Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством





Согласно ст. 72 Закона от 6 октября 2003 г. ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством на­ступает на основании решения соответствующего суда в случае нару­шения ими Конституции РФ, федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадле­жащего осуществления указанными органами, должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Виды ответственности. Должностные лица местного самоуправ­ления могут быть привлечены к дисциплинарной, административ­ной, уголовной ответственности, в зависимости от совершенного противоправного деяния. Органы, выборные должностные лица ме­стного самоуправления могут быть привлечены к муниципально-правовой (конституционно-правовой) ответственности в форме до­срочного прекращения полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории своего муниципального образования без согласия прокурора субъекта РФ. Они не могут быть привлече­ны к дисциплинарной ответственности, так как применение мер дисциплинарной ответственности находится в компетенции выше­стоящих органов и должностных лиц, наделенных правом принятия на работу и увольнения. Выборные должностные лица местного са­моуправления фактически на работу не принимаются, а приступают к исполнению своих обязанностей после волеизъявления населения или решения представительного органа муниципального образо­вания.



Муниципально-правовая ответственность. В ст. 73 и 74 Закона от 6 октября 2003 г. предусмотрена муниципально-правовая ответствен­ность представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации перед государством.

В случае, если соответствующим судом установлено, что предста­вительным органом муниципального образования принят норматив­ный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган му­ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решени­ем суда срока не принял" в пределах своих полномочий мер по испол­нению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нор­мативный правовой акт, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в течение месяца после вступления в силу судебного решения, ус­тановившего факт неисполнения решения суда, вносит в законода­тельный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципаль­ного образования.



Следует указать, что признание актов органов, должностных лиц местного самоуправление недействующими, недействительными в по­рядке судебного нормоконтроля, независимо от последующего реше­ния вопроса о досрочном прекращении их "полномочий, является са­мостоятельной мерой их ответственности перед государством.

Полномочия представительного органа муниципального образова­ния прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа местного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее по­дачи.

В свою очередь, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального об­разования или главы местной администрации в случаях:



1) издания указанным должностным лицом местного самоуправле­ния нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если та­кие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по испол­нению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом действий, в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного харак­тера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной без­опасности, обороноспособности, единству правового и экономическо­го пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федераль­ного бюджета, бюджета субъекта РФ, если это установлено соответст­вующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муници­пального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего реше­ния суда, необходимого для издания указанного акта, и не может пре­вышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Глава муниципального образования или глава местной админист­рации, в отношении которых высшим должностным лицом (руково­дителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ был принят акт об отрешении от должности, вправе об­жаловать данный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение через 10 дней со дня ее подачи.

Закон от 6 октября 2003 г. предусматривает далеко не бесспорное положение о так называемом временном осуществлении органами го­сударственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления, которое может реализовываться органами государственной власти субъектов РФ в следующих случаях:

1) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез­вычайной ситуацией представительный орган муниципального обра­зования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы в соответствии с названным федеральным законом;

2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муни­ципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюд­жетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном году, при условии выполнения бюджетных обяза­тельств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отноше­нии бюджетов указанных муниципальных образований;

3) если при осуществлении отдельных переданных государствен­ных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюдже­там органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных норма­тивных правовых актов.

Вместе с тем предусматривается, что не могут временно осуществ­ляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципаль­ного образования, внесению в него изменений и дополнений, установ­лению структуры органов местного самоуправления, изменению гра­ниц территории, преобразованию муниципального образования.

Решение о временном осуществлении органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий принимается выс­шим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ на основании решения представительного органа местного самоуправления или решения представительного (законодательного) органа государственной вла­сти субъекта РФ, принимаемого большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Указ (постановление) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления должен (должно) содержать:

1) перечень осуществляемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местно­го самоуправления, установленных федеральными законами;

2) перечень исполнительных органов государственной власти
субъекта РФ и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти субъекта РФ, на которые (которых) возлагается осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправ­ления, с распределением этих полномочий между ними;

3) срок, в течение которого исполнительными органами государственной власти субъекта РФ осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления и который не может превышать пе­риод времени до устранения вышеназванных обстоятельств.

В нем также должны быть указаны источники и порядок финанси­рования деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по временному осуществлению отдельных полномо­чий органов местного самоуправления.

В изложенных выше случаях в соответствующем муниципаль­ном образовании по ходатайству высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и (или) представительного органа муници­пального образования решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. Она не может вводиться по ходатайству высшего должностно­го лица (руководителя высшего исполнительного органа государст­венной власти) субъекта РФ в течение одного года со дня вступле­ния в полномочия представительного органа муниципального обра­зования.

В целях восстановления платежеспособности муниципального об­разования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации просро­ченной задолженности муниципального образования, подготавливает изменения и дополнения в его бюджет на текущий финансовый год, проект данного бюджета, вносит их в представительный орган местно­го самоуправления на рассмотрение и утверждение, а в случаях, пре­дусмотренных федеральным законом, — в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для утверждения законом субъекта РФ, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муни­ципального образования, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного само­управления принимается высшим исполнительным органом государ­ственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответст­вующих субвенций.

Следует также отметить, что решения органов государственной власти субъекта РФ по данной проблеме могут быть обжалованы в су­дебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.