Сделай Сам Свою Работу на 5

Ранн (преддошкольный) возр (от 1;0 до 3;0)





Склад-ся обобщающ ф-я и происх усв-е реб-ком символич роли слова, когда оно перест выступ для реб-ка 1м из св-в предмета и стан-ся его символом, замом общности предметов данн кла. Эт нах внешн выр-е в акт-ном расшир-и словаря, в потоке вопров к взрос о назв-и. В связи с эт в возре ок 2 лет линии мыш-я и речи перекрещ-ся, речь нач интеллектуализир-ся. Эт и поним-сь Л.С. Выготским как ед-ство общ-я и обобщ-я.

Анализ реч контактов реб-ка показ, что речь исп-ся им глав обр для налаж-я сотруд-тва со взрос внутри совместн предметн деят-ти. Внач акт-ть реб-ка такова, что двиг-ные и реч эл-ты в ней переплетены, ->, «в F того, что реб-к разв-ся в среде старш, речь, выполн-я ранее ф-ю связи, по^но приобр указат-ную (индикативн) роль по отнош-ю к окруж миру. Дальнейш разв-е ф-и назыв-я предметов такж опред-ся сотруд-твом со взрос. Так, контур слов усв-ся детьми раньш, чем точ воспроизв-е звук состава слов. Для 1ч общ-я оказ-ся достаточ воспроизв-е слогового состава, обеспеч-е поним-е речи окруж-ми; реб-к польз-ся незначит-ным числом им-ся у него звуков, воспроизв звук состав оч приближенно. К концу 2го г он опир-ся при поним-и речи на сформ-ное фонематич воспр-е всех звуков яза.



Дальнейш общ-е и усложн-е деят-ти привод к необх-ти уточн-я звук состава слова и наполн-я слов-контуров > точн звуками. Так индикативн ф-я речи испыт на себе вл-е ф-ии соц связи.

Стан-е форм речи такж опред-ся разверт-ем общ-я и контактов. Начальн грамматич оформл-е речи на 3ем г жизни подг стан-е 63_2)диалогич речи (реб-к отвеч на вопры взрос, спраш у него назв-я предметов, обращ-ся за пом при затруд-ях в ходе деят-ти и т. д.). Так грамматич малооформ-я речь (дети опир-ся на подразумеваемые предметы ситуации общ-я) получ назв-е ситуативн. Но уже в эт возре дети учит в диалоге при постр-и своих высказ-й то, как поймут их партнеры; отсюда эллиптич-ть постр-я их высказ-й, остан-ки в начатом предлож-и и т. д. Назнач-е диалога сост в перече др своих пережив-й или в призыве к совместн действию, кооперир-ю.

Дошк возр (от 3;0 до 7;0)

У дошков происх отдел-е речи от непоср-ного практич опыта и приобр-е ею нов ф-й в деят-ти. Центральн особ-ть дошк возра – возник-е регулирующ, планирующ ф-и речи. Речь, предшеств действию и орг-щая его, склад-тся м-у 4 и 5 гг.



Р.Е. Левина показ измен-е роли реч высказ-й по отнош-ю к действию: снач эт резюмирующ, констатирующ речь по поводу соверш-го уже действия, -> она приним ф-ю планир-я действия, причем 1м этапом планир-я действия оказ-ся планир-е для др (когда реб-к обращ-ся к взрос и наз-ет ему свое предстоящ действие), а след – планир-е для себя (реч овлад-е собств повед-ем). Поздн обращ-е к внеш сторе речи стан-ся излишн, и планир-е стан-ся внутриреч.

По сути дела, речь «для себя» такж выполн-т коммуникативн назнач-е, т к планир-е своего повед-я, реш-е мыслит-ных зач - все эт Мы деят-ти общ-я. Поэт Л.С. Выготский назыв эгоцентрич и коммуникативн речь одинак соц-ми, но разнонаправ-ми. Анализ эгоцентрич речи позв вскрыть общ особ-ти генезиса реч ф-й. Прежде всего, она воспроизв общ путь разв-я реч ф-й: возникая в совместн деят-ти со взрос, они обращ-ся на собств повед-е, -> интериориз-ся, т. е. превращ-ся во внутр прием или внутр речь, кот играет центральн роль в соЗ того смысло плана чела, кот опред структу его повед-я.

Анализ эгоцентрич речи пролив такж свет на взаимоотнош-е генезиса ф-й и ф-м речи: по мере нараст-я функциональн особ-тей речи мен-ся и ее внеш хар-ка. «Чем > эгоцентрич речь выр-на как таковая в своем функциональн знач-и, тем ярче проступ особ-ти ее синтаксиса в смысле упрощен-ти его и предикатив-63_3)ти». Эгоцентрич речь переходная: по ф-ме она ещ внешн, но по ф-и уже внутр.

Ролевая игра, треб-я согласованного выполн-я правил, способств стан-ю планирующ ф-и речи. В ролевой игре возник и нов ф-мы: речь, инструктирующ участников игры, и речь, повеств-я взрос о впечатл-ях, получ вне контакта с ним. Нов ф-мы выз-ют к жизни монологич речь. Иначе говоря, в ходе детск разв-я возник потреб-ть в речи, кот понятна из сам контекста (без учета ситуации), т. е. контекстн речи.



Наряду с эт совершенств-ся и диалогич, ситуативн речь. К концу дошк детства эт ф-мы сосущ-ют и употреб-ся в разн усл-ях общ-я.

Дошки способны к дифф-ному отбору ф-м (язых ср-в высказ-я) в зав-ти от ситуации и участников общ-я.

Различ-е реб-ком др участников общ-я нач-ся с 1х дней жизни (младенец по-разн реагир на лица и голоса разн взрос). В Т дошк детства дифф-я уч-ков общ-я облек-ся в конкретн язые ф-мы: реб-к строит свою речь то как ситуативн, то как контекстн в зав-ти от усл-й общ-я, опускает известн ему предлоги в усл-ях, где е возм-ть обознач-я эт отнош-я непоср-ной ситуацией, варьир-т свою речь в ролевой игре в зав-ти от адресования ее разн слушателям и т. д. Дифф-я ф-м речи в зав-ти от усл-й общ-я означ стан-е и укреп-е реч ф-ии возд-я и регуляции деят-ти др людей.

В дошк возре в1е возник попытки осоЗ язые обобщ-я, леж-е в осне отдельн ф-м высказ-я, происх осоЗ словесн состава речи. Эмпирич язе обобщ-я дошка в опред усл-ях деят-ти м б переведены на ур-нь осоЗ, что яв-ся Пч осной гот-ти дошка к усв-ю грамматики и Пч предпосылкой возм-ти переноса обуч-я грамоте в дошк возр.

Шк возр (от 7;0 до 17;0)

В шк возре совершенствуется прежде всего обобщ-я ф-я. Шк овладевает сис-мой нов знач-й, усваивая их не тольк из своего практич опыта и непоср-ного общ-я со взрос, но и на осне закреп-го в учебн предметах общ-но-историч опыта. В курсе шк обуч-я шк прох путь от усв-я знач-й к их см перераб-ке. Соврем 63_4)методы развив-го и проблемн обуч-я интенсифицир-т см познават-ную и исслед-скую деят-ть шка.

Сущ-но совершенств-ся регулятивн ф-и:

- укреп-ся регуляция деят-ти др людей, прояв-ся во всех видах колл-ной ученической деят-ти, во внешк-й жизни подростков.

- возник нов аспекты в рег-ии своего повед-я. Ф-я смрегуляции все > осложн-ся соц-ми опоср-ями. Эт происх на перехе от младш к средн шк возру, нач-ся с осоЗ реб-ком своей собств соц позиции (ч-з отнош-я в колл-ве детей и отнош-я со взрос) и треб специфич Н самовыр-я (реч выр-я своей т з), реализующ ф-ю смусовершенств-я (перспективн регуляцию своего повед-я).

=>, хар-ной чертой регулятивн ф-и в шк возре яв-ся то, что она вых далеко за пределы непоср-ного опыта реб-ка. Мотивом к регуляции деят-ти - своей и др людей – стан-ся усв-я шком сис-ма соц цен-тей. Начо эт проца залож уже в ролевой игре, где дети приступ к усв-ю норм и эталонов соц отнош-й взрос. Спецификой шк и особ подросткового возра оказ-ся то, что усв-е соц цен-тей опоср-ся интенсивн ростом смЗ подростка – форм-ем его собств позиции среди др людей и осоЗ эт позиции.

ОсоЗ язых ср-в стан-ся важн усл-ем форм-я реч деят-ти. Др отличит-ной особ-тью шк возра яв-ся овлад-е реб-ком принципиальн нов ф-мой - письм речью.

Овлад-е св-вами письм речи (развернутость и связ-ть, структная слож-ть) форм-ет у шка У преднамер-го излож-я своей мысли, т. е. способств произв и осозн осущ-ю реч деят-ти. Письм речь принципиальн усложн структу общ-я, т к откр возм-ть обращ-я к отсутствующему собеседнику. Усв-е письм речи дает толчок к дальнейш разв-ю всех ф-й речи: обмена инфой, регулятивн ф-и, смрегуляции и т. д.

Дифф-я собств коммуникативн речи и «речи для себя» к концу дошк детства стан-ся усл-ем слож взаимод-я эт ф-й в шк Т. Так, ф-и внутр речи все > социализир-ся, опоср-ся коммуникативн аспектом (планир-е отдельн действий превращ-ся в соц опоср-ные процы смвоспит-я и смобраз-я); ф-я речи «для др» все > интеллектуализир-ся, опоср-ся инд-ным внутр миром говорящего, перераст в ф-ю дифф-ного инд-ного возд-я. Вместе 63_5)с тем внутр речь дифф-ся в зав-ти от тех видов деят-ти, в кот она вкл-ся.

Обуч-е е наиб сис-матизир-ная ф-ма общ-я. Проц коммуникации м-у уч-лем и уч-ком в ходе обуч-я зав-т от того, как шк поним речь уч-ля, и от того, как он м вербализ свои З. Обобщ-я ф-я речи прямо свя-з с процом обуч-я и форм-ся в ходе него.

Деят-ть общ-я, яв-яся ведущ для сред шк возра, хар-ся тем, что расшир-ся сфера общ-я реб-ка (за пределы семьи шкы) и обостр-ся необх-ть дифф-ного отнош-я к собеседникам. Эт форм-ет ф-ю рег-ции и связ с ней дифф-ное возд-е.

В старш шк возре ведущ проф-но-ориентировоч деят-ть весьма ощутимо форм-ет ф-ю смрегуляции, отсюда целеустремленность старш шка, его смогранич-е в расход-и t, F и т. д.

Зрел-ть (от 18;0 и далее)

Зрел-ть м представ глобально в виде след Тов:

- от 18 до 27-30 лет – вхожд-е в сферу избранн проф-но-соц деят-ти, овлад-е принятыми в ней способами предметн анализа и общ-я;

- от 30 до 55-60 лет - реальн тв-кое созидание, т. е. обогащ-е и возм перестраивание индивидом общ-но-историч опыта предметн деят-ти и общ-я;

- от 60 лет и далее – упорядоч-е и обобщ-е инд-ного опыта.

В зав-ти от ур-ня духовн зрел-ти чела и от зач смвоспит-я предметом осоЗ м стать то 1, то др стора реч деят-ти.


65)

Методы исслед-я поним-я текста:

- озаглавливание

- сост-е плана

- выбор картинок к тексту из ряда и расп-е по поряду

- ответы на вопры (нос глобальн хар-р)

- сост-е текста из деформир-ных частей

- выбор ключевых слов, резюме, парафры (глав мысль)

- перев на др яз.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.