скобки
| { }
| фигурные скобки
| $
| знак денежной единицы
| ( )
| круглые скобки
| ^
| тильда
| @
| коммерческое а
| Нет обозначения
| пробел
| Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:
: =
| присваивание
| < >
| не равно
| ..
| диапазон значений
| (* *)
| аналог для { }
| < =
| меньше или равно
| > =
| больше или равно
| (. .)
| аналог для [ ]
|
В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария.
Примечание. Русские буквы в программе могут быть использованы только в качестве текста примечаний или значений строковых переменных и констант.
Константы и переменные.
Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются.
Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная и константа принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.
Все переменные, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания переменных Var.
Раздел описания переменных имеет следующий вид:
Var V1, V2 … : type_identificator;
где V1, V2, … - список переменных, в котором имена переменных разделены запятой; type_identificator – тип переменных.
Например: a: real;
b, z: integer;
Если в программе используются переменные разных типов, то в разделе описания Varприводятся списки имен переменных каждого типа.
Кроме констант и переменных существуют типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами. Они описываются в разделе const, но для них должен указываться тип, как у переменных.
Правила записи имен переменных и констант:
1) Имена переменных и констант могут состоять только из букв латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания. При этом заглавные и прописные буквы не различаются;
2) Имя должно начинаться с буквы;
3) Длина имени не должна превышать 40 символов.
Типы данных в языке Pascal.
Язык программирования Turbo Pascal относится к классу типизированных языков программирования и имеет развитую систему типов данных. Все типы данных в языке Pascal делятся на простые и сложные. В простых типах существует деление на перечислимые и неперечислимые.
q Группа целых типов.
Название типа
| Иденти-фикатор
| Диапазон представления чисел
| Размер памяти
| Короткое целое со знаком
| Shortint
| -128 … 127
| 1 байт
| Целое со знаком
| Integer
| -32768 … 32767
| 2 байта
| Длинное целое со знаком
| Longint
| -2147483648…2147483647
| 4 байта
| Короткое целое без знака
| Byte
| 0…255
| 1 байт
| Целое без знака
| Word
| 0…65535
| 2 байта
| Например:
X: =135
q Группа вещественных типов.
Название типа
| Иденти-фикатор
| Диапазон представления чисел
| Размер памяти
| Вещественное одинарной точности
| Single
| от 1,5*10-45 до 3,4*1038
| 4 байт
| Вещественное
| Real
| от 2,9*10-39 до 1,7*1038
| 6 байта
| Вещественное двойной точности
| Double
| от 5,0*10-324 до 1,7*10308
| 8 байта
| Вещественное повышенной точности
| Extended
| от 3,4*10-4932 до 1,1*104932
| 10 байт
| Целое в формате вещественного
| Comp
| от –9,2*1018 до 9,2*1018
| 8 байта
| Например:
C: =135,689
q Группа булевских типов (Boolean)
Элемент этого типа может принимать лишь два логических значения: True (истина) или False (ложь).
q Символьный тип (Char)
Область допустимых значений – все символы таблицы ASCII, принятых для персональных компьютеров.
q Строковые типы (String)
Данный тип используется для описания строк.
Запись арифметических выражений.
Выражение состоит из констант и переменных, соединенных знаками операций и скобками. В Turbo Pascalвычисление Х2, , |Х|, ех, ln(х), sin(х), cos(х), arctang(х) осуществляется c помощью стандартных функций sqr(х), sqrt(х), abs(х), exp(х), ln(х), sin(х), cos(х), arctan(х).
Примеры записи арифметических выражений:
Математическая запись
| Запись в Turbo Pascal
|
|
(А+B)/(C+D)
| X2+2Y2
| sqr(Х)+2* sqr(Y) или Х*Х+2*Y*Y
| sinX-AB
| sin(X) – A*B
|
|
|
Инструкция присваивания.
В результате выполнения инструкции присваивания переменная получает значение. В общем виде инструкция присваивания выглядит так:
Имя:=Выражение
Например:
Y:= (А+B)/(C+D)
| R:=sqr(Х)+2*sqr(Y)
или R:=Х*Х+2*Y*Y
pi:=3.14
|
Выражения.
Выражение состоит из операндов и операторов. Операндами выражений могут быть константы или переменные. Операторы находятся между операндами и обозначают действия, выполняемые над операндами.
Оператор
| Действие
| +
| Сложение
| -
| Вычитание
| *
| Умножение
| /
| Деление
| div
| Деление нацело
| mod
| Вычисление остатка от деления
|
Например: (в1+в2+в3)/3.
Операторы *, /, div, mod имеют более высокий приоритет, чем операторы + и -. Для задания нужного порядка выполнения операций используются скобки.
.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|