Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила поведения взрослых с детьми






Нельзя унижать ребенка. Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

Никогда не нужно угрожать. Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно «отыграется».

Не следует вымогать обещания. Обещание, как и угроза, относятся к будущему – когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.

Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться – и так все для тебя сделают.



Нельзя слепо потакать ребенку. Чем более конкретны «да» и «нет», тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.
Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания. Ребенок не в состоянии понять взрослые «иногда», «может быть», «отчасти» и «только по праздникам». Можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно перейти»?

Поиск альтернативных путей в отношениях детей и взрослых

Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…

Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все?

Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живём в мире постоянных компромиссов и переговоров. Нахождение альтернативы означает возможность разрешить конфликт между родителями и ребёнком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.



Родители, прежде всего, должны помнить, что поиск альтернатив отличается от «дачи» советов и указаний типа «Сделай это», «Я думаю, что ты должен…» Такие советы бесполезны по следующим причинам:

- совет делает ребёнка только более зависимым от родителя. Он не способствует тому, чтобы ребёнок научился решать проблемы и приобрёл независимость;

- часто ребёнок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать. Напротив, он стремится включиться в обсуждение проблемы;

- возникает вопрос, кто виноват в том случае, если родительский совет не работает – ребёнок или родитель?

Научить ребёнка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятия им ответственности за выполнение решения.

Существуют определённые этапы поиска альтернативы:

определение противоречия или проблемы;

выработка альтернативных решений;

обдумывание и оценка альтернативных решений;

выбор альтернативы и реализация решения;

Хотя, на первый взгляд, всё это может оказаться очень простым в практическом применении, тем не менее, имеется ряд ключевых моментов, которые необходимо уяснить прежде, чем начать пользоваться этой схемой. Сядьте рядом с ребёнком и объясните ему процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в решении противоречий. Необходимо помнить, что каждый участник конфликта – человек; следовательно, к каждому нужно относиться достойно и с уважением. Противоречия успешно разрешаются в том случае, когда каждый понимает, что именно включают в себя эти этапы процесса. Используя все указанные этапы решения детско-родительского конфликта, родитель может избежать многих других проблем, связанных с конфликтом.



Хотя некоторые противоречия разрешаются сами по себе, а другие легко преодолеваются без прохождения всех стадий, нужно и родителю и ребёнку понимать, что именно включается в каждый этап.

Выбор альтернативы и реализация решения.

Выбор альтернативы и реализация решения произойдут легче в том случае, если пройдены остальные стадии исследования альтернатив и между родителем и ребёнком произошёл открытый и честный обмен мнениями. Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, помните следующее:

задайте вопросы типа «Ты думаешь, это приведёт нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»

решения не конкретизируются. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям. Родитель мог бы сказать ребёнку: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»

запиши решения на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы не один не был забыт.

все участвующие должны понимать, что каждый вносит свой вклад в поиск решения. Подводя итог, можно сказать: "Похоже, что мы достигли согласия" или "Я думаю, мне ясна наша готовность быть…"

Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за это отвечает? Когда мы начнём и когда закончим? Где всё это будет происходить? Как это всё будет осуществляться?».

Противоречия, связанные с работой по дому и рабочими «обязанностями», могут быть урегулированы с помощью таких вопросов, как : «Как часто? В какие дни? Каковы критерии оценки?». В конфликтах, связанных со сном, родитель и ребёнок могут обсудить, кто должен следить за временем, что происходит, если ребёнок вовремя не ложится спать, или почему ребёнок не хочет идти в постель.

Вопросы реализации должны обсуждаться только после того, как все участники дискуссии окончательно выскажутся по поводу решения проблемы. Реализация обычно проходит легче в тех случаях, когда устранены расхождения во мнениях.

Почему метод исследования альтернатив работает? Процесс исследования альтернатив оказывается эффективным в разрешении детско-родительских противоречий по следующим причинам:

У ребёнка появляется мотив найти и реализовать решение.

Появляется шанс найти наилучшее решение.

Развиваются мыслительные способности ребёнка.

К наилучшему результату приводит демократическая философия родителей.

Возникает гармония и любовь среди членов семьи.

Ослабевает склонность родителя к принуждению.

Устраняется потребность в демонстрации силы, как со стороны родителя, так и со стороны ребёнка.

Исследование альтернатив касается реальных проблем вовлечённых в них людей.

Возможно, в некоторых случаях метод исследования альтернатив не будет работать, убедитесь, что Вы прошли через все стадии процесса, не упустив не единого пункта. Если же вопреки всему, решение так и не будет найдено, полезно иметь в виду следующее:

- продолжайте обсуждение, но сделайте перерыв. Иногда после перерыва у людей возникают новые идеи по поводу, как самой проблемы, так и путей её решения;

- вернитесь на стадию два и поищите другие возможные решения;

- подбодрите себя и других участников обсуждения. Можно спросить: «Нашли ли мы все возможные решения?»

- поищите скрытую проблему. Вы можете сказать: «Странно, что же не позволяет нам решить проблему?»

Как правило, один или несколько из предложенных путей приводят к выходу из тупика.

Родитель должен иметь в виду, что на первых порах достигнутые соглашения могут нарушаться по следующим причинам:

Соглашение оказалось трудно выполнимым.

Отсутствие опыта, самодисциплины или саморегуляции при реализации задуманного.

Существующая зависимость одного участника конфликта от другого также может стать препятствием на пути его разрешения.

Забывчивость.

Попытка проверить истинную заинтересованность другого.

Один из участников обсуждения только делает вид, что согласен с предложенным решением, т.к. стремится заняться чем-то другим.

Если соглашение нарушено, виновному необходимо прямо и честно показать, что произошло. Сделать это необходимо по возможности быстро. Это является формой логического последствия.

Процесс исследования альтернатив будет работать лишь в том случае, если оба – и родитель, и ребёнок – понимают, что от них требуется. Строя отношения с ребёнком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Главной целью каждого из этих навыков является создание у ребёнка ощущения собственной полезности и компетентности. Для этого необходимо проанализировать вопрос «Кому принадлежит проблема?».

В детско-родительских отношениях, как и в любых других, не всё идёт гладко. Порой возникают проблемы и противоречия. Нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит и относится к нему как к нормальному явлению, с которым родитель и ребёнок умеют конструктивно работать.

Первым вопросом, который должен решать родитель при возникновении какой-либо проблемы, является вопрос о том, чья именно это проблема.

Иногда проблема принадлежит только ребёнку или только родителю, в других случаях она разделена между обоими в зависимости от того, чего один из них хочет добиться от другого, либо проблема может касаться семьи в целом..

Для того, чтобы Вам как родителю определить «владельца» проблемы, нужно спросить себя:

- Чья это проблема?

- Кому с кем трудно?

- Кто не может добиться своей цели?

Что же поможет нам разобраться, является ли ребёнок «владельцем» проблемы», либо здесь вообще нет проблемы взаимоотношений, либо «владельцем» является родитель?

У ребёнка возникает проблема вследствие того, что не удовлетворена имеющаяся у него потребность. Это не родительская проблема, т.к. ребёнок своим поведением ни коим образом не мешает родителям. Вот примеры проблем, принадлежащих ребёнку: Света чувствует, что её подруга Таня отвергает её. У Димы не очень хорошо идут дела в школе. Петя огорчён тем, что ему не удалось собрать дворовую футбольную команду.

Личные потребности ребёнка удовлетворены, но поведение ребёнка мешает родителю удовлетворить, свои собственные потребности. Следовательно, у родителя возникает проблема. Вот примеры родительских проблем: ребёнок прыгает по дивану; ребёнок перебивает Вас, когда Вы беседуете с друзьями; ребёнок разбрасывает игрушки и все свои вещи по всему дому.

Родитель, берегись! Слишком часто родители ошибочно полагают, что все проблемы детей являются и проблемами их, родителей. Это неверно и даже вредно для ребёнка. В действительности, действуя в соответствии с подобными представлениями, родитель лишает ребёнка возможности пробовать свои силы в решении проблемы. Помните, что ребёнок имеет право находить решение проблем и сам их решать.

Когда родитель решит, кому именно принадлежит проблема, перед ним откроется несколько путей. Например, если проблема принадлежит ребёнку, родитель может выбрать, что делать:

- внимательно выслушать;

- поискать альтернативы;

- предоставить ребёнку возможность самому столкнуться с последствиями его самостоятельности;

- скомбинировать приведённое выше.

Если же проблема принадлежит родителю, он может прибегнуть к самостоятельному исследованию альтернатив.

Помните, что ответственный родитель должен уметь определять, кому принадлежит данная проблема; он испытывает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия.

Отклонения в эмоциональной, двигательной, речевой сфере

Эмоциональная сфера:

Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна. В настоящее время нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей: проявление тревожности, агрессивности, нежелания сочувствовать и сопереживать другим. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать.

Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:

освоение социальных норм выражения чувств;

изменение роли эмоций в его деятельности;

развитие чувств (они становятся более осознанными, обобщёнными, произвольными, разумными);

формирование высших чувств – нравственных, интеллектуальных, этических.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. По мере роста ребёнка его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств; грустит, сердится, удивляется, восторгается и т.д. Меняется и внешнее проявление эмоций: при помощи взглядов, движений, жестов, интонаций.

Однако, современная социальная ситуация далеко не всегда обогащает детей впечатлениями, не всегда насыщает их эмоционально. Поэтому целесообразно вводить специально организованное общение, способное создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако воспитатели детского сада вместе с родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Детей младшего возраста я начинаю знакомить со своеобразным эмоциональным букварем, так как рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации.

В средней группе дети получают первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие, учатся различать эмоции по схематическим изображениям, а также передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

В старшей группе расширяются представления детей об эмоциях, с помощью их сравнения. Дети учатся понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом, контролировать свои эмоции.

В подготовительной группе необходимо продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

Занятия и дидактические игры, обогащающие ребёнка новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важен эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей, представление родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем, важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их. Важно чтобы родители привлекали ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и т.д. Необходимо чтобы родители поощряли ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, тем самым вызывали положительные эмоции у ребенка, укрепляли его веру в свои силы, пробуждали социально необходимые качества личности.

Работа по развитию эмоций помогает педагогам и родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Таким образом, нам –педагогам, а также родителям намного легче установить с ребёнком доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Двигательная сфера:

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Вайзман Н.П., Павлова И.П., Эльконина Б.Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как Выготский Л.С., Горская И. Ю., Дворкин П.С., Карпова Н.В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем детском саду на протяжении многих лет оказывается комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Можно отметить характерные особенности двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья:

Общая соматическая ослабленность;

Замедленное развитие локомоторных функций;

Отставание в развитии двигательной сферы:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений;

- нарушение мелкой моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функции равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- отставание в развитии основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота;

- трудности выполнении движений по словесной инструкции;

- при воспроизведении движения, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части и др.

Процентное соотношение количества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии двигательной сферы и нормой в нашем детском саду является следующим: 93% - нарушена двигательная сфера; 7% - норма.

Проблемный анализ нарушений двигательной сферы старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья показывает:

- нарушение произвольной регуляции;

- недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

- нарушение моторной сферы;

- слабые силовые качества.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников, я определила цель предстоящей работы: коррекция двигательной сферы у старших дошкольников ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения.

В основе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья считаю основополагающим принцип интеграции коррекции двигательной сферы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинского персонала: старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.

В основе построения интегрированного подхода к организации работы по коррекции двигательной сферы стали следующие принципы:

- системность;

- целостность;

- конкретность.

Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.

Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Конкретность - сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

Речевая сфера:

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

соматическая ослабленность;

замедленное психофизическое развитие;

отягощенная наследственность, травмы;

неправильное строение органов речевого аппарата;

невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

Замена звука на более простой по артикуляции

Нестабильное использование звука в речи

Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

ни в коем случае нё связывайте неудачи рёбенка с его речевым
дефектом;

объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Дети с ОНР и заиканием обучаются в специализированных детских садах – логопедических, где существуют группы для детей с ОНР и для детей с заиканием. Однако, переводить ребенка в этот сад или нет – решают родители. Поэтому эти дети могут встречаться в группах общеобразовательного детского сада.

Все дети, которым исполнилось 3 года, проходят диагностику. Это помогает определить уровень развития ребенка. Диагностику проводят как специалисты, так и воспитатели. На основе проведенной мной диагностики речевого развития, вы все получили сводный таблицы, отражающие состояние речи группы в целом. Так как дети пришли в большинстве «домашние», то вы видите, что существует много пробелов в лексико-грамматическом строе речи этих детей. Это не ОНР, а недостатки, связанные со своего рода «педагогической изоляцией» детей. Многие родители просто не занимались с детьми или просто пропустили какие-то разделы в занятиях, что и привело к такой ситуации.

Мы должны совместными усилиями восполнить эти пробелы. Поэтому при планировании занятий по возможности отрабатываются лексико-грамматические категории, страдающие у детей.

Если возникают какие-либо вопросы по подбору материала, лексико-грамматическому наполнению занятий по развитию речи, приходите, мо составим занятия вместе.

Совместная работа родителей,медиков,педагогов в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в эмоционально личностном развитии и поведении

Весь психолого-педагогический процесс в нашей лекотеке направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество.

Наиболее успешно и ярко развитие особенного ребёнка происходит через изодеятельность в лекотеке. Посредством совместного творчества обогащаются детско-родительские отношения.

Формирование замысла в творческом процессе невозможно без знаний об окружающем мире. Насколько точными и четкими будут представления детей ОВЗ об окружающем, насколько ярко проявятся эти представления в изобразительном творчестве. Изучение тематики рисунков, лепки, аппликации обнаруживает отражение в ней наиболее ярких, интересных для детей объектов, предметов, явлений.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Изодеятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Тесная связь существует между изобразительной деятельностью и познавательно - речевой, художественно-эстетической, физической, социально-личностной. Взаимосвязь изобразительной деятельности и других областей в обучении детей с различными ограничениями имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Игровые приемы вводят ребят в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображений, что непосредственно влияет и на развитие познавательного интереса. Элементарные математические знания, также имеют соприкосновения с изобразительной деятельностью детей. Все изображаемые предметы: объекты, явления обладают определенной формой, пропорциями, параметрами (длина, ширина, высота), пространственными отношениями и некоторыми другими качествами. Это развивает ребенка всесторонне.

Все виды образовательной деятельности в лекотеке тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Обыграть можно изобразительный материал (кисточки, трафареты, ножницы, краски и т.п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать ("бегать" по ровной дорожке, "кататься с горки", "прыгать" как зайчик и т.п.). Обыгрывание предметов, игрушек помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящий работой, объяснить приемы изображения, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Другой прием - обыгрывание изображения. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Для меня важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и помогали выявить его достоинства и слабые стороны, вскрыть причины успехов и неудач.

Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является их совместная творческая деятельность в условиях лекотеки. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.