Сделай Сам Свою Работу на 5

Инфраструктура досуга сложилась в России исторически.





Лекция 5-6. Инфраструктура досуга

G Культурно-досуговая деятельность в 1917–1941 годах

Революционные события и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу – от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство культурно-досуговых учреждений осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликбеза.

Формы работы в КДУ отвечали требованиям нового политического строя: митинги, митинги-концерты, политические доклады, диспуты на политические и религиозные темы, лекции, вечера вопросов и ответов. Популярны стали различные «политигры», «политбои», «политсуды». Другими средствами наглядной агитации и пропаганды стали выступать плакаты, карикатуры, диаграммы. Театральные кружки ставили постановки на исторические темы. Создавались политкружки.



Интенсивно развивалась художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. Популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки и даже танцы политической тематики. В годы гражданской войны появились первые передвижные КДУ – агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце 20-х годов были организованы первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.

1.2. Для подготовки профессиональных кадров в учреждениях культуры с 1918 года стали организовываться краткосрочные курсы внешкольных работников (Москва, Петроград, губернские города). В Петрограде был основан Институт внешкольного образования (ныне академия культуры), который готовил специалистов КДУ, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов. В 1920 году КПУ попали под непосредственный контроль государства, что усилило политическое содержание всех сфер их деятельности. КПУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, пятилетних планов, социальных соревнований, также они распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда. В Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, «рабочей смекалки».



Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии на предприятия, загородные прогулки. В быт крестьян начали входить новые праздники – «первой борозды», «урожая» и другие. Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Артисты с именем брали шефство над самодеятельными кружками.

С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928 году был основан новый вид КДУ – ЦПКиО в Москве.

В 30-е года расширилось книгоиздательство, распространилось радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления КДД.



G Деятельность КДУ в годы Великой Отечественной войны

Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы железнодорожных станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.

Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).

Широко использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные служащие организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой собственной жизни. Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства.

В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.

Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность – были созданы «фронтовые бригады», мобильные группы, способные выступать в условиях фронта и тыла. В их репертуаре преобладала патриотическая тема. Самыми распространенными видами художественной самодеятельности были агитбригады, концертные бригады. Программы составлялись из произведений малых форм – сценок, одноактных пьес, стихов, песен, частушек. Фронтовые бригады формировались из артистов театров (Вера Пашенная, Виктор Качалов) и эстрадных исполнителей (Клавдия Шульженко, Леонид Утесов). Развивалась самодеятельность и в партизанских отрядах. В 1943–44 годах был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (участвовало около 500 тысяч человек). В 1945 был уже второй смотр (900 тысяч человек). В репертуаре сельских исполнителей были любимые песни («Катюша», «Землянка») и частушки.

В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили во главе с лектором агитмашины, оборудованные киноустановкой, радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности, оказывали методическую помощь.

 

G Культурно-досуговая деятельность в 1946–1997 годах

После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи. В пустующих помещениях открывались клубы, читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.). В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.

Для подготовки кадров в созданных еще во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культурно-просветительской работе. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры (к 1971 г. их было 8). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и школ.

Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.). С конца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» – вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения». В целях пропаганды научно-технического прогресса в клубах проводились «дни техники», «недели технического прогресса».

Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.). Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на телевидении. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Образовывались первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.

С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50–60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, художественной гимнастики). В 60-е годы были образованы ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (стало больше самобытности и связи с фольклором).

Активизировалась работа КДУ по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, урожая). Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры. С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культурно-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, образовались университеты повышения квалификации, Профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах. На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

В 70–80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и другие.

Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП. Туристические походы и экскурсии все большее значимы как формы семейного досуга.

Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.

Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).

Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. К 80-м годам, однако, в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.

2. Инфраструктура досуговой деятельности в РФ.

Сущность понятий «социально-культурная деятельность», «культурно-просветительская работа», «культурно-досуговая работа». В разные исторические периоды социально-культурная деятельность называлась:

- внешкольное образование (до 1920 г.);

- политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.);

- культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.);

- культурно-досуговая работа (до сер. 90-х г.);

- социально-культурная деятельность (с сер. 90-х г.).

• До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. С развитием демократических процессов в российском обществе деятельность культурно-досуговых учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда ее новое название – социально-культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

Культурно-досуговая деятельность– составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Культурно-просветительская работатакже является частью СКД, но, к сожалению, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

В Российской Федерации сложилась стройная система социально-культурных учреждений разных типов и организаций, составляющих инфраструктуру досуговой деятельности. Социально-культурная инфраструктура досуга – это материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга. Данная трактовка позволяет включить в определение социально-культурной инфраструктуры многочисленные социально-педагогические и социально-культурные институты, причастные к организации досуга населения.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия в России функционально и юридически оформляется новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления

· реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные) и учреждений дополнительного образования,

· происходит становление и развитие новых для нашей страны учреждений социального обслуживания населения (в основном взрослых) и

· социального воспитания детей и подростков.

· В этот период появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера.

· В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Среди учреждений социального обслуживания по своей значимости на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексы учреждений по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения (например, клубной, библиотечной работы), выполняющие специфические функции, в том числе социально-культурную. В территориальном социальном центре предусмотрена должность культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии и др. (Об организации досуга с пожилыми см. учебник Крестьянова)

Неуклонно растет в России число учреждений социального обслуживания семьи и детей. С 1995 г. по 2000 год их численность возросла в 21 раз и на начало 2000 г. составила 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения,[1] т.е. наблюдается тенденция выделения «работы с семьей» в самостоятельное направление.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи, в структуре которых часто имеются молодежные центры как социально-культурные учреждения комплексного типа.

Социальная политика государства направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц,(курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности. За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают руководители здравниц и туристических учреждений, а также штат специалистов – организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, аккомпаниаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб.

Материальную базу досуговой деятельности в санаторно-курортных и туристических центрах представляют общекурортные Дворцы и Дома культуры, клубы в санаториях, домах отдыха и пансионатах, туристические и краеведческие кабинеты, музеи и уголки в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные станции и т.д.

Традиционными для российской действительности являются учреждения культурно-досуговой сферы. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время являются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях составляет 6.074.821 человек.[2]

По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.