Сделай Сам Свою Работу на 5

Эксперимент Выготского с калькой





10)

Семантич поля – сис-ма многомерных связей, стоящих за словом.

Кажд слово возбужд слож сис-му связей, яв-ясь центром семантич цепи. Все слова чел-ского лексикона хран-ся в пам, будучи связ м-у собой различ многомерными связями:

- внеш (наглядные, ситуативные, по смеж-ти)

- внутр (понятийные, кат-ные, логич)

- формальные (мышка, пышка).

У детей в семантич полях внач слова гр-ся по формальному сходству, т к он овлад внач внеш признаками знака (слова), а не его ф-её. У взрос в норме преоблад логич смысловые связи, но в них м б и ситуативные.

Методы оценки семантич полей:

+ свободных ассоциаций: испытуемому даётся исходн слово и предлаг-ся пассивно, не контролируя своей реч деят-ти, говорить любые слова, кот придут в Г.

+ ассоциативн эксперимент: предостав-ся опред слово и предлаг-ся ответить на него любым др пришедшим в Г словом.

+ метод шкал (И. Осгуд):

- направ на измер-е тех смысл отнош-й, кот возник при предъяв-и соотв слова; осн приём: предъяв опред слово и предлаг оценить его по шкале, обознач-й 2 противополож кач-ва:

- > относ-cя к аффективному, чем к собсно смысловому знач-ю слова, т к за осну берутся нек субъективные оценки испытуемого.



+ физиологич:


11)Отдельн слово не выр-т цел мысли в реч потоке => осн ед-цей жив речи счит фру.

В кажд фре е её внутр (смысловая) и внеш (лексико-грамматич) структа. Они не совп др с др.

Грамматич:

Слож синтаксич конструкции им четк грамматич структу, хар-ную для кажд яза. Сама по себе она, кот в обыч наблюд-ях трудн отдел от вл-й, внос содерж-ем фры, м сущ-ть и незав-мо от знач-я вх в ее состав слов.

Л. В. Щерба предлож грамматич конструкции, сост-е из ис-ств-х, бессмысл-х слов, сохр-я грамматич-е ф-мы (поряд слов, суфф и флексии), св-ные рус яз-у, и показ, что, несмотря на полн бессмысл-ть кажд вх в нее слова, общ смысл этой конструкции ост-ся понятным:: «Глокая куздра штеко бодлакула бокра и кудрячит бокренка» (с пом так приема м выд-ть синтаксич структы, сост-е осн схему фр).

Хомский на осне «Бесцветные зелёные идеи бурно спят» выв идею трансформационн граматики: в осне порожд-я фры леж трансформация глубинн структ (внач появ-ся схема мыслей (до 10) -> научаемся оформ-ть языми ср-вами; трансформ в пов-ные структы).



S-P -> S-P-O -> кажд эл-т мысли обраст цепями синтагм. Повных структ у фры бесконеч мн.

* Фры м замен др др, обозначая 1 и ту же мысль или 1 фра м выр-ть разн мысли (1 пов-ная структа, но разн глубинн).

Глубинн синтаксич структы, с пом кот м исп-ся пов-ные (нос утвердит хар-р):

- прямые утвердит - пассивн утвердит

- +е и –е - утвержд и вопросит.

Типы семантич фр:

- свободн

- зав-мые (треб контекста).

Т о наряду с «пов-ными» синтаксич структами, различ-ми в разн язах, сущ-ют и «глубинные», кот отраж осн логику постр-я фры и нос универсальн хар-р, сохр-я свою идентич-ть в разн язах.


12)Слово как знак не сразу стало заключать в себе все ср-ва (коды, шифры яза) для выр-я мысли. 1-е слова древних им широкое и неустойч знач-е, кот б понятно только в опред ситуации, при налич жеста, связи с действием, и только нах-муся в эт ситуации челу. В др ситуациях его знач-е менялось и зав-ло от указ факторов.

1-е слово им симпрактич хар-р строения(б вплетено в практику; изолир-но от практики оно еще не им тв-го см сущ-я). Соврем им синсемантич хар-р. Его знач-е понятно несмотря на отсутствие ситуации, с ним связ, и чела в ней.

Ф-ии слова:

- предметн отнесённость: слово замещ предмет (у реб-ка появ-ся мир знаков)

- лексич-ть ф-я (валентность): слово привод к всплыванию доп связей, благод кот актуализир-ся близкие по опыту, ситуации слова; измер-ся кол-вом потенциальных связей с др словами, или разн вопрами, кот м задать от эт слова к др (сам многовалентные – глаги).

- анализирующая (абстрагир-я, обобщ): категориальное (понятийное) знач-е слова.


13)Физиологич (объктивн) метод (Лурия): в осне – выраб-ка условн рефлексов на слово:



- угашаются ориентировоч сосудистые реакции на слова: предъяв слова, пока реакции полн не исчез.

- слово+боль=услойч усл-ный рефлекс

- поиск слов, кот выз-т такую же условно-болевую реакцию, как и тестовые (нейтральн, им-е звук сходство, ситуационную or категориальн связь)).

Обнаруж:

- хар-р связей (в норме – смысловые; при пат-и – формальные)

- ^ смысл. близ-ти слов в поле

- нал-е слов в поле или отсутсвие

- кол-ный состав.


14)Опред-я речь как способ форм-я и формулир-я мысли, она различ в речепорожд-и 3 осн ур-ня: мотивоционно-побуждающ, формирующ (с 2я подур-нями – смыслообразующ и формирующ) и реализующ.

Побуждающ ур-нь, движимый «внутр образом» той действит-ти, на кот направ действие, яв-ся «запуском» всего проца речепроизводства. Здесь потреб-ть наход свою опред-ть в предмете деят-ти. «В силу эт предмет – мысль как «опредмеченная потреб-ть» стан-ся внеш мотивом, т.е.тем, что конкретн побужд деят-ть говорения».

И.А.Зимняя различает мотив и коммуникативн намер-е – то, что объясн хар-р и цель данн реч действия. На эт ур-не говорящий знает тольк о чем, а не что говорить, т. е. он знает общ предмет или тему высказ-я и ф-му взаимод-я со слушателем.

2й этап формир-я и формулир-я мысли – им 2 ф-но различ, но тесно взаимосвяз фазы. Смыслообразующ фаза образ и разверт замысел говорящего – эт ур-нь Зимняя соотнос с «внутр программир-ем» А. А. Леонтьева. Она полаг, что процесс форм-я и формулир-я замысла поср-вом яза направ оtо на номинацию и предикацию, т.е. устан-е связей типа «новое-данное». Здесь происх оtое воплощ-е замысла как в пространств-понятийной схеме, актуализирующ поле номинации, так и в схеме временной развертки, актуализирующ поле предикации. И. А. Зимняя уточн, что пространственно-понятийн схема представ собой «сетку» отнош-й пон-й, актуализир-мых, выз-мых внутр образом предметн отнош-й действит-ти, кот опред-н мотивом. Временная развертка отраж связь и послед-ть пон-й, «грамматику мысли».

И.А.Зимняя счит, что актуализация понятийн поля уже см по себе актуализир-т его вербальн выр-е сразу же как в акустич, так и в моторн образе. => для нее смыслообразующ и формулирующ фазы монолитны. Оtо с процом выбора слов произв-ся и операция их размещ-я, т.е. грамматико-синтаксич оформл-е высказ-я.

Т о, «формирующ ур-нь речепроизв-ва, осущ-мый фазами смыслообраз-я и формулир-я, оtо актуализир-т мех-м выбора слов, мех-м временной развертки и артикуляционн прогу, последн из кот непоср-но и реализ-т (объективизир-т) замысел в проце форм-я и формулир-я мысли поср-вом яза.

В осне предлож И.А.Зимней Пч схемы речепроизв-ва леж принципы, восх-е к идеям Выготского и Бернштейна:

- от общ к частному, от недифф-ного к четко дифф-ному;

- правило //, а не послед-ного вкл-я всех ур-ней;

- принцип сопряжен-ти ур-ней, когда звено 1 ур-ня яв-ся компонентом др;

- принцип нахожд-я конечн соотв-я (обратной связи).


15)Поним-е текста: поним-е послед предлож-я зав-т от поним-я предыдущ. В тексте понятно тольк то, что м выр-ть иначе => поним-е текста счит процом перевода смысла текста в др ф-мы его воспр-я: мини текст (аннотация, резюме), набор ключ слов текста, личностные смысловые образ-я, эмоцная оценка и т д.

По структе тексты различ. С эт связ выд-е объективн усл-й их поним-я:

- нал-е пресуппозиции: отнош-е автора, уст-ка. Вырная пресуппозиция ув-т ^ вероятности появ-я послед частей текста (она мах); в детективах отсутств => низк ^ появ-я послед текста

- жизненный опыт, кот улож в опред схемы. Мы их наклад на содерж-е текста при поним-и его смысла.

- эмоцная тонкость, нал-е чувства эмпатии.

- нал-е переносного скрытого смысла (притчи, сказки, басни, пословицы)

- нал-е широк и прочн словаря

- чёткое З грамматич правил яза

- З осн, базисных семантич или глубинн синтаксич структ, кот леж в осне кажд компонента высказ-я и выр-т известн эмоц-ные или логич сис-мы отнош-й (выступ особ отчетливо в тех случ, когда глубинн синтаксич структы расх-ся с внеш)

Ур-ни поним-я текста:

+ высок:

- поним-е мотивов, побудивших высказаться (зачем мне эт говорят)

- мотиврв поступков героев

- поним-е переносного смысла

+ пов-ный:

- поним-е фактич, прямого знач-я, стоящего за словами.


16)Лурия 1м опис моторн програмир-е высказ-я (двиг-ную реализацию). Выд-л 2 мех-ма:

- кинетич: опред мелодику, линейную орг-ию реч потока; отвеч за перекл-е с 1 эл-та на др

- кинестетич: за оценку прав-ти кажд движ-я; афферентация с периферии


17)Зак-ти ранн детск разв-я в исслед-и Винарской выяв с пом нейропаралингвистич подха (рассм-я эмоцно-выразит-ной сторы реч высказ-я).

В осне выд-я Тов речеязого разв-я ранн возра леж смена несознаваемых реб-ком ведущ сенсорных комплексных ощ-й и образов, активирующ его деят-ть. Их возрастающ слож-ть связ с интенсификацией соотв активационн уFй реб-ка. Мотивация сам эл-ных предп торм-е мотиваций оборот-ного хар-ра. Оптимальн усл-ем разв-я коммуникативно-познават-ных мотивирующ ощ-й и образов реб-ка яв-ся его эмоцные сост-я умер-ной субъективн цен-ти. Усложн-е коммуникативно-познаватной деят-ти связ с расшир-ем зоны мотивационн оптимизма и возраст-ем ур-ня активационн усилий (все внутр органы детск орг-ма соотв развиты и ф-ют норм). В противн случ возник усл-я для форм-я реакций оборонит-ного типа с неизбежн торм-ем у реб-ка не тольк уже освоенных коммуникативн-позноват-ных сноровок и Н, но и коммуникативн-позноватного интереса вообщ.

Ведущ мотивирующ ощ-я и образы:

+ Т младенч криков (0-3 мес):

- исходные мотивирующ ощ-я оборонит-ного типа, представ-е собой интерорецептавн комплексы, кот возник в сост-ях дискомфорта. Устр-я эт сост-я, взрос ликвидир эмоцно –е сост-я высокой субъективн цен-ти и преобраз их в эмоцно +е сост-я умеренн субъуктивн цен-ти.

- комплексы раздраж-й, выз-мых прикоснавениями рук взрос, звуками голоса и т д станся мотивирующими ощ-ями коммуникативн-познаватного повед-я реб-ка.

- реб-к подраж матери, нах-ейся с ним в эмоцном взаимод-и, и т о регламинтир-т интенсив-ть своего голоса в соотв с нормами разговорн речи

+ гуление (2-3мес-5-6мес):

- появ-ся вокализации

- Т заверш-ся тем, что реб-к нач опознавать тембры из ?минорных? слогов, в кот они слиты с шумовыми эл-тами слога, что связ с усил-ем коммуникативн-познаватной мотивации.

- нормирует их звуч-я в соотв с зак-тями родной речи.


18_1)«Пралеска» (раздел учимся общаться» постр-на на Ае Лисиной.

Лисина счит главн усл-ем разв-я речи реб-ка – сотрудтво с ним в ВВД, сопровожд-е реч общ-ем. Эт даёт возм-ть вызрев-ю потреб-ти реб-ка в общ-и; зараж-ся инициативой взрос оречевлять совместн действия.

Рассм проблемы возник-я и разв-я речи у детей в проце их общ-я с окруж в контексте концепции о генезисе общ-я как комуникативн деят-ти.

Этапы стан-я речи:

- довербальн (голос общ-е)

- возник-я речи (поним-е обращ речи, 1-е вербализации)

- разв-я речи (появ-е 1-х слов, овлад-е произв рег-ей реч ср-вами)

Этапы разв-я потреб-ти в общ-и реб-ка со взрос:

- необх-ть во вн-и и доброжелат-ти взрос как усл-е благополучия реб-ка в 1м полугодии жизни

- нужда в сотруд-тве или в соучастии взрос, появ-яся после овлад-я им произв хват-ем.

- нужда в уважит-ном отнош-и взрос, возник-я на фоне познават-ной деят-ти детей, направ на уст-е чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в окруж мире. Для эт дети стрем-ся к теоретич сотруд-тву со взрос, выр-ся в совместн обсужд-и яв-й и событий предметн мира.

- потреб-ть во взаимопон-и и сопережив-и взрос, возник-я в связи с интересом детей к миру челских взаимоотнош-й и обуслов овлад-ем детьми нормами эт отнош-й. Реб-к доб-ся общности взглядов со взрос и исп их как руководство в своих поступках.

Формы общ-я со взрос (рассм-е разв-я общ-я как смены кач-но своеобразн ф-м, хар-ся особ содерж-ем потреб-ти реб-ка в общ-и со взрос, хар-ром ведущ мотива и преобладающ ср-вами общ-я, датой возник-я и местом в сис-ме жизнедеят-ти реб-ка)

+ 2 мес – ситуативн-личностное:

- общ-е нах-ся в полож-и ВД, опоср-я все их ост отнош-я с миром

- содерж-е потреб-ти свод-ся к нужде в доброжелат вн-и взрос

18_2)«- ведущ мотивом яв-ся личностный

- осн ср-во – кат-я выразит-ных движ-й и поз.

+ конец 1го 1/2гг – ситуативн-деловое:

- общ-е разворач-ся на фоне предметн манипуляций, состав-х ВВД

- содерж-е потреб-ти - + стрем-е реб-ка к сотруд-тву со взрос.

- деловой мотив

- движ-я и позы предметн действий.

+ внеситуативн-позноват-е:

- контакты детей со взрос связ с поЗ и акт-ным анализир-ем ими яв-й окруж мира

- потреб-ть в уважит-ном отнош-и взрос

- познават мотивы

- ср-во общ-я - речь

+ внеситуативн-личностн:

- протек на фоне игры

- потреб-ть во взаимопон-и и сопережив-и взрос, т к совп-е мнений и оценок реб-ка со взглядом взрос служ для него критерием прав-ти

- личностные мотивы

- осн ср-ва – речь операции.

Гипотеза о голос общ-и реб-ка на 1 г жизни, в ходе кот созд-ся усл-я овлад-я речью:

- разв-е реч слуха

- отраб-ка реч артик-й.

Осн усл-е возник-я коммуникативн зачи, облад-ей побудит-ной силой, яв-ся ситуация инд-ного взаимод-я взрос и реб-ка.

Осн ф-ры стан-я детск речи, обеспеч-е мех-мы её разв-я:

- +е эмоции

- потреб-ть эмоцного контакта с близк челом

- психофизиологич (гра: двиг-ный, оптико-пространств, динамич и т д)

- потреб-ть содержательного общ-я

- когнитивн разв-е (начо форм-я пон-й)

- реч среда

- опыт ВВД внутри кажд возра

- изуч-е язой теории для осоЗ реч ?знаковой? сис-мы и обогащ-я содержат-ной базы речи.


19)

Принципы орг-и словесн знач: парадигматич- порождающ пон-я; синтагматич: порожд-й высказ-я.

Парадигматич орг-я яза – вкл-е данн эл-та яза в известн сис-му противопостав-й или в известн иерархич сис-му кодов.

Слово «собака» противопост-ся словам «кошка», «корова», «лошадь» и т. п., но все эт слова вместе вх в гру обознач-й дом жив, кот противопост-ся диким. И та, и др гры вх в еще > высок кат-ю – жив вообще, кот противопостав-ся раст-ям; в свою очередь, и жив и раст вх в гру живое, кот противопостав-ся неживому.

Эт принцип противопостав-й и орг-ии в иерархич сис-мы отнош-й леж в осне образ-я пон-й. Этому принципу подчин-ся не тольк фонетич и лексич эл-ты слова, но и морфологич и семантич ф-мы: сущ противопостав-ся глагам, глаги - прил, абстрактн слова - конкретн, и кажд из эт гр сост цел иерархию, кот и образ пон-е.

Парадигматич принцип во фре отвеч не тольк за выбор слов, но и грамматич ф-м (ч, П, в, р, ск) на осне их противопост-я.


Эксперимент Выготского с калькой

Вюрцбургская шка - 1 шка Пгов, кот сдел мысли предметом спец исслед-я: Кюльпе, Ах, Атсссер, Бюллер и др.

Методика исслед-я природы мысли заключ в след: испыт-му дав зача опис ход своих мыслей при реш-и предлож зачи. Став вопры:

- яв-ся мысль чувственным образом или нет;

- вкл-т мысль реч эл-ты или нет и т. д.

Для того чтобы ответить на эти вопры, Пги Вюрпбургской шкы предлаг испыт-мым слож интеллектуальн зачи. Так, испыт-му чит сложн фра и предлаг-сь опред, прав она или нет и каково ее осн содерж-е, описав оtо те процы, кот возник у него при воспр-и эт фры. Предп, что т о м узн, в чем им сост проц выд-я осн смысла фры, проц поним-я той мысли, кот в эт фре выр-на. Т к испыт-ми у представ-лей эт шкы б высококвалифицир-е и добросовестн люди — профы и доценты-Пги, они предп, что результы буд достаточ достоверн.

Результы исслед-й: акт появ-я мысли м не содерж ни чувственн образов, ни слов. У испыт-мых, восприним предлож фры, вовсе не возник какие-либо чувственн образы, а if они и появ, то скорее отвлекали их от мысли. Оtо б показ, что поним-е смысла необязат-но треб какой-то словесн формулир-ки, что и привело к -ой хар-ке акта мысли как акта, кот не нос ни образного, ни словесн хар-ра.


21)

Исслед-е поним-я логико-гарамматич структ:

+опыт на поним-е простых флексивных конструкций: больному, п-д кот расп 3 предмета, послед-но предлаг 3 варианта конструкций, оперирующ теми же словами, но вкл-ными в различ логико-грамматич отнош-я:

- афлективн конструкция: предлаг-ся показ 2 послед-но называемых предмета

- инструкция, вкл-я слова, пост-ные с пом флексий Т п в спец отнош-я (Покаж ключом карандаш, Покаж карандаш гребешком)

+ проба на поним-е конструкций атрибутивного Р п:

- даётся рис, изобр-й жен и дев и предлаг-ся показ, где изобр мама дочки или дочка мамы

- сказать, что означ брат отцв или отец брата и т д

+ на поним-е предложных конструкций:

- предлаг поставить крест под кругом, круг под крестом и т д

- опред, какая фра верна: весна быв п-д летом или лето быв п-д весной

- поставить крест справа от круга, но слева от треуг

+ на поним-е сравнит-ных конструкций:

- предлаг фры типа: Ваня выше Пети и вопр Кто выше?

- что верно: муха > слона или слон > мухи

- 2 бумажки разн оттенков; предлаг указ, какая > тёмн

- проба Берта: Оля светлее Кати, но темнее Сони: кто светлее?

+ на поним-е инвертир-ных грамматич структ:

- Петю ударил Ваня: кто пострадал?


22)

Жинкин выд-т фазы воспр-я речи:

- распозн-е звуков речи

- удерж-е поступивш сигналов на t приёма сообщ-я

- 1ч синтез слова в тембрах

- узнавание слова из состава усвоенного лексикона -> окончат синтез эт слова

- синтез слов в сис-му сообщ-я по правилам логики и грамматики

- переознач-е слов применительно контексту (выбор нужного знач-я)

- поним-е мысли отдельн сообщ-я и удерж-е её ч-з заменитель (образы, эмоц-ная оценка, перевод, парафра и т д).


23)

Воспр-е речи – проц извлеч-я смысла, нах-гося за внеш формой реч высказ-я.

Смысл воспр-е речи – ВПФ, в осне кот леж воспр-е акустич или зрит модальности и обязат участие логич мыш-я.

Физиологич воспр-е речи представ слож ф-ной сис-мой, кот опир-ся на динамич послед-ть звеньев разных ур-ней ЦНС. Им ур-невый хар-р. В них отраж-ся и послед-ть обраб-ки реч сигналов, и урневый хар-р постр-я реч сообщ-я и поним-я.

Воспр-е нач-ся с расчленения реч потока слушающим на отдельн звуки, слова, предлож-я или абзацы.

Звуки восприним-ся челом в непрерыв ходе, их узн-е связ с реч опытом и сохр-тью фонематич слуха. В реч опыте реб-к усв-т главн смыслоразличит-ные признаки фонем. Слово восприним-ся и усн-ся благод const-ту фонемного состава. If чел различ слова по смыслу => чел усв признаки фонем (дочка-точка).

Теории воспр-я речи раскр-т роль различ психофизиологич и Пч мех-мов, обеспеч её поним-е:

+ акустич: показ роль в речи слух анализатора:

- кажд сигмент воспр-ой речи отожд-ся с соотв акустич образом сигнала в пам.

- if образ е, происх узн-е и поним-е

+ моторная (артикуляторн): раскр роль речедвиг-го (речевая кинестезия) анализатора

+ вероятностного прогнозир-я (анализ ч-з синтез):

- при воспр-и речи выдвиг-ся гипотезы о смысле сообщ-я задолго до оконч-я его трансляции (прогноз)

- if гипотеза совп со смыслом, наступ его адекватн поним-е; if нет – выдвиг-ся повт, пока не совп.

- мех-м прогноза вкл в себя жизн опыт, У логич мыслить, эмоцную тонкость и интуицию.


24)Этапы:

+ подготовит-ный (0-1г):

- крик (0-2 мес): крик – ведущая вокализация, кричит при дискомфорте, рефлекторная реакция; фонематич анализ выд-т звуки, подобные а, к, к, х

- гукание (2-4 мес): «агу» - когда испыт комфорт, в момент общения со взрос, 1 из показателей комплекса оживления; универс стадия.

- гуление (воркование) (4-6 мес): > гласноподобных звуков, кот реб-к тянет; в сост-и комфорта; важная стадия для разв-я просодической стороны речи, фонетич сис-мы , кот необх для фонематич сис-мы.

- лепет (6-8-10 мес): регулярно появ-ся набор звуков; лепечут даже глухие (сниж); звуки типа е, я , д, б, п, т; продолж разв-е просодич стор и фонетич сис-мы.

- понимание сис-мы (8-10 мес): 8 мес – переломн момент; реб-к нач прислуш-ся к речи и понимать

- 1-х слов (автономной речи) (10-18 мес): яв-ся психологич новообраз-ем младенч возраста; слова не совсем похожи на полноценные слова (слоги, ляба вместо баба), м вкл в себя смысл предлож-я; носят хар-р указательных жестов (указ на то, в чём он нужд-ся); с пом 1-х слов реб-к нач упр-ть взрослым; в норме в 1 г – 8-15 слов, 1,5 лет – 150; стадия яв-ся переходной в реч разв-и реб-ка, т к она подг становление акт-ной речи.

+ преддошк (1-3 гг):

- появ-е 1-х предлож-й, сост-их из аморфных слов-корней

- рост актного словаря - по^е форм-е грамматич кат-й

- этап физиологич аграмматизма

+ дошк (3-7 лет):

- реб-к нач польз-ся всеми частями речи

- по^но форм-ся Н словообраз-я

- форм-ся > дифф-ное употреб-е слов в соотв с их знач-ями

- акт-ное стан-е фонетич сторы речи

+ шк Т (7-17 лет):

- совершенств связной речи - сознат-е усв-е грамматич правил

- полностью овлад звук анализом и синтезом

- форм-ся письм речь.

26)

Пги в теч-е неск-ких поколений считали, что внутр речь - эт та же внеш, но с усеченн концом, без реч моторики; что она представ собой "проговар-е про себя», строящееся по тем же законам лексики, синтаксиса и семантики, что и внешречь. Эт ошибоч хотя бы потому, что в эт случ внутр речь протек бы с той же v, что и внеш. Но известн, что интелл акт, прин-е реш-я, выбор нужн пути происх довольно быстро, иногда буквально в 10е доли с. В эт кратк Т нельзя проговор про себя цел развернут фру. =>, внутр речь, выполн-я регулирующ или планирующ роль, им иное, чем внеш, сокращ-е стр-е. Эт стр-е м прослед, изучая путь превращ-я внеш речи во внутр: она перех из громкой в шепотную, а -> и во внутр речь; сокращ-ся, превращаясь из разверн в фрагментарн и свернутую.

Хар-ной чертой внутр речи яв-ся то, что она нач стан-ся чистопредикативнречью. Она по своей семантике никогда не обознач предмет, не нос строго номинативн хар-р, т. е. не содерж «подлеж-го»; внутр речь указ, что им нуж выполнить, в какую стору нуж направ действие.

На осне экспериментальн исслед-я эгоцентрич речи Выготским б выд-ны осн особ-ти внутр речи:

- мах предикатив-ть

- свёрнутость, сокращ-ть структы и семантики реч высказ-я

- агглютинация структных и семантич эл-тов; сгущ-е речи» мах семантич насыщ-ть внутриреч высказ-й

- трансформация, преобраз-е яза внеш речи (при перехе внеш эгоцентрич речи во внутр)

- преоблад-е смысла над знач-ем

- индная семантика речи.

Н И Жинкин опред код внутр речи как «смеш» - предметно-схемный и язый код, вкл-й наряду с образами-представ-ями отдельн (в ряде случ трансформир-ные) эл-ты язого кода.


27)

Выготский развёл «знач-е» и «смысл».

Знач-е – объективно сложивш-ся в проце ист-и сис-ма связей, кот стоят за словом; яв-ся объективн отраж-ем сис-мы связей и отнош-й; сис-ма обобщ-й, объективн связей, стоящая за словом (5-е квазиизмер-е) – кат-я яза.

Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной.

Смысл – инд-ное знач-е слова, выд-ное из эт объективн сис-мы связей; оно сост из тех связей, кот им отнош-е к данн М и к данн ситуации; привнес-е субъективн аспектов знач-я соотв данн М и ситуации; инд-ное знач-е слова, приминительно к конкрет ситуации – кат-я речи.

Т о, 1о и то же слово им знач-е, кот объективн слож в ист-и и кот потенциальн сохр-ся у разн людей, отражая вещи с различ полнотой и глубиной. Но кажд слово им ещё и смысл, под кот-м мы им в виду выд-е из эт знач-я слова тех стор, кот связ с данн ситуацией и аффективн отнош-ем субъекта. Взрос культ-ный чел располаг 2 аспектами слова. Он тв З устоявш знач-е слова и вместе с тем м кажд раз выбирать нужн сис-му связей из данн знач-я в соотв-и с данн ситуацией.


28)

Все теории порожд-я речи обяз откр-ю Выготским внутр речи, личностных смыслов высказ-я, и теории умств деят-ти Гальперина. Все учёные согласны с тем, что проц порожд-я речи повт собой интелл-й акт, т е результом яв-ся мысль – продукт реш-я реч мыслит зачи.

Этапы умств действия:

- намер-е, ориентир-ка в усл-ях

- выбор плана и ср-в реш-я

- реализ-я плана

- слич-е результа с 1нач зачей

Обобщ модель порожд-я речи соотв принципиальн структе интелл акта:

- мотив высказ-я

- замысел

- реализ-я замысла

- контроль за результом реализ-и.

* Все этапы эт проца оtны, //, сопряжены.


29)

Отдельн слово не выр-т цел мысли в реч потоке => осн ед-цей жив речи счит фру. Она 1ч в своём появ-и в речи реб-ка по отнош-ю к слову.

Отдельн слова реб-ка на самом деле яв-ся «предлож-ями», 1а часть кот представ словом, а др – либо жестом, либо наглядн ситуацией.

Как правило, слово выр-т актуальн, перцептивно-выделяемые, значимые для реб-ка, яв-ся предикатом. Такие предлож-я по структе подчин-ся предикативному синтаксису (в них нет слова, перед-го подлеж).

Класич П счит фру результом ассоциации слов. Нем Пги в осне фры выд-ли уст-ку, интенцию (жел-е) сказать. Отеч Плингвистика счит, что в осне появ-я 1-х фр леж практич действия реб-ка, 1-е синтагмы, в кот жел-е реб-ка, попытка прояв эмоцное отнош-е к воспринятой сенсорной инфе. Ушакова счит, что эт связ с врожд экспресси-тью (жел-е выр-ть вовне своё внутр сост-е).


30)

Замысел – кратк сжат мысль предстоящ высказ-я. В нём смыслы превалируют над знач-ем. Он нах-ся в коде внутр речи – «предметно-схемно-образная».

По Лурия, замысел – симультанная схема, но в проце порожд-я речи разворач-ся сукцессивно, динамично.

Составные части замысла:

- тема - то, что яв-ся объектом высказ-я и уже известно субъекту;

- рема - то нов, что им нуж сказать об эт предмете и что состав предикативн структу высказ-я.

Эт 2 части образ исходн мысль, т. е. сис-му тех связей, кот потенциально д фигурир-ть в буд реч высказ-и. Эт связи возник по типу симультанной, смысловой или семантич схемы, сост-ей из опред эл-тов высказ-я, с 1 сторы, и гры векторов или связей м-у эт эл-тами - с др. Она и обеспеч то ед-ство или связ-ть высказ-я, кот-е превращ его в замкнут смысл образ-е.


32)

Парадигма – замкнутая сис-ма противопост-й. Чем сложнее фра, тем > в ней парадигматич компонентов => логич отнош-й м-у яв-ями (логико-грамматич конструкций):

+ атрибутивные:

- компоненты: флексия рода, притяжат суфф, Р п

- мышкин, мамы,

+ временные:

- нар-я, сущ, предложно-падежные конструкции

- вчера, утро, п-д четвергом

+ пространств:

- П п, нар-я

- в лесу, вверху

+ инверсионн:

- страдат ф-ма причастия, возвратн частица ся

- освещ-ся, освещённ

+ сравнит-ные:

- сравнит ^ прилаг, союз чем

+ обратимые:

- порял слов (сущ с 0 оконч-ем)

+ причинн-следств:

- усл-е, цели

+ дистантные:

- субъект и предикат далеко расп др от др.


33)

Внач появ-ся «эгоцентрическая речь» - не обращ к др людям, не коммуникативн, а яв-ся как бы речью для себя (эксперимент Выготского с калькой); возник-т при кажд затруд-и; нос развернут хар-р, опис-я ситуацию и планир возм выход из эт ситуации. -> у детей > старш возра она по^но сокращ-ся, превращ в шепотнуюречь. На дальнейш этапе (ч-ез г-2) внеш речь вообще исчез, ост-ся тольксокращенн движ-я губ, по кот-м м догад-ся, что эт речь «вросла» внутрь, «интериозировалась» и превратилась во внутр речь.

Эт внутр речь реб-ка полностью сохр свои анализирующ, планирующ и регулирующ ф-и, кот снач б присущи речи взрос, обращ-й к реб-ку, а -> осущ-сь с пом развернут речи сам реб-ка.


34)

Текст– слож синтаксич целое, совокуп-ть предлож-й, объед 1 мыслью. Им 2 сторы:

- смысловую (внутр план)

- язую (внеш план)

Им:

- тему – предмет, значимый для всех, о кот идёт речь в тексте

- рему – то нов, что д б сказано об эт предмете.

Жинкин выд-т упорядоч сис-му разнопорядовых предметов текста (их иерархия):

- Р1– глав, осн мысль текста, чаще заголовок, кот-му подчин-ся все др предикаты

- Р2– Р срдерж-я, раскр-т осн идею текста

- Р3, Р4 ..., Рn– раскр-т, доп-ют и уточн-т Р1 и Р2

Р текста учавств в сис-ме всего текста. Мысль в тексте движ-ся различ путями:

- цепнаясвязь – ч-з цепочку предикатов. Кажд послед предлож-е сообщ нов о предыдущ Р => кажд послед предл вх в состав предыдущ, раскр-я его. Так связь превращ разрозненные в ед-е смысл целое. Так линейная прога текста перед-т динамич по хар-ру тексту, где события разв-ся в действиях и во t. Послед-ть Ров жёсткая, не допуск перестан-ки. Ф-я – повествование. Язые ср-ва при постр-и так текстов: глаг, лексич повты, синонимы, мест-я, элипсисы (пропуски, пон-е в контексте). Структа предлож-й разнообразн. Их постр-е легче для детей.

- ч-з указ-е признаков 1-го неизвестного субъекта (все признаки подчин субъекту, крепятся им; он их объед в ед-е смысл целое): признаки //. План так текстов им свободн хар-р, т е допуск перестан-ку признаков. Ф-я – опис-е, хар-р яв-й статичен. Сост-е текста-опис-я зав-т от сведений, пон-й об опис яв-и, З его признаков. Постр-е слож, т к огранич выбор синтаксич структ и лексич ср-в, всегда грешит тафтологией. Свободный план выз-т пропуски частей и пов-ты.

В 1-м виде текста мотивы естественные, живые, а во 2-м – искусств.


35)

Ассоциативн эксперимент: предостав-ся опред слово и предлаг-ся ответить на него любым др пришедшим в Г (50 слов, 13 разн частей речи).

Ассоциативн ответы никогда не яв-ся случайными, их м разделить на внеш и внутр.

При изуч-и v реакции, т. е. t, кот затрач испыт-мым на поиск того или иного слова, оказ, что наиб сложн ф-мы ассоциаций треб > t, а > прост ф-мы протек быстрее. Б показ такж, что t ассоциативн словесн связей измен-ся в проце разв-я реб-ка.

Для изуч-я вероятности, с кот всплыв то или иное слово, ассоциативно связ-е с предъяв-м, обыч произв-ся подсчет частотных харок слов.

Зав-ть частоты возник-их ассоциаций от окруж: связи, возник-е в реч сис-ме деревенск реб-ка, гораздо > стандартны, чем возник-е в реч сфере городского реб-ка, опыт кот значит-но разнообраз.


37_1)

+ исслед-е отраж (повт-ной) речи:

- повт-е отдельн слов

~ простых по своему звук составу и хор упроч в прош опыте (дом, стол)

~ > слож и (лампа, Солнце)

~ oto > слож и < привыч (щеколда, лодыжка, заусеница)

~ отлич-ся 1м фонематич признаком (забор, собор)

~ слож по звук строению и незнак (стрептомицин) (хар-ка сост-я слож речедвиг-ных дифф-ок)

~ немедл повт-е

~ пауза (3-5-10 с): м ост незаполн или заполн побоч разговором (сенсибилизир-ная проба)

- повт-е серии слов:

~ предъяв-ся нарастающ серии, сост из 2, 3, 4, 5 прост слов или цифр; слова д б просты по своему звук составу и не связ м-у собой по смыслу; д предъяв-ся одинак голосом с интервалами в 1-2 с м-у отдельн словами; испыт-й д повт или сразу, или ч-з 5-10 с

* осложн опыт: пауза м б заполн посторонним разговором

~ эт ряд д б предъяв в др поряде

~ спец вариант: измен-е темпа подачи отдельн слов

~ те же эл-ты м б предъяв зрит-но

- повт-е фр или гры фр:

~ предлаг повт-ть короткую или длинн фру -> серию из 3-х коротких; м изменять поряд

+ исслед-е номинативн ф-и речи:

- предъяв-ся предметы или их изобр-я, кот чел д назвать

* сенсибилизар-ные пробы:

~ предлаг-ся изобр-я так предметов, назв-я кот не слишк упроч (ступка, этажерка, ключица)

~ предлаг-ся назвать 2-3 сразу предъяв предмета

- назв-е предмета по его опис-ю (Как наз-ся предмет, кот-м рассчёс волосы?)

- проба с нахожд-ем общ (кат-ных) назв-й: показ ряд предметов и предлаг назв их общ словом

* приёмы, облегч-е нахожд-е нуж слова:

37_2)

~ подсказка: послед-ное предъяв-е 1 или неск нач звуков слова

~ введ-е искомого слова в смысловой контекст (Я расчёс ею волосы)

- изуч-е словесн различий м-у номинативн и предикативн ф-мами речи: предлаг-ся перечислять в теч-е мин назв-я предметов и действий

+ исслед-е повествоват-ной речи:

- предлагся перечислить привыч ряд чисел, дней нед, мес и т д

- те же ряды в обратн поряде

- анализ диалогич речи:предлаг-ся ряд вопров: часть заключ в своём составе ответ и допуск простую ф-му ответа (Вы обедали?); др треб для ответа замык-е нов связей (Где вы Ате?)

-исслед-е предикативн ф-ии речи: предлаг простую картину, сюжет кот он д рассказать или чит коротк расск; исслед-ль м исп-ть контрольн вопры, расчлен сюжет на отдельн детали

- исслед-е см продуктивн повествоват речи: предлаг-ся расск сюжет знакомого произв-я или устн сочин-е на задан тему

-исслед-е того, в какой ^ чел м оперир-ть слож сис-мами грамматич высказ-й:

~ проба Эббингауза: даётся напис предлож-е, прерванное на опред этапе или заключ пропущ звено, и предлаг заполнить недостающ часть: м прерыв-ся в так месте, что его оконч-е не представ труд-тей (Зимой быв оч ...); в др случ – треб анализа всей фры и сопост-я ост-ся в ней эл-тов (с пропуском вещественн слов: Осенн ветер выл как дикий...), служеб слов (смлёт упал ... мотор б цел).

* м предлаг на выбор неск-ко слов:

~ даётся 3 изолир-ных слова, из кот нужн сост цел фру, дополн её соотв словами; или гот фра, слова в кот расп в беспоряде.


38)

Смысл инверсия – яв-е в язе, при кот сущ-т конфликт м-у глубинной и пов-ной структой фры.

При поним-и фры мы исп-ем универсальн привыч ход мысли (S->P->O). ИнверсияO->P->S (Петя побит Ваней).

Др вид – пов-ная структа фры м б выр-на -ми лексич ф-мами, а глубинн - +ми (Я не привык не подчин-ся правилам).

Выр-ся страд ф-мами прич-я, возврат-тью (клиёнка покрыта скатертью).

Здесь нуж предварит перерабка инфы.

Какая линия < короткая? Он б последний в клае по скромн-ти.


40)

Пар-ры оценки текстов:

- полнота, V

- логич-ть, связ-ть

- t-я послед-ть

- V словаря (соотнош-е кол-ва неповт-ся слов к общ кол-ву; чем ближе к ед-це, тем лучш)

- структа предлож-й (по видам синтаксич структ, по кол-ву слов, вариатив-ть структ)

- виды логич отнош-й м-у яв-ями во фре (по хар-ру логико-грамматич конструкций)

- виды связей м-у предлож-ями, ср-ва связей (цепная: ч-з предикаты, мест-я, лексич повты, синонимы, союзы)

- аграмматизм (смысловой, пов-ный).


41)

Исслед-е поним-я слов:

+ больному предлаг отдельн слова, знач-е кот он д либо словесно опред, либо показ на предмет.

* Сенсибилизир-ные приёмы:

- многох-е повт-е гры, сост-е из 1-х и тех же слов

- предлаг 2-3 слова, соотв кот части лица или предметы д показ больной

- предлаг найти картинку из 3, 5, 7

- предъяв > слож и < знаком слова

+ регистрация сосудистого компонента ориентировоч рефлекса (Лурия, Виноградова):

- на палец испыт-го надев-ся стеклянн напёрсток, позв регить измен-я Vа пальца. If угас так реакцию на различ слова, предъяв-я их мн раз -> сдел 1-о тестовым (предлаг считать эти слова), реакция восстан-ся и сохр-ся нек t. Так реакция наблюд-ся с цел грой слов, вх с тестовыми в 1-о семантич поле (у норм сосудистую реакцию выз-т слова, им-е близ с тестовым смысл).

Исслед-е поним-я прост предлож-й:

- больной д ответить на ряд вопров

- предъяв-ся ряд прост фр, после чего он д кажд

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.