Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 4 глава





- язык как цельная система и в то же время как система отдельных речевых фактов;

- язык одновременно стимулирует к мышлению и является средством выражения, средством материализации мыслей.

Значение научной деятельности Гумбольдта в лингвистике огромно. Хотелось бы остановиться на некоторых, наиболее значимых, сторонах этой деятельности.

1. В. Гумбольдт изучал синхронное состояние языков. Его схема типологических классификаций языков используется до сих пор.

2. В. Гумбольдт своими работами создал философскую базу под только что появившееся и развивающееся в трудах Ф. Боппа и Я. Гримма сравнительно-историческое языкознание.

3. В. Гумбольдт подчеркивает общественный, надличностный характер языка; подчеркивает социальную связь языка и мышления.

4. Язык, по Гумбольдту, создается индивидами, и в совокупности всем народом. В языке отражается дух народа. Организм языка – не только социальная категория, но и психологическая.

5. Язык – продукт деятельности всего народа, а не индивидуума.

6. В. Гумбольдт подчеркивает двусторонность языка по отношению к индивиду. Язык, как продукт народа, является для человека готовым, не своим, чем-то чуждым для человека. Но человек творчески пользуется им, создает языку субъективное существование.



7. В. Гумбольдт для различения языка и речи использует термины греческого происхождения: эргон – язык, энергейа – речевая деятельность.

8. Влияние В. Гумбольдта на языкознание XIX века шло практически по всем направлениям: сравнительно-историческое, логическое, психологическое, типологическое. В XX веке его идеи используются в основных направлениях: этнолингвистика (неогумбольдтианство), структурализм, логическая лингвистика, генеративная лингвистика, когнитология.

Итак, сравнительно-историческое языкознание возникло в XIX веке.Этому предшествовало то, что к началу XIX века лингвистика окончательно оформилась как самостоятельная наука. Внутри лингвистики выделились три основные раздела: общее языкознание (философия языка) – понимается как общая грамматика и философия языка; сравнительно-историческое языкознание - изучение языков в их сравнении и частное языкознание, изучающее структуру и развитие отдельных языков.



 

 

Натуралистическое направление в философии языка середины XIX века

В истории сравнительно-исторического языкознания выделяются три периода:

 

1. первый - с 1816 года по 1870 год

Начальная дата периода связана с появлением в 1816 году работы Ф. Боппа «Система спряжения в санскрите в сравнении с греческим, латинским, персидским и германскими языками». Конечная дата связана с появлением в 1870 году второго издания работы А. Шлейхера «Немецкий язык», а также 1868 год – год смерти А. Шлейхера.

 

2.второй - с 1871 год по 1916 год

Начальная дата связана с названной работой А. Шлейхера, а конечная дата связана с деятельностью и трудами Ф. де Соссюра. Второй период отмечен расцветом младограмматизма.

 

3. третий период - 1916 год (опубликование работы Ф. де Соссюра "Курс общей лингвистики") по настоящее время.

Сравнительно-историческое языкознание базируется на сравнительно-историческом методе, который представляет собой совокупность исследовательских приемов, направленных на решение следующих задач:

- установление генетического родства между различными языками определенного ареала;

- объяснение генетической общности определенных языков на основе их происхождения из общего источника;

- объяснение причин и условий распада праязыка и образования самостоятельных языков;

- объяснение закономерностей развития группы родственных языков;

- выявление вторичных признаков сходства и различия между ними;

- выявление архаизмов и новообразований в языках данной группы.

Компаративистика (сравнительно-историческое языкознание) – от латинского comparativus – сравнительный; область языкознания, объектом которой являются родственные (генетически связанные) языки. Компаративистика противостоит описательному, или синхроническому языкознанию, нормативному и общему языкознанию.



Идеологом данного метода считается немецкий ученый Август Шлейхер (1821-1868 гг.). А. Шлейхер считается основателем натуралистического направления в языкознании. Появлению термина "морфология" в лингвистике мы обязаны Августу Шлейхеру, взявшему данный термин из биологии. Согласно А. Шлейхеру, морфология должна изучать морфологические типы языков, происхождение и взаимоотношения языков.

Морфологический тип языка определяется строением слова, которое может выражать значение (через корень) и отношения(через аффикс). Наблюдаются три типа комбинаций значения и отношения:

1. имеются только значения - это изолирующиеязыки (китайский, бирманский);

2. имеется значение, которое передается и уточняется аффиксами - приставками - это агглютинирующие языки (монгольский, татарский, венгерский);

3. имеется значение и отношение в одном слове - это индоевропейские языки.

К данной схеме А. Шлейхера обычно добавляется еще один тип языков - полисинтетические языки, выделенные В. фон Гумбольдтом. Но А. Шлейхер подобные языки (полисинтетические) относит к агглютинирующим.

Августу Шлейхеру принадлежит введение в лингвистику понятия "родословное дерево" (или "родословное древо") - теория о последовательном развитии европейских языков из одного праязыка. Родословное древо и каждая его ветвь делятся пополам. По теории А. Шлейхера индоевропейский язык распался на две ветви: северную и южную. Северная ветвь стала основой для славянских и германских языков, а южная ветвь - для греко-итало-кельтских языков.

Заслугой А. Шлейхера является теория реконструкции праязыка. Он считал, что на основе наблюдений над развитием современных языков можно реконструировать представления о звуковой системе и системе форм слова. Реконструированные формы не обязательно должны функционировать в языке, но они могут указывать на тип, некогда существовавший в праязыке. Такие формы названы праформами. Например, слово "отец" существует в разных языках в таких формах: латинское - "pater", готское - "fadar", древнеисландское - "fadir". А. Шлейхер предполагает, что в индоевропейском языке существовала форма (праформа) *pate или *pater.

А. Шлейхер считал, что язык необходимо рассматривать как живой организм. Во многих работах по истории языкознания и общему языкознанию Августа Шлейхера называют автором-создателем натуралистической концепции языка, поскольку он относил язык к категории живых организмов.

"Жизнь языка не отличается от жизни всех других живых организмов: также живет, развивается, умирает".

По мнению А. Шлейхера, язык - живой организм, язык - есть сам по себе высший продукт материи. А. Шлейхер делил языкознание на внутреннее языкознание и внешнее языкознание.

Но в творчестве А. Шлейхера были гипотезы, не получившие подтверждения. Так, А. Шлейхер пытался ввести в языкознание понятие триады, заимствованное им у Ф. Гегеля (тезис - антитезис - синтез). А. Шлейхер наполнил данное понятие своим смыслом. Используя понятие триады, А. Шлейхер вывел три типа языков (агглютинирующие, изолирующие, флективные), выделил у слова три признака (звук, форма, функция) и выделил три типа гласных звуков (A, I, U).

Итак, А. Шлейхер попытался аргументированно доказать биологическое происхождение языка, создав несколько теорий изучения языков, в числе которых теория родословного древа, морфологического типа языка, морфологии языка. Следует отметить, что натуралистическое направление во многом определялось популярной в то время теорией Дарвина и очень модной в то время профессией натуралиста (или естествоиспытателя, в современном понимании - это профессии, связанные с биологией, зоологией и другими естественными науками).

 

Психологическое направление в философии языка второй половины XIX века и отражение его постулатов в позднейшей лингвистической теории

 

В XIX веке параллельно сравнительно-историческому языкознанию, развивающемуся достаточно быстро, во второй половине века распространилось психологическое направление в изучении языка. Наиболее ярким представителем стал немецкий языковед-теоретик Герман Штейнталь (1823-1899 гг.). В 1855 году вышла его книга «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения», в которой Г. Штейнталь обосновал тесные связи языкознания и психологии. Г. Штейнталь считает, что «предметом языкознания является язык, или язык вообще, т.е. выражение осознанных внутренних психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков».

В концепции Г. Штейнталя основным считается взаимодействие индивидуальной речи и индивидуального мышления. В русле психологического языкознания находятся и работы Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891). А.А. Потебня был высокообразованнейшим человеком своего времени: он и философ, филолог, лингвист, фольклорист. А.А. Потебня отвергает учение Шлейхера о языке как живом организме. Он говорит, что язык – это произведение народа и развивается по своим, не биологическим законам. Как фольклорист А.А. Потебня считает, что людей объединяет в общество его культура – мифы, сказания, предания. Язык тесно связан с мышлением. А.А. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного лица даже в полном уединении». Язык связан со всей психической деятельностью человека.

Особое положение в психологическом направлении занимает Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.). В. Вундт как психолог изучает не столько сам язык, а изучает язык для выяснения сложных психических процессов, предшествующих речи. Вундт акцентирует внимание на психологии народа, а не индивида. Он подчеркивает, что язык возникает при общей духовной жизни. А духовная жизнь коллектива выражается в формах культуры таких, как мифы, предания, легенды. Вундт подчеркивает, что язык и мышление тесно связаны и развиваются одновременно. Вундт, рассматривая происхождение языка, утверждает, что первоначально существовал язык жестов. И лишь потом язык жестов сопровождался звуковой формой. Первые слова были повелительными, императивными.

Свое дальнейшее развитие психологическое направление получило в XX веке в виде появившейся на стыке психологии и языкознания новой дисциплины психолингвистики.

 

Младограмматическое направление в языкознании

Во второй половине XIX века компаративистика развивается дальше. Наиболее крупными явлениями стали возникновение нового направления внутри компаративистики и выдающиеся исследования российских лингвистов. В середине XIX века многих лингвистов не устраивает состояние компаративистики. Предпринимаются попытки изменить создавшееся положение. В 70-х годах XIX века внутри сравнительно-исторического языкознания возникает новое направление, получившее условное название "младограмматического".

В 1876 г. выходит книга Августа Лескина «Склонения в балтославянских языках», в 1878 г. книга Германа Остгофа и Карла Бругмана «Морфологические исследования». Авторы этих книг были достаточно молодыми учеными, но учеными, не побоявшимися выступить против представителей старшего поколения, призывавших изучать древние языки. С этого времени внутри сравнительно-исторического языкознания развивается направление младограмматиков.

Младограмматизм оформляется и осознается как течение с 80-х годов XIX века и выступает как активная научная сила примерно в течение 50 лет. Младограмматизм – направление в европейском языкознании, возникшее в 70-х годах XIX века в Германии. Теоретический стержень младограмматизма – воззрение на язык как на индивидуально-психологическое явление: понятия, выражаемые языком, возникают только «в недрах души индивида». Общение с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений.

У младограмматиков два основных принципа: историзм и психологизм. К младограмматикам в разное время и по разным принципам примыкали такие крупнейшие лингвисты, как Ф. де Соссюр, Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Младограмматики защищали основные свои положения:

-фонетические законы, действующие в языке, не имеют исключений. Этим они подчеркивали живой образ развития языка.

-основным законом создания новых форм в языке является аналогия. Все новое в языке создается на аналогии и переосмыслении того, что уже имеется в языке.

-в первую очередь необходимо исследовать современные живые языки и их разновидности - диалекты.

Младограмматисты упрекали старших языковедов в том, что старшее поколение компаративистов мало уделяет внимания живому языку, человеку, человеческой речи, а излишне увлеклись мертвыми языками, реконструкциями.

Младограмматики провозгласили принцип описания языка отдельного человека. В этом их сила - именно с младограмматиков началось психологическое языкознание. Но в этом же и их слабость - язык все же явление социальное. Речь индивидуума не способна отразить все многообразие форм, предоставляемых языком. Речь индивидуума ограничена возрастными, психологическими, образовательными, физическими, анатомическими особенностями. Младограмматисты своими трудами, своей позицией способствовали развитию диалектологии. К основополагающим работам младограмматиков относятся труды Германа Пауля "Принципы истории языка", Бертольда Дельбрюка "Основные вопросы исследования языка", Карла Бругмана "К современному состоянию языкознания".

Теоретические взгляды младограмматистов изложены в предисловии к книге Германа Остгофа и Карла Бругмана «Морфологические исследования в области индоевропейских языков», вышедшей в 1878 году. Предисловие к названной книге в дальнейшем стало называться «манифестом младограмматиков». Основные положения манифеста, а значит, и всего младограмматического направления можно свести к следующему:

1. Прежнее языкознание, изучая индоевропейские языки, не занималось «говорящим человеком». Старшее поколение компаративистов, изучая фонетический строй языков, уделяло внимание физиологии речи, описанию механизма произнесения речи. Младограмматики призывают изучать психический процесс создания речи, поскольку прежде, чем произнести тот или иной комплекс звуков, человек совершает определенные мыслительные действия.

2. По мнению младограмматиков, старшее поколение слишком пристальное внимание уделяет созданию праформ, т.е. реконструированию гипотетического языка-основы.

3. В манифесте указывается, что старшее поколение, изучая древнее состояние языков, обращается к письменным памятникам, пытаясь по ним восстановить звучащую речь. Младограмматисты справедливо отмечают, что письменная речь своими знаками (буквами) не всегда определенно правильно способна отразить звучащую речь. Во-вторых, письменная речь – это литературно обработанная речь, а не живая непосредственная речь. Младограмматисты предлагают изучать живые говоры, диалекты, и через их материал – особенно звуковой материал живой речи – проводить изучение современных языков и их древнего состояния.

4. Младограмматисты призывали изучать человека ы языке, поскольку язык существует только в индивидууме. Речь человека зависит от изменений окружающего мира, и эти изменения, отразившись в мышлении человека, отражаются и в языке.

5. Основным понятием сравнительного языкознания, по мнению младограмматиков, должно быть понятие, согласно которому звуковые изменения не знают исключений.

6. Младограмматики утверждали, что принцип аналогии зависит от звуковых законов.

Дальнейшее развитие взгляды младограмматиков получили в теоретическом труде Германа Пауля «Принципы истории языка», вышедшем в 1880 году. Данную книгу даже назвали «Библией младограмматизма». Г. Пауль утверждает, что языкознание относится к числу культурно-исторических наук. Пауль подчеркивает, что «важнейшим признаком любой культуры является участие психических факторов». Г. Пауль утверждает в качестве основы языкознания как науки психологию. Он призывает изучать индивидуальную речь, поскольку считает, что речь создается отдельным говорящим человеком. Через изучение речи отдельного человека можно изучать язык в целом. Причиной создания индивидуальной речи является общение, для реализации которого необходима известная степень общности, или узус. (Узус – общепринятое употребление языковых средств, иногда противоречит норме). Г. Пауль заложил основы психологического синтаксиса, продолженного в XX веке В. Матезиусом. Работа Г. Пауля оказала сильнейшее влияние на развитие мировой лингвистики и считалась авторитетнейшим трудом вплоть до появления «Курса общей лингвистики» Ф. Соссюра.

 

Критика младограмматизма

В качестве основных недостатков младограмматизма отмечаются следующие:

1. Младограмматики увлеклись анализом звуковой стороны языка, пренебрегая семантической стороной.

2. Младограмматиков упрекали в «атомизме», т.е. в рассмотрении отдельных фактов без попыток соединения их в одно целое, без попыток выявления их системных отношений.

3. Младограмматики умудрялись изучать историю языковых явлений без связи их с историей общества.

С критикой младограмматизма выступил австрийский лингвист Гуго Шухардт (1842-1927). Шухардт требует описания лингвистических фактов с обязательными теоретическими обобщениями. «Всякое частное языкознание переходит в общее» - пишет он.

В критике младограмматиков принял активное участие немецкий ученый Карл Фосслер (1872-1949). Но, считая свою позицию идеалистической, Фосслер противопоставляет ее позитивистской позиции младограмматиков. Основной функцией языка Фосслер считает экспрессивную функцию, основным разделом в языкознании – стилистику.

Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра

Современный этап в истории лингвистики традиционно связывали с именем Фердинанда де Соссюра - великого швейцарского лингвиста, заложившего основы современного языковедения. «Пройти мимо Соссюра – это значит пройти мимо языкознания» - справедливо указывает известнейший французский лингвист Эмиль Бенвенист.

Научное наследие Ф. де Соссюра известно по работе, созданной его учениками Альбером Сеше и Шарлем Балли, собравшими тексты лекций и публичных выступлений своего великого учителя и оформившими их в одно сочинение, известное как "Курс общей лингвистики".

Соссюр Фердинанд де - (1857-1913 гг.) - швейцарский ученый, родился в дворянской французской семье в Женеве. Изучал древнейшие языки. Прославился трудом "О первоначальной системе гласных в индоевропейских языках". Профессор многих европейских университетов. Читал лекции в Женевском университете, в Париже - в Сорбонне. Наибольшую известность, мировую известность принесла ему работа "Курс общей лингвистики", опубликованный уже после смерти учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше.

Обычно выделяют три самых важных антиномии Ф. Соссюра, базирующиеся на идее знаковой природы языка и системности языка:

1. противопоставление язык - речь;

2. противопоставление синхрония – диахрония;

3. противопоставление внешняя лингвистика – внутренняя лингвистика.

Соотношение (дихотомия) язык - речь проводится по следующим параметрам:

1. язык социален - речь индивидуальна

Язык обслуживает всю нацию, он предоставляет свои средства всем говорящим на данном языке. Речь у каждого своя, обладает фонетическими, лексическими, синтаксическими особенностями говорящего. Говорящий выбирает для себя те средства, которые ему больше нравятся, которые ему больше знакомы, удобны, известны.

2. язык потенциален - речь реальна

Язык, обладая набором средств, предоставляет возможности говорящему выражать свои мысли. Речь реально существует в виде звучащей, письменной речи, она ощутима нашими органами: глазами, ушами. Язык не связан с физической стороной, а речь может быть определена через физические явления акустики, артикуляции. Язык существует в голове каждого как некая система, а речь - это выражение потенциальных возможностей грамматической системы языка.

3. язык идеален - речь материальна

Язык как некая система знаков существует в нашем сознании. Речь существует реально в виде материальных знаков: звуков, букв, рисунков.

4. Язык богат и многообразен по средствам, он - сущность, которая проявляется в виде речи. Речь - явление.

Язык - это совокупность и система знаковых единиц общения и плюс правила игры с ними. Речь - это последовательность взятых из языка знаковых единиц. Язык един для всех.

5. язык синхроничен - речь диахронична

Язык включает в себя все факты как прошлые, так и современные. Язык статичен, постоянен, замкнут. Речь изменчива. Изменения происходят во времени: речь малыша и речь взрослого, архаизмы и неологизмы.

6. человек пассивен к языку - активен к речи

Человек не может изменить систему языка или какой-либо его элемент, он пассивен к языку. Но человек активен к своей речи: он выбирает те элементы языка, которые ему необходимы в данной ситуации. Сравните ситуации, когда вы отбираете слова для беседы с ребенком, для научного доклада, для непринужденной беседы с подругой, для нанесения обиды, для ссоры с кем-либо. А систему языка и даже одну какую-либо подсистему языка человек изменить, переделать не может.

По мнению Ф. Соссюра, лингвисты изучали лингвистику речи, поэтому сам Соссюр преимущественное внимание отдает лингвистике языка.

С именем Ф. де Соссюра связаны такие понятия в лингвистике как синхрония и диахрония, парадигма и синтагма.

СИНХРОНИЯ - это изучение языка в статике, независимо от его развития во времени.

Можно изучать язык XVIII века как статичную систему, без учета того, что было в нем до XVIII века или после XVIII века, т.е. в XIX веке. Можно изучать системы нескольких языков в сопоставлении их составляющих компонентов в определенный отрезок времени сосуществования, и т.д. С точки зрения Ф. де Соссюра, язык – явление, находящееся вне времени, он статичен, синхронен.

ДИАХРОНИЯ - изучение языка с учетом его развития, с учетом влияния времени на язык.

С точки зрения Ф. де Соссюра, речь – явление диахроническое, речь зависит от времени. И действительно, речь всегда соотнесена с моментом говорения как грамматическими (на это указывают формы глаголов), так и лексическими средствами (для каждого времени существует определенный набор слов, словарь, в котором устаревшие слова и неологизмы выполняют стилистическую функцию, чем отделяются от общеупотребительных для рассматриваемого периода слов).

ПАРАДИГМА - совокупность вариантных форм, система форм одного какого-либо языкового средства.

Парадигма может быть представлена в виде таблиц. В учебниках и учебно-методических пособиях падежная парадигма имен, парадигма временных форм глагола, парадигма лица у местоимения, лексическая парадигма (синонимы) и многие другие представлены таблицами, схемами. Язык предоставляет наборы форм, т.е. парадигмы.

СИНТАГМА - соединение языковых единиц по определенным законам конкретного языка.

Синтагмы зависят от правил, существующих в определенное время: "любить стихи" - "не любить стихов", "поднять стол" и "поднять книгу", "обоих мальчиков", "обоих окон", но "обеих сестер", "он идет", "она идет", "оно идет", но "она шла", "он шел", "оно шло".

Синтагма предполагает зависимость одного знака от другого, обусловлена эта зависимость нормами конкретного языка.

ПАРАДИГМАТИКА - учение о парадигмах, исследование отношений выбора языковых средств. В школе - это изучение склонения имен существительных, прилагательных, местоимений, правила создания глагольных форм, правила образования форм числа.

СИНТАГМАТИКА - учение о построении синтагм, учение о правилах построения синтагм. В школе - это изучение правил создания словосочетаний, правила использования предлогов и союзов, правила построения всех видов предложений.

С точки зрения парадигматики и синтагматики, язык - парадигматичен, речь - синтагматична. Речь линейна, она направлена в одну сторону, перевернуть ее нельзя. Линейность речи связана с синтагмой. Правила синтагмы диктуют нам те способы соединения форм, которые существуют в данное время в конкретном языке. Нарушение последовательности звуков в слове или нарушение последовательности морфем приводит к деформированию слова или к его полному уничтожению.

Существуют определенные правила построения предложений. Попробуйте изменить последовательность слов в любой даже самой простой фразе: "Я тот, кому внимала ты в полуночной тишине" - *тишине я тот внимала полуночной кому; или "Кто сказал мяу?" - *мяу сказал кто. Согласно синтаксическим законам современного русского языка, вопросительные предложения с вопросительным словом требуют постановки вопросительного слова на первом месте.

 

Учение о внешней и внутренней лингвистике

К явлению внешней лингвистики Ф. Соссюр относит все явления, связанные с отношениями языка с другими видами человеческой деятельности. Соссюр предлагает изучать во внешней лингвистике все факторы, влияющие на развитие языка, факторы, ставшие причинами изменений языка. Следовательно, предметом изучения внешней лингвистики являются отношения: язык и история, язык и религия, язык и общество, язык и культура,

язык и география, язык и школа и т.д.

Внутренняя лингвистика изучает языковую систему, отношения языковых знаков. Ф. Соссюр подчеркивает, что изучать внутреннюю лингвистику необходимо с учетом системных связей и отношений.

 

Учение о языке как системе

Ф. де Соссюр рассматривал языковую систему как явление математически точное. Ф. Соссюр выделял в системе языка три уровня: фонетический, лексический и грамматический. По Соссюру, на каждом уровне наблюдаются синтагматические отношения и парадигматические (ассоциативные) отношения. Ф. Соссюр считал, что синтагмы – это факт речи, а парадигма – факт языка.

 

Язык как система знаков

О знаковой природе языка говорили еще античные философы, авторы грамматики Пор-Рояль, ученые Гумбольдт, Декарт, Лейбниц, затем лингвисты Казанской и Московской лингвистических школ и многие другие лингвисты и философы. Но Соссюр первым отделил систему языковых знаков от других знаковых систем, поскольку языковой знак имеет свои особые, специфические признаки.

Если понятие «дым» является знаком костра для многих людей, говорящих на разных языках, то слово дым связывается по ассоциации с костром только для знающих русский язык.

Ф. Соссюр подчеркивает, что языковой знак (в нашем примере – слово дым) соединяет не вещь и имя, а понятие и акустический образ. Сама вещь - *дым – как знак костра имеет запах гари, серый цвет в отличие от прозрачного воздуха, протяженность – длинный и короткий столб дыма. А слово дым не обладает этими свойствами, не имеет запаха, цвета, формы и т.д.

Основным языковым знаком Ф. Соссюр считает слово. У языкового знака Соссюр отмечает два основных определяющих признака: произвольность и линейность.

Произвольность языкового знака, по Соссюру, - это и условность знака, и его немотивированность. Произвольность языкового знака определяется отсутствием жесткой связи между словом и называемой им вещью. Исключение составляют звукоподражательные слова.

Линейность знака проявляется в том, что знаки в речи следуют один за другим, т.е. линейность знака связана с диахронией речи.

Значение работ Ф. де Соссюра трудно преувеличить. Отдавая приоритет изучению внутренней лингвистики, т.е. структуры языка, Ф. Соссюр заложил основы структурализма, которые в XX веке было ведущим направлением в языкознании.

Все современное языкознание построено на трудах Ф. де Соссюра. Все современные направления в современном языкознании либо строят свои теории на основе теории Ф. де Соссюра, либо отрицают его учение, но, отрицая, все же отталкиваются от него.

 

 

Лингвистические школы

1. Краткая история развития понятия «лингвистическая школа»

 

Наблюдающаяся в настоящее время многоаспектность понятия «лингвистическая школа» складывалась на протяжении длительного периода развития знаний. Еще в античности развитие смысловой структуры слова «школа» шло от понимания, связанного с понятиями «обучение», «учеба», «освоение знаний», к употреблению в понимании «сообщество», «объединение», «союз», «группа единомышленников» и т.п. Было естественным явление, при котором ученики какого-либо философа после обучения не отходили от своего учителя, а, объединившись, развивали далее его учение. Именно таким образом сложились «скептическая школа» и «стоическая школа». Появившись в античной философии, понятие «школа» стало использоваться в дальнейшем и в других отраслях знания, выделившихся из философии, в частности, в языкознании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.