Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 6 глава





Разработанное лингвистами ПЛШ актуальное членение речи представляет собой исследование актуализации смысла высказывания, способов выражения того, что актуально для говорящего, т.е. ремы.

 

8. Датская лингвистическая школа (Копенгагенская школа структурализма, Копенгагенская школа глоссематики, Датская школа глоссематики, Датская школа структурализма)

Основателем школы считается Луи Ельмслев. Наиболее яркими представителями школы были Виго Брендаль, Хуго Ульдалль, Кнут Тогебю. Датская лингвистическая школа, рассматривая языковые единицы и их структуру с позиций математики, видела смысл лексической единицы как элемент, создающийся комбинацией составных компонентов.

В начале XX века, усилиями Датской школы намечен поворот в языкознании в сторону анализа формы языковых элементов: «На долю лингвистики приходится анализ языковой формы» [цит. по: В.М. Алпатов 2001, с. 173]. “Действительно, при последовательности и продуманности большинства построений Л. Ельмслева его теория имела один слишком явный недостаток: на ее основе нельзя было исследовать реальные языки” [В.М. Алпатов 2001, с. 176]. «Идеи глоссематики развивали ученики Л. Ельмслева Х.И. Ульдалль (1907-1957) и Кнут Тогебю (1918-1974)» [В.М. Алпатов 2001, с. 168].



Термин "глоссематика" (глоссематика - общелингвистическая теория, задуманная как своего рода "алгебра" языка, ищущая чисто формальные способы описания языка) появился в 1936 году. Этим термином стали называть направление в структурной лингвистике. Основателем и теоретиком Датской лингвистической школы был Луи Ельмслев (1889-1965 гг.), который считал, что язык - абстрактная система чистых отношений.

Глоссематика объединяет теорию языка, семиотику и теорию науки. Луи Ельмслев отрицает Ф. де Соссюра в постулате язык --- речь, отрицает дихотомию, предлагает четырехчленное деление: схема - норма - узус - акт, где СХЕМА - это язык как форма, независимая от социальной реализации и материального оформления; НОРМА - это материальная форма, связанная с социальной реализацией; УЗУС - употребление, совокупность навыков, принятых в данном обществе; АКТ - сама речь, говорение. Датская школа, подчеркивая абстрактность языка, изучает знаковую сущность языка, семиотику.



Алгебра языка - предельная формализация языка, выявление тех понятий, с помощью которых можно установить отношения языковых единиц. “Среди соссюровских положений Л. Ельмслев прежде всего воспринял представление о языке как о форме, а не субстанции, общий структурный подход к языку и стремление к автономии лингвистики, к рассмотрению ее в изоляции от других наук, за исключением семиотики и математики” [В.М. Алпатов 2001, с. 169]. На развитие взглядов Л. Ельмслева и его единомышленников оказали сильное влияние идеи неопозитивистов, которых, как известно, “интересовали формальные правила построения научной теории в отвлечении от того, как эта теория соотносится с действительностью” [В.М. Алпатов 2001, с. 168].

Следовательно, ДЛШ, подчеркивая знаковую сущность языка, пыталась определить с помощью математических действий рождение смысла языковой единицы.

9. Лондонская лингвистическая школа

Лондонская школа является одним из течений структурализма. Начало оформления относится к 30-м годам XX века, окончательно сложилась в 50-е годы XX века. На рубеже XIX и XX веков Англия заявила о себе трудами Английской фонетической школы, представителями которой были Генри Суит (1845-1912 гг.) и Даниел Джоунз (1881-1967 гг.).

Л.Л. Нелюбин и Г.Т. Хухуни указывают, что Суит послужил прототипом профессора Генри Хиггинса в пьесе Б. Шоу «Пигмалион».

Г. Суит изучал живые языки: как все проявления (варианты) английского языка, так и малоизученные колониальные языки.

Основоположником Лондонской лингвистической школы считается Джон Руперт Ферс (1890-1960 гг), усилиями которого была создана кафедра общего языкознания в Лондонском университете.



Основные положения Лондонской лингвистической школы:

1. При рассмотрении языкового поведения необходимо учитывать социальный аспект речевой деятельности.

В центре внимания лингвистической теории должна находиться задача раскрытия значения.

3. При анализе языка следует различать понятие системы и понятие структуры языка. Понятия системы языка устанавливаются на парадигматическом уровне. Понятия структуры языка – на синтагматическом уровне.

Деятельность Лондонской лингвистической школы способствовала развитию социолингвистики и лингвистики текста.

 

Языкознание в XX веке

События в России начала века коренным образом изменили ход развития лингвистики, которая, как и другие отрасли науки, стала глубоко политически зависимой. Русская лингвистика потеряла А.А. Шахматова. Уехал в Польшу Бодуэн де Куртенэ. Эмигрировали князь Н.С. Трубецкой, Роман Якобсон.

Рассматривая лингвистические концепции Американской школы, мы говорили о том, что американский дескриптивизм появился по причине необходимости изучать национальные языки коренных народов Севера Америки. Подобная ситуация сложилась в молодом Советском Союзе. Активная деятельность по ликвидации безграмотности вызвала необходимость создания письменностей для большого количества народов, составлявших население Советской России.

Отечественные языковеды создали для 50 народов литературные языки. В области тюркских народов плодотворно трудился известных лингвист, ученик Бодуэна и Л.В. Щербы Евгений Дмитриевич Поливанов (1890-1937). Особое значение имеют его работы в области фонологии.

Проблемами арабистики занимались Игнатий Юлианович Крачковский (1882-1951), Николай Владимирович Юшманов (1896-1946).

Первые десятилетия XX века характеризуются появлением ряда новых отраслей в языкознании.

 

 

Социолингвистика

Социолингвистика (социальная лингвистика) - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии. Изучает проблемы, связанные с социальной природой языка: язык и общество, социальная дифференциация языка, язык и нация, язык и культура, билингвизм, диглоссия, языковая политика. Одной из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры. Большое значение для развития социолингвистики имели работы Розалии Осиповны Шор (1894-1939), Бориса Александровича Ларина (1893-1964), Виктора Максимовича Жирмунского (1891-1971).

Особое место в советском языкознании занимает деятельность Николая Яковлевича Марра (1864-1934). Расцвет научной деятельности Марра приходится на советское время, когда зарубежную науку объявили буржуазной и лживой. Марр, изучив влияние кавказских языков на армянский, определил границы кавказского субстрата, назвав его яфетическим. Марр считает, что языки появляются путем скрещивания, что родство языков вызвано их взаимовлиянием, что в основе развития языков лежат явления скрещивания и смешения. Большое значение Марр придает яфетическим языкам, считая их особой стадией в развитии всех языков мира.

Особой критике подверглась классовая теория Марра, согласно которой языки появились в классовом обществе и потому отражают классовую сущность. Общая лингвистическая концепция академика Марра главенствовала достаточно продолжительное время.

 

Терминоведение

Истоки терминоведческой работы хронологически связаны с 30-40-ми годами, с развитием в Советском Союзе промышленности. Бурное развитие советской индустриализации потребовало наличие документов, оформляющих новые достижения. К «отцам» отечественного терминоведения относят Д.С. Лотте, Г.О. Винокура. Проблемами терминов занимались А.А. Реформатский, О.С. Ахманова.

Терминоведение в качестве самостоятельной научно-прикладной дисциплины выделилось в конце 20-го века. К теоретикам современного терминоведения следует отнести, кроме названных имен ученых, имена В.П. Даниленко, В.М. Лейчика, С.В. Гринева, В.А. Татаринова, Ю.Н. Марчука.

Современное терминоведение - это комплекс наук, изучающих термины, терминосистемы, а также закономерности их использования: теоретическое терминоведение занимается анализом содержательной, формальной и функциональной структуры отдельных терминов и их совокупностей; практическое терминоведение занимается унификацией терминологий. В последнее время активно развивается когнитивное терминоведение.

 

Лексикография

Лексикография имеет давние традиции, но особого подъема она достигла в советское время.

Наиболее популярным в России является словарь С.И. Ожегова. Автор осуществил свою идею: в каждом доме должен быть словарь русского языка. Мечту стал воплощать в 40-е годы, но помешала война. Словарь стал выходить после войны. Словарь переиздается постоянно, основной словник его обновляется: исключаются устаревшие слова (архаизмы) и вводятся слова, которые перешли из разряда неологизмов в разряд общеупотребительных слов.

Общая лексикография в настоящее время состоит из двух частей: практическая лексикография (изучает все имеющиеся словари и классифицирует их по группам: филологические словари и энциклопедии) и теоретическая лексикография (изучает средства, способы и методы составления словарей).

 

 

Психолингвистика

 

Психолингвистика - область лингвистики, изучающая язык как феномен психики. Это комплексная наука, вобравшая в себя и оперирующая сведениями как из лингвистики, так и из психологии. Термин "психолингвистика" был предложен американскими психологами в конце 50-х годов XX века с целью придания формального статуса уже существовавшему научному направлению.

Психолингвистика - языковедческая наука, имеющая специфический объект исследования и методы. В психолингвистике изучаются все особенности проявления и породившие их причины в цепочке "смысл - говорящий - слушающий - смысл".

Психологическое направление в мировом языкознании возникло в недрах сравнительно-исторического языкознания приблизительно в 50-х годах XIX века. Большое влияние на психологическое направление оказали работы В. фон Гумбольдта, в которых единство человеческого языка объяснялось единством законов человеческой психики, а разнообразие языков - особенностями психологии различных народов.

В России психолингвистика оформилась как самостоятельная наука и заняла свое определенное место среди других наук благодаря деятельности А.А. Леонтьева. К наиболее известным фундаментальным работам А.А. Леонтьева относятся "Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания" и "Психология общения". А.А. Леонтьев популяризирует сложные проблемы психолингвистики в работах "Возникновение и первоначальное развитие языка", "Язык и разум человека", "Языкознание и психология", адресованные массовому читателю.

 

 

Когнитивное языкознание

Когнитивное языкознание (или когнитология) - новая область в языкознании, изучает операции человека со знаниями. Когнитивное языкознание - это наука, исследующая процессы усвоения, накопления и использования информации человеком, а так же исследующая структуры представления знания и способы концептуальной организации знания.

В настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений. Значительная роль в развитии когнитивной лингвистики принадлежит работам Е.С. Кубряковой.

Основным предметом когнитологии является концепт. Концепт – по определению Е.С. Кубряковой, оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике.

Переводоведение

 

Переводоведение - наука о переводе, изучает историю перевода, общие и частные теоретические основы, технику и методику процесса перевода и т.д. Выделилась и оформилась как самостоятельная лингвистическая дисциплина в конце XX века.

В настоящее время в языкознании сосуществуют и плодотворно развиваются такие направления, как сравнительно-историческое языкознание, сопоставительное языкознание, типологическое языкознание, когнитивное языкознание, прикладное языкознание.

Сравнительно-историческое языкознание и в настоящее время является ведущим в лингвистике. Сравнительно-историческое языкознание основывается на следующих принципах:

1. Каждый язык имеет свои особенности, отличающие его от других языков.

2. Эти особенности познаются в сравнении.

3. Сравнение языков позволяет обнаружить у некоторых языков родство; родственные языки группируются в языковые семьи.

4. Различие родственных языков объясняется непрерывным историческим изменением каждого отдельного языка.

5. Быстрее других языковых элементов изменяются звуки, т.е. фонетический строй языка.

6. Корни слов, флексии и аффиксы сохраняют устойчивость на протяжении долгого времени. Данные языковые элементы позволяют реконструировать схемы исходных языков.

Со времени появления сравнительно-исторического языкознания в XIX веке оно развивалось очень быстрыми темпами, что привело к появлению на его базе других направлений.

Сопоставительное языкознание своими корнями уходит в XVII век, когда стали появляться первые двуязычные словари. Обоснование изучения не только родственных языков, но и языков, относящихся к разным генетическим группам, мы можем обнаружить при внимательном чтении работ Вильгельма фон Гумбольдта, т.е. в самом начале XIX века. Сопоставительное языкознание изучает языки с целью сравнения (сопоставления) системы разных языков для прояснения их специфичности. Сопоставительное языкознание позволяет увидеть своеобразие каждого сопоставляемого языка.

Сопоставительный метод - это система приемов и методики анализа, используемая для выявления общего (всеобщего) и особенного в сравниваемых языках.

Приемы и методы сопоставительного языкознания используются:

1. в лексикографии - для создания двуязычных и многоязычных словарей;

2. при обучении иностранным языкам в средней и высшей школе: для лучшего усвоения иностранного языка необходимо знание особенностей в грамматике и фонетике как изучаемого иностранного, так и родного языков; необходимо почувствовать близость или отдаленность изучаемых языков, их сходства и различия;

3. при создании учебников и учебных пособий для обучения иностранным языкам.

Структурная лингвистика (или структурализм) - объединяет два направления в языкознании: квантитативную лингвистику и комбинаторную лингвистику.

Структурализм (структурная лингвистика) – совокупность воззрений на язык и методы его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремлением к строгому (приближающемуся к точным наукам) формальному описанию языка. В структурной лингвистике используются математические методы: теория вероятностей, математический анализ, математическая статистика, теория множеств, математическая логика, теория порождающих грамматик и т.п.

 

РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА

 

Раздел 3 является дополнительным справочно-учебным пособием, которое может использоваться при изучении таких филологических курсов, как "Введение в языкознание", "История лингвистики", "Общее языкознание". Пособие адресовано прежде всего студентам и аспирантам, обучающимся филологическим специальностям.

Название пособия является условным, так как в список персоналий включены имена, относящиеся к древней науке, когда дифференциация отраслей знания не наблюдалась, и имена ученых, живших в более позднее время (время четкой дифференциации наук) и занимавшихся изучением вопросов социологии, истории, психологии, но тем или иным образом касавшихся проблем языка.

В список персоналий включены преимущественно имена тех ученых, о которых имеются упоминания в основных учебниках по истории лингвистики.

Пособие содержит основные биографические сведения о тех людях, которые своими работами и своей научной деятельностью создали историю языкознания.

Материалы о жизни великих лингвистов отбирались таким образом, чтобы студент мог за знаменитым именем увидеть ЧЕЛОВЕКА.

Первая часть построена на алфавитном принципе расположения материала, вторая - персоналии расположены хронологически, что позволяет проследить протяженное во времени накопление лингвистических знаний, третья - материал расположен по основным темам языкознания, что позволит создать картину изученности того или иного явления в лингвистике.

АБЕЛЯР Пьер (Петр) - 1079-1142 гг. - средневековой философ.

Пьер (Петр) Абеляр - представитель логико-философского подхода к грамматике в эпоху Средневековья. П. Абеляр возглавил умеренных номиналистов, утверждал, что реально существуют только отдельные предметы. Эти предметы и являются базой общих понятий. Общие понятия отдельно не существуют, а выводятся нашим умом из реально существующих предметов и отражают их свойства.

Пьер Абеляр скончался в 1142 году, ему было 63 года.

 

 

АДЕЛУНГ Иоганн Кристоф – 1732-1806 гг. – выдающийся немецкий философ, лингвист.

И.К. Аделунг совместно с И.С. Фатером создал работу, называющуюся «Митридат, или всеобщее языкознание, имеющее в качестве языкового примера «Отче наш» почти на 500 языках и диалектах». Данная работа, оформленная в 4-х томах, отражая стремление филологов 18-го века к всеохватывающей обработке материала, представляет собой своего рода лингвистическую энциклопедию начала 19-го века, в которой классификация языков построена на географическом, а не на генеалогическом признаке.

Иоганн Кристоф Аделунг скочался в 1806 году, ему было 64 года.

Основные работы:

Митридат, или всеобщее языкознание, имеющее в качестве языкового примера «Отче наш» почти на 500 языках и диалектах. - 1806-1817 гг.

АДЕЛУНГ Федор Павлович – 1768-1843 гг. – выдающийся русский историк, лингвист, библиограф.

Федор Павлович Аделунг родился в 1768 году в Пруссии, переехал в Россию в 1794 году.

Для истории лингвистики важен тот факт, что Ф.П. Аделунг создал библиографию санскритского языка.

Ф.П. Аделунг скончался в 1843 году, ему было 75 лет.

 

АНСЕЛЬМ - 1033-1109 гг. - епископ Кентерберийский, средневековой философ, возглавивший реалистов, утверждавших реальное существование общих понятий, а предметы и явления - это лишь их слабые копии.

Епископ Ансельм скончался в 1109 году, ему было 76 лет.

 

АРИСТОТЕЛЬ - известнейший философ античности, жил в 4 веке до нашей эры (384-322 гг. до н.э.). Автор большого количества философских работ, ставших базовыми для многих современных наук, таких, как философия, литературоведение, языкознание. Аристотелю приписывается создание многих терминов, включенных в современные терминологии.

В своих философских трудах касается и проблем языкознания ("Поэтика"). Он выделяет восемь частей речи: элемент (звук), слог, союз, член (артикль), имя, глагол, падеж, предложение. Аристотель определил функции падежей, подчеркнул главенствующую роль именительного падежа. Дал описание членораздельной речи, т.е. описание работы речевого аппарата.

Согласно сведениям из древнейших текстов, философ Аристотель прожил 62 года.

 

АРИСТАРХ Самофракийский - крупнейший александрийский филолог второго века до нашей эры (217-145 гг. до н.э., по другим сведениям: 215-143 гг. до н.э.), исследовал Гомера, занимался вопросами орфографии, ударения, флексии. Ему принадлежит трактат о восьми частях речи, который, к сожалению, не сохранился.

Согласно сведениям из дошедших до наших дней текстов, Аристарх Самофракийский прожил 72 года.

 

АРНО Антуан (Антон) - 1612-1694 гг. - французский логик.

Антуан Арно родился в 1612 году в Париже в семье известного адвоката, яростного врага иезуитов. Сын продолжил борьбу отца с иезуитами, что послужило причиной изгнания А. Арно из Парижа. А. Арно некоторое время жил и работал в монастыре Пор-Рояль, затем и вовсе покинул Францию, переехав в Брюссель. Тело А. Арно погребено в Брюсселе, а его сердце было перевезено в Пор-Рояль знаменитейшим французским драматургом, учеником Антуана Арно, Жаном Батистом Расином.

Антуан Арно был одним из аббатов женского монастыря Пор-Рояль. Находящийся под Версалем и обслуживающий королевскую семью, этот монастырь был крупнейшим для того времени научным центром во Франции. А. Арно был логиком и философом. Вместе с другим аббатом - Клодом Лансло - задумал создать объяснительную грамматику, которая к 1660 году в своей первой части была написана. Вторая часть была написана к 1675 году Антуаном Арно в соавторстве с Пьером Николя. Объединенные вместе обе части составили труд под названием "Грамматика Пор-Рояль".

Антуан Арно скончался в Брюсселе в 1694 году, ему было 82 года.

Основные работы:

Nouveaux elements de geometrie - 1667 г.;

Grammaire generale et raisonnee de Port-Royal - 1803 г.;

АХМАНОВА Ольга Сергеевна - выдающийся русский филолог.

Ольга Сергеевна Ахманова родилась 2 июня 1908 года в семье, имеющей дворянские корни (по материнской линии – древний род князей Ильиных-Галичских). Еще в детстве овладела французским и английским языками, чуть позднее – немецким языком. В 20-е годы О.С. Ахманова экстерном закончила Сухумский индустриальный техникум, получив справку о среднем специальном образовании. В январе 1938 года, идя по коридору Института иностранных языков, О.С. Ахманова увидела человека, читавшего аспирантам лекцию по истории английского языка. Этим человеком был профессор Александр Иванович Смирницкий. На вопрос, как стать аспиранткой А.И. Смирницкого, Ольга Сергеевна услышала ответ: нужно принести справку о высшем образовании и сдать вступительные экзамены в аспирантуру. За несколько месяцев О.С. Ахманова экстерном сдала 16 экзаменов, получила диплом преподавателя английского языка и поступила в аспирантуру к профессору А.И. Смирницкому. Одним из первых заданий научного руководителя было задание прочитать два тома англосаксонских хроник, для чего О.С. Ахмановой пришлось выучить еще и шведский язык.

26 июня 1941 года Ольга Сергеевна защитила кандидатскую диссертацию на тему “Возникновение употребления предлога “by” для выражения деятеля в пассивной конструкции”.

Ольга Сергеевна Ахманова обладала сильным бойцовским характером, который помог ей выдержать многие жизненные невзгоды: неудачные защиты докторских диссертаций, смерть мужа – А.И.Смирницкого, преждевременная кончина горячо любимого сына и многие другие.

До самых последний дней жизни Ольга Сергеевна Ахманова продолжала работать: родственники записывали на магнитофон ее рассуждения о языке и жизни, ее воспоминания и человеческие наблюдения, ее мысли.

Ольга Сергеевна Ахманова скончалась осенью 1991 года, ей было 83 года.

Основные работы:

Английская хрестоматия для химиков. – 1940 г.;

Иностранные языки в институте им. Карпова. – 1940 г;

Возникновение употребления предлога “by” для выражения деятеля в пассивной конструкции. – 1941 г.;

О семантической классификации предлогов. – 1948;

Эквиваленты слов и их классификация в современном английском языке. – 1948 г.;

Психолингвистика – 1957.;

Словарь лингвистических терминов. – 1969 г.;

Словарь омонимов русского языка. – 1968 г.

БАЛЛИ Шарль - 1865-1947 гг. - выдающийся швейцарский лингвист.

Основная его деятельность связана с Женевским университетом и Женевской лингвистической школой. Шарль Балли был учеником знаменитого лингвиста Фердинанда де Соссюра и именно Шарль Балли читал курс общего языкознания после смерти своего великого учителя.

В многоязычной Швейцарии актуальнейшим вопросом был вопрос преподавания иностранных языков. Ш. Балли исследовал проблемы преподавания немецкого языка французам и французского языка немцам, и естественным для него было сопоставительное изучение романских и германских языков.

Шарль Балли ввел в лингвистику такие понятия, как "диктум", "модус", "актуализация", которые прочно вошли в науку о языке. Большое значение для последующих поколений лексикологов имеет его классификация фразеологизмов и попытка выделения фразеологии в качестве самостоятельного раздела языкознания.

Шарль Балли скончался в 1947 году, ему было 82 года.

Основные работы:

Французская стилистика - 1909 г.;

Общая лингвистика и вопросы французского языка - 1932 г.

БЕНВЕНИСТ Эмиль – 1902-1976 гг. – выдающийся французский лингвист.

Эмиль Бенвенист является одним из самых ярких структуралистов 20-го века. Э. Бенвенист, в отличие от А. Мейе, учеником которого он являлся, не создал влиятельной научной лингвистической школы, занимал обособленное место в языкознании своего времени. Долгое время занимал пост секретаря Парижского лингвистического общества.

Основные работы:

Словарь индоевропейских социальных терминов – 1970 г.;

Индоевропейское именное словообразование

Очерки по осетинскому языку –

Общая лингвистика – 1974 г.

 

БЕККЕР Карл Фердинанд - 1775-1849 гг. - выдающийся немецкий ученый, философ, лингвист.

Карл Фердинанд Беккер разработал теорию, согласно которой не флексия образовывалась от служебных (местоименных) слов, а, напротив, служебные слова, в первую очередь местоимения, результат деления первоначально единого слова на составные элементы. Философия грамматики К. Беккера была применением законов логики к материалу современного (немецкого) языка.

Язык понимался как система органических (полярных) противоположностей, которые не уничтожают друг друга, а, напротив взаимно обуславливают и необходимы друг для друга в развитии организма как целого. Учение о предложении из логики и стилистики было перенесено в грамматику. В русской и западноевропейской лингвистике предложение и его компоненты долгое время изучались как категории, совпадающие с логическим суждением. Беккеровская схема, как писал Ф.И. Буслаев, "правильно определила части речи и члены предложения".

Карл Фердинанд Беккер скончался в 1849 году, ему было 74 года.

Основные работы:

"Организм языка" 1827 г.

БЛУМФИЛД Леонард - 1887-1949 гг. - выдающийся американский лингвист.

Леонард Блумфилд родился 1 апреля 1887 года в Чикаго, штат Иллинойс. Закончил Гарвардский университет, затем обучался в аспирантуре Висконсинского и Чикагского университетов. После аспирантуры преподавал в университетах Цинциннати и Иллинойса. В 1908 году уехал в Германию, где обучался в Лейпцигском и Геттингенском университетах.

В начале своей деятельности Л. Блумфилд (особенно во время и после поездки в Германию) придерживался идей компаративизма, примыкал к младограмматическому направлению в сравнительно-историческом языкознании. В 1914 году вышла его книга «Введение в изучение языка».

Увлекшись изучением индейских языков коренных жителей Америки, Л. Блумфилд отходит от компаративизма.

Мировую известность принесла Л. Блумфилду вышедшая в 1933 году и многократно переиздававшаяся книга «Язык», которая на несколько десятилетий стала основным учебником по изучению языков, а ее автор основным теоретиком американского дескриптивизма. Книга Л. Блумфилда «Язык» как учебное пособие охватывает все основные области языкознания: история языков, история письма, распределение языков по земному шару, сведения по сравнительно-историческому языкознанию, диалектология. Но книга «Язык» - не только учебное пособие, в ее теоретической части Л. Блумфилд излагает свою концепцию изучения языков, в которой основным тезисом считается рассмотрение языка как явления внешнего по отношению к лингвисту для объективного наблюдения и анализа.

В истории языкознания и в общем языкознании о Леонарде Блумфилде рассказывается в основном только как о лингвисте, разработавшем основные приемы описания языков, т.е., как о теоретике американского дескриптивизма. Но Л. Блумфилд – не просто ученый, он и талантливый преподаватель, методист. Известна его работа «Руководство по практическому изучению иностранных языков», в которой Л. Блумфилд объясняет методы преподавания теоретически и демонстрирует свои методы особым подбором текстов. Известна другая его работа «Книга для чтения», предназначенная начинающим изучать язык, успешно применявшаяся, но не опубликованная.

Леонард Блумфилд скончался в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 18 апреля 1949 года, ему было 62 года.

Основные работы:

«Введение в изучение языка» - 1914 г.,

«Тагальские тексты» - 1917 г.,

«Язык» - 1933 г.,

«Руководство по практическому изучению иностранных языков» - 1942г.

БОАС Франц (Boas Franz Uri) – 1858-1942 гг. – известный американский ученый, мыслитель, этнограф, общественный деятель.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.