Сделай Сам Свою Работу на 5

Появились и новые типы учреждений культуры – информцентры, медиатеки, центры досуга и творчества, дома ремесел, национально-культурные центры, ночные клубы и др.





Основными направлениями в деятельности учреждений клубного типа являются информационно-просветительская, художественно-публицистическая, содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов, развитие художественного и технического творчества, культурно-развлекательная, физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность, экскурсионное обслуживание и др.

Одними из самых популярных учреждений досугового типа являются парки культуры и отдыха. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры.Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности различных социальных групп. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.



По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки и гидропарки, зоны отдыха.

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, глав-ными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

К сожалению количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. – 554.[3] Остается надеяться, что по мере улучшения экономической ситуации в нашей стране число парков будет возрастать. Будут возникать и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.д. В настоящее время создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.



К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительских функций.

За последние двадцать лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза и составляло в 2001 г. 1964 музея. Из общего числа музеев системы Министерства культуры РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи-филиалы.[4] Остальные музеи этой системы – регионального и муниципального ведения. Значительное число музеев создается на общественных, кооперативных началах. По отраслям знаний музеи дифференцируются на исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимир-ской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности, - местной топономики.



В инфраструктуре культурного досуга населения значительную роль играют библиотеки. Основное назначение библиотек – собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотечная сеть Министерства культуры РФ представляет собой много-уровневую систему, состоящую их федерального, регионального и муниципального звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения - Российская государственная библиотека (г. Москва); Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург); Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека (г. Москва) и др.

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ). В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 90-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки – городские, районные, сельские и т.д.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе.

Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

В настоящее время в России создана система учреждений социально-педагогической направленности, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях (учреждения дополнительного образования детей и подростков; учреждения социального обслуживания семьи и детей по месту жительства; специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками др.). Учреждения этого типа играют важную роль как в организации воспитательного процесса, профилактической, реабилитационной работе, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства.

К сожалению, практика показывает, что потребность в специализированных учреждениях социально-педагогической направленности с каждым годом возрастает. Это связано в целом с неблагополучной экономической ситуацией в нашей стране, с проблемами социального воспитания и, прежде всего, семейного. Все большее и большее число детей попадают в разряд социальных сирот.

Очевидно и другое: ни профилактика правонарушений, ни реабилитация детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, невозможны сегодня без объединения усилий всех заинтересованных организаций, без взаимного дополнения методов воспитательного воздействия методами досугово-анимационными и т.п. Роль и значение детских культурно-досуговых учреждений в профилактике правонарушений будет все более возрастать. В законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.24) говорится об участии в этой работе органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма.

В качестве примера рассмотрим один из наиболее интересных проектов работы с детьми и подростками – «Хобби-Центр» (г. Томск).

Задача центра – компенсация социальных условий самореализации личности подростка; формирование общественно-полезной направленности их деятельности; создание естественных условий для выдвижения ребят в качестве лидера; обеспечение социальной защищенности подростков, уменьшение опасности замкнутости, одиночества; воспитание общечеловеческих идеалов красоты, доброты, милосердия.

Хобби-Центр имеет статус юридического лица (т.е. счет в банке, печать, символику и другие атрибуты).

В отличие от традиционных форм работы с подростками центр предоставляет широкий набор видов деятельности; позволяет каждому члену коллектива открыть «свое дело»; предполагает семейное участие в работе центра.

Программы Центра можно условно сгруппировать по 3-м направлениям:

1. Художественная деятельность подростков:

- создание картинной галереи из «малышовых» рисунков в подъездах домов;

- проведение детских конкурсов художественного творчества;

- издание детской газеты и журнала «Хобби-Вестник»;

- участие в работе агитбригады;

- организация групп игрового кино (хобби-комиксы), фото-студии, фото-салона, изостудии, хореографического коллектива и детского театра;

- работа видеоцентра, компьютерного класса (подготовка игровых программ, уроков информатики).

2. Производственная деятельность Центра:

- детский сад короткого посещения;

- учетная комната интенсивных методов обучения;

- «фабрика» развивающих игр;

- сельскохозяйственные бригады по выращиванию овощей;

- «биржа труда» для родителей;

- детская служба быта;

- столярная мастерская для совместного с родителями труда;

- программа «мы строим дом» - реставрация заброшенных сельских домов.

3. Организация отдыха, спортивной деятельности:

- палаточный лагерь «Солнечная республика»;

- туристские походы и экспедиции по родному краю;

- организация спортивных состязаний.

Центр возглавляет Сенат во главе с Президентом. Сенат формирует постоянные и временные рабочие группы, определяет им задания, утверждает основные направления работы и программы Центра. Любой из «хоббитов» может выдвинуть на общем собрании идею, которая после защиты ложится в основу конкретной программы. Автор идеи формирует рабочую группу, несет ответственность за реализацию программы. Инициатива может исходить не только от ребят, но и от родителей, учителей, «выпускников» Центра.

Основным источником извлечения материальных средств является типография Центра, фотосалон, студия звукозаписи, детский бар, служба быта и столярная мастерская. Остальные программы не ориентируются на извлечение прибыли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.