Сделай Сам Свою Работу на 5

Языковой знак и его характеристика.





Говорят, что язык представляет собой систему знаков. Что же надо понимать под термином з н а к? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам:

1) Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы.

3) Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

4) Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Знак – это член определенной знаковой системы. Возможность знаков выполнять свою различительную функцию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка)2 сами различаются либо в целом, либо посредством какой-нибудь частной, отдельной диакритики (различительный значок). Это тоже легче всего показать на буквах. Так, о и хразличаются в целом, не имея ничего общего, наоборот, ши щ имеют все общее, кроме одной диакритики – «хвостик» у щ.



Говоря о языковых знаках в целом, различают разновидности:

1. собственно знаки (слова, морфемы, предложения);

2. фигуры (диакритики) – звуковые и графические знаки: они доступны человеческому восприятию, не имеют своего значения, исчислимы и строго организованы в систему, откуда и получают свою характеристику.

 

Типы знаков:

1. иконические знаки – могут выполнять свою функцию благодаря тому, что они обладают сходством с реальным предметом.

2. индексы (сигналы) – само наличие знака сигнализирует о наличии предмета

3. конвенциональные (символы) – знаки не имеют ни сходства, ни индексации, выполняют свою функцию по традиции.

Считается, что впервые изучением языковых знаков стали заниматься в Др.Греции в 5-6 вв. до н.э.

Существовали две точки зрения:

1. фюсей («по природе») – теория, согласно которой между названием и значением есть внутренняя связь.



2. тесей («по соглашению») – теория, согласно которой связь между названием и предметом является чисто условной.

 

В 19 веке Фердинанд де Соссюр сформулировал концепцию «Теории произвольности языкового знака» : когда говорят о знаке, необходимо различать две стороны: 1)отношение знака к обозначаемому предмету 2)отношение знака к тому коллективу людей, которые пользуются знаком как средством коммуникации.

 

Существует также теория звукового символизма, согласно которой даже звуки сами по себе вызывают в сознании человека определенные ситуации. Между звуком и смыслом существует связь.

 

6) Язык и речь
Речевая деятельность распадается на язык и речь.
Соотношением языка и речи начинал заниматься В.Гумбольдт. Затем этим вопросом занимался Фердинанд де Соссюр. По Соссюру изучение языковой деятельности распадается на две части:1) основная часть, имеет своим предметом язык, нечто социальное по существу и независимое от индивида. 2) второстепенная часть, предмет – индивидуальная сторона речи. Согласно де Соссюру язык: 1) представляет собой общественное явление 2)представляет собой систему 3) явление не материальное, а психическое. Речь имеет индивидуальный характер. Если язык – система, то речь линейна (элементы речи следуют одна за другой).
Язык и речь тесно связаны, но они представляют собой принципиально разные явления.
Модификация положений де Соссюра по Реформатскому:
Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения.



Речевой акт– это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт – прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами.

Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт.

В непосредственном наблюдении лингвисту дан речевой акт (будь то звучащий разговор или печатный текст) так же, как психологу и физиологу, но в отличие от последних, для которых речевой акт и речь являются конечным объектом, для лингвиста это лишь отправной пункт. Лингвист должен, так сказать, «остановить» данный в непосредственном наблюдении процесс речи, понять «остановленное» как проявление языка в его структуре, определить все единицы этой структуры в их системных отношениях и тем самым получить вторичный и конечный объект лингвистики – язык в целом, который он может включить в совершенно иной процесс – исторический.

 

Синхрония и диахрония

Крупнейшие ученые конца XIX–начала XX в. выдвигали теоретические основы научного описания данного языка в данную эпоху. Наиболее подробно рассмотрел этот вопрос Ф. де Соссюр. Основной его тезис состоит в том, что «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого». Отсюда вытекает идея синхронии и диахронии.

Синхронúя представляет собой «ось одновременности,касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени», а диахронúя – «ось последовательности, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями».

Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью (valeur де Соссюра), независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы.

Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории.

Таким образом, по де Соссюру, синхрония связана с системой, но изъята из отношений времени, диахрония же связана с временем, но изъята из отношений системы.

На основании такого понимания Соссюр делает вывод, что синхронию и диахронию в языке должны изучать две разные науки.

При любом изучении мы не можем забывать, что основное требование диалектики в науке состоит в том, чтобы изучать явления и в связи, и в развитии. Разрыв синхронии и диахронии, провозглашенный Соссюром, дважды нарушает это положение, ибо его синхроническое изучение языка рассматривает явления в связи, но вне развития, а диахроническое изучение рассматривает явления в развитии, но вне связи.

Синхронию и диахронию надо различать, но не противопоставлять, т.к. подвижность языка – явление условное.

Но так как язык в каждом ярусе своей структуры образует систему, все моменты которой взаимосвязаны и только в силу этого получают свою характеристику, то подлинная история языка в целом, используя предварительные данные диахронического описания, должна быть изложена в аспекте минимум двусинхронном:

эпохи А и эпохи Б; тогда предварительно найденные диахронические факты превратятся в историко-синхронические и язык в своей истории предстанет как структура и система. Итак, следует изучать и понимать язык не только в его настоящем, но и в его прошлом, т. е. изучать его явления и в связи друг с другом, и в развитии одновременно, отмечая в каждом состоянии языка явления, уходящие в прошлое, и явления, нарождающиеся на фоне стабилизовавшихся, нормальных для данного состояния языка явлений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.