Сделай Сам Свою Работу на 5

Использовать термин «цель» можно в различных смыслах в зависимости от решаемой задачи.





Лекция 4

(4 часа)

(продолжение лекции по основам теории систем)

Понятие связи и цели. Виды связей. Обратная связь

Частое употребление понятия связи не сделало его ясным, четко очерченным по своему содержанию.

В диалектике проблема связи является одной из центральных. Учение диалектики о связях охватывает учение о мире как о едином связном целом, о причинности, о единстве и борьбе противоположностей, о взаимоотношении качества и количества и т.д.

Понятие связи входит в любое определение системы, оно обеспечивает возникновение и сохранениецелостных свойств системы. Одновременно это понятие характеризует и статику системы (ее строение) идинамику системы (ее функционирование).

Откуда возникает новое качество у системы, если оно отсутствовало у ее элементов? Действительно, у отдельных частей, например, деталей автомобиля, отсутствует способность быть транспортным средством. А вместе, будучи особым образом соединенными, они вдруг обретают это качество. Откуда же оно берется? Оно возникает благодаря связям в системе. Именно связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам. В этом и заключается "тайна" появления у систем новых качеств, отсутствовавших у элементов. Мы будем такие качества называть системными, интегральными, подчеркивая тем самым, что они присущи только системам, а не их отдельным элементам.

Осознание описанных выше свойств систем заставляет с особым вниманием отнестись к связям между окружающими нас предметами, людьми, процессами, идеями, т.е. ко всему, что соединившись, может приобрести новое, неожиданное, непредвиденное качество. "Системное" мышление, побуждая нас тщательно исследовать связи в системах, приводит к более глубокому пониманию причин многих явлений, которые в разрозненном, несвязанном виде казались случайными, но будучи объединенными в систему, помогают обнаруживать закономерности.



Так, многие экономические проблемы порождаются политическими причинами. Те, в свою очередь, коренятся в особенностях общественной психологии, которые, связаны с определенными историческими традициями и т.д.



Системный подход заставляет иными глазами посмотреть на эффективность функционирования систем: взаимодействие между частями системы оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей. Например, точная, эффективная работа отдела маркетинга фирмы не даст положительного результата, если не налажено его взаимодействие с производственными подразделениями, финансовым отделом, руководством фирмы и т.д.

Ни один из элементов сложной системы не может быть познан без учета его связей с другими элементами. Попытка изучить, например, деятельность предприятия, лишь расчленив его на подразделения, обречена на неудачу. Мы никогда не сумеем понять, почему та или иная компания добивается успеха, если будем изучать каждый ее цех по отдельности, вне связи с остальными.

Только общий дух корпорации, моральные и материальные стимулы, действующие на предприятии в целом, слаженность во взаимодействии подразделений, обусловленные общей стратегией, объясняют результат ее работы. Он вызывается интегральным качеством системы в целом, которое отсутствует у каждой части в отдельности, если части разъединить. Поэтому изучение сложных систем требует не только аналитического, расчленяющего подхода, но и иного - целостного, исследующего систему в единстве всех ее частей. Этот подход берет за основу не привычный нам анализ, а противоположный исследовательский прием - синтез, т.е. объединение частей, выявление системного качества, присущего лишь всей системе в целом.

 

Связь – это форма взаимных ограничений влияния элементов друг на друга; при отсутствии ограничений связь тоже отсутствует.



Связь – это совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы (зависимости односторонние и 2- сторонние – это уже взаимосвязи).

А установить связь между 2-мя элементами – это выявить наличие зависимости их свойств.

Под свойствомпонимают ту сторону элемента (объекта), которая обуславливает егоотличие от других объектов или сходство с ними и которая проявляется привзаимодействии с другими объектами.

Свойства проявляются только при взаимодействии с другими объектами или элементами одного объекта между собой.

Сам элемент в системе характеризуется только его внешнимипроявлениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элементами.

Каждый элементсистемы характеризуется несколькими n конкретными свойствами (весом, температурой, давлением, разрешающей способностью и т.д.), которые определяют его в данной системе однозначно.

Совокупность всех n свойств элемента называют состоянием элемента. Состояние это может изменяться в зависимости от различных факторов (внешней среды, времени, пространства и т.д.)

Последовательное изменение состояний элемента называется движениемэлемента.

Взаимодействие– это совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимодействия друг другу.

Состояние системы – совокупность состояний ее n элементов и связей между ними.

Реальная система не может находиться в любом состоянии, т.к. всегда существуют известные ограничения на ее состояние в виде некоторых внутренних и внешних факторов (пример: человек не может жить 1000 лет)

Возможные состояния реальной системы образуют в пространстве состояний системы некоторое подпространство – множество допустимыхсостояний системы.

Связиопределяют как ограничение степени свободы элементов, потому что, вступая в связь друг с другом, элементы утрачиваютчасть своих свойств, которыми они обладали в свободном состоянии.

Связи характеризуются силой (сильные, слабые), направлением(направленные, ненаправленные), характером или видом (связи управления, связи подчинения типа «ряд-вид-подвид», «часть-целое», связи порождения типа « причина-следствие», связи равноправные или безразличные).

По месту приложения связи делятся на внутренние и внешние. По направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах они делятся на прямые и обратные.

В конкретных системах связи м.б. одновременно охарактеризованы несколькимииз названных признаков.

Важную роль в моделировании систем играет понятие обратной связи.

 

Обратная связь

 

В системах с управлением обратнойсвязью называют связь, с помощью которой управляющая система (субъект управления) взаимодействует на объект управления. Обратная связь является средством гибкого управления, когда конкретное управляющее решение вырабатывается в зависимости от сложившейся ситуации.

Пример: светофор-система без обратной связи, т.к. движение транспорта регулируется по заранее заданной программе независимо от фактического потока транспорта, т.е. состояния системы на выходе.

Обратная связь м.б. положительной, т.е. сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра.

Например: кормление ребенка грудью: чем дольше кормишь, тем больше молока у матери. Снежная лавина - чем быстрее и дольше катится комок снега, тем больше снега он увлекает.

Обратная связь м.б. отрицательной, т.е. противодействующей тенденциям изменения выходного параметра. Говорят еще, что она направлена на сохранение требуемого значения этого параметра. Например: количества выпускаемой продукции, ее качества, ее себестоимости. Например, чем больше появляется мышей в поле и лесу, тем больше появляется лис, они поедают мышей и тем самым уменьшают их популяцию. Есть водоемы, в которых чем выше загрязнение, тем больше растет травы ряски, которая снижает уровень загрязненности.

Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к меняющимся условиям существования.

Как правило, в исследованиях выделяются внутренние и внешние связи, которые заслуживают особого внимания. Внешние связи системы – это ее связи со средой. Они проявляются в виде характерных свойств системы. Определение внешних связей позволяет отделитьсистему от окружающего мира и является необходимым начальным этапом исследования.

Обычно в задачах анализа требуется выяснить какими внутреннимисвязями обуславливаются интересующие исследователя свойства системы.

Поэтому основным содержанием СА являются определение структурных, функциональных, каузальных, информационных и пространственно-временных внутренних связей системы.

Выделение связей разных видов наряду с выделением элементовсистемы является существенным этапом СА и позволяет судить о сложности рассматриваемой системы.

Виды связей

Структурные связи – обычно подразделяются на иерархические, сетевые, древовидные и задают их в графовой или матричной форме.

Функциональные и пространственно-временные связи задают как функции (функционалы, операторы).

Каузальные (причинно-следственные) связи описывают на языке формальной логики.

Для описания информационных связей разрабатываются инфологические модели.

 

ЦЕЛЬ

В основе развития системы лежат понятия цели, целесообразности, целенаправленности.

Такие науки, как кибернетика, психология, философия уделяют большое внимание изучению этих понятий.

Понятие «цель» постоянно развивалось и развивается.

Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа в понятие цель вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений (человек вправе формулировать цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться) до конкретных целей-результатов, которых можно достигнуть в пределах некоторого интервала времени.

Цели (особенно в экономике) м.б. конкретными и неконкретными.

Конкретные цели иногда формулируют в терминах конечного продукта деятельности.

Пример конкретной цели – фирма желает увеличить свою прибыль на 5%, а способы достижения этой цели м.б. разными. М.б. поставлена задача достижения оптимального способа из возможных.

Пример неконкретной цели – добиться для фирмы благоприятной рыночной конъюнктуры. Но, раскрытие понятия «благоприятной» может включать целую сеть мер, уяснение и реализация каждой из которых своя, часто сложная задача. Здесь могут потребоваться серьезные исследования.

Использовать термин «цель» можно в различных смыслах в зависимости от решаемой задачи.

Под целью еще понимают модель желаемого будущего.

Цель может быть и побуждением к действию и, одновременно, и материальным воплощением, т.е. быть достижимой.

Такое диалектико-материалистическое понимание цели очень важно при проведении СА. При коллективном принятии решений необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется понятие цель, что в ее формулировке в большей степени д.б. отражено – идеальные устремления, которые помогут коллективу увидеть перспективы, или реальныевозможности, которые помогут своевременно завершить очередной этап на пути к желаемомубудущему.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.