Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные теории происхождения языка.





Понятие объекта и предмета лингвистики. Краткая история, ее возникновение и различия.

В любой наук е различают объект науки (та сторона действительности, которую данная наука изучает) и предмет (те свойства и характеристики, присущие данному объекту, который исследует данная наука и специфику подхода этой науки к своему объекту; предмет определяется под тем углом, под которым изучается объект). Объект языкознания – человеческий язык. Исходя из этого, предмет – 1)сущность языка; 2)наиболее общие закономерности функционирования и эволюции языка.

Интерес к языку возник в Древности и нашел отражение в мифах, сказаниях и т.д. Кроме того, достаточно рано начинается изучение языка с двух точек зрения: 1) то, что называют практическими нуждами (грамматика и т.д.) 2)попытки осмыслить язык в теоретическом плане.

Принято считать, что зарождается традиция изучения языка в Др. Индии и Др. Греции (середина 1 тысячелетия до н.э.). под греческим влиянием зарождается традиция изучения языка в Др.Риме. В Средние века языковые проблемы изучались главным образом с философской точки зрения. Тогда зарождается арабская традиция. В Эпоху Великих Географических Открытий (15-16 вв.) в поле внимания ученых попадает ряд языков, неизвестных ранее. Одновременно в этот период начинают создаваться описания европейских языков. В 17 веке появляется рациональная (универсальная) грамматика (грамматика Пор-Рояля). Создатели грамматики старались выработать систему, опиравшуюся на законы разума и пригодную для описания любого языка. В 18 веке большое распространение получило создание т.н. многоязычных параллельных словарей. Самым известным является словарь Петербургской Академии наук («Сравнительный словарь всех языков и наречий»).



В 18 веке европейских ученых с санскритом. В конце 18 века появляется работа английского автора Уильяма Джонса. Санскрит имеет сходство со многими европейскими языками, и Джонс высказал предположение, что все эти языки произошли от общего предка, и он уже не существует. Эта мысль послужила толчком для возникновения в первой трети 19 века направления сравнительно исторического языкознания. Основоположники – Франц Бопп, Расмус Кристиан-Раск и А.Х. Востоков.



До начала 20 века можно сказать, что именно сравнительно-историческое языкознание занимало главное место в изучении языка. К началу 20 века эта точка зрения стала вызывать критику (в первую очередь, нужно изучать те взаимоотношения, существующие между языковыми фактами существования языка).

Принято считать, что этот поворот был связан с именем швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра и курсом его лекций – «Курс общей лингвистики». С двадцатых годов 20 века начинает развиваться направление лингвистического структурализма (в основе понятие структуры как системной взаимосвязанности языковых элементов). Кроме Соссюра большую роль сыграли идеи Бодуэна де Куртенэ. Лингвистический структурализм доминирует до 60х годов. Во второй половине 20 века начинает развитие компьютерная лингвистика.

Большое внимание уделяется человеческому фактору языка – то, каким образом в языке отражается та национальная и культурная специфика, присущая другим народам.

В современной лингвистике установился антропоцентрический принцип. Суть принципа состоит в воссоединении языка и человека и понимании сущности языка как динамической системы. Это связано, прежде всего, с тем, что внимание ученых перешло с вопроса о том, как устроен язык, на вопрос как функционирует язык.

 

Биологические и социологические аспекты языка.

При характеристике языка обращается внимание на два взаимосвязанных момента:

1)Для того, чтобы язык существовал, нужно наличие языкового аппарата. Это означает, у языка имеются биологические факторы.



Долгое время ученые (натуралистическое направление) пытались доказать, что язык – это такой же организм, как животные и растения, что он развивается по тем же законам природы, одинаковым для всех языков в любом месте и в любое время; как все организмы, он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Особенно популярным было такое понимание языка в середине XIX в.

На первый взгляд может показаться, что ребенок выучивается дышать, смотреть, ходить и говорить одинаковым путем. Но это неверно. Если новорожденного ребенка поселить на необитаемый остров и если он выживет там, то он будет прекрасно бегать, лазать, прятаться от опасностей, добывать себе пищу, но говорить он не будет, так как ему не у кого научиться говорить и не с кем говорить.

2)выполнять свою функцию язык может только в человеческом обществе. Если биологические факторы передаются по наследству, то язык не наследуется, а усваивается. Если нет соответствующей социальной среды – у человека не будет языка.

Кроме того, по сущности и характеристике язык представляет собой социальное явление. Вместе с тем, язык предполагает определенные биологические предпосылки. Существование и развитие языка не подчинено законам природы, а физические признаки человека (например, расовые) не имеют отношения к языку.

 

Основные теории происхождения языка.

«Первобытный язык» – это область общих предположений и гипотез. От такого «первобытного» языка никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может. Археологи и антропологи, раскапывая стоянки и могилы и изучая остатки материальной культуры, костяки и черепа первобытных людей, не могут «раскопать» язык, не зафиксированный письменностью.

Итак, первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить. Однако этот вопрос интересовал человечество с самых давних времен.

Еще в библейских легендах мы находим два противоречивых решения вопроса о происхождении языка, отражающих различные исторические эпохи воззрений на эту проблему. В I главе книги Бытия сказано, что бог творил словесным заклинанием и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что бог творил «молчком», а потом привел к Адаму (т. е. к первому человеку) всех тварей, чтобы человек дал им имена, и как он назовет, так чтобы и было впредь.

Обозначились две точки зрения на происхождение языка: 1) язык не от человека, извне (креационный подход); 2)язык возник и развивался естественным путем вместе с человеком (эволюционный подход).

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка.

1.Теория звукоподражания получила поддержку в XIX и дажеXX в. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Основа теории - в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных Но, во-первых, таких слов очень немного, во-вторых, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласное»: камни, дома, треугольники и квадраты и многое другое?

2.Теория междометий заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» – междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: ax, ox и ахать, охать и т. п. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Кроме того, данная теория предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.

3.Теория «трудовых выкриков» на первый взгляд кажется настоящей материалистической теорией происхождения языка. Эта теория возникла в XIX в и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

4. С серединыXVIII в. появилась «теория социального договора».

Она состоит в том, что язык возник благодаря тому, что было выработано соглашение между людьми, которые условились называть предметы именно так.

В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

5.Существовавшие на протяжении долгого времени различные теории происхождения языка (имеется в виду звуковой язык) из жестов также ничего не объясняют и являются несостоятельными. Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык. Среди жестов нет «слов», и жесты не связаны с понятиями. Жесты могут быть указательными, экспрессивными, но сами по себе не могут называть и выражать понятия, а лишь сопровождают язык слов, обладающий этими функциями.

6. Трудовая теория была разработана Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По этой теории труд составлял основу развития общества, поскольку он вызвал сплочение общества пралюдей, обусловил развитие совместной деятельности. В этих условиях и возникает потребность в передаче информации посредством языка. Язык тем самым может рассматриваться как продукт трудовой деятельности. Потребность в обращении в свою очередь стимулировала развитие мышления. Таким образом, с самого начала своего возникновения язык и мышление оказались связанными.

 

К концу 19 века люди пришли к мысли, что заниматься теорией происхождения языка бесполезно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.