Сделай Сам Свою Работу на 5

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА





АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, естьфизическое явление — колебательное движение, переда­ваемое через упругуюсреду (через воздух) и воспринимаемое человече­ским слухом. Это колебательноедвижение характеризуется определен­ными физическими (акустическими)свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический,аспект в изучении звуков языка и речи.Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, итогда соответствующий звук называют музыкаль­ным тоном или просто тоном(таков, например, звук струны скрип­ки). Если же, напротив, колебание являетсянеравномерным, неперио­дическим, мы имеем дело с шумом (таков,например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или инойпропор­ции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в ре­зультатеколебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебанийвоздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результатепреодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные —это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) — это шумы, асреди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тонпреобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив,шум преобладает над тоном.Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем большеколебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой(интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладаюттакже большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболееважным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. ихспецифической окрас­ки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], [1] от [n] иот [d] и т. д.Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонанснымихарактеристиками, иначе — допол­нительными тонами, которые наслаиваются наосновной тон (возни­кающий в результате колебания голосовых связок), а такжена шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего телавызы­вают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в поломсосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, на­блюдаемое вгорах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образованиизвуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причемблагодаря разнообразным движениям ор­ганов речи (языка, губ, нёбной занавескии т. д.) форма и объем резо­натора, а отчасти и степень упругости его стенокменяются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте иинтенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественноераз­нообразие звуков нашей речи.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.