Проблема познания в трагедии Гете «Фауст» (1 часть)
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Воронежский Государственный Университет»
Тихонова О.В.
История западноевропейской литературы XVII–XVIII вв. Барокко, классицизм, Просвещение.
Практические занятия.
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж 2010
Утверждено научно-методическим советом филологического факультета
18 февраля 2010г., протокол № 5
Рецензент преп., к.ф.н. Фролова А.В.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского госуниверситета.
Рекомендуется для студентов 2 курса филологического факультета дневной формы обучения.
Для специальности: 031001 (520300) – Филология
Тематический план курса
№
п/п
| Название темы
| Лекции (час)
| Практич. занятия (час)
| Формы текущего контроля
| 1.
| Общая характеристика исторического и литературного процесса в раннебуржуазную эпоху. Направления и стили в искусстве XVII в.
| 1. Особенности литературного процесса в европейских странах. Борьба направлений и стилей. Ренессансная традиция, барокко и классицизм.
|
|
| 2.
| Испанская литература XVII в.
| 2. Барокко в испанской литературе XVII века. Драматургия.
| 1. Тема любви в испанской барочной и ренессансной поэзии XVII в.
|
| 3.
| Французская литература XVII века.
| 3. Классицизм во Франции XVII в. Драматургия (трагедия и комедия).
| 2. Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля)
3. «Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии.
| Письменный блиц-опрос по материалу лекций и практических занятий (XVII в.): основные понятия, направления жанры;
английская и немецкая литературa XVII в.
| 4.
| Исторический и литературный процесс в XVIII в. Просветительство.
| 4. Понятие о Просвещении. Просветительство в Англии.
| 4. Английская и немецкая литературa XVII века.
|
| 5.
| Английская литература XVIII века.
| 5. Развитие английского романа эпохи Просвещения. Ранний период (Свифт, Дефо).
| 5. Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествия Гулливера» (по 1-й части).
|
|
|
| 6. Развитие
английского романа сер.– 2-й пол. XVIII века (Ричардсон, Филдинг, Стерн).
|
|
| 6.
| Французская литература XVIII века.
| 7. Литературный процесс во Франции. Специфика развития Просвещения.
Развитие прозаических жанров.
| 6. Философская повесть в творчестве Вольтера.
7. Человек, природа и общество в творчестве Дидро («Монахиня») и Руссо («Новая Элоиза»).
|
| 7.
| Немецкая литература XVIII века.
| 8. Просвещение в Германии. Этапы. Тенденции. Направления.
|
|
|
|
| 9. Понятие о «Буре и натиске» и «Веймарской классике». Творчество Гёте и Шиллера на разных этапах.
| 8. Особенности драматургической манеры Шиллера (по пьесе «Разбойники»).
9. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст» (1 часть).
| Письменный блиц-опрос по материалам лекций и практических занятий (XVIII в.).
|
Темы и планы практических занятий
I.
Темы любви и смерти в поэзии барокко и Ренессанса
(занятие проводится без подготовки, по предложенным текстам – см. Приложения)
1. Прочитать предлагаемые тексты (Шекспира, Кеведо, Гонгоры, Донна).
2. Обозначить при анализе темы красоты мира и человека, соотнести их между собой. Какие художественные средства используют поэты?
3. Концепция смерти. Соотношение тем смерти и красоты.
4. В чём заключается новизна трактовки тем смерти и красоты поэтами XVII в.? В чём преемственность ренессансной и барочной трактовки?
II.
Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля)
1. История создания трагедии «Сид». Особенности обработки известного материала.
2. Конфликт трагедии и система персонажей.
3. Образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.
4. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.
5. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида».
6. Тип классицистического героя. Основные черты.
Литература:
для конспектирования –
1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме / А.А. Аникст. – М. : Наука, 1967. – 456 с.
2. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. / Д.Д. Обломиевский. – М. : Наука, 1966. – 375 с.
3. Сигал Н.А. Корнель / Н.А. Сигал. – Л.; М. : Искусство, 1957. – 260с.
дополнительная –
1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская. [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М. : Высш. шк. : Academia, 2001. – 254 с.
2.История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др.] – М. : Высш. школа, 1987.– 543 с.
III.
«Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии
1. История создания комедий, их злободневность. Объекты критики.
2. Образ Тартюфа. Сатирическое содержание, способы создания образа.
3. Образ Оргона и проблема комического.
4. Образ Дорины и проблема здравого смысла.
5. Конфликт в комедии «Мизантроп».
6. Альцест и Филинт, трактовка их образов в критике.
7. Комическое в «Мизантропе» и проблема здравого смысла.
8. Жанровое своеобразие пьес.
Литература:
Прочитать пьесы Мольера «Тартюф» и «Мизантроп».
для конспектирования –
1. Гликман И. Мольер / И. Гликман. – М.; Л. : Худож. лит., 1966. – 279 с.
2. Штейн А.Л. Весёлое искусство комедии / А.Л. Штейн. – М. : Худож. лит., 1990. – 290 с.
3. От Эсхила до Флобера / под ред. С.Н. Филюшкиной и Т.Г. Струковой – Воронеж : Родная речь, 1994. – 172 с.
дополнительная –
1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М. : Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с.
2.История французской литературы / Л.Г. Андреев, [и др.] – М. : Высш. школа, 1987.– 543 с.
IV.
Английская и немецкая литературы XVII в.
1. Английская литература XVII в.
а) Общая характеристика. Основные тенденции.
б) «Метафизическая школа». Дж. Донн;
в) Место и специфика творчества Мильтона;
2. Немецкая литература XVII в.
а) Основные тенденции;
б) Поэзия и драматургия. Грифиус;
в) Роман. Гриммельсгаузен.
Литература:
1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М. : Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с. ИЛИИстория зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под ред. З.И. Плавскина. – М. : Высш.шк., 1987. – 248 с.
2. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – М. : Наука – Т.4. –
V.
Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера» (по 4 части)
1. Композиция 4 части. Выявить соотношение сюжетного повествования и памфлетно-публицистических характеристик.
2. Критика общественно-политической жизни Англии. Примеры по тексту.
3. Средства сатирического обличения (контраст, фантастика, дидактика, гротеск, ирония, сарказм, «остранение»).
4. Положительные общественный и нравственный идеалы автора. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу. Образ Гулливера и авторская позиция.
Литература:
Прочитать роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» (4 часть)
для конспектирования –
1. Муравьёв В. Путешествие с Гулливером / В. Муравьёв. – М. : Книга, 1972. – 207 с.
2. Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы / А.Л. Штейн. – М. : Худож. лит., 1988. – 319 с.
дополнительная –
1. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения / А.А. Елистратова. – М. : Наука,1966. – 472 с.
2. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др. ; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.
VI.
Философская повесть в творчестве Вольтера
1. Творчество Вольтера. Особенности классицизма. Поэзия и драматургия.
2. Жанр философской повести в творчестве Вольтера:
а) Особенности создания и связь с философским творчеством.
б) Соотношение формы и содержания в философских повестях. Образы главных героев и их функции.
в) Композиция и проблема концовки.
Литература:
1. Прочитать одну повесть Вольтера («Кандид» или «Простодушный») – в любом издании.
2. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др. ; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.
3. История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др.] – М. : Высш. школа, 1987. – 543 с.
VII.
Человек, природа и общество в творчестве Дидро и Руссо
1. Особенности развития Просвещения во Франции в 1750–60-е гг. Место в нём Дидро и Руссо
2. Творчество и деятельность Дидро. Философия, религиозная позиция, социальная программа (трактаты).
3. Концепция человеческой природы и просветительская программа в романе «Монахиня».
4. Особенности личности и творчество Руссо.
5. Общественная и этическая программа Руссо (трактаты).
6. Развитие просветительских идей в романе «Новая Элоиза». Концепция личности в сентиментализме. Новый тип романа.
7. Взгляд на человека, природу и общество в эпоху просветительского радикализма.
Литература:
1. Прочитать романы Д. Дидро «Монахиня» и «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо – в любом издании.
2. История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др]. – М.: Высш. школа, 1987.– 543 с.
3. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др. ; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.
VIII.
«Особенности драматургической манеры Ф.Шиллера (по пьесе «Разбойники»)
(Анализ предлагаемого отрывка из пьесы – см. Приложения)
1. Какое место занимают обе сцены в пьесе?
2. Композиция первой сцены. Речевая стратегия автора (особенности диалога и монолога).
3. Какими способами характеризуются главные участники действия (Карл, Шпигельберг, разбойники)? Какие конфликтные линии намечены в данной сцене?
4. Как автор рисует вызревание решения Карла стать атаманом?
5. Пояснить трактовку тем свободы и закона. Как они соотносятся?
6. Как можно охарактеризовать стилевое оформление отрывка? Какие художественные средства использует автор? Привести примеры.
IX.
Проблема познания в трагедии Гете «Фауст» (1 часть)
1. Смысл Пролога на небесах как идейной завязки трагедии (характеристика основных действующих лиц, взгляд на человека Господа и Мефистофеля, суть их спора).
2. Фауст и проблема познания
3. Образ Мефистофеля.
4. Договор Фауста и Мефисто. Идея договора.
5. Роль эпизода с Маргаритой.
6. Идейный смысл заключительной сцены 1 части.
Литература:
1. Прочитать 1 часть трагедии Гете «Фауст».
для конспектирования–
1. Аникст А.А. «Фауст» Гёте / А.А. Аникст. – М. : Просвещение, 1979. – 240с.
2. Тураев С. Гёте в школе/ С.Тураев. – М. : Наука, 1950. – 240с.
дополнительная –
1. История немецкой литературы: В 5-ти тт. / под общ. ред. Н.И. Балашова – М. : Наука, 1963. – Т.2. – 460 с.
2. Пронин В.А. История немецкой литературы : учеб. пособие. / В.А. Пронин. – М. : Университетская книга; Логос, 2007. – 384 с.
Приложения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|