Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема познания в трагедии Гете «Фауст» (1 часть)





Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Воронежский Государственный Университет»

 

Тихонова О.В.

 

 

История западноевропейской литературы XVII–XVIII вв. Барокко, классицизм, Просвещение.

Практические занятия.

 

Учебно-методическое пособие для вузов

 

Воронеж 2010

 

 

Утверждено научно-методическим советом филологического факультета

18 февраля 2010г., протокол № 5

 

 

Рецензент преп., к.ф.н. Фролова А.В.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского госуниверситета.

 

 

Рекомендуется для студентов 2 курса филологического факультета дневной формы обучения.

 

 

Для специальности: 031001 (520300) – Филология

 

Тематический план курса

 

№ п/п Название темы Лекции (час) Практич. занятия (час) Формы текущего контроля
1. Общая характеристика исторического и литературного процесса в раннебуржуазную эпоху. Направления и стили в искусстве XVII в. 1. Особенности литературного процесса в европейских странах. Борьба направлений и стилей. Ренессансная традиция, барокко и классицизм.    
2. Испанская литература XVII в. 2. Барокко в испанской литературе XVII века. Драматургия. 1. Тема любви в испанской барочной и ренессансной поэзии XVII в.  
3. Французская литература XVII века. 3. Классицизм во Франции XVII в. Драматургия (трагедия и комедия). 2. Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля) 3. «Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии. Письменный блиц-опрос по материалу лекций и практических занятий (XVII в.): основные понятия, направления жанры; английская и немецкая литературa XVII в.
4. Исторический и литературный процесс в XVIII в. Просветительство. 4. Понятие о Просвещении. Просветительство в Англии. 4. Английская и немецкая литературa XVII века.  
5. Английская литература XVIII века.   5. Развитие английского романа эпохи Просвещения. Ранний период (Свифт, Дефо). 5. Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествия Гулливера» (по 1-й части).  
    6. Развитие английского романа сер.– 2-й пол. XVIII века (Ричардсон, Филдинг, Стерн).      
6. Французская литература XVIII века. 7. Литературный процесс во Франции. Специфика развития Просвещения. Развитие прозаических жанров. 6. Философская повесть в творчестве Вольтера. 7. Человек, природа и общество в творчестве Дидро («Монахиня») и Руссо («Новая Элоиза»).  
7.   Немецкая литература XVIII века. 8. Просвещение в Германии. Этапы. Тенденции. Направления.      
    9. Понятие о «Буре и натиске» и «Веймарской классике». Творчество Гёте и Шиллера на разных этапах. 8. Особенности драматургической манеры Шиллера (по пьесе «Разбойники»). 9. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст» (1 часть). Письменный блиц-опрос по материалам лекций и практических занятий (XVIII в.).

 





 

Темы и планы практических занятий

I.

Темы любви и смерти в поэзии барокко и Ренессанса

(занятие проводится без подготовки, по предложенным текстам – см. Приложения)

1. Прочитать предлагаемые тексты (Шекспира, Кеведо, Гонгоры, Донна).

2. Обозначить при анализе темы красоты мира и человека, соотнести их между собой. Какие художественные средства используют поэты?

3. Концепция смерти. Соотношение тем смерти и красоты.

4. В чём заключается новизна трактовки тем смерти и красоты поэтами XVII в.? В чём преемственность ренессансной и барочной трактовки?

II.

Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля)

1. История создания трагедии «Сид». Особенности обработки известного материала.



2. Конфликт трагедии и система персонажей.

3. Образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.

4. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.

5. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида».

6. Тип классицистического героя. Основные черты.

Литература:

для конспектирования

1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме / А.А. Аникст. – М. : Наука, 1967. – 456 с.

2. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. / Д.Д. Обломиевский. – М. : Наука, 1966. – 375 с.

3. Сигал Н.А. Корнель / Н.А. Сигал. – Л.; М. : Искусство, 1957. – 260с.

дополнительная –

1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская. [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М. : Высш. шк. : Academia, 2001. – 254 с.

2.История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др.] – М. : Высш. школа, 1987.– 543 с.

 

 

III.

«Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии

1. История создания комедий, их злободневность. Объекты критики.

2. Образ Тартюфа. Сатирическое содержание, способы создания образа.

3. Образ Оргона и проблема комического.

4. Образ Дорины и проблема здравого смысла.

5. Конфликт в комедии «Мизантроп».

6. Альцест и Филинт, трактовка их образов в критике.

7. Комическое в «Мизантропе» и проблема здравого смысла.

8. Жанровое своеобразие пьес.

Литература:

Прочитать пьесы Мольера «Тартюф» и «Мизантроп».

для конспектирования

1. Гликман И. Мольер / И. Гликман. – М.; Л. : Худож. лит., 1966. – 279 с.

2. Штейн А.Л. Весёлое искусство комедии / А.Л. Штейн. – М. : Худож. лит., 1990. – 290 с.

3. От Эсхила до Флобера / под ред. С.Н. Филюшкиной и Т.Г. Струковой – Воронеж : Родная речь, 1994. – 172 с.

дополнительная –

1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М. : Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с.

2.История французской литературы / Л.Г. Андреев, [и др.] – М. : Высш. школа, 1987.– 543 с.

IV.

Английская и немецкая литературы XVII в.

1. Английская литература XVII в.

а) Общая характеристика. Основные тенденции.

б) «Метафизическая школа». Дж. Донн;

в) Место и специфика творчества Мильтона;

2. Немецкая литература XVII в.

а) Основные тенденции;

б) Поэзия и драматургия. Грифиус;

в) Роман. Гриммельсгаузен.

Литература:

1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М. : Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с. ИЛИИстория зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под ред. З.И. Плавскина. – М. : Высш.шк., 1987. – 248 с.

2. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – М. : Наука – Т.4. –

V.

Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера» (по 4 части)

1. Композиция 4 части. Выявить соотношение сюжетного повествования и памфлетно-публицистических характеристик.

2. Критика общественно-политической жизни Англии. Примеры по тексту.

3. Средства сатирического обличения (контраст, фантастика, дидактика, гротеск, ирония, сарказм, «остранение»).

4. Положительные общественный и нравственный идеалы автора. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу. Образ Гулливера и авторская позиция.

Литература:

Прочитать роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» (4 часть)

для конспектирования –

1. Муравьёв В. Путешествие с Гулливером / В. Муравьёв. – М. : Книга, 1972. – 207 с.

2. Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы / А.Л. Штейн. – М. : Худож. лит., 1988. – 319 с.

 

дополнительная –

1. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения / А.А. Елистратова. – М. : Наука,1966. – 472 с.

2. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др. ; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.

 

VI.

Философская повесть в творчестве Вольтера

1. Творчество Вольтера. Особенности классицизма. Поэзия и драматургия.

2. Жанр философской повести в творчестве Вольтера:

а) Особенности создания и связь с философским творчеством.

б) Соотношение формы и содержания в философских повестях. Образы главных героев и их функции.

в) Композиция и проблема концовки.

Литература:

1. Прочитать одну повесть Вольтера («Кандид» или «Простодушный») – в любом издании.

2. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др. ; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.

3. История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др.] – М. : Высш. школа, 1987. – 543 с.

VII.

Человек, природа и общество в творчестве Дидро и Руссо

1. Особенности развития Просвещения во Франции в 1750–60-е гг. Место в нём Дидро и Руссо

2. Творчество и деятельность Дидро. Философия, религиозная позиция, социальная программа (трактаты).

3. Концепция человеческой природы и просветительская программа в романе «Монахиня».

4. Особенности личности и творчество Руссо.

5. Общественная и этическая программа Руссо (трактаты).

6. Развитие просветительских идей в романе «Новая Элоиза». Концепция личности в сентиментализме. Новый тип романа.

7. Взгляд на человека, природу и общество в эпоху просветительского радикализма.

Литература:

1. Прочитать романы Д. Дидро «Монахиня» и «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо – в любом издании.

2. История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др]. – М.: Высш. школа, 1987.– 543 с.

3. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др. ; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.

VIII.

«Особенности драматургической манеры Ф.Шиллера (по пьесе «Разбойники»)

(Анализ предлагаемого отрывка из пьесы – см. Приложения)

1. Какое место занимают обе сцены в пьесе?

2. Композиция первой сцены. Речевая стратегия автора (особенности диалога и монолога).

3. Какими способами характеризуются главные участники действия (Карл, Шпигельберг, разбойники)? Какие конфликтные линии намечены в данной сцене?

4. Как автор рисует вызревание решения Карла стать атаманом?

5. Пояснить трактовку тем свободы и закона. Как они соотносятся?

6. Как можно охарактеризовать стилевое оформление отрывка? Какие художественные средства использует автор? Привести примеры.

IX.

Проблема познания в трагедии Гете «Фауст» (1 часть)

1. Смысл Пролога на небесах как идейной завязки трагедии (характеристика основных действующих лиц, взгляд на человека Господа и Мефистофеля, суть их спора).

2. Фауст и проблема познания

3. Образ Мефистофеля.

4. Договор Фауста и Мефисто. Идея договора.

5. Роль эпизода с Маргаритой.

6. Идейный смысл заключительной сцены 1 части.

Литература:

1. Прочитать 1 часть трагедии Гете «Фауст».

для конспектирования

1. Аникст А.А. «Фауст» Гёте / А.А. Аникст. – М. : Просвещение, 1979. – 240с.

2. Тураев С. Гёте в школе/ С.Тураев. – М. : Наука, 1950. – 240с.

дополнительная

1. История немецкой литературы: В 5-ти тт. / под общ. ред. Н.И. Балашова – М. : Наука, 1963. – Т.2. – 460 с.

2. Пронин В.А. История немецкой литературы : учеб. пособие. / В.А. Пронин. – М. : Университетская книга; Логос, 2007. – 384 с.

 

 

Приложения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.