Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава муниципального образования





Тема 10: ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

 

План

Глава муниципального образования

Местная администрация

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муници­пального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах он либо вхо­дит в состав представительного органа местного самоуправления с правом решающего голоса и является его председателем, либо воз­главляет местную администрацию. Если главу избирает представи­тельный орган, то он является по должности его председателем. Глава муниципального образования не может быть одновременно председа­телем представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается в поселениях с численно­стью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района форми­руется путем непрямых выборов, то глава района является его предсе­дателем. Муниципальное образование в лице населения на референ­думе или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом. Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.



Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муни­ципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).

При характеристике правового статуса главы муниципального об­разования следует обратиться к признакам должностного лица мест­ного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наде­ленное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельно­сти органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправ­ления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц местного самоуправления. Это положе­ние справедливо и для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного и прямо­го избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.



Согласно Закону от 6 октября 2003 г. должность главы муници­пального образования является обязательной. До этого она была фа­культативной, могла вводиться в структуру органов местного само­управления, а могла и не вводиться. Новый подход не вполне согласу­ется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муни­ципального образования — одна из ключевых в системе местного са­моуправления. Авторитетный руководитель муниципального образо­вания, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.

В обыденном сознании глава муниципального образования — главный руководитель, которому подчиняются все структуры муни­ципальной власти. Такое мнение у населения складывалось под воз­действием института назначенных «сверху» глав местных админи­страций, а затем и избранных глав муниципальных образований в период, когда глава обязательно возглавлял систему местного само­управления. Отсюда распространенность модели организации мест­ной власти, согласно которой глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного само­управления и еще председательствует в представительном органе. В соответствии с законодательством полномочия руководителя представительного органа и руководителя исполнительного органа (администрации) разделены, что нацелено на обеспечение баланса представительных и исполнительных органов местного самоуправ­ления.



Полномочия главы муниципального образования. Глава муници­пального образования имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом
муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномо­чий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.

Глава муниципального образования издает постановления, распо­ряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты — в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган местного самоуправления, в части организации деятельности представительного органа рассмотрены в предыдущей главе.

Рассмотрим полномочия главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, на примере г. Копейска Челя­бинской области.

Главой Копейска избирается гражданин РФ, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городскому Совету депутатов. Полномочия главы города прекращаются досрочно в случаях, преду­смотренных законом области.

Глава города: обеспечивает на территории города исполнение зако­нодательства РФ и Челябинской области, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления; представляет город и органы местного самоуправления внутри Рос­сийской Федерации и в международных отношениях, подписывает со­ответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов; докладывает Совету депутатов о поло­жении дел на территории муниципального образования, оказывает со­действие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.

Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету об­щественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного само­управления, разрабатывает и представляет на утверждение город­ского Совета схему управления муниципальным образованием. Гла­ва обеспечивает общественный порядок; разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает испол­нение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собст­венностью в соответствии с постановлениями, принятыми город­ским Советом; осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы. Глава по вопро­сам исполнительно-распорядительной деятельности принимает по­становления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты ад­министрации города и поселковых администраций. Он утверждает положения об органах и структурных подразделениях администра­ции города; назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города, глав поселковых администраций и руководителей муниципальных предприятий и учреждений по со­гласованию с городским Советом депутатов; организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок; применяет в соот­ветствии с законодательством о труде меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных пред­приятий, организаций и учреждений; организует прием граждан; осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреж­дений и организаций независимо от форм собственности к устране­нию (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни лю­дей. Глава представляет населению муниципального образования и городскому Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности ад­министрации города; представляет и защищает интересы населения города, органов местного самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим зако­нодательством, уставом, а также делегированные ему городским Советом депутатов.

Думается, что при критическом отношении к приведенному при­меру можно обнаружить недостатки со стороны нормотворческой техники. Однако приведенный перечень полномочий главы муниципаль­ного образования «город Копейск» можно использовать (с определенными уточнениями) при моделировании уставов муниципальных образований.

Подконтрольность главы муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Как известно, отчетность — один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и пред­ставительных органов местного самоуправления за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

К сожалению, в уставах муниципальных образований больше вни­мания уделяется подотчетности главы представительному органу, а о том, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, говорится лишь в общем виде. Думается, что будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности - иных органов местного самоуправления.

Срок полномочий. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образова­ния, избираемого представительным органом из своего состава, огра­ничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны на­чинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти. В уставах муниципальных образований важно четко устанавли­вать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в долж­ность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует счи­тать день, в котором он был избран, несмотря на то, что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает не­сколько позднее. Днем избрания главы, избираемого представитель­ным органом из своего состава, является день вступления в силу ре­шения представительного органа об избрании главы.

Полномочия главы муниципального образования могут быть пре­кращены досрочно в случае:

его смерти;

отставки по собственному желанию;

отрешения от должности в рамках ответственности перед государ­ством;

признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособ­ным;

признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

его отзыва избирателями;

установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципально­го образования;

досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образова­ния был избран из состава данного органа.

 

Местная администрация

Термин «местная администрация» равнозначен термину «исполни­тельно-распорядительный орган муниципального образования». Исполнительно-распорядительный орган является постоянно дейст­вующим органом местного самоуправления. Законодательство не со­держит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий преду­смотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципаль­ного образования полномочиями по решению вопросов местного зна­чения и правами для осуществления отдельных государственных пол­номочий, переданных органам местного самоуправления в порядке наделения федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Местная администрация образуется для реализации полномочий местного самоуправления. Она, как правило, является органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности 1 и наделяется правами юридического лица.

Например, в соответствии с Положением об администрации му­ниципального образования города Пушкина, утвержденным постановлением Пушкинского городского Совета от 11 мая 2000 г., администрация муниципального образования «город Пушкин» является органом управления муниципальным хозяйством и действует под непосредственным руководством управляющего администрацией.

Администрация подотчетна Пушкинскому городскому Совету.
В числе основных задач администрации: решение вопросов местно­
го значения, относящихся к ее ведению в соответствии с уставом
города и постановлениями Пушкинского городского Совета и его президиума, создание благоприятных условий для инвестирования и эффективного управления программами социально-экономическо­го развития муниципального образования. Деятельность админист­рации основана на принципах: законности, самостоятельности в пределах полномочий, профессионализма и компетентности должностных лиц, муниципальных служащих и технического персонала, ответственности сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и т.д.

Глава местной администрации. Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Он своими актами вводит в | действие решения администрации, олицетворяя ее как единый орган.

Главой местной администрации в первой модели является глава муниципального образования по должности; во второй — лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципаль­ного образования.

Глава местной администрации во второй модели обычно именуется управляющим. В рамках этой модели условия контракта для главы администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Для главы местной администрации муници­пального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значе­ния, и законом субъекта РФ — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам мест­ного самоуправления федеральными законами и законами субъек­тов РФ. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) — уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ могут быть установлены дополни­тельные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Порядок проведения конкурса на замещение долж­ности главы местной администрации устанавливается представи­тельным органом муниципального образования и должен преду­сматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, вре­мени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурс­ной комиссии в муниципальном образовании устанавливается пред­ставительным органом муниципального образования. Члены кон­курсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муници­пальном районе (городском округе) 2/3 ее членов назначаются пред­ставительным органом муниципального района (городского округа), а 1/3 законодательным (представительным) органом государст­венной власти субъекта РФ по представлению высшего должност­ного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Он может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы
муниципального образования — в связи с нарушением условий кон­
тракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации; 3) главы местной администра­ции — в связи с нарушениями условий контракта органами местного
самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта
Федерации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринима­тельской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: его смерти; от­ставки по собственному желанию; расторжения контракта; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно (дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим", вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства, прекращения российского гражданства, гражданст­ва иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

Полномочия местной администрации. Рассмотрим полномочия местной администрации на примере администрации муниципального образования «город Пушкин».

Местная администрация разрабатывает проекты бюджета, сметвнебюджетных фондов, планов и программ социально-экономического развития города и представляет их на утверждение городскому Совету. Кроме того, администрация:

исполняет бюджет и представляет на утверждение Совета отчет о его исполнении;

обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, I здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;

распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном город­ским Советом;

ведет территориальный кадастр, техническую инвентаризацию движимого и недвижимого имущества;

разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвида­ции муниципальных предприятий и учреждений;

утверждает уставы муниципальных предприятий, организаций, учреждений;

осуществляет исполнение государственных полномочий, передан­ных органам местного самоуправления города;

выполняет в случаях и порядке, установленных городским Сове­том, функции заказчика по муниципальным контрактам на выполне­ние подрядных работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд му­ниципального образования города;

в случаях, установленных городским Советом, готовит и представ­ляет на его рассмотрение проекты правовых актов; разрабатывает и представляет на утверждение городскому Совету штатное расписание

должностей муниципальной службы, а также практические рекомен­дации по предметам своего ведения;

создает в установленном порядке рабочие группы и коллегии, кон­сультативные общественные и экспертные советы, привлекает на до­говорной основе научные организации, ученых и специалистов к ре­шению проблем по вопросам местного значения;

взаимодействует с органами государственной власти, местного са­моуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а так­же с должностными лицами и гражданами по предметам своего ве­дения;

участвует в разработке проектов соглашений, договоров муници­пального образования города с другими муниципальными образова­ниями, органами исполнительной власти РФ, Санкт-Петербурга по вопросам местного значения;

запрашивает и получает от отраслевых и территориальных органов администрации Санкт-Петербурга, иных государственных органов, учреждений, предприятий, организаций информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на нее, передает в установленном порядке информацию указанным орга­нам, предприятиям, учреждениям, организациям;

представляет интересы муниципального образования в судах об­щей юрисдикции и арбитражном суде по вопросам ведения;

выдает разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возрас­та 16 лет, по основаниям, предусмотренным Семейным кодексом РФ;

организует работу по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, и иными гражданами, в соответствии с ГК РФ и Семейным кодексом, иными нормативными правовыми актами; организует работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и призыв граждан на военную службу; участ­вует в пределах ведения в ликвидации чрезвычайных ситуаций и по­следствий стихийных бедствий; рассматривает обращения граждан и юридических лиц, принимает по ним необходимые меры, ведет прием граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к ее ведению; осуществляет в установленном порядке внешнеэкономиче­скую деятельность.

По решению городского Совета администрация может осуществ­лять иные полномочия, не отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления.

Аналогичный набор полномочий можно встретить и в уставах дру­гих муниципальных образований.

Планирование работы местной администрации. Работа местных администраций ведется на плановой основе. Так, деятельность администрации г. Копейска Челябинской области осуществляется на основе текущих и перспективных планов и программ. Администра­ция планирует проведение своих совещаний, заседаний, правотвор­ческую деятельность и проведение мероприятий контрольного харак­тера, связанных с исполнением органами местного самоуправления действующего законодательства. Перспективное планирование пре­дусматривает разработку программ, мероприятий и иных видов дея­тельности на год, текущее — на квартал. Вопросы для внесения в проект плана определяются исходя из полномочий структурного подразделения.

План включает следующие разделы: перечень вопросов, подлежа­щих рассмотрению на заседаниях городского Совета депутатов; кален­дарь рассмотрения вопросов координационными и консультативными органами при главе города и на аппаратных совещаниях при главе го­рода; перечень мероприятий по контролю и проверке исполнения; пе­речень проектов распорядительных документов, намеченных для рас­смотрения и утверждения главой города; календарь текущей работы аппарата администрации, городских служб, проведения городских ме­роприятий; основные направления работы с кадрами; график выступ­ления руководителей и представителей структурных подразделений и муниципальных учреждений, предприятий в средствах массовой ин­формации и т.д. По каждому вопросу, мероприятию указываются от­ветственные за подготовку и сроки их исполнения.

Контроль за выполнением перспективных и квартальных планов работы администрации осуществляют заместители главы админист­рации города (в соответствии с распределением обязанностей) и управление делами. В целях оперативного руководства и контроля за деятельностью структурных подразделений, обеспечения своевремен­ного и обоснованного принятия решений по основным направлениям развития городского хозяйства в администрации города проводятся совещания и заседания консультативных и координационных орга­нов, другие организационные мероприятия.

Структура местной администрации. Структура утверждается представительным органом муниципального образования по пред­ставлению главы местной администрации. В структуру местной адми­нистрации могут входить отраслевые, функциональные и территори­альные органы местной администрации. Для организационного, пра­вового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной ад­министрации. Его структура определяется либо представительным органом по представлению главы администрации, либо главой адми­нистрации единолично. Деятельность аппарата строится в соответствии с положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Аппарат местной администрации представляет совокупность под­разделений, основное назначение которых заключается в оказании со­действия работе руководящих органов администрации. При этом уча­стие аппарата в осуществлении полномочий администрации носит функциональный характер.

Глава местной администрации осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих замести­телей и аппарата. Руководство администрацией осуществляется на принципе единоначалия. Однако единоначалие не исключает колле­гиального обсуждения и выработки решений по важнейшим пробле­мам жизнедеятельности муниципального образования. В этих целях в структуре многих администраций образованы постоянные органы — коллегии администраций, которые действуют под руководством гла­вы местной администрации.

В состав коллегии по должности входят заместители главы, на­чальники отдельных структурных подразделений: финансового и эко­номического управлений (отделов), юридического отдела и др. Пол­номочия коллегии, порядок ее работы определяются положением о коллегии администрации, утвержденным главой местной админист­рации.

Заместители главы местной администрации осуществляют руко­водство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Глава местной админи­страции определяет число своих заместителей, а в зависимости от их профессиональной подготовки — направления их работы. Таковыми могут быть вопросы: жилищного и коммунального хозяйства; органи­зации потребительского рынка; управления имуществом муниципаль­ного образования; капитального строительства; экономической и со­циальной сферы деятельности местной администрации и т.д.

Круг вопросов, которые приходится решать местным администра­циям, различен в разных муниципальных образованиях. От этого за­висит их структура и штаты, направления деятельности должностных лиц и соответствующих служб. Например, к основным направлениям деятельности и вопросам ведения первого заместителя главы админи­страции муниципального района могут быть отнесены: архитектура, промышленно-гражданское строительство; дорожное хозяйство; топливно-энергетический комплекс; транспорт; электро- и почтовая связь; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство; охрана труда и противопожарная безопасность. Из бюджетных управлений

(отделов) за ним могут быть закреплены отдел главного архитектора, отдел строительства, связи и жилищно-коммунального хозяйства, от­дел по труду, технике безопасности и противопожарной охране. Он же может возглавлять комиссии по предупреждению и ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, подготовке объектов к работе в осенне-зимний период, безопасности дорожного движения и т.д.

Возможные основные вопросы ведения заместителя главы адми­нистрации по социальным вопросам: образование; здравоохранение; культура; молодежная политика; социальная защита населения; физ­культура и спорт; взаимодействие с общественными организациями; средства массовой информации. Из числа бюджетных отделов за ним могут быть закреплены отдел по образованию, отдел по культуре, от­дел по социальной защите населения, комитет по физической культу­ре и спорту, комитет по делам молодежи. Он может возглавлять ко­миссии: жилищную, по делам несовершеннолетних и т.д.

Заместитель главы администрации по экономике может занимать­ся экономической и инвестиционной политикой, торговлей, платными услугами, защитой прав потребителей, управлением муниципальным имуществом, статистической отчетностью, общественными фондами, материальными и природными ресурсами, кредитно-финансовой дея­тельностью, денежным обращением. Он может курировать комитет экономики, отдел финансов, отдел по торговле и платным услугам и т.д. На его попечении общественные фонды: медицинского страхо­вания, пенсионного, социального страхования, занятости населения и т.д.

Основные направления деятельности и вопросы ведения замести­теля главы администрации по сельскому хозяйству, агропромышлен­ный комплекс; использование земельных ресурсов; охрана окружаю­щей среды и природных ресурсов и т.д. Он может курировать отделы и службы управления сельского хозяйства; комитет по земельной ре­форме и землеустройству; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов; научно-исследовательские учреждения; стан­цию защиты растений, ветеринарную станцию, ветбаклабораторию, госплемслужбу и т.д.

Заместитель главы администрации — руководитель аппарата коор­динирует организационную деятельность органов местного само­управления; контролирует исполнение решений. Он может куриро­вать регистрацию актов гражданского состояния, архивное дело, нота­риат, возглавлять административную комиссию и т.д. В его ведении общий, архивный, юридический отдел. Он осуществляет организаци­онное взаимодействие с отделами загса, нотариальными учрежде­ниями.

Конечно, этот перечень не дает полного представления обо всех структурных подразделениях районной администрации. Кроме того, следует иметь в виду, что районная или городская администрация не отгораживается от деятельности, которую ведут на территории района или города не подчиненные ей предприятия, учреждения и организа­ции. Речь в данном случае идет об обеспечении комплексного соци­ально-экономического развития территории.

Аппарат администрации не имеет в своем подчинении каких-либо внешних по отношению к администрации органов, организаций, объ­ектов, и руководители структурных подразделений аппарата не поль­зуются правом распоряжения кредитами. Служебные функции аппа­рата определяют его горизонтальное подчинение — руководящим органам администрации. Подразделения аппарата находятся на фи­нансировании из местного бюджета. Наименования могут быть раз­личными. Однако, как показывает практика, традиционно в аппарате местной администрации образуются организационный отдел или ор­ганизационно-аналитический отдел, общий отдел, приемная по лич­ным вопросам граждан, юридический отдел (служба), информацион­ная служба или пресс-служба главы местной администрации, отделы (управления) кадровой службы, советники, консультанты и помощни­ки руководства администрации. В составе аппарата имеются секрета­риат, машбюро и иные подразделения, осуществляющие материаль­ное и техническое обслуживание местной администрации. В качестве примера охарактеризуем цели деятельности и функции некоторых подразделений местной администрации.

Юридическая служба (управление, отдел). Правовое управление (юридический отдел) является структурным подразделением аппара­та местной администрации. Юридическая служба осуществляет свою деятельность под руководством главы местной администрации и его заместителя — руководителя аппарата местной администрации (если такая должность предусмотрена). Руководит деятельностью юридиче­ской службы начальник (заведующий), назначаемый и освобождае­мый от должности главой местной администрации. Начальник (заве­дующий) организует работу службы, несет персональную ответствен­ность за выполнение возложенных на отдел (управление) функций. Положение о юридической службе утверждается главой местной администрации.

В функции юридической службы входит: проверка соответствия правовых актов местной администрации законодательству РФ, т.е. проведение экспертизы документов; ознакомление руководящих и иных работников аппарата местной администрации с поступающими нормативными актами, а также обозрение юридической практики; правовая экспертиза и подготовка заключений на юридические доку­менты; подготовка проектов нормативных правовых актов; представи­тельство интересов администрации в судебных органах и др.

Организационный (организационно-аналитический) отдел. Перед ним стоят задачи организационного обеспечения деятельности мест­ной администрации. Это предполагает разработку проектов планов организационных мероприятий, текущих и перспективных планов ра­боты местной администрации, подготовку совещаний, семинаров; обобщение информационных материалов; осуществление контроля за деятельностью других структурных подразделений администрации; проведение анализа исполнительской дисциплины аппарата, отделов, управлений и иных служб администрации. Важнейшими задачами ор­ганизационных отделов являются оказание помощи избирательным комиссиям в подготовке и проведении избирательных кампаний

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.