Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроль влияния средств массовой информации





ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ ПРОТИВ ДЕТЕЙ

Важность профилактики для развития личности

Профилактика физического и сексуального оскорбления по отношению к ребенку имеет важное педагогическое значение, так как физическое и сексуальное оскорбление имеют свои последствием различные нарушения в развитии личности ребенка, а также снижение качества эмоциональной жизни, социальной жизни, реализации в межличностных отношениях, включая брак и семью. Одно из таких нарушений – это формирование психологии жертвы и искаженные представления о границах, благодаря которым по отношению к данной личности становятся более вероятными повторные преступления аналогичного характера. В некоторых случаях пережитый ребенком стресс может привести к психическому заболеванию.

Важность профилактики связана также и с тем, что дети особенно беззащитны по отношению к насилию. Так как имеют меньше, чем взрослые, физических, психологических и личностны ресурсов для защиты себя.

Статистика и реальность ситуации

В обществе, в средствах массовой информации циркулирует довольно-таки большое число мифов относительно сексуальных преступлений. В то же время реальный статистический материал помогает сориентироваться и сделать практические выводы.



Образ насильника

Так, например, по данным статистики 80% сексуальных преступлений по отношению к детям совершаются людьми, которых ребенок знает, и только 20% - людьми, незнакомыми ребенку. Эти данные показывают, что на самом деле большего внимания и контроля требует круг общения и образ жизни самих родителей, а также круг общения ребенка, вместо традиционного страха перед «незнакомым насильником».

Кто жертва?

Одновременно с этим требует осознания тот факт, что жертвами насилия становятся не только девочки, но и мальчики. По данным американской статистики, сексуальному оскорблению подверглись в возрасте до 16 лет каждая третья девочка и каждый четвертый мальчик, не менее 1 раза.

Что считать насилием?

Здесь необходимо уточнить, что возможны расхождения статистических данных по этому вопросу, так как в разных культурах разные ситуации могут определяться или не определяться как «насилие», как в юридическом смысле, так и в психологическом. В нашем традиционном представлении в категорию насилия, оскорбления, входят преимущественно случаи насилия, являющиеся очевидным основанием для обращения в судебные органы. В американском представлении в понятие сексуального оскорбления входит более широкий класс ситуаций, например, включающий сексуально окрашенные прикосновения или эксплуатация зависимости или непонимания того, что происходит, из-за возраста.



Место происшествия

Распространенное представление о месте происшествия состоит в том, что обычно это улица, парадная (подъезд) дома, пустынные, безлюдные места, для подростков – дополнительно «подключаются» вечеринки. Между тем, имеются еще достаточно часто встречающиеся «места» риска. Сексуальное и физическое оскорбление по отношению к ребенку часто происходит в «публичных» местах, где ребенок длительное время остается без родителей, будучи «перепоручен» другим взрослым, и потому наиболее беззащитен. Взрослые клиенты часто рассказывают о насилии со стороны взрослых несексуального или сексуально окрашенного характера, происходящего с ними в детском санатории, или когда они детьми находились в больнице, в пионерском летнем лагере, также в школе и в детском садике. К сожалению, это так. Это также может быть двор или школа, если речь идет об оскорблении со стороны сверстников или более старших детей. И также непосредственно может быть просто открытая улица, открытое общественное место. Особенно опасны места проезда и парковки автомашин, так как имеется возможность запереть жертву в автомобиль и быстро скрыться.



Пример 1. из рассказа клиентки: Женщина шла со своей дочерью по Невскому проспекту. Вдруг неожиданно из стоящего у обочины автомобиля выскочил мужчина, схватил девочку за волосы и стал затаскивать в автомобиль. Произошла драка, и женщина конечно же "отбила" свою дочь. А что было бы, если бы девочка гуляла по Невскому одна?

Направления профилактики насилия и оскорбления

Что могут сделать родители в семье для профилактики оскорбления и насилия по отношению к своему ребенку?

Профилактика может проводиться по следующим направлениям:

Информирование ребенка о правильном поведении

Правильное воспитание, исключающее, в том числе, формирование психологии жертвы.

Контроль влияния средств массовой информации

Исключение насильственных форм воздействия на ребенка в семье

Конфронтация насилию

Формирование взаимоотношений доверия в семье

Забота о защищающих условиях.

Информирование ребенка.

Информирование ребенка о возможно опасных для него ситуациях, и способах поведения в этих ситуациях, необходимо со стороны родителей, если нет возможности доверить это дело специалисту. При разговоре с детьми на данные темы важно самим быть в спокойном состоянии, чтобы не передать ребенку свою излишнюю тревожность и страхи, касающиеся данного вопроса. Дети очень интуитивны и достаточно хорошо угадывают то, что родители хотят спрятать под маской спокойствия, и могут заразиться вашим страхом. А страх имеет свойство сковывать инициативу, которая нужна как взрослому, так и ребенку для того, чтобы защитить свои границы в случае необходимости, или быстро ретироваться.

Дети должны получить информацию, что их тело принадлежит им самим, и никто без их разрешения и согласия не должен до них дотрагиваться. Здесь должна быть большая ясность в объяснениях, чтобы у ребенка сформировались «правила» общения, чтобы не было никакой размытости, неясности, в которой он, ребенок, мог бы запутаться, если, например, кто-либо захочет посадить ребенка к себе на колени, или просто погладить по голове. Важно научить ребенка говорить в этих ситуациях «нет», «я не хочу, чтобы ты трогал меня».

Важно также объяснять детям, что преступники по отношению к детям часто используют обман. Преступник, пытаясь проникнуть в квартиру, может назваться доктором, почтальоном, соседом с другого этажа, водопроводчиком и т.п., он также может назваться другом, приятелем, сослуживцем или знакомым матери, отца. Он даже может даже назвать их по имени, фамилии, отчеству. Но это вовсе не означает, что он знаком с родителями ребенка.

Один из моментов информирования ребенка, взаимосвязанный одновременно с воспитанием, касается наказаний. Важно объяснить ребенку, что наказать его за какой-либо проступок имеют право только родители или же педагог, которому родители «делегируют» свои полномочия на ограниченный промежуток времени, например – учителю на период пребывания в школе, и т.п. Другие взрослые при совершении проступка – должны обратиться к его родителям, но не имеют права его наказывать.

Опыт обнаруживает, что «оскорбители» используют этот прием, чтобы оказать психологическое давление на ребенка и объяснить свое поведение окружающим. Пример 2.: Попытка схватить и запереть ребенка в автомобиле, с объяснением того, что «он неправильно перешел дорогу и его надо отвезти в милицию».

2. Воспитание как профилактика (насилия и последствий насилия)

А. Современная традиция воспитания, к сожалению, формирует личность ребенка, удобного для взрослых, ребенка, получающего эмоциональное вознаграждение за послушное, безинициативное поведение, за подчинение. Ребенок, обученный таким образом постоянно радовать свое окружение, оказывается неспособен отклонить предложение, просьбу, и он также может быть «заворожен» приказом. Процесс личностного роста ребенка – это прежде всего процесс отделения от матери, от семьи, это рост способности принимать собственные, самостоятельные решения. Там, где в семье этого нет- формируется зависимая личность, и эту зависимость она повторяет во взаимоотношениях с другими людьми.

Оскорбления детей со стороны детей обусловлены потерей связи с семьей, с родителями, и высокой зависимостью от группы сверстников, что дает возможность последним манипулировать зависимым ребенком.

Под правильным воспитанием личности, способной дать отпор насилию. понимается прежде всего формирование автономной личности, умеющей говорить "нет". Анализ случаев насилия над детьми показывает, что насилие в большинстве случаев могло бы быть предотвращено в начальной стадии развития ситуации, если бы ребенок мог отклонить предложения взрослого.

Пример 3. из рассказа клиента: Мальчик дошкольного возраста 6-7 лет гулял в соседнем дворе (в городе) вместе с младшей сестрой. К ним на улице подошли двое незнакомых слегка подвыпивших мужчин и предложили пойти вместе с ними в дом, чтобы отдать им одежду и игрушки. Мальчик сказал, что он не пойдет, так как он интуитивно почувствовал. что это небезопасно, и что в парадной, если он войдет в дом, он будет более беззащитен, в сравнении с открытым пространством двора, просматриваемым из большого числа окон. Между тем его младшая сестра (около 3 лет) была намерена идти. Мальчик сильно держал ее за руку, хотя она пыталась вырваться, чтобы пойти вместе с мужчинами.

В данном случае также очевидно просматривается правило, что младший ребенок не может быть перепоручен взрослым под полную ответственность старшего ребенка.

Б. Дети в семьях, где активная защита себя и чувство гнева не одобряются ни при каких условиях, чаще имеют эмоциональные последствия случившегося в форме различных фобий.

Контроль влияния средств массовой информации

Ни для кого не секрет, что эпидемии различных инфекций наиболее быстро распространяются в городах, по сравнению с сельской местностью. Из-за большой скученности проживания люди интенсивнее влияют друг на друга, в том числе - и в информационном поле. Одним из источников такого информационного заражения являются средства массовой информации. Их влияние на взрослых, а также на детей, обусловлено в частности тем, что они воспринимаются как авторитетный источник информации.

Между тем, в СМИ зачастую, в искаженной форме описываются случаи насилия, методы насилия, замалчиваются их последствия. Огромное количество детских мультфильмов является иллюстрацией насилия, но без реальных последствий для героев. Дети могут воспринимать такие мультфильмы, как разрешения ударять, разрешать вопросы насильственными методами. игровые сюжеты мультфильмов не отражают реальности. в частности не содержат информации. что удары по голове могут вызвать сотрясения головного мозга, падения - переломы костей и т.п. Оберегите своего ребенка от того. чтобы он по незнанию не нанес вред другому ребенку, из непонимания последствий бездумных поступков как для себя самого, так и для другого ребенка.

Пример 4 из жизни: В день рождения мальчика (5 класс) родители выдали ему деньги, чтобы он смог отпраздновать свой день рождения с друзьями в ближайшем Макдональдсе (4 гостя). Дети отправились в Макдональдс без взрослых (!). В момент, когда именинник вышел в туалет, один из приглашенных под одобрительные взгляды остальных участников дня рождения подложил в напиток имениннику таблетку лекарства. После дня рождения по дороге домой ребенку стало плохо, он упал, не мог идти, стал терять сознание. Прохожие вызвали скорую помощь.

4.Исключение насильственных форм обращения в семье

Профилактика насильственных форм обращения в семье, включая физические наказания за проступки, ограничения свободы, такие, как запирание в помещении, обзывания и оскорбления, и т.п., увеличивают риск физического и эмоционального оскорбления ребенка другими лицами, так как ребенок привыкает к определенному стилю обращения с ним и начинает считать такое обращение нормой. Кроме того, воля к сопротивлению и способность сказать взрослому «нет» оказываются сломанными.

Конфронтация насилию

Следующее направление профилактики – это конфронтация насилию в жизни. Опыт работы с родителями обнаруживает множество случаев, когда родители знают, что по отношению к их ребенку было совершено насилие в детском учреждении, в форме «наказания за проступки» или же, как попытка дисциплинировать непослушного, заставить делать то, что считает нужным педагог. Все эти действия педагогов не соответствуют ни их званию, ни законодательству, ни этике. И в то же время, хотя действия педагога вредят развитию ребенка, родители в ряде случаев «пропускают это мимо», объясняя себе свое бездействие невозможностью забрать ребенка из учреждения, перевести его в другое учреждение, или тем, что к ребенку будут еще хуже относиться, если они заявят о случившемся администрации или самому педагогу. Однако, неэтичное поведение педагога может продолжаться, и в дальнейшем приведет к неоднократному психическому травмированию как данного ребенка, так и других детей.

Необходимо иметь также в виду, что травма наносится непосредственно не только самому ребенку, но также и остальным детям, ставшими свидетелями «наказания» или агрессивного поведения педагога, так как дети в такой ситуации думают, что и с ними могут поступить аналогично, если они совершат проступок, или у педагога будет плохое настроение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.