Сделай Сам Свою Работу на 5

Информация для размышления





Семинар № 4 Кейс-технология

Главное предназначение кейс-технологии, или технологии рассмотрения конкретных ситуаций, в обучении иностранному языку - развитие способности работать с информацией и находить решения различных задач-ситуаций.

Обучение происходит на основе реальных или вымышленных ситуаций и предполагает самостоятельную работу учащихся внутри группы по определению проблемы или нескольких проблем, осмыслению материала, его глубокому, детальному анализу и принятию практического решения в дискуссии учащимися как внутри группы, так и с другими группами.

В обучении иностранному языку данная технология позволяет организовать иноязычное общение, ориентированное на развитие способности обучающихся находить выход из конкретных ситуаций, справляться с повседневными проблемами, с которыми они непосредственно сталкиваются в реальной действительности и которые должны каким-то образом разрешиться.

Технологию рассмотрения конкретных ситуаций можно представить как индивидуально-коллективную учебную деятельность, основывающуюся на определенных принципах.



Принцип проблемности связан с наличием проблемы в представленной ситуации или трудностей для ее мгновенного решения, так как в ней заложены определенные противоречия. Именно благодаря этому возникает мотивация для выявления предварительных гипотез по способу разрешения этой проблемной ситуации. Она возникает при высказывании противоположных позиций, и для того, чтобы оперативно найти оптимальное решение, проблему представляют в виде творческой задачи и ставят конкретный вопрос для осознанного или интуитивного решения.

Принцип коллективно-индивидуальной деятельности включает ряд индивидуальных и коллегиальных операций. Индивидуальные операции состоят из ознакомления с ситуацией, выявления проблемы, подбора вариантов решения проблемы. Учащиеся также взаимодействуют внутри подгруппы, вырабатывая оптимальное групповое решение посредством персональных, групповых решений. На основе коллективного решения всех участников конкретной ситуации.

Диалогичность общения подразумевает обмен мнениями, информацией, решениями, опытом, идеями, эмоциями участников совместной деятельностив ходе взаимодействия, взаимовлияния для выработки единой стратегии поведения и принятия решения.



Различают полевые, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные, вымышленные кейсы.

Создание кейса является творческим процессом, основными этапами которого выступают:

- определение темы, которой посвящена ситуация;

- формулирование целей и сопутствующих задач;

- определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;

- поиск необходимой информации;

- создание и описание ситуации.

Источниками формирования кейса могут быть:

■ художественная и публицистическая литература;

■ научные статьи, монографии, отчеты, посвященные той или иной проблеме;

■ реальные события;

■ интернет-ресурсы.

Примеры случаев обычно готовятся учителем в письменном виде как отражение актуальных проблем, изучаются учащимися, затем обсуждаются ими самостоятельно в группе, что дает основу для совместных дискуссий. Кроме письменных кейсов могут предлагаться и видеокейсы-ситуации, взятые из телевизионных репортажей, художественных или документальных фильмов.

Главное требование, чтобы проблемная ситуация, описываемая в кейсе, была интересной обучающимся, насыщена событиями, эмоциями, динамикой, что, с одной стороны, делает ее частью реальной действительности, а с другой - стимулирует появление в группе обсуждений, споров, желания думать и выдвигать разнообразные варианты решений.

Работа над ситуацией в аудитории также включает определенные этапы.



На этапе введения в кейс учитель раздает обучающимся кейсы (они могут быть розданы накануне занятия). На ознакомление с содержанием кейса выделяется 5-7 минут в зависимости от его сложности. Учитель задает учащимся вопросы на контроль общего понимания прочитанного. Далее учащиеся задают учителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая может быть зафиксирована на доске для последующего обсуждения.

Этап анализа ситуации предполагает деление учащихся на подгруппы, в которых происходит дальнейшее выявление проблемы, выработка, оценка и выбор оптимального решения, подготовка к презентации. Учитель, обходя подгруппы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций.

Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает очень важным этапом работы по кейс-технологии. Умения публично представить свой интеллектуальный продукт, продемонстрировать его достоинства и возможные направления использования, ответить на вопросы одногруппников являются весьма значимыми в контексте современной парадигмы образования.

Этап общей дискуссии подразумевает обсуждение вопросов, почему ситуация выглядит как дилемма, кто в группе принимал решения, чье решение было самым удачным. Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, а также намеренного подведения дискуссии к тому решению, которое учитель предпочел бы сам.

Этап подведения итогов предполагает завершающее выступление учителя. Для кейсов, написанных на примере конкретных ситуаций, учитель сообщает информацию о том, как были решены проблемы в реальной жизни. Для «кресельных» кейсов важно обосновать версию учителя.

 

1. Теоретико-преобразующие задания

1.1.В литературе существуют различные, определения кейсов. Ознакомьтесь с некоторыми из них и выберите те, которые в наибольшей степени отражают специфические свойства этой технологии:

а) кейс (от англ. case ‘случай’) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, экологических, социальных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них;

б) кейс - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем для их дальнейшего решения в составе группы;

в) кейс - специально подготовленный материал с описанием истории конкретной проблемы, на основе которой можно успешно формировать у учащихся управленческие социально значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умение продуктивно работать в команде, осуществлять самостоятельный поиск необходимой дополнительной информации и т.д.;

г) кейс — творческое задание на развитие мышления. Учащийся, проанализировав большой объем представленной в кейсе информации, должен выработать правильный алгоритм принятия решений для аналогичных ситуаций;

д) кейс - ролевая система, где под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых лицам, занимающим определенные социальные позиции.

1.2. Работа над кейсом предполагает определенную последовательность действий учителя и учащихся. Воспользовавшись приведенным ниже перечнем, составьте соответствующие алгоритмы.

Алгоритм последовательности действий учителя Алгоритм последовательности действий учащихся  

■ сообщение домашнего задания учащимся;

■ ознакомление учащихся с особенностями ситуации;

* формулирование образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения, подбор или написание кейса;

* определение сроков выполнения задания;

■ выявление основной проблемы (проблем), фактов, персоналий;

■ проведение «мозгового штурма»;

■ проведение консультаций в процессе работы над ситуацией в классе;

■ анализ последствий принятия того или иного решения;

* вступительное слово учителя, сообщение основных целей, ознакомление с особенностями предстоящей работы, распределение учащихся по малым группам;

* предложение одного или нескольких вариантов решения кейса, указание на возможные проблемы, механизмы их предотвращения и решения;

* организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

* оценивание учащихся;

■ организация презентации решений;

* обобщающее вступление учителя, его анализ ситуации;

* организация общей дискуссии.

 

2. Поисково-исследовательские задания

2.1. Какой вариант представления информации и (или) описания конкретной ситуации в кейсе является, на ваш взгляд, оптимальным?

2.2. Проанализируйте приведенные ниже варианты ситуаций и определите, от каких факторов будет зависеть выбор учителя в представлении информации кейса учащимся:

* случай, возникший в диалоге обучающихся (для этого важно внимательно слушать предложения, с которыми выступают рабочие группы);

* анализ решения, уже принятого в конкретной ситуации (этот вариант предпочтителен в том случае, если группе трудно самостоятельно найти решение описываемой проблемы);

* классический развернутый вариант (до 50 страниц, речь идет о профессиональных кейсах, разработка которых требует длительного времени и работы целой группы специалистов);

• видеоматериал, в котором демонстрируется суть проблемы (в этом случае необходимо и текстовое подкрепление, чтобы у группы была возможность вчитаться в информацию, обращаться к ней по мере необходимости во время обсуждения и подготовки презентации своего решения);

• случай из жизни, который может стать предметом изучения (этот вариант весьма перспективен, ибо позволяет использовать фактический материал, максимально приближенный к жизни города, школы),

2.3. Какие пункты в наибольшей степени отражают требования, предъявляемые к материалам кейсов при их использовании в обучении иностранному языку в контексте соизучения языка и культуры?

– максимальная аутентичность ситуаций и языкового материала, наличие ссылок на известные события, реальные имена, цитаты;

– наличие соответствующего уровня проблемности предлагаемого материала;

S максимальное отражение в учебных условиях межкультурного контекста, т.е. сходств и различий родной и изучаемой культур;

– соответствие уровню коммуникативной компетенции учащихся;

– наличие воспитывающего и развивающего потенциала в содержании материала;

– наличие социолингвистической и социокультурной информации, отражающей различные сферы общения и коммуникативные ситуации;

– актуальность и информационная ценность;

– лаконичность изложения ситуации, так как избыточность информации затрудняет чтение и ведет к потере интереса обучающихся;

– присутствие действующих лиц в сценарии кейса, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

Профессионально разработанный кейс должен отвечать следующим требованиям;

• соответствовать уровню коммуникативной компетенции учащихся;

• содержать реальные высказывания действующих лиц (сотрудников, жителей и т.д.);

– отличаться выразительностью постановки проблемной задачи;

• содержать необходимые и достаточное количество информации;

– текст кейса не должен подсказывать решение поставленной проблемы.

2.4. Проанализируйте содержание кейса для учащихся 9 класса гимназии на предмет соответствия вышеперечисленным требованиям.

HOLLIWOOD KIDS

Who is to blame?

 

In Hollywood everybody wants to be rich, famous, and beautiful. Nobody wants to be old, unknown, and poor. For Hollywood kids, life can be difficult because they grow up in such an unreal atmosphere. Their parents are ambitious, and the children are part of the parents’ ambitions.

Parents pay for extravagant parties, expensive cars, and designer clothes. When every dream can come true, kids learn the value of nothing because they have everything. A 13- year-old boy, Trent Maguire, has a driver, credit cards, and unlimited cash to do what when he wants. ‘One day, I’ll earn more than my Dad,’ he boasts. Parents buy care and attention for their children because they have no time to give it themselves. Amanda’s mother employs a personal trainer, a nutritionist, a bodyguard, chauffeur, a singing coach, and a counselor to look after all her 15-year- old daughter’s needs.

Often there is no parent at home most days, so children decide whether to make their own meals or go out to restaurants, when to watch television or do homework. They organize their own social lives. They play no childhood games. They become adults before they’re ready.

Hollywood has always been the city of dreams. The kids in L.A. live unreal lives where money, beauty, and pleasure are the only gods. Will children around the world soon start to think the same? Or do they already?

 

“Looks are very important in Hollywood. If you’re good- looking, you’ll go far. I want to be a beautician. You grow up really fast in L.A. Everyone is in a rush to be an adult, to be going to clubs. It’s not cool to be a kid.” Mijanou, aged 18

 

“I live in a hotel and when I come home from school, there are maybe 80 people who say ‘Good day’ to me. It’s their job to say that. In the bathroom there are mirrors everywhere. I love looking at myself. I can spend five hours doing my hair and posing. I’m going to be a model.” Emily, aged 10

 

“I’ve wanted to get my nose done since I was 12. My friends started having plastic surgery and liposuction during my freshman year of high school. My nose cost $ 10,000. But it was worth it. It changed my life. I’m gonna get into the movies.” Lindsey, aged 18.


3. Практико-ориентированные задания

Учитель может использовать как готовые кейсы, так и собственные разработки. В процессе создания кейса будет полезным придерживаться следующих рекомендаций.

1. В кейсе должны описываться достоверные факты и события, имеющие смысл для изучающих их. Изложение должно вестись в прошедшем времени и отличаться высокой динамичностью.

2. Все необходимые для анализа ситуации детали должны быть пояснены.

3. Конкретная ситуация должна представлять собой один большой конфликт.

4. Проблема не должна лежать на поверхности. Поэтому кейс нередко сравнивают с луковицей, снимая слой за слоем, обучающиеся добираются до реальной проблемы.

5. Конкретная ситуация не должна подводить к единственно верному решению. Наличие дилеммы — ключ к хорошей ситуации.

6. Первое предложение любого абзаца должно нести основную смысловую нагрузку, т.е. быть ключевым.

 

 

3.1. Итоги работы с конкретной ситуацией могут быть представлены как в устной, так и в письменной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповой или индивидуальной. Дополните критерии оценки устной и письменной презентации кейса.

Устная презентация

– умение анализировать факты;

–…………..

–……………

• умение предлагать альтернативы;

• –…………..

• умение разработать определенный план действий или план воплощения решения;

•………….

• умение подвести итоги обсуждения

Письменная презентация

• умение проанализировать большинство проблем, имеющихся в кейсе;

• –……………

• –…………….

• умение сформулировать собственные выводы;

• –………………….

• –………………….

 

3.1Ознакомьтесь с кейсом для учащихся 10 класса гимназии.

а) Внесите изменения в его содержание в соответствии с указанными выше рекомендациями.

б) Воспользовавшись теоретической частью раздела, составьте по одному заданию для каждого этапа работы над ситуацией.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.