Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль вожатого на разном возрасте





Кем вожатый должен быть для детей? На младшем возрасте это мама и бабушка, это забота взрослого, которая так нужна малышам, оторванным от дома. На старшем возрасте вожатый — скорее товарищ, друг (тут тоже всё непросто…). На среднем возрасте вожатый, скорее, как старший брат, на которого хочется быть похожим. Ребёнок может доверить вожатому свои проблемы, потому что он всегда поможет, подскажет.

Разница в возрасте между вожатым и ребёнком очевидна, и дистанцию эту необходимо сохранять. Но иногда нужно поговорить и по-дружески, на равных. Только этот разговор должен проходить «между нами», чтоб ребёнок ни в коем случае не чувствовал себя особенным, не бравировал доверием вожатого.

Имидж вожатого

Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не анализируют ваши поступки, ваши личные качества, как это могут делать старшие дети. Но и слепого доверия не ждите — ведь это не малыши. Тут всё зависит от производимого вами впечатления. Тут очень важен имидж: внешний вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой.

Внешний вид

Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары и всякие фишки приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию. Бесполезно, например, идти утром будить детей, зевая и шаркая тапками. Такое же состояние будет и у них. Поэтому, как бы ни был краток ваш сон, проснитесь, взбодритесь, и лишь после этого направляйтесь к детям, и пусть в вашем лице к ним входит само Бодрое Утро!



Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Речь

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее. Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.



Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше. Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения. Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.

Вожатый — «Самый, самый!»

Да, именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях. Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то так, то сяк, мечетесь то одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно. Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора. Если вы что-то умеете делать хорошо, скажем, играть в футбол, играть на гитаре, стоять на голове, танцевать нижний брейк (ух ты! НИЖНИЙ БРЕЙК! Да вы же просто молодой бог!), — демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен. Если вы чего-то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что-то делаете плохо.



Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где-то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале, ждите от них неудобных вопросов. То же можно сказать, например, про футбольные матчи вожатые-персонал: пусть за всё время вы лишь пару раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, ровно как и умение что-то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во-первых: всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во-вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации.

И ещё имейте в виду: изображать «Крутыша» не являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству.

Вожатый — «Защитник»

Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

Как добиться авторитета?

Самые важные здесь первые три дня (как и во всём). Вот несколько советов, которые могут помочь.

· Работать как можно добросовестней.

· Еще одной неоспоримой ошибкой начинающего вожатого является отсутствие четкого плана действий. Почасового, поминутного, творческого и гибкого, не в методичке, а в голове. Такого плана, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено»,

· А потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придаёт вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.

· Следить за имиджем.

· Следить за дисциплиной . В первые три дня всё должно быть безупречно!

· Использовать любой удобный случай для общения с детьми. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию.

· Не изолироваться! Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики (а что вы думали, в сказку попали?), зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям.

· Помните: каждая минута, проведённая вами отдельно от детей — ваше упущенное время.

· Беречь свои силы.

· Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли получится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!

· Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идёт процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й — самое то. Рекомендуется это именно новичкам.

Некоторые пытаются проводить выходной, не уезжая из лагеря: просто хорошенько выспаться, сходить в лес, на озеро… Крайне не рекомендуется так делать. Почему? Ну, во-первых, нет смены обстановки, а именно она даёт желанный отдых, возможность посмотреть на события первых дней со стороны. Во-вторых, вы попадаете в парадоксальную ситуацию: вы находитесь в лагере, но не работаете. Вы будете постоянно встречать своих детей, они будут как обычно обращаться к вам. Им не объяснишь, что у вас выходной. В их сознании это просто не уложится, а если уложится, то они будут разочарованы: "как же так? Вожатый от нас отдыхает…" Да, и ещё: почувствовав, как в лагере можно классно отдыхать, вы будете подсознательно к этому стремиться всё время, будете халявить, а это совсем не то же самое, что "беречь свои силы". Надо, чтоб всё было чётко: дома — отдых, в лагере — работа.

 

 

· Сразу брать дело в свои руки.

Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут всё устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя. Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.

· Оглядываться и одумываться.

Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков — скатываются на "застраивание". Если с дисциплиной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время — а всё зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут. Какая уж там атмосфера, какое творчество?… Одна головная боль. Почувствовав первые симптомы, скажите себе "стоп". Если всё так, значит, вы идёте неверной дорогой. Найдите в себе силы сделать поворот. Сделайте что-нибудь неожиданное, заинтересуйте детей, затейте что-то интересное, пусть даже слегка в ущерб дисциплине (в разумных пределах).

· Дисциплина и атмосфера на отряде одинаково важны, и тут часто приходится балансировать.

Никогда не задавайте вопросы, ответ на которые вы заранее знаете. Ведь в этом случае вы задаете вопрос затем, чтобы уличить ребенка в чем-то. «Ты убрался в комнате?» - вы видите, что он не убрался, зачем спрашиваете? В возрасте 14-15 лет на такой вопрос вы можете получить конкретный ответ: «А вы что не видите?» или «Да, убрался», а теперь спорьте и доказывайте, что это не так. Вместо того чтобы задавать такие вопросы, используйте выражение, я заметил. «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас». Если ребенок скажет: «Я это сделал», вы можете ответить, «Я ошибся» или «Отлично, я хотел бы это видеть».

· Не быть ребёнком!

Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребёнком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо понимать детей. Но психологически вожатый должен быть взрослым. Каждый из нас время от времени бывает в психологическом состоянии ребёнка, и это нормально. "Если мне что-то нравится, это моё" — известная детская формула. Ребёнок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удовольствие. Во главу угла ставится "хочу". Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психологическое состояние. Более того, находиться в этом состоянии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюблённые ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребёнком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная. Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других. Вот таким должен быть вожатый. Именно в этом смысле влюблённость в напарницу (напарника) может очень повредить работе, если только вы не будете черпать в ней вдохновение к работе с детьми. Подумайте над этим. Хотя, сколько ни говори…

А еще...

  • Установи традиции в общении. Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. « В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут вожатому и вести ситуацию по своему сценарию,
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу! Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство настроя. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будь открытым и не бойся ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.


Начинающему вожатому порой очень трудно определить, что же ему делать с детьми каждый день. Прежде всего (особенно на самых младших отрядах) быть МАМОЙ. Итак, "мамы"…

  • Прежде всего, следите за тем, чтобы дети всегда были чисты, опрятно одеты, причесаны. Обращайте внимание на чистоту ушей.
  • Утром и вечером дети умываются, чистят зубы, перед едой моют руки, перед сном моют ноги.
  • Проводите беседы с детьми как правильно пользоваться и вести себя в умывальниках и туалетах, душевых. Периодически напоминайте им об этом.
  • В столовой смотрите за тем, чтобы всем детям хватило столовых приборов, порций, стульев. Если ребёнок плохо ест, необходимо выяснить причину.
  • и т.д…


И в завершение еще несколько советов которые могут уберечь Вас от многих проблем, и построить замечательные отношения со своими подопечными.

  1. Никогда не кричите на детей. Конечно, по началу, это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное - не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отряде, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Ну и к чему вы придете? Есть еще момент. Крики на детей говорят только об одном - о Вашей неуверенности. Раз Вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите Вы или не хотите - а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте - он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, в орг.период этого делать ни в коем случае нельзя. Как правило, чаще всего вожатый повышает голос, когда оказывается в цейтноте - в этом случае перекроите распорядок на отряде - увеличьте зазоры между режимными моментами.
  2. Не играйте ни в "доброго", ни в "злого" вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному.
  3. На время смены стать "взрослым ребенком" и тогда в их детской стае станешь вожаком. Не нужно навязывать им свои правила игры, нужно принимать их правила и корректировать для себя, под себя и тогда они всегда будут рядом.
  4. Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят насквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом... хуже не бывает.

Ну а в остальных моментах жизни в лагере специально как-то завоевывать авторитет, как правило, и не надо. Надо просто быть самим собой. Если ты интересный человек и сильная личность, то авторитет будет сам по себе. Другое дело как стать этой интересной и сильной личностью... то уже личное дело каждого. более того дело всей жизни. Трудно спорить с тем, что мы едем работать в лагерь ради своего удовольствия. Нас никто не заставляет, никто не платит нам больших денег. Нам просто нравится работать с детьми. Но вот это "ради удовольствия" нужно понимать по-взрослому. Ничего в лагере нельзя делать ради себя. Всё только ради детей, всё для них. Мы отдаём им себя полностью, ничего не требуя взамен, и лишь через это, видя результаты своего труда, счастливые горящие детские глаза, мы чувствуем ту радость, за которой и едем в лагерь.

Отрядный огонек

Цели:

  • регулирование эмоционального настроя в коллективе;
  • анализ дня;
  • коррекция взаимоотношений в отряде.

Учитывая цели огонька, он как правило имеет 3 направленности:

  1. Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).
  2. Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).
  3. Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).

«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции.

  1. Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего огонька?»
  2. Второе – очень четко определить свое собственное отношение ко дню, делу и т.д. Почему именно такое отношение.
  3. Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.
  4. В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).
  5. Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).

 

 

«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:

  1. Приветствие, эмоциональный настрой.
  2. Объявление темы, постановка проблемы.
  3. Погружение в проблему.
  4. Решение проблемы.
  5. Песни,
  6. Ритуал прощания.

Как любое мероприятие, «огоньки» требуют определенных условий проведения. Вот основные из них.

  1. Вожатый заранее продумывает ход поведения «Огонька»: обозначает его тему, намечает цели, формулирует задачи с учетом желаемых результатов. Проведенный экспромтом, он не позволит в полной мере добиться положительного эмоционального настроя у его участников.
  2. Тематика «огонька» должна быть актуальной и вызывать интерес у всех собравшихся
  3. положительный настрой «огонька», динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности вводных слов руководителя группы.
  4. Участники располагаются, как правило, по кругу, чтобы можно было видеть друг друга, выражение лица, позу собеседника.
  5. В центре круга находится зажженная свеча либо горит костер.
  6. Говорит только тот, кто держит в руках горящую свечу или другой предмет (веточку, игрушку, мячик, шишку)

Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего "огонька" существуют правила:

  1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
  2. Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
  3. Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
    • " Когда говорит один - все молчат"
    • " Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"
    • " Закон свободного микрофона"
    • " Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"
    • "Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"
    • "Через центр круга переходить нельзя".

"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа "Огонек" - анализ дня

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром). Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

  • Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
  • Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
  • Что было не очень хорошо и даже плохо?
  • Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Дети делятся на "разговорившихся" и "неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.

Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".

  1. Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
  2. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
  3. Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
  4. "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
  5. "Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.
  6. "Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
  7. "Дерево".
  • В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.
  • Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

Примеры тем для огонька

  • Расскажи нам о себе
  • Анализ (День, часть смены, смена)
  • Расскажи мне обо мне
  • Письмо
  • Легенда
  • Три желания
  • На что похоже настроение
  • Волшебный стул(золотой, черный, горячий)
  • Огонёк – тренинг

"Загони джина в бутылку".Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин” и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

"Сказочная полянка". На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

"Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

“Расскажи мне о себе”. Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать.

Обязательно на "огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. И далее каждый ребенок рассказывает что-нибудь о себе: как его зовут, был ли он уже в этом лагере, и что ему запомнилось, что он любит делать, что может сделать для отряда, успел ли подружиться, познакомиться с кем-нибудь, чего ждет от смены в лагере и т. д. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька".

В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

  • дети не адаптированы к новой ситуации;
  • дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;
  • внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство "Разведай, выясни, сообщи" и т.д.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на "огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде. Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда.

Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.

Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.

Первый огонек - огонек знакомства «Расскажи мне о себе» проводят вожатые.

Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.

Педагогическая задача огонька первых дней - научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый в лагере прожитый день.

При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемешку», чтобы места были удобны для каждого, и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые - друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения огонька: настрой (исполнение какой-нибудь песни); небольшое вступительное слово вожатого, которое он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся, чего он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - свечки, пера, шишки и т.п. Хорошо, когда по кругу передается такой «символ ­откровения». Еще лучше, если в отряде есть свой талисман; разговор о себе начинает второй вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 минут вожатый делает паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен. Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и ввести в середине огонька какой-либо сюжет с движениями, но такими которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек. Завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить огонек можно Орлятским кругом.

"Расскажи мне обо мне" в.2

Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот огонек является очень важным в формировании самопознания и самооценки.

Схема проведения (кратко): такая же, как и на первом огоньке, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива о нем.

Это традиционная форма последнего, прощального "огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать "свободный микрофон". Тот, у кого находится "свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе. В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад. Этот "огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот "огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова. Так же недопустимо, чтобы этот "огонек" стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д. Пусть на этом "огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них. Дайте ребятам время, чтобы они написали вам "прощальные письма". Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения. Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать. Пусть этот "огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

Тематический "огонек"

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.