Сделай Сам Свою Работу на 5

Типологическая классификации языков мира





1. Что лежит в основе построения типологической классификации языков?

2. Дайте полную характеристику изолирующих языков.

3. В чем специфика агглютинирующих языков? В языках каких семей распространена агглютинация?

4. Перечислите отличительные особенности флективных (фузионных) языков.

5. Каковы характерные черты полисинтетических (инкорпорирующих) языков?

Задания и упражнения

1. Переведите на изучаемый западноевропейский язык (английский, немецкий, французский, итальянский) следующие русские словосочетания. Обратите внимание на те случаи, когда способы выражения грамматических отношений между словами в двух языках не совпадают. С какими различиями в грамматическом строе сопоставляемых языков это связано?

Слова отца, жду поезда, идем лесом, лучший подарок, платье из шерстяной ткани, чтение книги, пахнет дымом, мои родители, с пятью книгами, мне стыдно.

2. Продемонстрируйте свойства агглютинативной аффиксации на примере следующих русских словоформ:

дотроньтесь-ка, понавыписывала, перебрасывающихся.

3. Сравните приведенные ниже словосочетания русского и узбекского языков. Какие сходства и различия в грамматическом строе двух языков обнаруживаются при этом? К какому типу относится узбекский язык в типологической классификации?



 

Хорошая книга яхши китоб
хороший дом яхши уй
хорошие дома яхши уйлар
хорошим книгам яхши китобларга
в хороших домах яхши уйларда
без хороших книг яхши китобларсиз
дома хороши уйлар яхши

СеминарСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

Ареальная классификации языков мира.

Языковые союзы. Языковые контакты

1. Что лежит в основе ареальной классификации языков?

2. Что такое языковой союз?

Назовите известные языковые союзы, перечислите черты, общие для языков, входящих в эти союзы.

3. Что понимается под культурно-языковым союзом? В чем состоит его особенность?

Назовите известные вам культурно-языковые союзы, а также основные факторы их образования.

4. Охарактеризуйте различные типы исторических языковых контактов. Каковы условия их существования?

Что такое скрещивание языков? Определите понятия «субстрат», «суперстрат» и «адстрат».



Каковы специфические особенности языков-пиджинов? Укажите на карте мира территории их распространения.

Что такое креольские языки?

Что понимается под смешением языков? На каких территориях оно происходит?

Дайте определение понятию смена языков.

5. Перечислите так называемые мировые языки – языки, принятые в качестве официальных средств общения в ООН и других международных организациях. Совпадает ли этот перечень со списком языков, наиболее распространенных на земном шаре? Если нет, то почему?

Термины к семинарским занятиям 14‑16

cемья языков, группа/ветвь языков, подгруппа языков, сравнительно-исторический метод, изолирующие языки, флективные (фузионные) языки, агглютинирующие языки, полисинтетические (инкорпорирующие) языки, языковой союз, языковые контакты, билингвизм, полилингвизм, интерференция, субстрат, суперстрат, адстрат, пиджины, креольские языки.

 

Темы сообщений

Ностратическая гипотеза В. М. Иллича-Свитыча (Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь. М., 1971. Т. 1.; «Знание – сила», 1985, № 7).

Литература к семинарским занятиям 14‑16

Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков (предисл. Эйтчисона Дж.). М., 1998.

Мейе А. Вопросы методики сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. М., 1956.

Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

Плунгян В. А. Почему языки такие разные? М., 1997.

Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. 1975.



Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Вопросы языкознания. 1958. № 1.

Эдельман Д. И. К теории языкового союза // Вопросы языкознания. 1978. № 3.


 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «введение в языкознание»

Варианты вопросов и заданий к контрольной работе по теме «Фонетика и фонология»

Вариант 1

1. Затранскрибируйте предложение.

Неизвестно почему, я не понял мгновенно, что эта легкая походка лишь сыграна.

2. Дайте характеристику всем фонетическим процессам, представленным в данной фразе.

3. Дайте полную характеристику звукового состава подчеркнутых слов.

4. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: лен – сон, ком – ром, их – ах.

5. Дайте определения терминам консонантизм, фонема.

6. Какими способами может осуществляться словесное ударение? Охарактеризуйте словесное ударение в русском языке.

Вариант 2

1. Затранскрибируйте предложение.

Легкий ветерок, пробежав по верхушкам берез, золоченных солнцем, улегся на поляне.

2. Дайте характеристику всем фонетическим процессам, представленным в данной фразе.

3. Дайте полную характеристику звукового состава подчеркнутых слов.

4. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: мал – дал, бить – рыть, ум им.

5. Дайте определения терминам аффриката, аккомодация.

6. Что такое слог? Перечислите и проиллюстрируйте примерами различные типы слогов. Какие теории слогораздела вам известны? В чем состоит их сущность?

Вариант 3

  1. Затранскрибируйте предложение.

Безысходность и чувство потери затмили солнце и тяжким грузом легли на сердце.

2. Дайте характеристику всем фонетическим процессам, представленным в данной фразе.

3. Дайте полную характеристику звукового состава подчеркнутых слов.

4. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: док – рок, торт – сорт, вал – зал.

5. Дайте определения терминам артикуляционная база, вариация фонемы.

6. Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

Вариант 4

1. Затранскрибируйте предложение.

Близкий друг принес грустное известие об исчезновении лодки и всей команды «Легкого».

2. Дайте характеристику всем фонетическим процессам, представленным в данной фразе.

3. Дайте полную характеристику звукового состава подчеркнутых слов.

4. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: был – пил, зал – жал, ил – ал.

5. Дайте определения терминам комбинаторные изменения, динамическое ударение.

6. Представьте основные отличия гласных звуков от согласных.

Вариант 5

1. Затранскрибируйте предложение.

Неожиданная встреча в Италии сделала его жизнь легкой и радостной.

2. Дайте характеристику всем фонетическим процессам, представленным в данной фразе.

3. Дайте полную характеристику звукового состава подчеркнутых слов.

4. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: тир – пир, риск – писк, лук – сук.

5. Дайте определения терминам фонетика, чередование.

6. Охарактеризуйте акустические параметры согласных звуков.

Вариант 6

1. Затранскрибируйте предложение.

Разведка подтверждала, что во время праздника в Истамбуле возможен взрыв.

2. Дайте характеристику всем фонетическим процессам, представленным в данной фразе.

3. Дайте полную характеристику звукового состава подчеркнутых слов.

4. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: лис – рис, вол- тол, ас – ус.

5. Дайте определения терминам вариант фонемы, позиционные изменения.

6. Перечислите типы артикуляционных признаков гласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

Варианты вопросов и заданий к коллоквиуму

по теме «Грамматика»

Вариант 1

1. Грамматика как наука и ее разделы. Дайте определения и сформулируйте объект и предмет изучения каждого раздела (приведите примеры).

2. Определите термины: грамматическая форма, род.

3. Определите, в каких из следующих слов имеется нулевая морфема, определите ее грамматическое значение:

шей, стой, замуж, синь, домой, бел, потолок, ног, вслед.

4. Определите, по какой словообразовательной модели образованы эти слова.Приведите другие слова, образованные по этой модели:

головоломка, босоножка, чернослив, вертихвостка.

Вариант 2

1. Морфема как языковая единица, ее отличие от слова и фонемы.

2. Определите термины: непроизводная (немотивированная)основа, редупликация.

3. Есть ли в данном ряду противопоставлений такие словоформы, различие в значениях которых можно считать словоизменительным?

Жеребец – жеребенок, возить – возиться, искать – найти, я – мы, хороший – посредственный, крутить – перекрутить, картофелина – картофель, цепь – цепи, белый – белее.

4. Определите, в каких из следующих слов имеется нулевая морфема, определите ее грамматическое значение:

брось, вдоль, гусь, школ, беж, прочь, настежь, мой, рожь.

Вариант 3

1. Представьте подкрепленные примерами различные классификации типов морфем.

2. Определите термины: дериват, словообразовательная модель.

3. Определите, в каких из следующих слов имеется нулевая морфема, определите ее грамматическое значение:

брысь, вновь, дорог, верх, вверх, мысль, через, их, долой.

4. Определите, сколько омонимичных аффиксов и с какими значениями представлено в следующих русских словоформах.

Стена, ворча, алыча, молча, дома, юноша, облака, колея, она, кошка, высока, окна, рукава, пыля, моря, братья, свежа, прошла, спальня, издавна, сватья, когда, сабля, не дыша.

Вариант 4

1. Определите термины, иллюстрируя их своими примерами: словообразовательная модель, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма.

2. Что такое основа? Типы основ по структуре и по функции (приведите примеры).

3. Определите, в каких из следующих слов имеется нулевая морфема, определите ее грамматическое значение:

авось, лосось, тех, утех, утешь, ввысь, мелочь, прок, впрок.

4. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов:

ножом – потом; стеной – домой; вобрать – водить; ободрать – обонять; косточка – ласточка; отобрать – отоварить.

Вариант 5

1. Основные способы словообразования (проиллюстрируйте свой ответ примерами).

2. Определите термины: морфема, грамматическая категория.

3. Определите, какой грамматический способ использован при образовании следующих словоформ:

газета – газеты – газете; изучить – изучать; ты – вы; трудный – самый трудный; двери – двери; человек – люди; возродить – возрождать; играет – пусть играет.

4. Определите, сколько омонимичных аффиксов и с какими значениями представлено в следующих русских словоформах.

Золотой, больной, постой, рукой, городовой, тобой, доской, мой, одной, водопой, молодой, новой, землёй, колодой, петлёй, порой, ногой, бородой, спой, жадной.

Вариант 6

1. Исторические изменения в составе слова: опрощение, переразложение и усложнение (проиллюстрируйте своими примерами).

2. Определите термины: циркумфикс (конфикс), грамматическая категория.

3. Выделите из приведённых словоформ те, которые имеют нулевой показатель. Какие значения этим показателем выражены?

Стол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера.

4. В следующих словах выявите производящую основу:

необходимость, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Вариант 7

1. Определите понятие «грамматическое значение»? Назовите отличия грамматического значения от лексического.

2. Определите термины: словообразовательная(деривационная)морфема, усложнение.

3. Разграничьте разные слова и формы одного слова:

вода – водить – водящий – вождь – ведущий – водичка – водой – водяной – водник – ведёт – вожу – водянистый;

4. Укажите способ образования слов, выделив словобразовательные форманты:

запрыгать, кулак ‘зажиточный крестьянин’, книготорговля, резвиться, беленький, тяжелораненый, разнервничаться, булочная, пришкольный, приговор.

Вариант 8

1. Словообразовательные и словоизменительные грамматические значения (проиллюстрируйте свой ответ примерами).

2. Определите термины: флексия, словообразовательная парадигма.

3. Разграничьте разные слова и формы одного слова:

плавать – плавник – поплыву – плавка – плывун – заплыв – плавающий – плыви – плавание – сплав – плавиться – буду плавать – переплыть – отплытие.

4. В следующих словах выявите производящую основу:

невидимка, весельчак, путёвка, читальня, фронтовик, предрассветный, переносчик, собеседование.

Вариант 9

1. Грамматическая форма слова и парадигма, словоформа и лексема: соотношение понятий (проиллюстрируйте свой ответ примерами).

2. Определите термины: агглютинация, основа.

3. Сколько различных корней в следующих словах? Сгруппируйте эти слова по общности корня и докажите правильность решения:

топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить

4. Определите, какие грамматические значения и какими грамматическими способами выражены в следующих парах словоформ:

книга – книгу, я –меня, читаю – буду читать, сидишь – сидит, напишу – напишем, даем – дадим, пилЫ – пИлы, плохо – хуже, теплый – самый теплый, иду – шел.

Вариант 10

1. Назовите известные вам синтетические и аналитические средства выражения грамматических значений (проиллюстрируйте свой ответ примерами).

2. Определить термины: производящая(мотивирующая) основа, переразложение.

3. Укажите, в каких из приведенных словоформ есть нулевые показатели и какие грамматические значения этими показателями выражены:

стол, еще, коров, лучи, вперед, стекло, лугов, обед, стой, май

4. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов:

ножом – потом; стеной – домой; вобрать – водить; ободрать – обонять; косточка – ласточка; отобрать – отоварить.

Вариант 11

1.Определите понятие «грамматической категории». Типы грамматических категорий.

2.Определите термины: производная (мотивированная)основа, супплетивизм.

3. Определите, какие грамматические значения и какими грамматическими способами выражены в следующих парах словоформ:

лЕса – лесА, читал – читала, избегать – избежать, светлый – светлее, везу – вез, насыпать – насыпать, черный – черная, вымыл – был вымыт, мой – моего, прыгать – прыгнуть

4.Укажите способ образования слов, выделив словообразовательные форманты:

взморье, сотоварищ, земляк, бабка ‘одна из парных частей токарного станка’, переговариваться, заведующий, пятиклассница, зелень, подружка, атомоход.

Вариант 12

1.Основные грамматические категории глагола в языках мира (лицо-число, наклонение-время, аспект, залог) и их состав.

2. Определите термины: деривация,внутренняя флексия.

3. Определите, какие грамматические значения и какими грамматическими способами выражены в следующих парах словоформ:

много – больше, сковать – сковывать, милый – милейший, чудо – чудеса, падаю – упал, придем – придете, стола – стола, она – ее, белый – белого, сказал – сказала.

4. Разграничьте разные слова и формы одного слова (словоформы одной лексемы):

класть – поклажа – кладь – положу – лежит – клад – кладовая – лежащий – кладью – клАду – кладУ – положенный.

Вариант 13

1. Основные грамматические категории имени существительного в языках мира (падеж, число, класс/род, определенность/неопределенность) и их состав).

2. Определите термины: словообразовательный тип,служебное слово.

3.Определите, сколько омонимичных аффиксов и с какими значениями представлено в следующих русских словоформах.

Золотой, больной, постой, рукой, городовой, тобой, доской, мой, одной, водопой, молодой, новой, землёй, колодой, петлёй, порой, ногой, бородой, спой, жадной.

4. Разделите словоформы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения и какими грамматическими способами в них выражены?

НасЫпать – насыпАть, говоришь – говорит, добрый – добрейший, тёмный – более тёмный, лЕса – лесА, тёплый – самый тёплый, бегать – прибежать, малый – меньший, ходил – ходила, везу – вёз, автобус обогнал троллейбус – троллейбус обогнал автобус.

Вариант 14

1. Охарактеризуйте агглютинацию и фузию как две тенденции аффиксации в языках мира.

2. Определите термины: наклонение, инфикс.

3. Определите, сколько омонимичных аффиксов и с какими значениями представлено в следующих русских словоформах.

Стена, ворча, алыча, молча, дома, юноша, облака, колея, она, кошка, высока, окна, рукава, пыля, моря, братья, свежа, прошла, спальня, издавна, сватья, когда, сабля, не дыша.

4. Сколько различных корней в следующих словах? Сгруппируйте эти слова по общности корня и докажите правильность решения:

вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник.

Вариант 15

1. Словообразовательные и словоизменительные грамматические значения (проиллюстрируйте свой ответ примерами).

2. Определите термины: постфикс,словообразовательное гнездо.

3. Разделите словоформы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения и как в них выражены?

Будем читать, моего, было написано, трёх, прочитает, настоящий, на столе, о бабушке, к бабушке, манто, везу, дал бы, пошёл, ушедший, наилучший, самый высокий, люди, бросаете, ниже, всех, более чёткий, говорящим, простейшее, белый-белый, телята, рассказывай.

4. В следующих словах укажите омонимичные аффиксы. Аргументируйте ответ:

море, шире, сестре, (о) добре.


ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ Вопросы

1. Язык как общественное явление. Основные функции языка.

2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка.

3. Язык и речь. Единицы языка и речи.

4. Происхождение языка. Наиболее распространенные теории происхождения языка.

5. Письмо как система коммуникации при помощи графических знаков. Основные этапы истории развития письма. Типы современного письма.

6. Фонетическое письмо и его разновидности.

7. Графика и орфография. Принципы орфографии в русском языке и в изучаемом Вами.

8. Фонетика как научная дисциплина. Три аспекта изучения звуков речи.

9. Принципы классификации гласных звуков.

10. Принципы классификации согласных звуков.

11. Фонетическое членение речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Типы слогов. Суперсегментные единицы звукового потока.

12. Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики.

13. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Понятие оппозиции в фонологии.

14. Сильные и слабые позиции фонем. Варианты и вариации фонем. Нейтрализация фонем.

15. Комбинаторные изменения фонем в потоке речи.

16. Позиционные изменения фонем в потоке. Исторические чередования звуков.

17. Лексическое и грамматическое значение слова.

18. Соотношение понятий «грамматическая форма слова» и «словоформа». Понятие грамматической парадигмы.

19. Грамматическая категория. Категории формообразовательные и классификационные (словоизменительные и несловоизменительные), другие типы грамматических категорий.

20. Основные грамматические категории имени (в русском и других языках).

21. Основные грамматические категории глагола (в русском и других языках).

22. Аффиксация как грамматический способ. Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации.

23. Грамматические способы как средства выражения грамматических значений (кроме аффиксации).

24. Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции.

25. Основа слова. Типы основ по структуре и по функции.

26. Основные способы словообразования.

27. Исторические изменения в составе слова (опрощение, переразложение, усложнение).

28. Части речи и критерии их разграничения. Система частей речи в русском и изучаемом языке.

29. Словосочетание. Типы словосочетаний.

30. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, изафет.

31. Сочинение, координация, соположение, тяготение – типы связи слов, характерные для предложения.

32. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как основной признак предложения. Понятие об элементарном простом предложении и его модели.

33. Предложение с точки зрения его структурного (формального) устройства. Члены предложения и критерии их выделения и разграничения.

34. Предложение в коммуникативном аспекте (целеустановка, актуальное членение). Тема и рема.

35. Предложение с точки зрения его смыслового устройства. Понятие о пропозиции. Диктум и модус.

36. Языковые контакты. Типы языковых контактов, явления субстрата и суперстрата.

37. Креольские языки. Пиджины. Причины возникновения, языковые особенности, зоны распространения.

38. Понятие языкового и культурно-языкового союзов.

39. Основные типы языков, выделяемые по морфологическому принципу.

40. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.

41. Семья, ветвь (группа), подгруппа как основные понятия, используемые в генеалогической классификации языков. Основные языковые семьи.

42. Индоевропейская семья языков. Зоны распространения основных языков этой семьи.

 


СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и учебные пособия

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001.

Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 1978.

Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. М., 1999.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М., 1987.

Кочергина В. А. Введение в языковедение. М., 1979.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1998.

Норман Б. Ю. Основы языкознания. Минск, 1996.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1996.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

Широков О. С. Введение в языкознание. М., 1985.

Справочные издания и хрестоматии

Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков (предисл. Эйтчисона Дж.). М., 1998.

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

Брук С. И. Население мира. Этнодемографический справочник. Изд. 2-е, исправл. И доп. М., 1986.

Васильева Н. В. и др. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.

Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. М., 2001.

Лингвистика XX века: система и структура языка: Хрестоматия / Сост. Е. А. Красина. М., 2004. Ч. I, II.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Отечественная лингвистика: от А. А. Потебни до В. В. Виноградова: Хрестоматия / Сост. Е. А. Красина. М., 2006.

Ломов А. М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка. М., 2007.

Немченко В. Н. Основные понятия морфемики в терминах. Краткий словарь-справочник. Красноярск, 1985.

Немченко В. Н. Основные понятия словообразования в терминах. Краткий словарь-справочник. Красноярск, 1985.

Потапов В. В. Краткий лингвистический справочник: языки и письменность. М., 1997.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 2000.

Сборники упражнений и задач[6]

Зиндер Л. Р. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1998.

Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985.

Кондрашов Н. А., Копосов Л. Ф., Рупосова Л. П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М., 1985.

Мучник И. П. Введение в языкознание. Сборник задач и упражнений. М., 1961.

Норман Б. Ю. Лингвистические задачи: уч. Пособие. М.: Флинта: Наука, 2008.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гельб И. Е. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М., 1982.

Донских О. А. К истокам языка. Новосибирск, 1988.

Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1977.

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

Матусевич М. И. Введение в общую фонетику. Л., 1959 (и др. издания).

Мейе А. Вопросы методики сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. М., 1956.

Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

Павленко Н. А. История письма. Минск, 1987.

Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967 (и др. издания).

Плунгян В. А. Почему языки такие разные? М., 1997.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М., 1971.

Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1971.

Тайны древних письмен. Проблемы дешифровки. М., 1976.

Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Вопросы языкознания. 1958. № 1.

Фридрих И. История письма. М., 1979.

Черемисина М. И. Язык как явление действительности и объект лингвистики. Новосибирск, 1998.

Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983.

Эдельман Д. И. К теории языкового союза // Вопросы языкознания. 1978. № 3.

Якушкин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………. 3

Организационно-методический раздел …………………………………….. 3

Содержание дисциплины «Введение в языкознание»……………………… 5

Планы семинарских занятий……………………………………………….. 11

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Варианты вопросов и заданий к контрольной работе по теме «Фонетика и фонология»………. 37

Варианты вопросов и заданий к коллоквиуму по теме «Грамматика»….. 39

Примерные экзаменационные вопросы……………………………………. 45

Список обязательной литературы……………………………………………47

Список дополнительной литературы………………………………………. 48

Содержание…………………………………………………………………… 49


Учебное издание

 

 

Белица Татьяна Ивановна

 

 

ВВЕДЕНИЕ В языкознание

Учебно-методический комплекс

 


[1] Тема выносится на семинарское занятие и предполагает самостоятельную подготовку студентов, включающую выступление с докладами по заданной теме.

[2] Тема выносится на семинарское занятие и предполагает самостоятельную подготовку студентов, включающую выступление с докладами по заданной теме.

[3] Тема выносится на семинарское занятие и предполагает самостоятельную подготовку студентов, включающую выступление с докладами по заданной теме.

[4] Тема выносится на семинарское занятие и предполагает самостоятельную подготовку студентов.

[5] В списки литературы по темам не включены учебники и учебные пособия, а также справочные издания, перечисленные в списке обязательной литературы на с. 47 учебно-методического комплекса.

[6] В данном учебном пособии использованы некоторые задания и упражнения из приведенных ниже изданий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.