Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДУЛЬ 2. Антропогенное и прикладное ландшафтоведение





 

1. Комплексная цель модуля: формирование представлений о природно-антропогенных и антропогенных ландшафтах, их классификациях, особенностях развития, культурных ландшафтах, методах оптимизации ландшафтов и географической организации территории.

2. Содержание модуля:

Тема № 16. Учение об антропогенном ландшафте (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знаний об антропогенном ландшафте.

Задачи лекции:

- изучение основных понятий учения об антропогенном ландшафте;

- формирование представлений об антропогенном ландшафте, его специфике, структуре, энергетике и границах.

Краткое содержание лекции: Основные понятия: «антропогенный ландшафт», «социосфера», «этносфера», «техносфера», «ноосфера». Учение об антропогенном ландшафте (Ф.Н. Мильков). Специфика, структура, энергетика, границы антропогенных ландшафтов (АЛ).

Основные термины и понятия:антропогенный ландшафт, социосфера, этносфера, техносфера, ноосфера, нагрузка на ландшафт.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 17. Классификации антропогенных ландшафтов (лекционное занятие)



 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо классификациях антропогенных ландшафтов.

Задачи лекции:

- формирование представлений о классификационных признаках выделения природно-антропогенных и антропогенных ландшафтов;

- знакомство с различными классификациями антропогенных ландшафтов (по Ф.Н., Милькову, Н.Ф. Реймесу);

- изучение различных видов антропогенного воздействия, обратимости и необратимости их последствий.

Краткое содержание лекции: Принципы классификации природно-антропогенных ландшафтов. Классы природно-антропогенных ландшафтов по Н.Ф. Реймесу (техногенные (индустриальные), городские (урбанистические), нарушенные, агрокультурные (сельскохозяйственные) и культурные) и Ф.Н. Милькову (селитебные, промышленные, сельско-хозяйственные, дорожные, водные, лесные, рекреационные и беллигеративные). Становление АЛ, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия. Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы.



Основные термины и понятия:селитебные, рекреационные, беллигеративные, индустриальные, культурные ландшафты, «мягкие» и «жесткие» ландшафтные регулирования, балльные классификации АЛ.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 18. Ландшафтное районирование. Экологический потенциал ландшафтов Ростовской области и их антропогенная трансформация

(практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний об одном из основных методов ландшафтных исследований – ландшафтном районировании.

Задачи практического занятия:

-формирование навыков и умений определения экологического потенциала и антропогенной трансформации ландшафтов (на примере Ростовской области);

- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.

План практического занятия:

1. Используя данные таблицы вычислить экологическую эффективность ландшафтов по формуле: Тк=0,01*Такт*Кувл. Составить карту экологического потенциала ландшафтов, выделив ландшафты РО.

2. Обозначить на карте РО районы по различной степени антропогенного воздействия, используя численность населения городов. Соотнести полученные результаты с экологическим потенциалом ландшафтов.



Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Правильность выполнения практической работы.

Тема № 19. Учение о геотехнических системах (ГТС) (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знаний о геотехнических системах.

Задачи лекции:

- изучение основных понятий учения о ГТС;

- формирование представлений о ГТС, их видах, структуре, классах.

- изучение основных подходов к изучению антропогенной трансформации ландшафтов;

- формирование представлений об экологическом каркасе, ООПТ.

Краткое содержание лекции: Виды ПК по степени антропогенного изменения. Подходы к изучению антропогенной трансформации ПК: ландшафтный, экономико- природопользовательский, геотехносистемный, антропоэкосистемный. Понятие о ГТС, их структуре, классах, видах. Основы «мягкого» управления природой. Экологический каркас. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Основные термины и понятия:геотехногенные системы, экологический каркас, «мягкое» управление природой.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 20. Устойчивость ландшафтов (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийоб устойчивости ландшафтов.

Задачи лекции:

- формирование представлений об экологическом потенциале ландшафтов, индексе биологической эффективности климата;

- знакомство с индексом антропогенной трансформации ландшафта;

- изучение зональных характеристик природно-антропогенных ландшафтов России.

Краткое содержание лекции: Экологический потенциал ландшафта. Индекс биологической эффективности климата. Индекс антропогенной трансформации ландшафта. Зональная характеристика природно-антропогенных ландшафтов России.

Основные термины и понятия:экологический потенциал ландшафта, индекс биологической эффективности климата, индекс антропогенной трансформации, коренные изменения ландшафтов, антропогенная трансформированность ландшафта.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 21. Природно-антропогенный городской ландшафт (на примере любого города России) (практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение знаний о природно-антропогенных городских ландшафтах.

Задачи практического занятия:

-формирование навыков и умений выполнять ландшафтно-географическую характеристику городского селитебного ландшафта.

- закрепление иприменение полученных теоретических данных на практике.

План практического занятия:

1) Дать ландшафтно-географическую характеристику любого города Росси по плану:

1. Название города.

2. Время основания.

3. Административный статус.

4. Современная численность населения.

5. Главные социально-экономические функции города.

6. Ландшафтно-географическое положение города: континент, субконтинент, географический пояс, географический сектор, физико-географическая страна, природная зона (подзона).

7. Геолого-геоморфологическое положение региона.

8. Важнейшие климатические показатели: средние температуры самого холодного и самого теплого месяца года, сумма активных температур, среднее годовое количество атмосферных осадков, коэффициент атмосферного увлажнения.

9. Гидрологическая характеристика региона; источники водоснабжения города.

10. Мезорельеф города и его районов.

11. Природные и природно-антропогенные ландшафты города и его районов.

12. Экологический каркас города: парки, лесопарки, бульвары, сады и т.п.

13.Важнейшие функциональные зоны города и их размещение.

14. Наиболее острые экологические проблемы города и пути их решения.

2) Работа представляется в письменном виде и сопровождается картографическими и другими иллюстративными материалами.

3) Рекомендуется использовать ресурсы Интернета, литературные и картографические источники.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе на практическом занятии Правильность выполнения практической работы.

Тема № 22. Основы ландшафтного планирования (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийоб основах ландшафтного планирования.

Задачи лекции:

- формирование представлений о ландшафтном планировании, оптимизации ландшафта;

- изучение существующих оценок ландшафта: ландшафтно-экологической экспертизы и ландшафтно-географического прогноза;

- знакомство с ОВОС;

- формирование знаний о ландшафтном мониторинге и прогнозировании.

Краткое содержание лекции: Оптимизация ландшафтов. Производственная оценка ландшафта и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтно-экологическая экспертиза. Оценка ландшафтов для различных хозяйственых целей. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ландшафтный мониторинг и прогнозирование.

Основные термины и понятия:культурный (оптимизированный) ландшафт, буферная зона, ОВОС.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 23. Учение о культурном ландшафте (КТ) (лекционное занятие)

 

Цель лекции:приобретение студентами знанийо культурном ландшафте.

Задачи лекции:

- формирование представлений о культурном ландшафте, его структуре, функционировании, регуляции;

- знакомство с современными концепциями КЛ;

- формирование знаний об эстетике и дизайне ландшафта, ландшафтной архитектуре..

Краткое содержание лекции: Развитие научных представлений о КЛ. Современные концепции КЛ. Структура, функционирование, возможности регуляции КЛ. Эстетика и дизайн ландшафта. Ландшафтная архитектура.

Основные термины и понятия:культурный (оптимизированный) ландшафт, эстетика, дизайн, архитектура ландшафта.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на лекционном занятии Активное участие в работе на лекционном занятии Ответы на вопросы, записи в тетрадь, внимательное прослушивание лекции

Тема № 24. Ландшафтное планирование. Решение ландшафтно-экологических задач (индивидуальное задание)(практическое занятие)

 

Цель практического занятия: освоение студентами знаний о ландшафтном планировании городских территорий (на примере г. Ростова-на-Дону).

Задачи практического занятия:

- развитие представлений о ландшафтном планировании городских территорий;

-выработка умений и навыков в выполнении ландшафтно-экологических задач;

- применение теоретических знаний на практике.

План практического занятия:

1. Ландшафтное планирование курортного района в предгорьях Северного Кавказа или Черноморского побережья.

2. Территориальное планирование садово-паркового ландшафта г. Ростова-на-Дону.

3. Территориальная организация степного сельскохозяйственного ландшафта Ростовской области.

4. Выбор места для основания города в Ростовской области.

5. Анализ садово-парковых ландшафтов городов ростовской области.

6. Ландшафтно-экологическое прогнозирование.

7. Ландшафтное планирование района гидроэнергетического и гидромелиоративного строительства в Ростовской области.

8. Ландшафтное планирование территории промышленного строительства Ростовской области.

9. Территориальное планирование городского ландшафта в пределах Ростовской области.

10. Ландшафты Ростовской области и их трансформация в процессе хозяйственного освоения.

Форма текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Работа на практическом занятии Активное участие в работе круглого стола Презентабельное представление полученных результатов

Контрольная работа по Модулю № 2.

 

Цель занятия: оценка знаний, полученных в ходе изучения Модуля № 2.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Промежуточная контрольная работа Ответы на вопросы контрольной работы Правильность ответа на вопросы контрольной работы

 

4. Формы рубежного контроля: рубежная тестовая работа

4.1. Назначение контрольной работы: работа предназначена для контроля достижения комплексной цели модуля 2.

4.2. Продолжительность контрольной работы – 45 мин.

4.3. Пример тестовых заданий:.

тест 1

Учение о природно-антропогенных ландшафтах разработал 1. Ф.Н. Мильков 2. В.Б. Сочава 3. Т. Мальтус 4. В.В. Докучаев

тест 2

Природно-антропогенные ландшафты, которые могут быть в пределах рекреационных ландшафтов: 1. Лесные, водные, беллигеративные 2. Селитебные, дорожные, сельскохозяйственные 3. Селитебные, дорожные, водные 4. Дорожные, лесные, промышленные

тест 3

Способность ландшафта продуцировать биомассу:   1. Природно-ресурсный потенциал 2. Биотический потенциал 3. Рекреационный потенциал 4. Потенциал самоочищения

тест 4

Экологический потенциал – это ….  

4.4. Система оценивания результатов контрольной работы.

Система оценивания построена по принципу перевода величины рейтингового балла обучающегося.

Рейтинг, % 60–64 65–70 71–84 85–94 95–100
Оценка в баллах

 

5. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы

При самоподготовке рекомендуется изучать курс в последовательности, указанной в УМК (рабочей программе) дисциплины.

При самостоятельной работе с учебной литературой рекомендуется вести конспект или дополнять содержание законспектированных ранее лекций, что поможет закреплению и систематизации полученных знаний, подготовке к экзамену.

Для самоподготовки рекомендуется пользоваться основной и вспомогательной литературой (список приведен далее), а также нормативно-правовыми документами по изучаемой теме. Для ряда тем рекомендованы достоверные Интернет-ресурсы, изучение которых также поможет студентам освоить материал.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.