Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4.5.Построение теней в перспективных проекциях.





План.

1. Построение теней при параллельных лучах света

2. Тень точки.

3. Построение тени призматических тел .

4. Тени цилиндрической столба с квадратной плитой .

5. Построение тени в арочном проеме .

6. Построение собственной тени сферы и поверхности вращения.

7. Построение тени карниза

8. Построение теней в интерьере.

· Построение теней при солнечном освещении

· Построение теней при рассеянном освещении

· Построение теней при точечном ис­точнике света.

Достоверность и реалистичность перспективного изображения зависят не только от правильности построений и соответствия выбранной точки зрения условиям натурного восприятия, но и от верной передачи на изображении реальной освещенности, от построения теней.

При построении теней в перспективе необходимо учитывать конкретные условия, в которых окажется проектируемое здание в натуре, в частности ориентацию здания, широту места, и верно передать на перспективном изображении реальное направление лучей.

 

1.Построение теней при параллельных лучах света

Построение теней в перспективе и аксонометрии имеет много общего.



Так же, как и в аксонометрии, для построения теней в перспективе необходимо иметь две проекции — перспективу луча и вторичную ее проекцию.

Но поскольку в основе перспективы — центральное проецирование, а не параллельное, то лучевые прямые, а также их проекции, параллельные в пространстве, имеют в перспективе свои точки схода.

При этом точки схода вторичных проекций лучей находятся на линии горизонта, так как источник света (солнце) считается удаленным в бесконечность.

В зависимости от направления лучей и положения источника света относительно зрителя и картины возможны три основные схемы построения теней (рис. 336).

На первой из них солнце находится позади зрителя, слева. При этом точка схода проекций лучей я расположена на горизонте, а точка схода самих лучей (перспектива солнца S) — ниже гори­зонта на одной вертикали с точкой s.

 


На второй схеме солнце расположено перед зрителем, справа. Точка схода вторичных проекций лучей находится на горизонте, а точка схода S перспектив лучей — выше горизонта.



 

 

 


На третьей схеме лучи света параллельны картинной плоскости, поэтому они изображаются и на перспективе параллельными, а вторичные их проекции — параллельными основанию картины.

 

 

При построении теней в перспекти­ве наиболее часто применяют направ­ление лучей света, изображенное на первой схеме.

Закономерности построения теней в ортогональных проекциях, установлен­ные во втором разделе, в основном со­храняются и при построении теней в перспективе, поэтому рассмотрим лишь несколько характерных примеров по­строения теней.


2. Тень точки.

Тенью точки, па­дающей на плоскость или поверхность, является точка пересечения светового луча, проходящего через данную точку, с плоскостью или поверхностью.

Поэто­му построение тени точки сводится к решению основной позиционной задачи на построение точки пересечения пря­мой с плоскостью или поверхностью.

Тень точки А на предметную плоскость (см. рис. 336) определяется как точка пересечения перспективы луча AS, про­ходящей через данную точку, с вторич­ной проекцией as луча.

 

 

3.Построение тени призматических тел (рис. 337).

4.На­правление лучей задано точками схода перспектив лучей S и вторичных проек­ций s.

Грани призм, находящиеся в соб­ственной тени, определяют с помощью вторичных проекций лучей, проведен­ных на предметной плоскости.

 

 

Другой признак следующий: если точка схода s вторичных проекций лучей находится за точкой F2 справа, то грани призм, линия схода которых проходит через точку F2, будут в собственной тени.



Те­ни от вертикальных ребер — направлены в точку схода s вторичных проекций лучей. Тени от горизонтальных ребер будут параллельны этим ребрам, а следовательно, точкой схода их перс­пектив будет точка схода F2.

Тень точки А может быть построена как точка пересечения светового луча с вертикальной гранью призмы с помощью вспомогательной лучевой секущей плоскости.

Она пересечет предметную плоскость по вторичной проекции аа0 луча, а грань призмы — по вертикали.

Пересечение светового луча с линией сечения определит падающую тень Ао точки А.

Проекциями этого луча будут: на горизонтальной плоскости — вторичная проекция аа0 с точкой схода s; на фронтальной проекции — контур падаю­щей тени а'А0 с точкой схода S' на вертикали, проходящей через точку схода F1; на профильной проекции — отрезок Аа" с точкой схода S", которая определяется в точке пересечения двух лини схода — вертикали F2S" и прямой SF1

4.Тени цилиндрической столба с квадратной плитой (рис. 338).

Этот пример свидетельствует о полной аналогии построения теней аксонометрии (см. рис. 271) и перспективе.

 

Отличие заключается в наличие на перспективном изображении двух точек схода перспектив параллельных ребер на линии горизонта и двух точек схода перспектив лучей S и их вторичных проекций s.


5.Построение тени в арочном проеме (рис. 339).

Тень в проеме определяется точками схода S u s.

Падающая тень на вертикальной плоскости проема от тенеобразующего ребра Аа построена с помощью вторичной проекции аа0 луча.

Чтобы построить контур собственной тени цилиндрической части проема — теневую образующую КК', надо спроецировать луч AAo на фасадную плоскость стены Аа'.

Далее следует провести касательную к кривой основания цилиндра параллельно найденной проекции Аа' луча.

Чтобы провести такую касательную, надо най­ти бесконечно удаленную точку схода S' проекции Аа', которая будет находиться на вертикали F2S' (проекция ис­точника света S на плоскость фасада объекта). В точке Mперспектива луча пересекает вторичную проекцию и предметную плоскость.

Световые лучи, проходящие через кромку проема — дугу АВК, образуют лучевую эллиптическую поверхность, образующие кото­рой сходятся в точке S.

В пересечении с полуцилиндром проема и вертикальной плоскостью на участке КА0 она образует контур падающей тени.

Промежуточные точки контура тени, например Во, строят аналогично точке—тени Ао

-

 

 


 

6.Построение собственной тени сферы и поверхности вращения (рис. 340).

Для построения собственной тени сферы (рис. 340, а) надо сначала построить перспективу экватора, а затем провести касатель­ные к экватору в точку схода s проекций лучей, которые определят точки 1, 2 тени, а затем — касательные к очерку сферы в точку схода S перспектив лучей, определив тем самым еще две точ­ки тени 3 и 4.

 

Через полученные точки проводят кривую контура собственной тени сферы — эллипс.

Аналогично строят собственную тень поверхности вращения (рис. 340, б).

 

Падающую тень от главки на ци­линдрическую поверхность барабана главы строят с помощью вертикальных лучевых сечений.

Точка 50 "исчезновения" тени может быть определена также обратным лучем, проведенным из точки 5Н пересечения контуров падающей тени на земной поверхности.


7.Построение тени карниза (рис. 341).

Для построения собствен­ных и падающих теней необходимо по­строить лучевое сечение профиля кар­низа.

В произвольном месте карниза проводят вертикальный отрезок, на ко­торый переносят членения карниза.

Че­рез точки 1, ..., 4 проводят прямые в точку схода sпроекций лучей до пере­сечения с соответствующими прямыми профиля карниза и вычерчивают луче­вое сечение.

В плоскости сечения про­водят в точку S лучи, касательные к построенному сечению, и определяют контуры собственных, а затем и падаю­щих теней.

Падающая тень на стену построена с помощью вторичных про­екций лучей.

Так, например, падающая тень точки А построена с помощью го­ризонтальной проекции Aа0, проведен­ной в точку s.

Точка пересечения а0 этой проекции луча со стеной определена на линии пересечения соответствующей горизонтальной плоскости раскреповки со стеной.

Через полученную точку проводят вертикаль до пересечения с перспективой луча.
8.Построение теней в интерьере.

Построение теней в интерьере представляет собой довольно сложную задачу.

Это объясняется, во-первых, на­личием различных источников освещения — солнечного, рассеянного или искусственного света и, во-вторых, в условиях освещения искусственными источниками света большое их число, разнообразие форм и расположения в современном интерьере делают задачу точного построения контуров теней довольно сложной.

В зависимости от вида источников освещения интерьера возможны три случая построения контуров теней:

1) при солнечном освещении, проникающем через оконные проемы;

2) при рассеянном (диффузном) дневном освещении;

3) при точечных источниках света.
Рассмотрим примеры построения контуров теней в интерьере при различном освещении.

Построение теней при солнечном освещении (рис. 342).

Солнечный свет, проникающий через оконный проем прямоугольной формы, образует на полу четкий и контрастный четырехугольник.

Прием построения контуров падающей тени аналогичен второй схе­ме на рис. 336.

Точки тени построены в пересечении перспективы луча с вто­ричной проекцией.

Падающая тень 3 60 на боковом откосе проема построена с помощью обратного луча 60 6o про­веденного из точки 60 пересечения кон­туров падающих теней от горизонталь­ного ребра 3 4 откоса и вертикально­го ребра 1—1.

Построение теней при рассеянном освещении (рис. 343).

При диффузном, рассеянном свете, проникающем через оконный проем, излучение света проис­ходит со всей площади проема.

Конту­ры теней как бы налагаются один на другой, их границы оказываются все бо­лее "размытыми" по мере удаления от светопроема.

Плоскости откосов осве­щены, поэтому вертикальные и горизонтальные ребра откосов проема, об­ращенные внутрь помещения, являют­ся тенеобразующими.

Из множества "светящихся" точек в проеме выделяют точки, расположенные в углах проема.

С помощью точек 1,2 и 3 строят падающиетени на полу, а с помощью точек 1 и 5 — на потолке.

Для построения те­чей необходимо спроецировать эти точки на те плоскости помещения, на которых должны быть построены тени: на пол (точки 1, 2), на потолок и боковую стену (5"). Затем проводят из "светящихся" точек перспективы лучевых прямых через тенеобразующие точки объекта до пересечения с вторичными проекциями лучей.

Так, например, из точки 1 проведены лучи и через углы стола до пересечения с горизон­тальной проекцией 1А1.

Аналогичным образом построена вторая тень А0В0 на полу от того же ребра крышки стола с помощью лучевых прямых, проведен­ных через "светящуюся" точку 3(3). Для построения теней на потолке проводят лучевую прямую из точки 4 или 5 и т. д.

Остальные построения не требуют пояснений.

Тени на полу и потолке помещения не будут однородными по тону. Участки тени образуют т.н. зоны "размывания" тени (полутень).

 


Построение теней при точечном ис­точнике света.

Как и в предыдущем слу­чае, при точечном источнике света лу­чевые прямые не параллельны между собой и не имеют точек схода, они пересекаются в "светящейся" точке в точке источника света. Падающие тени строят с помощью вторичной про­екции l светового луча, поэтому следует построить сначала проекции источника света L на те ограждающие плоскости интерьера, на которые надо будет стро­ить тени (рис. 344, а).

Для построения тени от точки А (рис. 344, б) через точку проводят луч LA, а через профильную проекцию l" источника света — вторичную проек­цию l" а" луча до пересечения с перспективой луча в искомой точке Ао.

Ана­логично построена тень точки В и вер­тикального шеста.

Вертикальная луче­вая плоскость, проходящая через отре­зок прямой Вb, пересекает пол по вто­ричной проекции lbлуча, а фронталь­ную стену — по вертикали.

Тени в про­стенках построены с помощью проек­ции l’c’ луча на фронтальную стену.

На рис. 345 приведен еще один пример по­строений теней в интерьере от точечно­го источника света.

Если источник света представляет собой "светящуюся площадь", контуры теней могут быть построены способом, который применен на рис. 343 при по­строении теней от рассеянного света, проникающего в оконный проем.

При нескольких точечных источниках света строят тени от каждого источника света в отдельности так, как это было сделано на рис. 343 — от точек 1 и 3.

Место наложения двух или нескольких падаю­щих теней называется полной тенью, несовпадающие части называют полу­тенью.

В результате наложения конту­ров теней происходит "высветление" внешних участков зоны тени в зависи­мости от числа источников света и их размещения в интерьере.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.