Сделай Сам Свою Работу на 5

Положение государства на международной арене, национальных интересах. (Этатистская парадигма)





2. Большие Пространства, включающих группы стран, народы с ресурсами. Например Евразия. Связана с традициями географической истории и политической географии. Центры силы и борьба за их овладение. (Гегемонистская парадигма)

3. Понятия «Север», «Юг», «Запад», «Восток» - цивилизационный смысл. Географическое положение не определяет политическое развитие, но лишь дает возможность определить вектор эволюции. Географические образы связаны с политическими символами, историческими традициями и т.п. (Культурологическая парадигма).

4. Создание глобальных географических картин мира. Образы мира носят «гибридный» характер (пример образ Евроафрики).

Географическое положение не определяет политическое развитие, но лишь дает возможность определить вектор эволюции. Географические образы становятся «продуктом» определенной культуры, они тесно связаны с политическими символами, историческими традициями и т.п. Эта парадигма может быть названа культурологической.

[6] Шесть геополитических моделей мира(Дж. Паркер).

Первая (Бинаристская) - мир делится как бы на две части (морские и континентальные державы, силы суши и моря и т.д.) Могут меняться государства, олицетворяющие различные центры силы, но состояние конфликта и конфронтации между двумя полюсами остается



Вторая (Маргиналистская, Н. Спайкмен). Третий центр силы – дуговой (территория Евразии, обладающей колоссальными геостратегическими ресурсами. Геополитическое развитие связано с конкуренцией основных центров силы за контроль над дугой.

Третья ( триналистская модель) Между тремя центрами силы может сохраняться некоторый баланс. Преодолевается бинарное противостояние, которое сохраняется в первых двух моделях. Третий центр силы может стремиться занять место одного их оставшихся двух. (Теория серединной Европы)

Четвертая (Зоналистская модель) Центры силы располагаются в умеренных и субтропических поясах Северного полушария. Центр теории - климатические условия. ( США, Канада, Советский Союз,) Деление может провоцировать острейшие конфликты и кризисы современности.

Пятая (централистская, И. Валлерстайн и Дж. Модельски) Основа современного мира страны – лидеры производства (страны Запада). Остальные страны - периферия, зависящая от лидеров экономически и технологически (страны треьего мира). Противостояние центра возможно только объединенив усилия стран полупериферии(Советский Союз, Средиземноморье).



Шестая модель (плюралистическая). Центры силы исторически смещались от одного региона к другому. Периоды подъема и упадка. Мировая стабильность обладает динамическим характером.

Ни одна из этих моделей не носит универсального характера. актуальность геополитических моделей мира может меняться с течением времени.

[7] Геостратегический регион – это зона контроля и влияния государства или группы государств, образующих центр/центры силы в международной политике. Такие регионы образуют обширное геополитическое пространство.

[8] Геополитический регион – это пространство, отличающееся высокой интенсивностью и устойчивостью экономических, политических и культурных связей. Примерами геополитических регионов могут выступать Европа, Северная Америка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток.

[9] Геополитическое поле, - это такая организация пространства, которая оказывает воздействие на баланс геополитических сил в конкретном регионе.

[10] Тотальное поле — непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. В него входит большая часть территории современной России.

Тотальное поле –геополитическое пространство, находящееся под политическим контролем определенной национальной общности. Тотальное поле – это, своего рода, зона влияния определенного государства.



[11] Эндемическое поле – это пространство, которое контролируется определенной национальной общностью длительное время, и данная сфера контроля признается другими национальными общностями.

[12] Пограничное поле = это пространство, которое контролируется национальной общностью, но не освоено ею (коммуникационно, экономически, демографически).

[13] Перекрёстное поле - пространство оспариваемое двумя государствами под различными предлогами (историческая принадлежность, религиозный или этнический состав и т.п.).

[14] Национальная сила государства проявляется в возможности достигать геополитических целей, вопреки сопротивлению одних стран и благодаря влиянию на другие страны.

[15] Под экспансией понимается установление не только прямого господства и контроля над территориями, но и расширение влияния на сопредельные государства и другие регионы.

[16] Геополитические коды или кодексы – это набор политико-географических предположений (образов) о других государствах, геополитических и геостратегических регионах, которые составляет правительство для выработки собственной внешней политики. Каждое суверенное государство обладает собственным геополитическим кодом, в котором отражаются как объективное геополитическое положение страны, так и менталитет элиты.

[17] Геополитические циклы – это регулярно повторяющиеся геополитические процессы и изменения, связанные с подъемом и упадком государств или мировых центров силы

[18] Первая геополитическая эпоха получила название Вестфальской.

[19] Геополитическая эпоха – это Исторический период, характеризующийся определенной структурой геополитического пространства, специфическим балансом сил и своеобразной композицией зон влияния.

[20] Центрами силы Вестфальской геополитической эпохи выступали: Испания, Португалия, Нидерланды.

[21] Центрами силы Венской геополитической эпохи выступали: Россия и Австро-Венгрия

[22] Центрами силы Версальской геополитической эпохи выступали: Франция и Великобритания

[23] Центрами силы Ялтинской геополитической эпохи выступали: СССР и США.

[24]Ратцель отмечал, что расширение пространства – результат борьбы народов за свое существование. Территориальный рост является свидетельством процветания государства, а сужение территории – явное свидетельство его упадка. Ратцель первым сформулировал идею о том, что ведущие страны стремятся к максимальной географической экспансии.

[25] Главной характеристикой государства Челлен считал силу, которую он ставил выше закона.

Сила дает импульс для развития государства.

[26] Суть стратегии «анаконды», разработанной А. Мэхэном, сводится к блокированию морских коммуникаций противника, которое приводит к истощению его сил и экономическому удушению. На практике это означало, во-первых, изоляцию континентальной части противника от прибрежной зоны, а, во-вторых, блокирование попыток создания коалиций противника с другими государствами.

[27]Хартленд – это центральный массив Евразии. «Разве не является осевым регионом в мировой политике этот обширный район Евро-Азии, недоступный судам … Россия заменяет Монгольскую империю. Ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию, Индию и Китай заменило собой исходившие из одного центра набеги степняков. В этом мире она занимает центральное положение, которое в Европе принадлежит Германии. Она может по всем направлениям, за исключением севера наносить, а одновременно и получать удары».

[28] Согласно модели Маккиндера, хартленд окружает внутренний полумесяц, расположенный в континентальной Европе и в Азии. К полумесяцу были отнесены Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай. Этот полумесяц можно рассматривать и как щит хартленда и как плацдарм для экспансии со стороны океанических государств.

[29] Внутренний полумесяц в свою очередь опоясывается внешним полумесяцем, включающем Британию, Южную Африку, Соединенные Штаты, Канаду и Японию.

[30] Главным местом обитания человечества на планете Маккиндер считал Мировой остров, к которому относил Европу, Азию, Африку и окружающий их Мировой океан.

[31]Маккиндером были сформулированы три геополитических постулата:

• Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над хартлендом.

• Тот, кто доминирует над хартлендом, доминирует над Мировым островом.

• Тот, кто доминирует над Мировым островом, доминирует над миром.

[32]Маккиндером были сформулированы три геополитических постулата:

• Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над хартлендом.

• Тот, кто доминирует над хартлендом, доминирует над Мировым островом.

• Тот, кто доминирует над Мировым островом, доминирует над миром.

[33]Маккиндером были сформулированы три геополитических постулата:

• Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над хартлендом.

• Тот, кто доминирует над хартлендом, доминирует над Мировым островом.

• Тот, кто доминирует над Мировым островом, доминирует над миром.

[34] В отличие от Маккиндера, который главной мировой зоной считал хартленд, Спайкмен утверждает, что главной геостратегической зоной является римленд (от лат. rim – дуга, обод). Римленд – это географическая материковая кайма, окружающая хартленд. В зону римленда были включены морские страны Европы, Ближний и Средний Восток, Индия, Юго-Восточная Азия, Китай, Восточная Сибирь и три полуострова – Аравийский, Индийский и Бирмано-Сиамский. Фактически в составе римленда оказались прибрежные территории евразийского пояса. Эти территории представляют собой континентальную «буферную зону», расположенную между центральной частью хартленда и Великим морским путем.

[35]Спайкмен переформулировал известные геополитические постулаты Х. Маккиндера. В его интерпретации они стали выгдядеть следующим образом:

• Тот, кто контролирует римленд, – контролирует Евразию.

• Тот, кто контролирует Евразию, – контролирует мир.

[36]Спайкмен переформулировал известные геополитические постулаты Х. Маккиндера. В его интерпретации они стали выгдядеть следующим образом:

• Тот, кто контролирует римленд, – контролирует Евразию.

• Тот, кто контролирует Евразию, – контролирует мир.

[37] Поскольку в центре внимания Н. Спайкмена – проблема контроля над пространством (Хартлендом), то его теория относится к гегемонистской парадигме геополитики.

[38]Хаусхофером была сформулирована идея большого евразийского союза, который бы простирался от центра Европы до Тихого океана. В основе этого континентального образования, по его мнению, должна была находиться геополитическая ось – Берлин – Москва – Токио.

[39] Под панрегионом понимался глобальный регион, характеризующийся социально-экономической и идейной общностью. Любой панрегион представлял собой самодостаточное в экономическом и идеологическом аспектах образование.

[40] С проблемой организации пространства тесно связано, введенное Шмиттом, понятие «номоса». Этот термин был заимствован им из греческого языка, в котором он обозначает «нечто взятое, оформленное, упорядоченное, организованное». Следовательно, в понимании Шмитта, «номос» – это особым образом организованное пространство. Эта организация включает в себя органические взаимоотношения человеческих коллективов с окружающей средой.

[41] Континентальные силы характеризуются строгой структуризацией пространства, а это, в свою очередь, порождает стабильность моральных и правовых форм и закрепляет консервативные тенденции в социальной жизни. «Номос» Земли описывается как традиционное общество.

[42] Ареалом формирования цивилизации ла Бланш называет «северную полусферу от Средиземноморья до Китайского моря».

[43] Расширение пространства России было обусловлено, по крайней мере, двумя причинами. Первая из них, – слабая оседлость народа, высокая степень подвижности населения. Вторая – течение больших рек в восточном и юго-восточном направлениях.

[44] Панславизм – характерная черта концепции Данилевского. Он считал, что для борьбы с Европой, Россия должна создать всеславянскую федерацию.

[45] Основой исторического развития Мечников считал гидросферу. По его мнению развитие человечества зависело от освоения жизненного пространства и, в первую очередь, связано с гидросферой.

[46] «Кольцеобразный» тип могущественных владений возникает на побережьях «средиземных морей». Он формируется в результате движения наиболее активной нации от побережья в глубь материка и завоевания ею других народов. К этому типу он относил Древнюю Грецию и Древний Рим. Упадок «колцеообразных» систем связывался им с ростом населения на соседних материках.

[47]К второму типу могущественных владений – «клочкообразному» типу он относил островные и полуостровные государства, обладающих сильным флотом. Этот тип стремится к захвату других территорий с помощью флота. Примерами данного типа могут служить Испания, Англия, Голландия. Уязвимым местом «клочкообразных» государств является их непосредственное соседство с материковыми странами.

[48] Недостатком этой системы могущества он считал неравномерность расселения народа. В России это может обернуться потерей ее Восточной части, зажатой между севером Азии и населением желтых рас, в том случае, если народы желтых рас вознамерятся отторгнуть часть ее территории.

[49]

[50] Самобытность России является следствием ее географического положения на грани двух цивилизаций – Западной и Восточной. Россия – это особая «срединная страна», объединяющая в себе восточные и западные начала. «Евразия предстает перед нами как особый культурный мир, внутренно и крепко единый в бесконечно и часто… противоречивом многообразии своих проявлений. Евразия-Россия – развивающаяся своеобразная культуро-личность».

[51] «Месторазвитие» Евразии тесно связано с географическим своеобразием этого континента. На севере он ограничен полосой тундр, на юге – каймой горных цепей, в центре – полоса степей. Степь – географическая основа исторического развития Евразии-России. Именно она во многом определила основные черты евразийской культуры – «русскую широту», материковую безграничность и «материковое национальное сознание».

[52] Под месторазвитием понимается слияние социально-политической среды и ее территории в единое целое, «в географический индивидуализм или ландшафт». Жизнь общества, государства тесно связаны с месторазвитием. Россия – это обширное «месторазвитие», включающее в себя многообразные формы более мелких «месторазвитий».

[53]Пассионарность – это сгусток энергии, направленной на достижение заветной цели, готовность пожертвовать своей жизнью и судьбой потомства во имя определенных идеалов.

[54] Геостратегические регионы характеризуются общностью хозяйства, идеологий и систем коммуникаций. В свою очередь, они подразделяются на геополитические регионы – крупные составляющие геостратегических регионов, отличающиеся экономической, политической и культурной однородностью.

[55] Геостратегические регионы подразделяются на геополитические регионы – крупные составляющие геостратегических регионов, отличающиеся экономической, политической и культурной однородностью.

[56] Культурные импульсы исходят от прибрежной цивилизации и поступают в глубь континента.

[57] В состав морского геостратегического региона были включены такие геополитические регионы как: Англо-Америка и Карибы, Западная Европа и Магриб, Внеконтинентальная Азия и Океания, Южная Америка и Африка южнее Сахары.

[58] Морской и контентальный геостратегические регионы разделены неустойчивыми поясами Ближнего Востока и Юго-Западной Азии, которые не успели создать собственную общность. Эти “пояса нестабильности” чреваты острыми региональными и локальными конфликтами, способными подорвать мировую систему.

[59] По уровню энтропии, американский политолог делит мир на четыре региона:

- с низким уровнем энтропии – Англо-Амрика и Карибы, Западная Европа и Магриб; Внеконтинентальная Азия и Океания;

- со средним уровнем энтропии – хартленд, Центральная Европа и Средний Восток;

- с высоким уровнем энтропии – Южная и Восточная Азия;

- с крайне высоким уровнем энтропии – Африка южнее Сахары; Южная Америка.

[60] Г. Киссинджер полагал, что стратегия США должна заключаться в объединении “береговых зон” и тем самым получить полный контроль для атлантических стран над Евразией. Эта доктрина, получившая название «linkage» ( от англ. link – связь)

[61] Геополитическое положение Европы определялось А. де Бенуа, в соответствии с позициями Хаусхофера, как континентальное. Следовательно, «Европа» – мультиэтническое образование с едиными индоевропейскими корнями – противопоставлялась «Западу».

[62]Мондиалистское направление геополитики (от франц. monde - мир) основывается на признании

одного центра, одной силы. Существование единого мирового центра, господство одного блока мыслится либо как результат победы Запада над Востоком, либо как результат конвергенции. Следовательно, неомондиализм признает современный мир однополярным.

[63] Ф. Фукуяма

[64] Согласно концепции А. Страуса, глобальное униполе включает в себя страны, которые не замышляют войны друг против друга. В его структуру входят три центра силы – США, Европейский Союз и Япония. Лидерство в этой структуре принадлежит США, но это первенство среди равных друзей.

[65] Страус выделил глобальное униполе, представляющее собой баланс сил государств, у которых отсутствует малейшая мысль о войне друг против друга. Этапы развития мирового геополитического пространства проходят путь, по его мысли, от многополярности к биполярности, а затем к однополярности.

После второй мировой войны наступает эра биполярного мира.

Завершение холодной войны положило конец биполярной структуре мира. Мир стал, по Страусу, униполярным.

[66] Развитие мирового порядка, согласно Бэттлеру, осуществляется по схеме: Однополярность–многополярность – биполярность – однополярность.

[67] Современный мир, отмечает японский профессор, представляет собой трехслойную структуру, пласты которой проецируются друг на друга. Мир, таким образом, является, одновременно и однополярным, и трехполярным, и пятиполярным. Однополярность мира связана с абсолютным превосходством США

над другими странами; трехполярность – с существованием экономических полюсов-государств в современном мире (США, Япония, Германия); пятиполярность – с ведущей ролью в мировой политике пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

[68] После распада коммунистического блока, краха коммунистических стран, мир не стал более гармоничным, его структура стала, попросту, иной. Основой этой структуры являются уже не идеологии и не экономическая дифференциация, а цивилизационные различия. Представления о дифференциации современного мира по оси «Восток» – «Запад», «Север» – «Юг», не более чем миф. То, что привычно называется «Востоком» не имеет собственной структуры и какого-либо единства. Среди бедных стран существуют как сильная дифференциация, так и значительные различия. Эти страны различаются не только экономически, но и культурно, цивилизационно.

[69] Государства, признаваемые как источники определенной цивилизации близкими по культуре государствами, обозначаются С. Хантингтоном как стержневые страны.

[70] Расколотые страны включают в себя большие этнические группы, принадлежащие разным культурам.

[71] Разорванные страны характеризуются цивилизационным расколом между элитой и большинством общества. Лидеры таких государств ставят своей целью изменить цивилизационную принадлежность государства, отказаться от традиционной культуры ради усвоения западных ценностей.

[72] Государства, признаваемые как источники определенной цивилизации близкими по культуре государствами, обозначаются как стержневые страны.

[73]Межцивилизационные конфликты, по мнению Хантингтона, могут возникать как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне – это столкновения внутри одного государства между группами, относящимися к различным цивилизациям, между соседними государствами, принадлежащими к разным цивилизациям, на макроуровне – столкновения между стержневыми государствами, принадлежащими различным цивилизациям.

В приведенном попарном перечне стержневыми странам, относящимися к различным цивилизациям относятся Россия и Япония.

[74] В основе современного полицентризма лежит, прежде всего, распадение мира на соперничающие зоны преимущественной внутренней экономической интеграции.

[75] Глубокий Юг – совокупность государств, находящихся в состоянии социальной дезинтеграции и глубокого хаоса – «метарегион перманентной нестабильности». Для этого «архипелага территорий» характерны все негативные тенденции глобализации, переплетающиеся с процессами де- и антимондернизация.

[76] Юг по-прежнему специализируется на добыче и экспорте сырьевых ресурсов.

[77] В Азиатско-Тихоокеанский регион постепенно перемещается из североатлантического региона центр массового производства, формируется «второе промышленное пространство планеты».

[78] Чаще всего под глобализацией понимается процесс формирования взаимозависимости стран и регионов мира. Однако в действительности процесс глобализации оказывается значительно шире и сводится к взаимопереплетению индивидуальных, групповых, межгосударственных связей в масштабах всей планеты. В контексте полной глобализации ни одна связь не может быть изолированной. Это означает, что каждый индивид, каждая культурная общность, каждое государство и каждый хозяйственный субъект испытывает воздействие других.

[79] Политическая глобализация сводится к:

• усилению политической взаимозависимости государств;

• уменьшению роли государства и государственного суверенитета на международной арене;

• усилению влияния внутренних конфликтов на международную безопасность;

• возрастанию численности и роли международных организаций;

• становлению новой политической культуры.

[80] Данная точка зрения сводится к культурной ассимиляции, гомогенизации или «макдональдизации» культур. Этот вариант хорошо представлен в нашумевшей статье Ф. Фукуямы «Конец истории» и мыслится как торжество либеральных ценностей в планетарном масштабе.

[81] С позиции скептического подхода влияние глобализации на мировой порядок в целом сводится к усилению маргинализации стран, не вписавшихся в глобализацию

[82] Адепты глобализации утверждают, что следствием процессов глобализации является формирование единой глобальной цивилизации, в которой управление перемещается с национального как на глобальный, так и на локальный уровни

[83] Стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами называются международными межправительственными организациями

[84]Нетерриториальные образования, члены которых не являются суверенными государствами, называются международными неправительственными организациями

[85] Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а «методом» достижения целей – оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те или иные государства.

[86] Межправительственные организации, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, также называются функциональными межправительственными организациями.

[87] Выделяют следующие типы межправительственных организаций: 1) универсальный (ООН, Лига

Наций); 2) межрегиональный (ОИК, G-7/8); 3) региональный (например, НАФТА, ОАЕ, СНГ); 4) субрегиональный (например, Бенилюкс, МЕРКОСУР, АСЕАН).

[88] Выделяют следующие типы межправительственных организаций: 1) универсальный (ООН, Лига

Наций); 2) межрегиональный (ОИК, G-7/8); 3) региональный (например, НАФТА, ОАЕ, СНГ); 4) субрегиональный (например, Бенилюкс, МЕРКОСУР, АСЕАН).

[89] Различают: многоцелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО);

финансовые (МВФ); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); узкоспециализированные (Международное бюро мер и весов) и др.

[90] Международные неправительственные организации представляют собой

добровольные нетерриториальные образования, члены которых не являются суверенными государствами.

[91] Страны Балтии с момента образования СНГ не входили в это межгосударственное образование.

[92] Проявлениями тенденций глобализации на пространстве СНГ выступают:

· Сотрудничество с международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР, Азиатский банк развития и др.).

· Деятельность ТНК. Резкое преобладание в иностранных инвестициях капиталов третьих стран.

· Переориентация внешнеэкономических связей на страны дальнего зарубежья (экспорт, импорт, инвестиции, технологии).

· Диверсификация транспортных коммуникаций и участие в создании глобальных транспортных коридоров.

· Широкое использование доллара во взаимных расчетах, в качестве средства сбережений и расчетов в теневом секторе национальных экономик.

· Вступление или стремление к вступлению в ВТО.

· Динамичное включение стран в глобальную информационную паутину.

[93] Экономическими акторами процессов глобализации стали ТНК, работающие в топливно-энергетическом секторе и стремящиеся к получению устойчивых прибылей и расширению своих долей на мировых рынках.

[94] Причинами, препятствующими развитию СНГ, являются: социально-экономические различия стран-участниц СНГ, а также темпы и характер экономических реформ.

[95] Проявлениями тенденций глобализации на пространстве СНГ выступают:

· Сотрудничество с международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР, Азиатский банк развития и др.).

· Деятельность ТНК. Резкое преобладание в иностранных инвестициях капиталов третьих стран.

· Переориентация внешнеэкономических связей на страны дальнего зарубежья (экспорт, импорт, инвестиции, технологии).

· Диверсификация транспортных коммуникаций и участие в создании глобальных транспортных коридоров.

· Широкое использование доллара во взаимных расчетах, в качестве средства сбережений и расчетов в теневом секторе национальных экономик.

· Вступление или стремление к вступлению в ВТО.

· Динамичное включение стран в глобальную информационную паутину.

[96] Регионализация — Экономический словарь

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ — развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион

Проявлениями тенденций глобализации на пространстве СНГ выступают:

· Создание СНГ (зона свободной торговли) и субрегиональных образований на постсоветском пространстве: ЕврАзЭс, Союзное государство Россия-Белоруссия, ЦАЭС, ГУУАМ.

· Сохранение между большинством стран безвизового режима.

· Миграционные движения. Стихийные и организованные трудовые миграции.

· Сохранение роли языка как языка межнационального общения.

· Энергетическая, ресурсная и транспортная взаимозависимость.

· Деятельность отраслевых организаций стран СНГ.

· Создание финансово-промышленных групп. Активизация деятельности крупных компаний СНГ на постсоветском пространстве.

[97] Под «мягкой силой» Д. Най понимает способность формирования у субъекта B под влиянием субъекта A желаний и предпочтений, необходимых для проведения политики субъекта А. Как утверждает автор данной концепции под «мягкой силой» понимается способность «добиваться того, чтобы другие сами захотели тех результатов, которые выгодны вам». Для того чтобы добиться «мягкого влияния», необходимо опираться не на деньги и принуждение, а на разделяемые с другим субъектом общие ценности.

[98] Под «липкой силой» понимаются те институты и механизмы (прежде всего экономические), которые привлекают к сотрудничеству с США, а затем вовлекают в сферу их влияния.

[99]Акторы – это государства, играющие активную роль в мировой политике. К акторам относятся Франция, Германия, Россия, Китай и Индия.

[100] Районы Юго-Восточной Европы, Средней и Южной Азии, Персидского залива и Ближнего Востока Бжезинский именует «Евразийскими Баланами». Этот регион характеризуется как один из наиболее нестабильных в современном мире.

[101] По мнению З. Бжезинского, тот, кто контролирует Азербайджан, контролирует и Среднюю Азию.

[102] Подход, получивший название «многоскоростной Европы», отстаивает возможность создания различных европейских ассоциаций: военных, экономических, политических и др., к которым на основе добровольности могли присоединяться европейские государства. Каждая из таких ассоциаций имела бы как собственное «ядро» в лице постоянных участников, так и ассоциированных членов.

[103] «Новая Европа» - условное обозначение 12 стран Центрально-Восточной Европы, принятых в Евросоюз после 2004 г.

[104] «Старая Европа» - условное обозначение европейских 15 стран, образовывавших Евросоюз до 2004 г. Лидерами «Старой Европы» считаются Германия и Франция.

[105] Китай считатся «стержневой» страной синской (конфуцианской) цивилизации.

[106] Япония не имеет ядерногооружияэ

[107] Америке следует сохранять свое присутствие в Азии, и ее геополитической целью должно оставаться предотвращение объединения азиатских государств в недружественный США блок (что может оказаться весьма вероятным, если этот процесс возглавит одна из ведущих держав региона).

[108] «В геополитическом плане Индию сдерживает коалиция Китая и Пакистана, в то время как слабая Россия не может предложить ей той политической поддержки, которую она оказывала ей в прошлом».

(З. Бжезинский)

[109] В современной научной литературе под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

[110] Угрозы – это наиболее опасные для конкретной страны явления и способные нанести ей существенный ущерб. Они требуют оперативного реагирования и применения, имеющихся в распоряжении системы обеспечения безопасности, всех мер, включая и силовые.

[111] Угрозы – это наиболее опасные для конкретной страны явления и способные нанести ей существенный ущерб. Они требуют оперативного реагирования и применения, имеющихся в распоряжении системы обеспечения безопасности, всех мер, включая и силовые.

[112] Пороговые значения безопасности – количественные критерии национальной безопасности, т.е. предельные величины, преодоление которых нарушает нормальный ход развития, приводит к нарушениям в функционировании общества, его дезинтеграции и блокирует возможности удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

[113] Экономическая безопасность должна обеспечивать достаточно высокую степень независимости от партнеров по жизненно важным экономическим параметрам. Такая трактовка акцентирует внимание на внешней экономической безопасности.

[114] К критериям информационной безопасности относятся:

• защищенность информационного пространства;

• отсутствие негативного воздействия информации на личность, общество и государство;

• исключение нарушения секретности, целостности и доступности информации;

• противодействие информационной преступности;

• отсутствие или нейтрализация угроз информационной инфраструктуре;

• отсутствие или противодействие угрозам духовной жизни общества;

• отсутствие информационных войн или противодействие угрозам возникновения таковых.

[115] К угрозам информационной структуре относятся нарушение адресности и своевременности информационного обмена, в том числе технологии обработки информации, а также противоправный сбор и противоправное использование информации.

[116] Под угрозами безопасности информации понимается нарушение секретности, целостности и доступности информации.

[117] Информационная преступность – это совокупность действий, направленных на проведение информационных воздействий в противоправных целях.

[118] Совет Безопасности Российской Федерации – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности. Основными функциями Совета Безопасности являются: разработка вопросов, связанных с определением основных угроз национальной безопасности; определение комплекса мер нейтрализации угроз национальной безопасности; выработка рекомендаций для Президента в области обеспечения национальной безопасности.

[119] Государственная система обеспечения национальной безопасности – совокупность государственных институтов осуществляющих меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важнейшим компонентом государственной системы обеспечения национальной безопасности являются ресурсы (правовые, административные, социальные и др.), позволяющие осуществлять комплекс мер по обеспечению национальной безопасности.

[120] Основными функциями Совета Безопасности являются: разработка вопросов, связанных с определением основных угроз национальной безопасности; определение комплекса мер нейтрализации угроз национальной безопасности; выработка рекомендаций для Президента в области обеспечения национальной безопасности.

[121] К органам власти, вырабатывающим политику безопасности относятся – Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и Совет безопасности Российской Федерации.

[122]Уступающаягеостратегия – стратегическое направление внешней политики, целью которой выступает признание новой национальной идентичности другими центрами силы за счет уступок и сокращения сфер влияния.

[123]Геостратегия избирательной вовлеченности – стратегическое направление внешней политики, основанное на прагматических целях и учете ограниченных ресурсов государства. Государство, придерживающееся данной стратегии, избегает участия в международных конфликтах, направляя все ресурсы на внутреннее развитие. Участие в международных делах допускается лишь в том случае, если те или иные события затрагивают ее национальные интересы.

[124] Стратегия балансирующей равноудаленности предполагает, что:

• у России не может быть постоянных и идеальных партнеров. Следовательно, она должна более прагматично подходить к осуществлению своей внешней политики, планировать краткосрочные и среднесрочные альянсы и коалиции, исходя из ситуационных задач;

• Россия должна рассчитывать только на свои силы в решении внутренних проблем, не впадая, при этом, в крайности изоляционизма;

• Россия не должна ожидать открытости мировых рынков для сбыта своей готовой продукции или высоких технологий, которые могут составить конкуренцию западным аналогам. Она должна осознать, что «открытие» этих рынков – результат эффективной деятельности государства на международной арене;

• Россия не должна ориентироваться на какой-либо один центр силы при выработке своей внешней политики (США, Европу, Японию или Китай), т.к. тогда она неизбежно окажется в положении ведомого, «младшего» партнера. Россия может и должна, определяя свое место в мире, «играть» на противоречиях между основными центрами силы, использовать, возникающие между ними конфликты, в своих интересах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.