Сделай Сам Свою Работу на 5

Фонологическая система русского языка





Фонетическая система русского языка

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Назовите органы речи, составляющие речевой аппарат.

2. Чем различаются активные и пассивные органы речи? Перечислите активные органы. Какой орган речи является самым подвижным?

3. С работой каких органов речи связано 1) деление гласных по ряду и подъему, 2) деление согласных на глухие и звонкие, 3) деление согласных на твердые и мягкие, 4) деление согласных на губные и язычные?

4. Назовите акустические свойства звуков.

5. Чем различаются гласные и согласные звуки?

6. Какие признаки лежат в основе классификации гласных звуков?

8. Какие признаки лежат в основе классификации согласных звуков?

Практические задания

1.Магнитофонная запись в той или иной степени искажает человеческий голос. Какие акустические характеристики звука при этом меняются? Благодаря чему мы все-таки может узнать при воспроизведении голос нашего знакомого и отличить его от голоса другого человека?

2.Напишите, работой каких органов речи различаются звуки.

[б-м] – [б-в] – [б-п] – [б-б,] – [д-н] – [ш-с] – [н-м] – [л-м] – [к,-к] – [к-х] – [р-л] – [ж-ш] – [т-ц] – [ц-ч] –

 



3.Назовите звуки, при произнесении которых работают голосовые связки, и звуки, при произнесении которых они не работают.

4.Напишите звуки, про произнесении которых работают губы.

 

5.Напишите, какие слова получатся,

если при произнесении звука [т] задержать смычку языка с зубами в словах отрубить, отер (лицо), отоптать (снег вокруг яблони);

если при произнесении звука [д] задержать смычку языка с зубами в словах подать, поданный, поделка;

если при произнесении звука [д,] (дважды) в слове дядя расслабить голосовые связки;

если при произнесении звука [д,] (дважды) в слове дядя опустить небную занавеску.

 

6.Определите звуки по работе органов речи:

а) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;

б) кончик языка направлен к зубам, образуя щель, голосовые связки расслаблены, небная занавеска поднята;

в) кончик языка поднимается, периодически соприкасается с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята;



г) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята, боковые края языка опущены;

д) голосовые связки дрожат, губы вытянуты в трубочку, задняя часть языка приподнята.

7.В чем, с точки зрения лингвистики, заключается немотивированность такого устойчивого выражения, как держать язык за зубами?

8.Сколько звуков в составе словоформы браться? С произношением какой другой словоформы она совпадает?

9.Англичанин (или немец, или француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими свойствами русского звука [ч] это связано?

10.Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у и т.п.?

11.Определите гласные звуки:

а) лабиализованный, верхнего подъема –

б) среднего ряда, нижнего подъема –

в) среднего ряда, среднего подъема –

г) верхнее-среднего подъема, переднего ряда.

12.Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» начинается с таких строк:

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Как вы считаете: случаен ли порядок следования гласных [и] - [а] - [о] - [у] в этих четырех словах?

13.Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) дрожащий, мягкий -

б) губно-губной, сонорный, мягкий -

в) переднеязычный, зубной, аффриката, глухой, твердый -

г) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый -

д) сонорный, боковой, мягкий -

е) губно-зубной, щелевой, глухой, твердый -

ж) заднеязычный, смычно-взрывной, звонкий, твердый -



з) сонорный, среднеязычный -

и) передненебный, аффриката, глухой, мягкий -

14.Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) согласный, заднеязычный, задненебный, щелевой, глухой, твердый;

согласный, губно-зубной, щелевой, звонкий, твердый;

гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, глухой, твердый;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, твердый;

 

б) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, глухой, мягкий, долгий;

гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, твердый;

 

в) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, звонкий, твердый, долгий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, аффриката, глухой, мягкий;

 

г) согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, глухой, мягкий;

согласный, среднеязычный, средненебный, сонорный, мягкий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, глухой, твердый.

 

*15. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объем, мечта, тушь, сжаться.

 

*16. Подчеркните в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

1. Ты румян, как маков цвет, / Я, как смерть, и тощ, и бледен. – Князь для белочки потом / Выстроил хрустальных дом, / Караул к нему приставил / И при том дьяка заставил / Строгий счет орехам весть (П.).

2. Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. (Пауст.). – Неуклюжие постройки клетки… лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно (Мережк.).

3. И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. – Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк (Ю. О. Домбровский).

17.Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов, охарактеризуйте все звуки в них:

а) вьюга, маячит, растерялся, тяжело, мягкий;

 

б) волчья, каемка, потемневшего, расчет, детство;

в) шьет, союз, весеннего, бессчетный, частота;

 

г) пьеса, поели, частокол, шорох, разведка;

 

д) лисью, заезд, решетка, смеется;

 

е) съезд, поехал, бесшумный, вернется, легкий;

 

д) медвежья, приятель, стоявших, часовой, сдобный.

 

18.Запишите слова, данные в фонетической транскрипции:

[гросс,т,] – [фпр,эт,] – [аъца] – [новъвъ] – [оч,иэн,] – [иш,эс] – [отъръп,] – [р,эш,иэ] –

 

19.Напишите слова, которые получатся, если звуки, составляющие следующие словоформы, произнести в обратном порядке:

трос – лоб – краб – куль – крот – лен – лед – тля – юг – яр – счет – урюк – лещ – унес –  

 

20.Установите соответствия и восстановите недостающие члены пропорций.

[к : к, = д : ? = ? : л,] [б : м = д, : ?] [ : х = ? : х, = г : ?]

[б : в = ? : ф,] [в : з, = ф : ?] [м : н = б : ? = ? : н,]

[н : д = ? ; д,] [ш : т = ? : д] [ф : с = в, : ? = ? = с,].

 

21.Определите, какими артикуляционными особенностями различаются указанные звуки:

[э] - [о] –

[н] - [м] –

[р] - [р,] –

22.Опишите артикуляцию звуков, обозначенных выделенными буквами.

Горы – трактор – цыпленок – южный – верба – мудрость –

23.Определите звуки по данным характеристикам, опираясь на сходство и различие их классификационных признаков.

1. Два согласных являются глухими, твердыми, заднеязычными, но различаются по способу образования.

2. Три согласных являются смычно-взрывными, звонкими, твердыми, но различаются по месту образования.

 

24.Затранскрибируйте данный ниже текст, укажите энклитики и проклитики. Выделите фразы и речевые такты (синтагмы).

Сдружившиеся дети лейтенанта Шмидта вышли из-за угла и подступили к окну председательского кабинета.

За туманным, немытым стеклом сидел председатель. Он быстро писал. Как у всех пишущих, лицо у него было скорбное. Вдруг он поднял голову. Дверь распахнулась, и в комнату проник Паниковский. Прижимая шляпу к сальному пиджаку, он остановился около стола и долго шевелил толстыми губами. После этого председатель подскочил на стуле и широко раскрыл рот. Друзья услышали протяжный крик (И. и П.).

 

Слог

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Что такое слог? Какие звуки являются слоговыми? Какие выделяют типы слогов?

2. Каков основной принцип строения слога в русском языке?

3. Почему фонетический слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать?

 

25.Обозначьте цифрами сонорность звуков, постройте схему сонорности слов, разделите их на слоги.

Пташечка, пловчиха, листок, лесной, равный, солнце, лампа, счастье, подскочил, подробный, бесшумный, контрольный, потрескался, пойдемте, разросшийся, подстреливший, рассыпается.

 

26.Укажите место слогораздела в словах имеющих такой состав:

ШСГССГ; ШШГСШГ; ГШСГСШГ; ГШШСГС; ГССГС.

Г – гласный, С - сонорный, Ш – шумный.

 

Ударение

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какие функции выполняет словесное ударение?

2. В чем отличие ударного слога от безударных?

3. Чем различаются проклитика и энклитика?

4. В чем отличие логического ударения от фразового и синтагматического?

 

27.Поставьте ударение в словах.

1. Алкоголь, баловать, безудержный, бомбардировать, валовой, вклеить, газированный, гусеница, диспансер, договор, жаворонок, жалюзи, заговор, каталог, квартал, кладовая, кухонный, маркетинг, новорожденный, облегчить, оптовый, премировать, роженица, средства, столяр, ходатайство, щавель, эксперт.

2. Айва, злоба, искра, камбала, кета, курага, петля, пройма, свекла, статуя, таможня, туфля, хвоя, щеколда, щиколотка.

28.Распределите, учитывая кодификацию, слова в три столбика: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге.

Воспринять, генезис, гражданство, донельзя, досуг, еретик, завидно, издавна, иконопись, инсульт, каучук, клеить, колледж, мастерски, мизерный, начавший, пиала, пуловер, танцовщица, украинский.

 

29.Проспрягайте глаголы звонить – позвонить – дозвониться, включить, клеить в настоящем или будущем простом времени. Поставьте ударение.

 

30.Оцените предложенные акцентологические варианты. Чем они различаются, кроме места ударения?

Атлас – атлас, баржа – баржа, ведение – ведение, ведомый – ведомый, гофрировать – гофрировать, грунтовый – грунтовой, джентльмен – джентльмен, добыча – добыча, запахнуть – запахнуть, засоленный – засоленный, иначе – иначе, мизерный – мизерный, наперченный – наперчённый, одновременно – одновременно, петля – петля, наголо – наголо, характерный – характерный, флюорография – флюорография, шасси – шасси, пробил – пробил.

31.Определите роль ударения в следующих словах, распределите слова по группам, в которых ударение различает: а) слова во всех их формах; б) отдельные формы разных слов; в) разные формы одного и того же слова.

Грозы и грозы, село и село, мою и мою, пропасть и пропасть, уже и уже, мука и мука, плачу и плачу, пары и пары, дома и дома, дорогой и дорогой, века и века, стоим и стоим, стрелки и стрелки, целей и целей, головы и головы, еду и еду, начала и начала, развитый и развитый.

 

32.Измените данные слова, подобрав по 2-3 словоформы. Расставьте в полученных рядах словесное ударение. Укажите слова: 1) с неподвижным ударением: а) на основе, б) на окончании; 2) с подвижным ударением: а) перемещается с основы на окончание, б) перемещается с окончания на основу.

Бровь, величина, десять, карман, кишка, маляр, носить, проспект, резкий, упакованный, цапля, цедра, щуриться, юность, ярлык.

 

33.Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.

1) звонишь, кормишь, роешь; 2) зеленеть, краснеть, ржаветь;

3) вагонный, кухонный, телефонный; 4) жалюзи, новости, такси;

5) выговор, договор, приговор; 6) обеспечение, ограничение, увлечение;

7) некролог, полог, пролог; 8) избалованный, квалифицированный, тонированный;

9) белить, включить, клеить.

 

34.Расставьте ударение. Укажите слабоударяемые слова и слова с побочным ударением.

Высокотехнологичный, фотомодель, северо-восток, восемь строчек, тридцать два, как будто гром, если прикажут, около подъезда, змеелов, авиакатастрофа, послеоперационный, древнерусский, народно-поэтический, уж поздно, сверхизысканный, так себе фильм, книгопродавец, коммивояжер.

 

35.Прочитайте. Укажите слова, важные для выражения поэтической идеи и потому несущие логическое ударение. Назовите слова, выделяемые тактовым и фразовым ударением.

Муза

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

 

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я» (А. Ахматова).

36.Покажите варианты членения на слова, синтагмы и фразы следующего фрагмента: Поднимитеперья.

 

37.Выполните фонетический анализ следующих слов.

Волевой, беспорядок, переподготовка, вертушка, камышового, очарование, прелестного, шелестевшим, объясниться, ребячьим.

Схема фонетического анализа слова

1. Запись слова в фонетической транскрипции.

2. Выделение слогов и их характеристика:

а) по характеру начала (прикрытый / неприкрытый);

б) по характеру конца (открытый / закрытый);

в) по отношению к ударению (ударный / безударный).

 

3. Характеристика звуков:

гласных а) по ряду;

б) по подъему,

в) по участию губ,

г) по степени редукции,

д) дополнительные свойства (продвинутый вверх и вперед).

согласных а) по месту образования,

б) по способу образования,

в) по участию голоса,

г) по дополнительной артикуляции,

д) дополнительные свойства (лабиализация).

 

**38. Проанализируйте данные ниже упражнения из учебника А. В. Поляковой Русский язык. 2 класс. М., 2006. Укажите недостатки в формулировках заданий.

Стр. 20. Спиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Санки, скворец, жук, якорь, рис, сукно, тротуар, месяц, рыба, черешня, разговор.

Стр. 24. Запиши слова, разделяя их на слоги.

Школа, сестра, брат, трава, мыло, лес, рыбка, придумать, площадка, садовник, жаворонок, мир, озеро, лилия, огонек.

1. Прочитай. Прислушайся, какой звук слышится во всех выделенных словах перед буквой у и перед буквой ю.

1. Беру пилу. Доску пилю. 2. В окно заглянул солнечный луч. Возьми ключ. 3. Зеленый лук. Открыли люк.

2. Спиши. Подчеркни в выделенных словах буквы, обозначающие мягкие согласные.

Стр.79.

Разделительные ь и ъ показывают, что согласный звук и следующий за ним звук [й] произносятся раздельно.

Разделительный ь пишется после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я: здоровье, шьет, воробьи, вьюга, деревья.

Разделительный ъ пишется после согласного только перед буквами е, ё, я или ю: въезд, подъёмник, объявление, объяснение.

Фонологическая система русского языка

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Дайте определение фонемы. Какие функции выполняет фонема?

2. Охарактеризуйте систему гласных фонем русского языка.

3. Что такое доминанта, вариация и вариант фонемы?

4. Перечислите сильные и слабые позиции для гласных фонем.

5. Охарактеризуйте систему согласных фонем русского языка.

6. Назовите сильные и слабые позиции для согласных фонем.

 

Практические задания

39.Докажите, что <о> - <у>, <а> - <о>, <р> - <р,>, <в> - <ф>, <м> - <д> являются самостоятельными фонемами.

40.Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемами в следующих парах слов:

балка – палка выть – вить Ом – ум день – тень жаль – шаль лук – люк им – ум бар – жар эх – ах дом – ром честь – жесть ус – ас

41.Затранскрибируйте данные ниже слова. Определите, в какой позиции (сильной или слабой) находятся выделенные гласные фонемы.

Лак ларь ларек пятка мир миры

 

42.Затранскрибируйте данные ниже слова. Укажите сильные позиции для гласных фонем, находящихся в слабой позиции.

Выход полет дома жара жиры лекарство пирожное пятак

43.Определите, какие гласные фонемы могут быть представлены в речи звуками

э]

ъ]

ъ]

[ъ]

[у]

44.Затранскрибируйте данные ниже слова. Укажите согласные, находящиеся по ДП твердости/мягкости: а) в сильной позиции; б) в слабой позиции.

Брошюра, винтик, звезды, мне, отвезти, соболь

45.Выполните фонематический анализ данных ниже слов.

1. Басня, ветер, дорожка, еловый, ласточка, мозговой, наскоро, обувь, проза.

2. повозка, сжег, испек, просека, пароход, отдать, разворот, разыщи, медовик, бесполезно, россыпь, молодость, расцветет, разъезд, перелетел, горячего, вдруг, провалишься.

Фонетические процессы

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Что такое редукция?

2. Какие изменения называются комбинаторными? Назовите виды комбинаторных изменений.

3. Что такое аккомодация?

4. Что такое ассимиляция? Какие виды ассимиляции вам известны?

5. Чем отличается диссимиляция от ассимиляции?

46. Выполните фонетическую транскрипцию данных слов. Найдите аккомодацию.

Помяли тянучка повел утюг лямка печеный лен салют

 

47.Выполните фонетическую транскрипцию данных слов. Найдите и охарактеризуйте каждый случай ассимиляции.

Сжатый сгоревший сжегший просьба

48. Как звучало бы слово распирать, если бы в русском языке действовала не регрессивная, а прогрессивная ассимиляция?

49.Какие фонетические процессы обусловили просторечное произношение следующих слов?

Пролубь (прорубь) коклета (котлета) транвай (трамвай) лаболатория (лаборатория)

 

Исторические чередования

50.Найдите в приведенных словах фонетические чередования и исторические чередования, запишите их.

Носить – ноша, засохнуть – засыхать – засушить – засуха, потихоньку – потише, кормит – кормлю, испечешь – испеку – испек, поздно – опаздывать, сберегать – сберечь – сбережешь, запер – запру – запор, петь – пой, покрыть – покрой, кошу – косит, снять – снимать.

Графика

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какой алфавит лежит в основе кириллицы?

2. Чем отличается современный русский алфавит от кириллицы?

3. Что обозначают буквы русского алфавита?

4. Какой принцип лежит в основе русской графики?

5. Какие буквы в русском алфавите многозначные, какие – однозначные?

 

51.Как обозначена на письме мягкость согласных фонем в следующих словах:

нес, лютый, столько, тюль, жили, любящий, счищу, раньше, лишь, чаща, лещ?

 

52.Как обозначена на письме твердость согласных фонем в следующих словах:

мода, банка, выброс, томный, ракетка, крот, широко, ожег, ожог, брошюра, шажок, цып-цып, цирк, чугун?

 

53.Определите значения букв е, ё, ю, я, ив данных словах и сгруппируйте слова в зависимости от значений букв.

Голубая, меня, поехать, чьи-то, сияют, копье, юрта, полет, ладья, его, ее, еловый, съешь, синий.

54.Почему А. А. Реформатский в классическом учебнике «Введение в языковедение» называет букву ьъ) «предупредительный» знак. О чем предупреждают эти буквы?

55.Определите, какую функцию в данных словах выполняет буква ь.

Цезарь, моль, ночь, тушь, чью-то, угольки, льется, вставьте, отрежьте, сберечь, ходить, коньяк, свиньи, съешь, ложь.

 

56.Выполните графический анализ выделенных слов.

Жаворонки никогда не садятся на высокие деревья, избегают густых темных лесов. От берегов теплого моря до таежных лесов живут жаворонки. Над широкой степью, над полями и лугами почти все лето слышны их радостные песни. В прошлые времена в весенний праздничный день матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. Хорошо помню, как вынимала мать из печи подрумяненных тестяных «жаворонков» (И. С. Соколов-Микитов).

*57. Перечислите языки, которые

а) используют латинскую азбуку,

б) используют кириллическую азбуку.

*58. Какой принцип лежит в основе деления согласных букв русского алфавита на три группы?

1) б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч;

2) л, м, н, р, с, ф;

3) к, х, ш, щ.

Какая из букв не вошла ни в одну из этих групп и почему? Какая из букв второй группы имеет отличие от остальных букв данной группы?

*59.Прочитайте русские слова в старой орфографии.

БЪлить, грезить, дЪльный, медокъ, мЪлокъ, плеть, рЪка, свЪтлый, селить, снЪгъ, темный, щека, щелка.

Правило употребления буквы Ъ до ее отмены в 1917-1918 гг. считалось очень трудным. Однако употребление буквы Ъ и е диктовалось достаточно простым правилом.

Исходя из приведенного выше списка сов, сформулируйте это правило и напишите в старой орфографии (вставляя там, где надо, букву Ъ) следующие слова:

Беда, верить, весна, ель, клен, лесок, плен, пчельник, резать, сера, стена, стрела.

 

*60.А. С. пушкиным был записан следующий исторический анекдот: «Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».

Ответ императрицы – это игра слов. Объясните, в чем его суть.

Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

*61.В словах брести и плести сочетание СТ – результат фонетического изменения более ранних сочетаний ДТ и ТТ (*bredti – брести, *pletti - плести).

Подчеркните слова, в которых на месте СТ было сочетание *dt:

Мести, прясть, цвести, красть, зависть, честь, власть, страсть, пропасть.

 

*62.В слове ночь гласный о – исконный (в древнерусском языке ночь), а в слове рожь на месте гласного о был раньше другой звук, более краткий в произношении – редуцированный ъ (в древнерусском языке ръжь).

Разделите данные ниже слова на две группы: 1) с исконным гласным о; 2) с гласным о, возникшим из древнего сверхкраткого ъ.

Сон, сок, вол, дом, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь.

*63.В «Российской грамматике» М. В. Ломоносова говорится: «Букву почитать должно за двуписьменное начертание, из i и о, и для того въ азбуке на ряду ставить не должно, однако употреблять въ нужныхъ случаяхъ».

Приведите пример слова с этой буквой в орфографии ломоносовских времен. Какая буква пришла на смену «двуписьменному начертанию» в конце 18 века?

 

*64.Известно, что по своей функции знаки препинания делятся на разделительные (отделяющие) и выделительные (выделяющие). Перечислите

- разделительные знаки препинания:

- выделительные знаки препинания:

*65. В чем заключается языковое своеобразие стихотворения В. Я. Брюсова «Видения былого»?

Жестоко – раздумье. Ночное молчанье

Качает виденья былого;

Мерцанье встречает улыбки сурово;

Страданье –

Глубоко-глубоко!

Страданье сурово улыбки встречает…

Мерцанье былого – виденья качает…

Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!

**66. Проанализируйте данные ниже упражнения из учебника Русский язык. 2 класс. Под ред. С. В. Иванова. В двух частях. М., 2006. Часть 1.

Стр. 4. Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика. Обозначение звуков речи на письме изучает графика.

Стр. 11. Сережа сказал: «Каждый звук речи имеет свою букву». Прав ли Сережа? Объясни свой ответ.

 

Русская орфография

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Из каких разделов состоит русская орфография?

2. Назовите принципы, лежащие в основе правил каждого из разделов орфографии.

3. Что такое орфограмма?

 

67.Назовите раздел орфографии, в который входит каждое из следующих правил:

- правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением,

- правописание приставок,

- правописание сложных наречий,

- правописание окончаний имен прилагательных.

 

68.Сгруппируйте следующие правила по разделам. Заполните таблицу.

Передача буквами фонемного состава слова Слитные, раздельные и дефисные написания
Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением Дефисное написание наречий    
Употребление прописных и строчных букв Графические сокращения
Правописание астрономических названий   Точечные сокращения

 

1. Употребление Ь и Ъ

2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

3. Правописание гласных после шипящих и Ц

4. Правописание суффиксов наречий

5. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

5. Правописание Ы и И после приставок

6. Правописание Н и НН в причастиях

7. Раздельное написание частиц

8. Правописание личных окончаний глагола

9. Правописание падежных окончаний имен существительных

10. Правописание названий орденов, медалей, знаков отличия

11. Правописание суффиксов имен прилагательных

12. Правописание НЕ с наречиями

13. Правописание НИ

14. Правила сокращения единиц измерения

15. Слитное написание наречий

16. Правописание названий государств

17. Правописание НЕ с местоимениями.

69.Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы в следующих словах, объясните написание, определите принцип орфографии, лежащий в основе правила написания.

Ут…пический, ед…ница, изв…яние, изморо…ь, диссиден…, гран…, аген…ство, ф…нтастика, фан…тизм, зар…сли, си…метрия, к…мпания;

…доба, бе…вкусица, сверх…зысканный, раз…грать, в..езд, в…юга, настеж…, роскош…, убереч…;

ш…пот, ш…рох, ш…в, реч…нка, сгущ…нка, стосвеч…вый, перч…ный, стаж…р, танц…р, плавц…м, китайц…м, ц…трусовый, ц…плячий, лисиц…, эрудиц….я;

пр…небрежительный, пр…следование, пр…митивный, вр…ссыпную, по…датливый, п…ддакивать, н…доело, на…пись, о…делка;

на речк…, в домишк…, в галере…, в округ…, в син…ю чашку;

апельсин…вый, направ…, слев…, сначал…, досух….

70.Выделите в тексте все орфограммы и укажите, какой принцип определяет каждое написание. Выполните фонетический, фонематический, графический, орфографический анализы выделенных слов.

Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей. Для него решительно ничего не значат все господа большой руки, живущие в Петербурге и Москве, проводящие время в обдумывании, что бы такое поесть завтра и какой бы обед сочинить на послезавтра, и принимающиеся за этот обед не иначе, как отправивши прежде в рот пилюлю; глотающие устерс, морских пауков и прочих чуд, а потом отправляющиеся в Карлсбад или на Кавказ. Нет, эти господа никогда не возбуждали в нем зависти. Но господа средней руки, что на одной станции потребуют ветчины, на другой поросенка, на третьей ломоть осетра или какую-нибудь запеканную колбасу с луком и потом как ни в чем не бывало садятся за стол в какое хочешь время, и стерляжья уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами, заедаемая расстегаем или кулебякой с сомовьим плёсом, так что вчуже пронимает аппетит, - вот эти господа, точно, пользуются завидным даянием неба! Не один господин большой руки пожертвовал бы сию же минуту половину душ крестьян и половину имений, заложенных и незаложенных, со всеми улучшениями на иностранную и русскую ногу, с тем только, чтобы иметь такой желудок, какой имеет господин средней руки; но то беда, что ни за какие деньги, ниже имения, с улучшениями и без улучшений, нельзя приобресть такого желудка, какой бывает у господина средней руки (Н. В. Гоголь «Мертвые души»).

71.Перечислите правила орфографии, изучаемые в начальной школе (см. учебники русского языка 2, 3, 4 кл.). Укажите, какие принципы орфографии лежат в основе каждого из них. Заполните таблицу.

Правило Класс Принцип орфографии

 

72.Одно из произведений В. Шукшина называется «Раскас» - в соответствии с тем, как пишет это слово малограмотный человек. Какие принципы орфографии лежат в основе такого написания и в основе написания «рассказ»?

 

**73. Проанализируйте упр. 178 из учебника по русскому языку для 4 класса Т. Г. Рамзаевой (2012 г.).

Спиши и проверь. Объясни написание выделенных букв.

Ты, наверное, знаешь, как первобытные люди добывали огонь. В куске дерева выдалбливали отверстие и клали в него сухой мох. В отверстие вставляли деревянную палочку и быстро ее вращали. От трения дерево сильно нагревалось. Мох загорался. Этот способ известен как «добывание огня трением». Современная спичка тоже загорается от трения о коробок.

Орфоэпия

74.Распределите слова в три столбика: 1) в ударном слоге произносится [э]; 2) в ударном слоге произносится [о]; 3) слова, допускающие орфоэпические варианты.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, головешка, гололедица, гренадер, дебелый, желоб, желчь, жердочка, жернов, житие, забытье, запечатленный, истекший, коленопреклоненный, маневр, маркер, местоименный, многоженец, никчемный, обыденщина, одновременный, околесица, опека, оседлость, перышко, преемник, приемник, принесший, сметка, сметливый, стартер, хлестче, шерстка.

75.Распределите слова в три столбика: 1) твердые согласные перед «е»; 2) мягкие согласные перед «е»; 3) вариантное произношение.

Агрессор, адекватный, академия, антенна, бактерия, бандероль, бижутерия, бизнес, брудершафт, брюнет, бутерброд, газель, галантерея, галифе, гангстер, гротеск, дебаты, девальвация, деградация, дезинфекция, декан, декольте, демисезонный, демонтаж, депрессия, детектив, детектор, дефис, идентичный, интеграл, интервал, интервенция, компьютер, конгресс, корректный, лазер, либретто, лотерея, менеджер, музей, нонсенс, Одесса, патент, претензия, прогресс, продюсер, ревю, рейд, рейс, реле, рельс, свитер, синтез, тезис, темп, тенор, тент, терапевт, термин, термос, террор, фланель, цистерна, шинель, экспресс, энергия.

76.В данных предложениях укажите и устраните недочеты, связанные с неудачной звуковой организацией письменного высказывания.

1. Ты стоял в вагоне, а я в агонии. 2. – Очень жаль! – жестоко ответил Жан. 3. Тут, знаете ли, или историческая достоверность, или очереди в кассу. 3. Вот такие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 4. Никакая река так не глубока, как Ока. 5. На борьбу с листожором вышли все во главе со стажером.

77.Прочитайте. Укажите слова, произношение которых: а) опирается на фонетические законы русского языка; б) требует знания орфоэпических норм.

Афера, бесчисленный, блеклый, брюзжать, бухгалтер, веснушчатый, втайне, де-факто, жжет, зоосад, извозчичий, когти, купейный, монтировать, нарочно, оазис, пионер, подскакивать, разжать, расчет, тенденция, чеснок, языки, яичница.

 

78.Затранскрибируйте. Как проявляются такие требования современной орфоэпической нормы, которые называются «литературное аканье» и «литературное иканье»?

Бежать, вязать, горизонт, жара, желудевый, лошадей, ортодонт, посвящать, пояснить, рязанский, цена, шагомер, шаровой, язык.

 

79.Сделайте выбор: [чн] или [шн]?

Арочный, бессрочный, булочная, вечно, взяточник, горчичный, двоечник, двуручный, единичный, Ильинична, лавочник, лоточник, мелочность, молочник, нарочно, пересылочный, пустячный, убыточный, шапочный, порядочный, конечно, конечный.

 

80.Произведите орфоэпический анализ предложений.

1. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день все играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно… (Од.). 2. Гербовый пакет готов был лопнуть с досады и лопнул бы, наверное, если бы в это самое время почтальон не вытащил его из сумки и не передал раззолоченному швейцару (Уш.). 3. Когда пальму вытащили из оранжереи, на отрезе оставшегося пня валялись размозженные пилою, истерзанные стебельки и листья (Гарш.). 4. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов (М. Г.). 5. Барсук не очень-то умный, но жизни порядочной, аккуратной; нору роет на солнечной стороне, обложит ее мохом и листьями, а вверх трубы проделает, для чистого воздуха… (Форш.). 6. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься (Т.).

7. – Признайся, что тебе завидно

Смотреть на мой высокий столь полет?

- Завидно? Право, нет (Кр.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.