Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие органов местного самоуправления





Общественное самоуправление

 

с/у которое осущ-ся территориальное с/у которое осущ-ся

трудовыми коллек- с/у общественным

тивами объединением.

 

Территориальное с/у

|

РФ с/у

|

субъект РФ

|

местное с/у

 

Муниципалитет от лат. «municipium», «munus» – тяжесть, тягота, бремя, а «capiо” , “recipior” – беру, принимать. Как явление самоуправления существовало всегда, как понятие появилось в Англии в 17 веке. Оттуда было заимствовано.

Разные теории:

1) общественная теория, сущность местного самоуправления – в предоставлении местному сообществу права самим ведать своими интересами, а государственными органами заведовать только государственными делами. Общественная теория исходит из противопоставления местного общества государству, общественных интересов политическим. В рамках общественной теории сложились два направления:

1. теория свободной (естественной) общины;

2. хозяйственной теории.

(1) ТСО сложилось в середине 19 века в Бельгии и Франции (Гербер и Арена). Они считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным правом, как права человека. Община является первичной по отношению к государству, поэтому государство уважать свободу права общинного управления.



(2) ХТ: Моль, Васильчиков. Делали упор на содержание деятельности; также противопоставление государства и общины, но основной признак местного самоуправления – негосударственная преимущественно хозяйственная природа деятельности органов местного самоуправления. С/у – это заведование делами местного хозяйства. На смену общественной теории пришла государственная теория, разработана в 19 веке немецкими учеными Штейн и Гнейст. Самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области местного самоуправления даны государством. Сложилось 2 направления:

1) политическое:

2) юридическое.

(1) политическая теория (Гнейст): самостоятельность органов самоуправления связывается с порядком их формирования. Местное самоуправление должно осуществляться почетными людьми на безвозмездной основе.

(2) Самостоятельность органов местного самоуправления – в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, но на которые государство возлагает осуществление определенных полномочий государственного управления. Местное сообщество обладает статусом юридического лица.



Теория дуализма (Чичерин): двойственный характер местного самоуправления – общественный и государственный. Местное самоуправление отражает комплексное и многообразное явление.

Подходы к его исследованию:

1) местное самоуправление как форма осуществления народовластия (ст. 3 Конституции). 1) субъект местного самоуправления - население, граждане; 2) местное самоуправление занимает особое в демократическом механизме управления обществом и государством; 3) местное самоуправление имеет свой объект управления – вопросы местного значения; 4) самостоятельность местного самоуправления.

2) Право граждан на заведование собственными делами (ст. 130 Конституции), на самостоятельное решение вопросов местного значения и прямое участие. Сущность местного самоуправления – разновидность социального управления. Некоторые ученые рассматривают местное самоуправление как процесс управления местными делами;

3) Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя, основанное на принципах разделения властей. Теория социального обслуживания, повышение уровня жизни, благосостояния – задача местного самоуправления. Первая формула местного самоуправления выведена европейской Хартией самоуправления: под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного самоуправления.



Ст. 1 Закона 1991 года – местное самоуправление – система организации местной власти. Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (совр. закон) и признаваемое и гарантируемое Конституцией (ст. 12) деятельность населения: население осуществляет деятельность непосредственно или через органы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления:

СССР: 1) централизм; 2) социалистическая законность.

Принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией, федеральными законами коренные начала и идеи, которые определяют статус местного самоуправления, его органов и должностных лиц, а также характер содержания его деятельности.

ПРИНЦИПЫ:

1) самостоятельность местного самоуправления – органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти; правовые акты, принимаемые органами государственной власти не должны ущемлять права и интересы органов местного самоуправления; органы государственной власти не могут относить к своему ведению вопросы, решаемые органами местного самоуправления

2) организационное обособление местного самоуправления и его органов в системе государственного управления

3) принцип многообразия форм осуществления местного самоуправления

4) принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.

5) обеспечение законности в деятельности местного самоуправления

6) принцип гласности

7) принцип ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением

8) принцип взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти

9) принцип сочетания местных интересов и государственных и др.

 

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Согласно Конституции, местное самоуправление в РФ осуществляется в различных организационных формах (ст. 130). Эти формы организуют систему. Система местного самоуправления – совокупность организационно-правовых форм, через которых население муниципального образования обеспечивает решение вопросов местного значения.

I – представительный орган (ст. 14 ФЗ)

II – глава муниципального образования (ст. 16)

III – исполнительно-распорядительный орган (ст. 17)

IV – формы непосредственной демократии: выборы, референдум (ст. 22-26)

V – органы территориального общественного самоуправления

VI – ассоциации и союзы (ст. 10).

I-III – органы власти, органы местного самоуправления, создаются в обязательном порядке, действуют на постоянной основе

IV-VI – общественно-территориальное самоуправление, носит факультативный характер.

Модели организации власти. 3 модели:

1) совет с сильным мэром. Жителями избирается и выборочный орган и высшее должностное лицо. Требуется не только орган, устанавливающие правила жизнедеятельности, но и достаточно эффективное управление (возможность вхождений главы муниципального образования в представительный орган).

2) совет со слабым мэром. Население избирает только представительный орган, который формирует исполнительную власть. Он может из своего состава избрать главу муниципального образования или глава муниципального образования не избирается, а назначается.

3) комиссионная форма. Выборный орган не создается, полномочия представительного органа непосредственно берут на себя жители (ст. 15, п. 6 закона «Об общих принципах» говорит о том, что в небольших поселениях полномочия представительного органа берут на себя жители, избирается глава администрации.

Предметы ведения местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления – это законодательно закрепленный круг вопросов, которые могут образование вправе принять к своему рассмотрению.

1-ый акт, который закрепляет предметы ведения – ФЗ «Об общих принципах» (ст. 6).

2-ой акт – законы субъектов РФ, уставы (ст. 7)

ФЗ «Об общих принципах»: местное самоуправление располагает полномочиями двоякого рода: вопросы местного значения и решение отдельных государственных вопросов, государственные полномочия, которые передаются органами государственной власти.

(1) Вопросы местного значения.

Критерии:

1) Правомочия решать эти вопросы закреплены законодательством.

2) Отсутствие в компетенции государственных органов решать вопросы, относящиеся к местным. Ст. 1 ФЗ «Об общих принципах». Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией, настоящим ФЗ и законами субъектов РФ.

(2) Право органов местного самоуправления решать вопросы государственной важности. Право наделять органы местного самоуправления правом решать вопросы государственной важности ст. 132 К. РФ, ст. 6 ФЗ «Об общих принципах». Порядок передачи отдельных государственных полномочий на местный уровень не регулируется специальным законодательством. Он регулируется отраслевыми законами. В ведение муниципального образования могут передаваться следующие вопросы:

1) запись в актах гражданского состояние;

2) статистика;

3) градостроительная деятельность;

4) природоохранная деятельность.

Условия передачи полномочий:

1) передача должна осуществляться только законом (соответствующим законом, не Указом).

2) Полномочия.

Перечень полномочий не должен быть велик, полномочия должны передаваться с учетом возможностей муниципального образования. Муниципальное образование вправе отказаться от выполнения полномочий. Полномочия органов государственной власти.

 

ТЕМА 4. Территориальные основы местного самоуправления.

Понятие территориальных основ.

Муниципальное образование: понятие, признаки, виды.

Границы и состав земель, составляющих территорию муниципального образования.

Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований.

Ассоциации и союзы муниципальных образований.

 

Понятие территориальных основ. Осуществление власти в государстве связано с территориальным устройством, при этом каждый уровень власти реализует свои властные полномочия в границах определенных территорий. Конституция закрепила трехуровневый механизм: федеральная власть, власть субъектов, местное самоуправление. Местное самоуправление – одна из форм осуществления власти в пределах территорий, отведенных для этой цели государством. Территориальные основы являются одним из правовых институтов муниципального права и представляют собой совокупность норм, регулирующих территориальную организацию местного самоуправления. Законодательством закреплено в территориальные основы входят:

1) круг территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;

2) понятие территории муниципального образования;

3) порядок установления и изменения границ

4) процесс образования, преобразования и упразднения муниципальных образований

5) категории земель, составляющих муниципальное образование.

(1) Круг территорий. Конституция не дает однозначного ответа на этот вопрос. Ст 131: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, Конституция содержит открытый перечень территорий, но подчеркивает, что городские и сельские поселения – не могут быть изъяты, исключены обязательно, остальные территории – определяется законодательством.

Ст. 12 ФЗ «Об общих принципах» содержит более полный перечень территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (кроме городских и сельских поселений):

- районы

- сельские округа

- станица

- волости и др.

Местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ (Постановление КС по Курскому и Удмуртскому делу).

Ст. 12: население городского, сельского поселения независимо от численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Можно ограничить право граждан на осуществление местного самоуправления, это допускается только на определенных территориях и только федеральным законом (ст. 12, п. 2).

К таким территориям ФЗ относит приграничные территории и территории закрытых административно-территориальных образований. Ограничение допускается в целях защиты конституционного строя, сохранения обороны страны, в целях безопасности государства.

(2) Понятие территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Этот термин впервые был введен гражданским кодексом, а потом в законе «Об общих принципах», в котором раскрывается это понятие. Муниципальное образование – это городское поселение, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется выборный орган, муниципальная собственность и местный бюджет.

Перечень территорий (1-ая часть определения), виды муниципальных образований:

1) поселение, поселенческий принцип

поселение – это территория, на которой непосредственно проживает население и которое подразделяется на 2 вида: городские поселения (города, поселки городского типа) и сельские поселения (села, деревни, хутора, станицы).

2) территориальный принцип (тип муниципальных образований создается по территориальному принципу). Объединенные территории (районы, уезды, волости, сельские округа).

3) часть поселений – внутригородские муниципальные образования.

Проект закона предусматривает создание внутригородских муниципальных образований только внутри городов федерального значения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. сельских населенных пунктов), в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы и иные органы местного самоуправления.

Город, поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также смогут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с наст. ФЗ);, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений межсельских территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления , которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия). Муниципальный район решает вопросы местного значения о границах района. Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных наст. ФЗ вопросов местного значения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Юридические признаки муниципального образования (2-ая часть определения).

1) выборный орган

2) муниципальная собственность

3) местный бюджет

4) устав муниципального образования

5) население (не менее 100)

6) наличие территории, законодательно закрепленной

7) наименование

8) символика (ст. 11)

Население. Численность населения муниципального образования различна. Она устанавливается периодически проводимой переписью. Официальное число жителей имеет большое значение.

1) Для установления объема определенных субсидий и налоговых выплат в бюджет муниципальные образования со стороны государства.

2) Для установления правил, регулирующих выборы из состава органов местного самоуправления.

Наименование. Наименование многих муниципальных образований имеют древние корни. Название можно менять в 2 случаях:

1) в случае изменения границ муниципального образования, изменения территории (разделение, слияние).

2) Переименование, причины переименования: возврат исторического наименования, унизительное название, если есть 2 одинаковых названия.

Символика. Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (ст. 11). Если есть символы, то о них разрабатываются положения.

С учетом административно-территориального деления муниципальное образование имеет двух или трехзвенную систему:

Двухзвенная система:

1 звено – города районного значения, поселки, волости, сельские советы, сельский округ.

2 звено – районы, уезды, города краевого, республиканского, областного значения.

Трехзвенная система образуется когда в составе сельского округа, волости или сельсовета население создает муниципальное образование.

В рамках этих систем муниципальные образования сохраняют свою юридическую самостоятельность и не являются соподчиненными (ст. 6, ч. 3 п. 3). 800 – поселковые муниципальные образования. В Свердловской области 72 муниципальных образования.

Граница и состав земель. Граница – административная черта – это линия ограничения территории, административно подчиненная органам местного самоуправления.

Установление и изменение границ муниципального образования отнесено ФЗ «Об общих принципах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 5), при этом предусмотрено, что установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций и обязательно с учетом мнения населением Законодательный орган субъекта федерации принимать законы, закрепляющие порядок установления и изменения границ.

«О порядке установления и изменения границ» – закон Свердловской области. По общему правилу, право устанавливать и изменять границы принадлежит законодательному органу в форме закона.

Исключение: 1) Вопросы об установлении и изменении границ внутригородских муниципальных образований устанавливаются законами не субъектов федерации, а с учетом мнения населения представительным орга6ном города в соответствии с уставом. 2) в закрытых административно-территориальных образованиях границы устанавливаются (и изменяются) указом Президента по предложению Правительства РФ при согласовании с органами государственной власти субъекта федерации.

Состав земель. Каждое муниципальное образование наделяется соответствующей территорией в определенных границах, на которые распространяется юрисдикция органов местного самоуправления. Территория муниципального образования является целостной, она охватывает земли различных форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального образования находятся территории, которые находятся в государственной, частной, долевой, муниципальной собственности.

Земли муниципальных образований:

1) земли поселений;

2) земли, находящиеся за пределами поселений.

Деление земель поселений дается в градостроительном кодексе.

Земли городских и сельских поселений в соответствии с действующим законодательством можно определить как земли, находящиеся в пределах черты населенных пунктов, причем на территории муниципального образования может располагаться несколько населенных пунктов (на территории Екатеринбурга – 32 населенных пункта; 4 рабочих поселка, 2 села, 24 поселка). Главное целевое назначение земли населенных пунктов в том, что они в соответствии с Градостроительным кодексом служат территориальной основой для размещения на них жилых, производственных, социально-культурных зданий, сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населений. Категории земель:

(1) Земли общего пользования:

1) земли, которые служат местом размещения путей сообщения (дороги, улицы, переулки, площади, набережные).

2) Земли, которые служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, пляжи, водоемы).

3) Земли, которые служат в качестве полигона для захоронения и утилизации промышленных отходов. Эти земли не подлежат передаче в частную собственность, пользование землями осуществляется бесплатно. На землях разрешается возведение капитальных сооружений только в соответствии с целевыми назначениями земли. Может быть разрешено возведение временных строений обличенного типа. Ст. 262 ТК: граждане имеют право без каких-либо разрешений находится на незакрытых для общего пользования территориях.

(2) земли сельскохозяйственного назначения.

В городах, поселках, сельских населенных пунктах они служат местом размещения садов, виноградников, оврагов, карьеров. Указанные земли используются сельскохозяйственными предприятиями, гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд.

(3) Земли, занятые лесами служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата. Земли: 1) земли, покрытые лесами 2) земли, не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

(4) Земли природоохранного, природнозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Эти земли имеют особый правовой статус, специально определяемый в законодательстве. Любая деятельность на них, противоречащие их целевому назначению, запрещена, а всякое строительство разрешается по решению соответствующего органа местного самоуправления.

(5) Земли необходимые для развития поселения, за пределами черты населенного пункта и служат резервом для расширения территории поселения, местом размещения и строительства, необходимых сооружений.

Проекты планировки этих зон разрабатываются местной администрацией. Все земли муниципального образования составляют цельную природную и хозяйственную территорию.

На территории муниципального образования могут находиться иные земли.

 

Порядок изъятия земельных участков.

Земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования и не относящиеся к муниципальной собственности, могут быть изъяты у собственника путем выкупа, если он необходим для муниципальных нужд (ст. 279 ГК). Решение об изъятии может быть принято органом исполнительной власти субъекта Федерации. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Решение об изъятии подлежит государственной регистрации. Выкуп может быть осуществлен только с согласия собственника; плата, сроки и другие условия определяются соглашением с собственником. При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка, находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, включая упущенную выгоду.

Ему может быть представлен взамен другой участок с учетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник не согласен с решением изъятия у него земельного участка, то это будет рассматриваться в судебном порядке. Иск о выкупе земельного участка может быть представлен в суд в течение 2 лет с момента направления собственнику уведомления о государственной регистрации.

Образование, преобразование и упразднение муниципального образования.

Этот процесс относится и компетенции субъекта федерации.

ОЗ «О порядке образования, преобразования и упразднения муниципального оббразования» от 7.10.1997г. Образование представляет собой создание нового муниципального образования, не сопряженное с изменением статуса существующего преобразования – существенное изменение статуса существующих муниципальных образований без их упразднения. Преобразование может осуществляться 2 способами:

1) изменение границ и состава территории;

2) без изменения границ и состава территории.

1. Преобразование может быть в форме разделения, объединения, выделения, присоединения.

2. Переименование муниципальных образований (специальный закон), изменение статуса муниципального образования, перенос административного центра из одного населенного пункта в другой.

Упразднение – прекращение существования муниципального образования в связи с утратой населенным пунктом статуса поселения.

Причины утраты статуса поселений:

1) решение органов государственной власти

2) демографический кризис

3) природные катаклизмы.

Упразднение процесса, связанные с преобразованием (учебник, закон не признает).

Процесс изменения:

1) первоначальная инициатива, инициатор.

- население

- органы государственной власти

- органы местного самоуправления.

2) выявление мнения жителей:

- референдум

- собрания, сходы, конференции

- опрос

- сбор подписей

3) принятие решений по вопросам изменения муниципально-территориального устройства. Решение в форме закона.

4) претворение решения в жизнь.

 

Ассоциации и союзы муниципальных образований. Ст. 10 закрепляет право муниципальных образований создавать объединения в форме ассоциаций и союзов. Такие объединения создаются в целях координации деятельности муниципальных образований и более эффективного осуществления ими своих прав и интересов. Ассоциациям и союзам не могут быть переданы полномочия органов местного самоуправления. Ассоциации и союзы в зависимости от целей, для которого они создаются, можно разделить на 2 вида:

1) общественно-политическое взаимодействие, некоммерческие.

2) Социально-экономические, хозяйственные общества.

(1) Организация и деятельность таких объединений осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. Учредительным документами ассоциаций и союзов являются:

1) учредительный договор, подписанный ее членами.

2) утвержденный ими устав. Устав проходит государственную регистрацию в соответствующем министерстве юстиции.

Объединения муниципальных образований проводят съезды, на которых они:

1) утверждают устав

2) определяют размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности.

3) осуществляют иные полномочия. В период между съездами действует постоянно действующий орган.

Образуется в целях:

- представление интересов органов местного самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти.

- Содействие становления защиты, укрепления местного самоуправления.

- Координация деятельности местных сообществ для эффективной реализации ими своих прав.

(2) Социально-экономические, их задачами и функциями является разработка и реализация местных программ по совместному строительству и эксплуатации различных объектов (производственные, культурного назначения).

Такие корпорации образуются в составе 2 и более местных сообществ, как правило, граничащих между собой. Смысл деятельности таких объединений в узкой направленности на решение конкретных проблем, по территории деятельности действует несколько видов:

- общероссийские

- межрегиональные

- региональные.

Общероссийские – российский союз местных властей – организация, является достаточно представительной всероссийского общественно-политического движения. Устав этой организации был принят 1 съездом 21 сентября 1993г. В ст. 2 Устава определяется цель этой организации: защита прав и интересов граждан через содействие развития и укрепления местного самоуправления. Российский союз местных властей в целях выполнения уставных задач и в соответствии с законом вправе осуществлять производственно-хозяйственную деятельность через создаваемые предприятия. Эта организация (союз) вправе заниматься издательской деятельностью, рекламно-информационной деятельностью, вправе создавать фонды, заниматься внешнеэкономической деятельностью; представляет интересы РФ во Всемирной организации местных властей.

(2) Союз Российских городов – довольно представительная организация, большую роль сыграла в разработке конституции, а также ФЗ «Об общих принципах…» Согласно ст. 1 Устава, Союз Российских государств объединяет города – центры субъектов РФ. Союз Российских городов постоянно сотрудничает с правительственными органами по решению проблем местного самоуправления.

(3) Союз малых городов. Создан в 1991г., объединяет малые и средние города с населением до 100 тысяч человек. Подписан указ Президента о создании единого образования муниципальных образований – Конгресс муниципальных образований. Конгресс создан для организации взаимодействия муниципальных образований с целью выражать и защищать общие интересы всех муниципальных образований в РФ, а также представлять РФ в международных и зарубежных организациях. Это объединение в порядке, определяемом Президентом РФ представляет предложения по составу кандидатов в члены делегации РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы.

Межрегиональные:

1) В 1986г. создана Ассоциация сибирских городов, которые сейчас трансформировалась в «Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов».

2) В 1991г. создана «Ассоциация городов юга России».

3) В 1996г. создан «Союз городов Северо-Запада».

4) «Ассоциация городов Урала».

Региональные:

1) муниципальный союз Тюменской области

2) Ассоциация Вятских городов.

 

Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика.

Понятие органов местного самоуправления

Принципы организации деятельности органов.

Органы местного самоуправления – юридические лица.

Функции и компетенция органов местного самоуправления (общая характеристика).

 

Понятие органов местного самоуправления. – дается в ФЗ «Об общих принципах…». Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочием на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления формируются местным сообществом и несут перед ним ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органам местного самоуправления принадлежит особое место в системе управления государством и обществом, это место определяется тем, что

1) органы местного самоуправления обеспечивают децентрализацию системы управления, что делает ее наиболее приближенной к населению для обеспечения защиты интересов населения.

2) Это способ организации власти на местах. Таким образом, органы местного самоуправления – это органы власти, но власти муниципальной, местной. В функциональном плане органы местного самоуправления связаны с государством:

- они включены в систему властных отношений

- они действуют в правовой системе государства.

Виды органов местного самоуправления: действующий закон не закрепляет систему органов местного самоуправления. Систему органов местного самоуправления составляют выборный орган; глава муниципального образования; выборный глава администрации поселения, исполнительно-распорядительный орган.

Новая редакция подразумевает контрольно-счетную палату, избирательную комиссию.

Классификация:

1) по способу образования;

2) по содержанию деятельности;

3) по способу организации и принятию решений;

4) по назначению органов местного самоуправления.

По способу образования:

-выборные

-невыборные.

Выборные: порядок их формирования регулируется государством, обязательность наличия выборного органа (ст. 14 п.2).

Невыборные: порядок их формирования регулируется уставами муниципальных образований. Они могут быть созданы:

1) путем делегирования, из состава депутатов выбирается глава муниципального образования;

2) способ назначения, когда формирует выборный орган, назначает главу администрации;

3) формирование на добровольной основе с последующим утверждением (комиссии);

4) на основе коаптации по установленным нормам. Коаптация – способ формирования без обращения к депутатскому корпусу.

(2) по содержанию деятельности:

- представительные

- исполнительные.

Представительный орган в связи с его ролью в системе местного самоуправления наделяется исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Он принимает общеобязательные правила, решает принципиальные вопросы.

Исполнительный орган – исполняет решение представительного органа, практической деятельностью реализует свои полномочия.

(3) по способу организации деятельности:

- коллегиальный

- единоначальный.

(4) по назначению

- органы общей компетенции (представительный орган и глава муниципального образования).

- органы специальной компетенции (структурные подразделения местной администрации).

Принципы организации деятельности органов местного самоуправления.

1) обязательность наличия выборного органа (Европейская Хартия).

2) принцип разделения властей, в системе местного самоуправления действует ограниченно, механизм сдержек и противовесов.:

- четкое разделение полномочий между представительным и исполнительным органами;

- глава исполнительной власти может наложить вето на решение представительной власти. В то же время исполнительная власть подотчетна представительной власти. Ст. 14 п.3 – принцип самостоятельности.

- Принцип ответственности. Как позитивный аспект, так и негативный аспект. Позитивный аспект возникает из обязанности органа местного самоуправления осуществлять положительные действия в точном соответствии с нормами конституционного и текущего законодательства. Негативный аспект связан с наступлением ответственности, неблагоприятных правовых последствий.

- Принцип обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления, этот принцип носит двойственный характер:

1) органы местного самоуправления должны добиваться исполнения закона всеми субъектами;

2) органы местного самоуправления сами должны соблюдать законы.

- принцип гласности – политико-правовой принцип, реализация которого предполагает, что органы местной власти действуют открыто, публично и систематически информируют население о своей работе. Этот принцип закреплен в ст. 3 п. 6, ст. 8 п. 5, ст. 19 п.2.

- принцип взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

 

Органы местного самоуправления – юридические лица.

Юридическое лицо – условный термин для определения правового статуса организации, участвующей в гражданско-правовых отношениях.

Признаки юридического лица:

- юридическое лицо обладает устойчивой организационной структурой;

- юридическое лицо имеет обособленное имущество;

- по своим обязательствам юридические лица несут имущественную ответственность;

- юридическое лицо имеет свою символику (расчетный счет, печати, штампы, бланки), юридические лица могут выступать истцами и ответчиками в судах.

Органы местного самоуправления как любые другие юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своих интересах, они свободны в установлении своих прав и обязанностей при заключении договора и в определении любых непротиворечащих законодательству условий договора.

Особенности:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.