Сделай Сам Свою Работу на 5

Области практического применения





Семиотика как наука

 

Семиотика – наука об общих свойствах знаковых систем.

Цель семиотики — создание общей теории знаков во всех их формах и проявлениях.

Предмет семиотики – знак и знаковые системы.

Аспекты Семиотики (Морис, Основания знака):

1) Семантика – изучает отношения знаков к значению через отношения к действительности, например: Что значит это слово? Помогает устанавливать соответствия между знаком и тем, что он обозначает. Задача семантики: сначала все закодировать, а потом раскодировать.

2) Синтактика – отношения между знаками их сочетаемость;

3) Прагматика – отношения знака и человека, который создает знак и который его дешифрует.

4) Сигматика – отношения знака к ситуации. Ситуация помогает дешифровать знак. Сигматика занимается выбором нужного знака в сознании (дешифровкой знака) Человек моментально помещает знак в определённую коммуникативную ситуацию. Коммуникации без знаков и знаковых систем не бывает.

 

Знак – нечто в реальной действительности. Любой знак – двусторонен: форма + содержание. Со временем в сознании возникает образ реального знака, который отражает какое-либо значение. Чарльз Пирс (основатель семиотики) выделял типы знаков на основании соотношения формы и содержания:



1) природные: движение солнца, следы на земле и т.д.

2) сотворенные человеком:

а) иконы (форма = содержанию), например: портрет, фото г. Москвы;

б) индексы (сходство по смежности, какому-то подобию, форма не точно копирует содержание), например: дорожные знаки, карта г. Москвы;

в) символы (между словом и предметом нет ничего общего), например, словосочетание «город Москва», точка на карте мира, обозначающая какой-либо город.

Как появились знаки?

1) по договору (т.е. люди просто договорились, что, например, дорожные знаки будут выглядеть именно так, и менять их вид не стоит, чтобы не произошло путаницы)

2) забыли истинное значение (изначально, знак обозначал нечто конкретное, но люди забыли что и стали его использовать как им удобно). Сюда же относятся звукоподражания (их выделил филолог Роман Якобсон), которые нельзя отнести ни к символам (т.к. форма близка к содержанию), и не и иконам, т.к. они адаптируются языком.



 

Семиотические школы и направления

 

1) Основоположники семиотики

а) Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914)

· Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы, иконы, и символы.

· Пирс различал экстенсионал (широту охвата понятия: множество объектов, к которым применимо данное понятие) и интенсионал (глубину содержания понятия).

· В анализе предложения им были введены понятия Субъекта, Предиката и Связки; при помощи понятия Связки, играющей важную роль в его теории, Пирс обозначал противопоставление (в современных терминах) предложения и высказывания.

б) Фердинанд де Соссюр (1857–1913)

· Трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость в системе – т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений.

· Идея произвольности (немотивированности) языкового знака (между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи).

· Ввёл в семиотику различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности).

· Тезис об автономном существовании языка: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя».

в) Чарльз Уильям Моррис (1901–1978)

· Включил семиотику в энциклопедию знаний в 1938.

· Семиотика призвана решить задачу унификации наук.

· Различает :

I) Семиотику как совокупность знаков (и науку о них)



II) Семиозис - процесс, в котором нечто функционирует как знак.

· Вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках

· Подразделение измерений семиозиса на:

I) отношение знаков к их объектам (семантика),

II) отношение знаков к их пользователям (прагматика),

III) отношение знаков друг к другу (синтаксис).

2) Французская семиотическая школа

а) Представители: Р. Барт, Ф. Солерс, К. Леви-Строс, Ю. Кристева и др.,

б) Место: группировались в 1960-е годы вокруг журнала «Tel Quel», созданного Ф. Солерсом.

в) Генезис школы определяется сложным сплавом воздействия со стороны теоретиков и практиков так называемого «нового романа», влияния русских филологов – В. Я. Проппа, М. М. Бахтина, «формальной школы» русского литературоведения и мощной струи философско-психологического плана, представленной такими мыслителями, как Г. Башляр, Ж. Лакан, М.Фуко.

3) Российское направление семиотики

а) Предшественники:

· Школа «русских формалистов» (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский),

· Московский лингвистический кружок (Р. О. Якобсон, Г. О. Винокур, А. А. Реформатский и др.),

· С. О. Карцевский,

· Школа психологов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.),

· Теоретические работы С. М. Эйзенштейна.

б) Время/Место: Начало 1960-х гг., Москва. Московская семиотическая школа.

в) Представители: В. Н. Топоров, В. В. Иванов., А. А. Зализняк, И. И. Ревзин, Т. Н. Молошная, Т. М. Николаева, Т. В. Цивьян, З. М. Волоцкая, Б. А. Успенский, Е. В. Падучева, А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов, Ю. С. Степанова и др.

г) Области исследования:

· области приложения семиотической теории,

· семиотический анализ художественного текста и мифологии

д) Теоретические позиции:

· установка на двустороннюю сущность знака в художественном тексте (отношение плана выражения к плану содержания),

· понимание текста как особым образом структурированного пространства.

е) Достижения:

· Реконструкция особого ментального пространства древнего человека, характеризовавшееся неразличением художественного, исторического и интеллектуального.

· Работы по построению гипертекста (Нечто, объединяющее некоторую совокупность текстов отдельных произведений).

· Исследования по асимметрии полушарий, по семиотике кино, семиотике культуры. Важный вклад в семиотику сделали и др.

4) Тартуская школа (Эстония)

а) Руководитель - Ю. М. Лотман.

б) Время/Место: середина 1960-х гг., Эстония

в) Области исследования: кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании и др.

г) Достижение: серия трудов по знаковым системам, издававшейся в Тарту (в 1998 вышел 26-й выпуск), долго существовавшей в качестве единственной свободной трибуны новых семиотических идей.

5) Польская семиотическая школа

а) Представители: М.-Р. Майенова, Е. Фарино, Ст. Жулкевский, Е. Пельц, А. Богуславский и др.,

б) Время/Место: Сер. XXв., Польская Академия наук

в) Понимание семиотики: Семиотика – структурная и формализованная поэтика

г) Достижение: В 1968 в Варшаве прошел Конгресс по семиотике, результатом которого явилось создание Международного семиотического общества.

6) Немецкие семиотики

а) Представители: В. Кох, У. Фигге, К. Аймермахер, М. Флейшер (Рурский университет, г. Бохума), В.Айсман, П.Гжибек (г.Грац, Австрия).

б) Область исследования: работы теоретического и культурологического характера.

 

Области практического применения

 

Семиотика продолжает сохранять свою привлекательность хотя бы потому, что она делает жизнь более "понятной", а, следовательно, более предсказуемой и комфортабельной. Она служит эффективной психологической защитой - защитой против реальности. Реальность в своей наготе слишком ошеломляюща и слишком опасна для наших ограниченных "Я" и наших лелеемых "фиксированных идей". С ней гораздо легче иметь дело, если предварительно свести ее к "знакам" [1].

Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Исследования:

1) семиотики городской дороги,

2) семиотики гадания,

3) семиотики театрального пространства,

4) семиотики жестов,

5) семиотики туризма,

6) семиотики масок,

7) семиотики часов и зеркал и др.

Как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Широко используется в исследованиях на тему:

1) «семиотика и психоанализ»,

2) «семиотика и народная культура»,

3) «семиотика и исследования литературных текстов»,

4) «семиотика и прагматика»,

5) «семиотика и лингвистика»,

6) «семиотика и теория катастроф»,

7) «семиотика и теория прототипов» и др.

Достижения и исследования семиотики необходимы при:

1) создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов, записи научно-технических фактов и т. п.);

2) создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.);

3) проектировании и составления картографических изображений.

А также:

1) в методиках коммуникации, межкультурной коммуникации,

2) при анализе поведения человека,

3) при исследовании межличностных коммуникаций: урегулирование конфликтов и др.

4) в исследованиях рекламы и PR

5) в современных исследованиях Интернета, как новой культурной среды; языка Интернета, системы кодировок и т.д.

 

СЕМИОТИКА

наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией, виртуалистикой (см. ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ). В основе С. лежит понятие знака (см. ЗНАК) - минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущей информацию. Основные принципы С. сформулировал еще в ХIХ в. американский философ Чарльз Сандерс Пирс. В ХХ в. семиотика приняла лингвистический уклон под влиянием идей основателя структурной лингвистики Ф. де Соссюра и основателя датского лингвистического структурализма Луи Ельмслева (см.СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА) и философский уклон под влиянием идей американского философа Чарльза Морриса. В 1960 - 1970-е гг. образовалось две школы С. - французская (Клод Леви-Строс, Альгирдас Греймас, Цветан Тодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемая тартуско-московская (Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, И. А. Чернов - Тарту; В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б. А. Успенский, И. И.Ревзин - Москва). В качестве простейшей знаковой системы обычно приводят систему дорожной сигнализации - светофор. Этот язык имеет всего три знака: красный, означающий "Остановиться!", зеленый -"Можно ехать!" и желтый - "Приготовиться к движению (или к остановке)!". Ч. Моррис выделил три раздела С. - синтактику (или синтаксис), изучающую соотношения знаков друг с другом; семантику, изучающую отношение между знаком и его смыслом (см. СМЫСЛ); и прагматику, изучающую отношения знаков с их отправителями, получателями и контекстом знаковой деятельности. Объясним три раздела С. на примере того же светофора. Синтаксис и семантика здесь очень простые, всего четыре комбинации: синтаксис семантика 1. красный + желтый стоять + приготовиться к движению 2. желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать 3. зеленый + желтый ехать + приготовиться к остановке 4. желтый + красный приготовиться к остановке + остановиться Прагматика светофора тоже проста. Светофор адресуется двум категориям лиц - автомобилистам и пешеходам. Для каждой из этих групп каждая конфигурация из четырех перечисленных имеет противоположное значение, то есть когда водитель видит последовательность "желтый + зеленый", пешеход, находясь перпендикулярно к светофору, одновременно видит последовательность "желтый+ красный" и т. п. Прагматика тесно связана с теорией речевых актов (см. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ) Каждый знак светофора представляет собой не слово, а команду-предписание, то есть речевой акт. Если пешеход остановился перед красным светом, значит, речевой акт со стороны светофора успешен, если пешеход идет на красный свет - речевой акт не успешен. Наиболее фундаментальной и универсальной знаковой системой является естественный язык, поэтому структурная лингвистика и С. естественного языка - это синонимы. Однако в ХХ в. С. стала супердисциплиной (во всяком случае, в 1960-е гг. претендовала на это). Поскольку огромное количество слоев культуры можно рассматривать как язык, знаковую систему, то появилась С. литературы, карточной игры, шахмат, рекламы; биосемиотика кино, живописи, музыки, моды, человеческого поведения, культуры, стиха. С. стиха, например, занималась проблемой соотношения метра (см. СИСТЕМА СТИХА) и смысла. Так, американский русист Кирил Тарановский показал, что у стихотворного размера есть свои семантические традиции. 5-стопный хорей Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" стал образцом для дальнейших стихотворных опытов с этим размером, реализующих "динамический мотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни" ( от "Вот бреду я вдоль большой дороги..." Тютчева до "Гул затих. Я вышел на подмостки..." Пастернака). Потом другими исследователями были показаны семантические ореолы других размеров. У Пушкина, например, 4-стопный хорей связан с темой смерти и тревоги ("Мне не спится, нет огня...", "Ворон к ворону летит...", "Полно мне скакать в телеге...", "Буря мглою небо кроет..." и другие ), у Давида Самойлова, который был не только замечательным поэтом, но и талантливым исследователем стиха, 3-стопный ямб связан с темой прошлого, переходящего в будущее ("Давай поедем в город...", "Не оставляйте писем...", "То осень птицы легче...", поэма "Последние каникулы"); а 4-стопный ямб - с темой тщеты и утраты ("Утраченное мне дороже...", "Не торопи пережитого...", "Химера самосохраненья...", "Сороковые-роковые..." и другие тексты). Большую роль в развитии отечественной С. сыграли исследования Ю. М. Лотмана, посвященные С. русского быта ХVIII и ХIХ вв. и С. русской литературы ХIХ в. Вот как он, например, интерпретирует "школьный конфликт" в романе Пушкина "Евгений Онегин" между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю. М.Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что они использовали разные культурные знаковые системы: Онегин был ориентирован на английский байронический романтизм с его культом разочарованности в жизни и трагизмом, Ленский - на немецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, а Татьяна, с одной стороны, на английский сентиментализм с его чувствительностью, порядочностью и "хорошими концами", а с другой - на русскую народную культуру (поэтому она из всех трех оказалась наиболее гибкой). Ю. М. Лотман показал тогда еще очень темной русско-эстонской студенческой аудитории (дело было в разгар застоя) С. балов и дуэлей, орденов и женских туалетов, жизни в столице и жизни в провинции. Сейчас все его исследования получили широкое признание, выходящее далеко за рамки истории культуры. С. тесно связана с логикой, в частности с логической семантикой Г. Фреге, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, Р.Карнапа, с аналитической философией в целом, поскольку последняя занималась прежде всего интерпретацией языка, с философией вымысла, семантикой возможиых миров, структурной и генеративвой поэтикой, с исследованием виртуальных реальностей, с поэтикой постмодериизма (см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА, СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ, СТРУКТУРНАЯ ПОЭТИКА, ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА, ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ, ПОСТМОДЕРНИЗМ).

Словарь культуры XX века.В.П.Руднёв.

Семиотика

иначе (семиология)

от греч. semeiotike – учение о знаках, греч. semeion – знак.

дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных.

общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика.

наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражение смысла, а также общения. Семиотика рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования как знаковой системы.

Выделяют три основных раздела семиотики:

1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям;

2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла;

3) прагматика, изучающая отношения знаковых систем с теми, кто их использует.

............

☼ наука о Знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой — лингвистич. и нелингвистич. коммуникации.

Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч. Пирса (1839-1914) и швейц. филолога и антрополога деСоссюра (1857-1913), исследовавших природу знака, языка, в рез-те чего возникла идея единой дисциплины, изучающей все знаковые системы. (Соссюр назвал ее “семиология”; термин этот длит. время существовал во франкоязычных странах как параллельный С., однако с 70-х гг. А. Греймас, Р. Барт предложили разграничение этих терминов.) Как самостоят. наука совр. С. возникла в 50-х гг. на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. С. стимулировала антропол. изучение коммуникации, символизма, развитие структурной и когнитивной антропологии.

Изучая любые способы общения (передачи информации) с помощью Символов, С. рассматривает: общение между животными (зоосемиотика), общение между людьми и отношения в системе “человек — машина”. Объекты, к-рые могут рассматриваться в качестве языков, являются предметом С. Среди языков различаются:

1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов;

2) искусств. языки — языки команд и программ в системе “человек — машина”;

3) метаязыки — языки, используемые для описания естеств. и искусств. языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки;

4) вторичные языки (или т.н. вторичные моделирующие системы) — разнообразные языки культуры (см. Язык культуры), возникающие на основе первичных естеств. языков (символич. системы мифа, Ритуала, социоэтич. запретов и предписаний, языки разл. искусств и пр.).

В основе семиотич. механизма, намеченного Соссюром и получившего разработку в трудах Моск. и Праж. лингвистич. кружков, лежит:

1) разграничение синхронного состояния структуры языка, подразумевающее соотнесенность всех элементов в их функциональном единстве (как частей целостного работающего механизма), и диахронии — изменений структуры во времени;

2) разграничение языка как иерархич. системы вневременных норм и правил речи — материализации этих правил в знаковой реальности отд. текстов, находящихся в определ. пространстве и времени;

3) разграничение в языке оси парадигматики (набор исходных параллельных, но разл. по значению форм, из к-рых в процессе создания текста осуществляется выбор) и синтагматики (соединения разнородных элементов на оси высказывания).

Связь между парадигматикой и метафорой (поэзией), с одной стороны, и синтагматикой и метонимией (прозой) — с др., указаннаяЯкобсоном, позволила определить романтизм как искусство, ориентированное на поэтич. строй семиотич. структур, и реализм с доминацией повествовательности, что сделало очевидным типологич. значение этого противопоставления.

Разработка теории знака также привела к выделению исходных противопоставлений. Из них важнейшими оказались:

1) разграничение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания и плана выражения (напр., слово в естеств. языке) и изобразит. (иконич.) знаков с установленной системой связей между этими планами;

2) разграничение: а) семантики — отношения знака к миру внезнаковой реальности, б) синтагматики — отношения знака к другому знаку и в) прагматики — отношения знака к использующему его коллективу.

Применение разработанного аппарата к описанию принадлежащих искусству текстов создавало надежду ухода от традиц. для гуманитарных наук субъективно-вкусовых методов анализа, что дало основание в ходе полемики нач. 60-х гг. как сторонникам, так и противникам семиотич. методов называть их “точными” и связывать с противопоставлением “точных наук” “гуманитарным”. Сторонников структурно-семиотич. методов упрекали в формализме и дегуманизации гуманитарных наук; сами же они настаивали на невозможности рассматривать гуманитарные науки как сферу, выключенную из общего развития науч. мысли вт. пол. 20 в.

Наиболее распространенным видом семиотич. исследования 60-х гг. было приложение лингвистич. моделей к все новым семиотич. объектам. Внимание исследователей акцентировалось на худож. специфике разл. видов искусства. Целью таких штудий было очерчивание границ применения семиотич. методов, выявление инвариантных структур как самостоят. языков: узаконение таких понятий, как “язык балета”, “язык цирка”, “язык немого кинематографа”, “язык драмы”, а также языков отд. жанров.

Внимание исследователей все более привлекают соотношения тех или иных текстов с широкими культурными контекстами. Структурно-семиотич. методы (см. также Структурализм) открыли новые возможности перед реконструкцией текстов и ритуалов такой степени древности, к-рая для предшествующих науч. методов была совершенно недоступна. Проблемы реконструкции, дешифровки, широко трактуемой теории перевода все больше выдвигаются в центр семиотич. культуры (см. Семиотическая культура) — интенсивно развивающейся отрасли С.

Достижением семиотич. культуры было выявление ее принципиального полиглотизма. Предметом рассмотрения стал вопрос о причинах многоканальности и гетерогенности как обязат. условии функционирования культуры. Признание осн. закона С. — ни одна культура не может существовать при наличии лишь одного семиотич. канала — поставило вопрос о культурном многоголосии и характере взаимовлияния принципиально разл. семиотич. систем. Интерес к столкновению словесного и изобразит. (иконич.) семиозиса вызвал к жизни работы — в рамках культурологич. С., — посв. иллюстрациям, изобразит. поэзии барокко, конкретной поэзии, воздействию словесной игры на детский рисунок, обусловил бурный рост неориторики. В к. 70-х гг. открытия в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека дали новый импульс семиотич. исследованиям, т.к. обнаружили ряд глубоких аналогий между индивидуальным сознанием человека и структурой человеч. культуры.

Семиотич. исследования культуры ведутся едва ли не во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в нац., науч. и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотич. исследований “вторичных систем” существуют отчетливо выраженные направления и школы. В области С. занимает одно из ведущих мест отечеств. наука. Опираясь на труды Веселовского и Потебни, концепции Моск. и Праж. лингвистич. кружков, ОПОЯЗа, Бахтина, Выготского (см.Выготский

), В.Я. Проппа, Жирмунского (см. Жирмунский), М.А. Гуковского, С.М. Эйзенштейна, О.М. Фрейденберг, Д. С.Лихачева, П.Г. Богатырева, Якобсона и др. исследователей 1920-50-х гг., ученые тартуско-московской школы (см. Тартуско-московская школа) проводят исследования в области поэтики, стиховедения, семиотич. культуры (на материале рус., вост., антич., зап.-европ. культур и лит-р). В исследованиях все большее место занимают проблемы информатики, “словесного общения” с машиной, диалоговых структур, искусств. интеллекта. Работы в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, с одной стороны, и изучение семиотич. культуры, с др., открывают перспективы построения изоморфной модели интеллектуального устройства.

Среди семиотич. школ выделяются польская, опирающаяся на традиции польской логич. школы (А. Тарский, К. Айдукевич) и представленная трудами Т. Котарбиньского, М.Р. Майеновой, С. Жулкевского и др., и чешская, связанная с традицией Праж. лингвистич. кружка и Я. Мукаржовского. Во Франции, наряду с получившими мировое признание трудами Леви-Стросса и Э.Бенвениста, под влиянием методологии Л. Ельмслева и “неососсюрианства”, а также под непосредств. воздействием трудов рус. формалистов (см. Русская формальная школа) сложились направления Р. Барта и А. Греймаса. В амер. С. традиции Ч. Пирса и Ч. Морриса развивались под плодотворным воздействием трудов Якобсона; они испытывают влияние быстро развивающихся новых направлений в лингвистике. Активно развиваются семиотич. исследования в Италии (Эко и др.), Германии, Японии.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.