Рекомендации по использованию материалов УМК
Материалы и рекомендации, изложенные в данном учебно-методическом комплексе должны учитываться студентами при выполнении следующих видов работ по дисциплине:
· при подготовке к семинарским занятиям учитывается вопросы семинарского занятия;
· при написании контрольных работ студентами заочной формы обучения учитываются темы контрольных работ, рекомендации по изложению тем;
· при подготовке к зачету должен учитываться перечень тем.
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
В рамках курса «Психолингвистика» предусмотрено изучение 13 тем. Порядок освоения студентами некоторых тем дисциплины требует методического комментария.
Тема “Психолингвистика как междисциплинарная наука” предполагает прежде всего сравнение психолингвистики с лингвистикой и психологией, сопоставление объектов и предметов изучения в этих дисциплинах, рассмотрение совокупности существующих определений психолингвистики и вопросов, которые привели к развитию этой дисциплины. Междисциплинарность психолингвистики на основе общности проблем психолингвистики, лингвистики, психологии, философии, герменевтики, культурологии, лингвокультурологии, речевой коммуникации, семантики, психосемантики и т.д.
Первым шагом в рассмотрении темы ”Понятие о языковом, речевом механизме” является установление связи понятий
ЯЗЫК – РЕЧЬ – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в работе Л.В.Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании».
В рамках этой темы рассматривается и проблема речевого онтогенеза, этапы освоения речи ребенком (доречевой этап, связь звучания со смыслом, активный рост запаса слов, овладение морфологией, словотворчество, овладение синтаксисом, овладение значением слова), теории формирования языкового сознания в онтогенезе.
Главной частью этой темы является анализ процессов порождения и восприятия речи, В этой связи рассматриваются существующие научные модели порождения речи (стохастическая, трансформационно-генеративная и т.д.)
Тема “Текст как объект психолингвистистики” раскрывается в соотношении понятий “слово - высказывание - текст”.
Слова в реальном общении включены в предложения, в тексты и в ситуации. При этом семантика слов в тексте может значительно отличаться от семантики изолированных слов, поскольку в тексте слово получает свое основное значение и осмысление.
За интересом к тексту стоит интерес к языковой личности и образу мира человека, поскольку в каждом тексте проявляется языковая личность, владеющая системой языка. Текст как единица коммуникации включен в отношения между говорящими, он структурирует деятельность, регулирует и планирует отношения между говорящими (затекст- текст - подтекст). При изучении понятия о текте и его свойствах является понятие о дискурсе, к которому сводятся все теоретические и практические проблемы текста.
В теме “Этнопсихолингвистика” рассматривается национальная культурная специфика речевого общения. К обсуждению привлекается современная транскультурологическая модель Хеерта Хофстеде. Особое место занимают теория лингвистической относительности, понятие о лакуне, интеркультурных контактах, культурном шоке, аккультурации, проблеме соотношению понятий о билингвизме и диглоссии, лингвистическом шоке и т.д. Центральное понятие темы - этнолингвистическая детерминация речевой деятельности, сознания и общения.
Тема “Патопсижолингвистика” предполагает изучение патологических отклонений в формировании и протекании речевых процессов вусловиях несформированности или распада личности.
К речевой патологии относятся:
1) нарушения процессов, обусловленных действием высших психических функций;
2) речевые нарушения, вызванные локальными поражениями мозга (моторная и сенсорная афазия);
3) речевые нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем (например, речь слепых, глухих и глухонемых);
4) нарушения, связанные с умственной отсталостью;
5) нарушения речи, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия).
2.3. Рекомендации по работе с литературой
Одной из особенностей дисциплины «Психолингвистика» является ее относительная новизна. Рекомендуемые в списке основной литературы учебные пособия - это в настоящее время различные, но удачные изложения содержания дисциплины. Эти книги широко используются для преподавания в высших учебных заведениях, включая столичные.
Основу психолингвистики как дисциплины составляют принципы взаимодействия языка/речи и ментальных структур.
Необходимую литературу, посвященную такой проблематике, можно легко найти как в открытой продаже. После ознакомления с научной литературой можно приступать к самостоятельной работе по поставленному вопросу в рамках изучаемой темы (семинарского доклада).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Общие положения
На семинарских занятиях, которые являются аудиторными и проводятся по заранее известным темам, рассматриваются отдельные аспекты лекционного материала.
Студенты знакомятся с особенностями практического применения знаний, полученных в ходе лекционных занятий.
3.2. Планы семинарских занятий
Занятие № 1
Тема: «Психолингвистика как междисциплинарная наука»
Время – 1 час
Цель занятия: сформировать представление о психолингвистике как дисциплине в ряду других дисциплин.
Форма проведения: доклад.
Основные вопросы:
1. Когда появилась психолингвистика?
2. В чем различие между лингвистикой и психолингвистикой?
3. Сравните три определения психолингвистики.
4. Назовите причины появления психолингвистики.
5. Почему психолингвистика междисциплинарна?
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию студент может обратиться к одному из предлагаемых учебников и к энциклопедическим словарям, включая “Лингвистический энциклопедический словарь”. Не исключается и возможность обращения к материалам Интернета. В докладе следует сопоставить объекты и предметы отмеченных дисциплин, их цели и задачи, провести также и сопоставление основных базовых понятий дисциплин.
При подведении итогов семинарского занятия необходимо осознать причины появления такой дисциплины как психолингвистика.
Литература:
1. Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.
2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. –сс.6-83.
Занятие № 2
Тема: «Актуальные проблемы психолингвистики и периоды ее развития»
Время – 2 часа
Цель занятия: расширить знания студентов в той части современной психолингвистики, которая в наибольшей степени связана с с ее историческим аспектом.
Форма проведения: сообщения и обсуждение
Основные вопросы:
l. Что такое язык по Гумбольдту?
2. Ограничивает ли язык понимание мира?
3. Что такое понимание речи по Потебне?
4. Назовите три аспекта языковых явлений (по Щербе) и расскажите об их взаимосвязи
Методические рекомендации:
Работая над этой темой следует помнить, что актуальные проблемы современной психолингвистики имеют исторические корни и все они связаны с такими понятиями как “язык – деятельность духа”, “язык – одно из выражений национальной культуры”, “язык - это психическое явление, связанное сложной системой отношений с мышлением человека” и т.п.
Литература
Ковшиков В.А., Глухов В.П Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. 2007. –сс. 25-50.
Занятие № 3
Тема: «Понятие о языковом, речевом механизме »
Время – 1 час
Цель занятия: расширить представление об устройстве и функционировании речевого механизма, о процессе порождения речи и ее онтогенезе, сообщить сведения о научных моделях речевого механизма.
Форма проведения занятия: краткие сообщения.
Основные вопросы
1. Оперируя термином «критический возраст для освоения языка», опишите условия, при которых герой Киплинга Маугли мог бы стать полноценным человеком.
2. Почему нельзя поставить в лаборатории эксперимент, который ставился над «дикими детьми» природой?
3. Назовите основные периоды освоения речи ребенком.
4. Почему существует корреляция между физическим развитием ребенка и освоением языка?
5. Можно ли говорить, что ребенок создает свою, «промежуточную грамматику»? Подтвердите свое мнение примерами.
6. В чем причины речевых ошибок? Перечислите типы ошибок.
7. Насколько верна стохастическая модель речи?
8. В чем суть теории Хомского? .
9. О каких уровнях производства речи идет речь в теории Ч.Осгуда?
10. Каковы особенности внутренней речи согласно теории Выготского? Какое место занимает внутренняя: речь в, процессе производства речи?
11. Опишите модель производства речи, предложенную А. А. Лонтьевым.
Методические рекомендации:
Центральная идея занятия – это взаимодейстие психологических и лингвистических механизмов речевой деятельности. Эта идея лежит в основе всех психолингвистических теорий и моделей. Особое внимание на этом занятии следует обратить на теоретические воззрения Н. Хомского.
Литература
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. –сс. 84-147.
Слобин Д. Психолингвистика. Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология. М.2004.
Занятие № 4
Тема: «Текст как объект психолингвистики»
Время – 1 час
Цель занятия: познакомить студентов с психолингвистическими аспектами центральной общегуманитарной проблемы - проблемы текста.
Форма проведения: сообщения и их обсуждение.
Основные вопросы:
1. Как соотносятся высказывание и текст?
2. Дайте определение текста.
3. Чем задается системность организации текста?
4. Какие функции текст выполняет в человеческой деятельности?
б. Как затекст определяет семантику текста? Какую роль в этом играет образ мира? ,
6. Надо ли в обучении использовать только «правильные тексты?
7. Чем обусловлена эмотивность текста?
8. Почему в тексте есть «скважины»?
9. Почему текст может восприниматься иначе, чем он задуман автором?
10. Насколько правомерно говорить о «сотворчестве» читателя и автора текста?
Методические рекомендации:
Работая над этой темой необходимо помнить, что любая текстовая деятельность обусловлена структурой социальных коммуникаций. Текст – это лишь способ организации сложной смысловой информации. В основе любого текста лежит личностное сознание. В этой связи центральная проблема темы – это проблема понимания текста и взаимодействие смысловых полей слова и текста.
Литература
Залевская А.А. Слово. Текст. М. 2005.
Занятие № 5
Тема: «Этнопсихолингвистика»
Время – 1 час
Цель занятия:показать как в речевой деятельности проявляются элементы поведения, которые связаны с той или иной культурной традицией.
Форма проведения: сообщение и обсуждение живых примеров.
Основные вопросы:
1. Каждое ли слово языка отражает культуру говорящего на нем народа?
2. В чем суть гипотезы лингвистической относительности?
3. Перечислите типы лакун и приведите соответствующие примеры.
4. Все ли люди испытывают культурный шок, попадая в новую культуру?
5. Оцените свой билингвизм по времени усвоения и по сложности речевых действий.
6. Почему в речи билингва встречаются ошибки?
Методические рекомендации:
При подготовке к семинару студенты должны обратьть внимание на то обстоятельство, что этнопсихолингвистика и лингвоукльтурология - это одинаковые дисциплины. Этнопсихолингвистика имеет отличие лишь в экспериментальных методах (например, ассоциативный эксперимент), а лингвокультурология использует только лингвистические приемы получения знания. В последние годы наибольший интерес вызывают кросскультурные исследования речевой деятельности.
Литература
1. Маслова В. А. Лингвокультурология. М. 2007, сс. 74-113.
2. Этнопсихолингвистика. М. 1988.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. – сс. 189-199.
Занятие №:6
Тема: «Отечественные научные школы психолингвистики»
Время: 1 час
Цель занятия:
Ознакомить студентов с отечественным направлением в психолингвистике.
Форма проведения: краткие сообщения и обсуждение.
Основные вопросы:
1. Л.С.Выготский. Его вклад в проблематику психолингвистики.
2. Нейролингвистика и лечение афазии.
3. Психолингвистика и теория речевой деятельности.
4. Вероятностная структура речевых процессов (Р.М.Фрумкина).
5. Вербальные ассоциации (А.А.Залевская).
6. Развитие детской речи.
Методические рекомендации
Основатель отечественной школы психолингвистики - Л.С..Выготский. Его ученик А.Р.Лурия разработал основы нейролингвистики. Н.И.Жинкин, С.Д.Кацнельсон, А.А.Леонтьев, Р.М.Фрумкина, А.А.Залевская и др. специалисты разработали отдельные аспекты психолингвистики и превратили ее в зрелую самостоятельную дисциплину. Эти аспекты и являются предметом обсуждения на семинаре.
Литература
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. 1969.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003.
Занятие № 7
Тема: «Западные традиции психолингвистики»
Время: 1 час
Цель занятия: ознакомить студентов с западными направлениями психолингвистики.
Форма проведения занятия: краткие сообщение и обсуждение.
Основные вопросы:
1. Особенности модели Ч. Осгуда.
2. Дж. Миллер и его психолингвистические воззрения .
3. Вклад Н.Хомского в мировую психолингвистику.
4. Слушающий и говорящий в теории Ч.Хокетта.
Методические рекомендации:
Обсуждаются наиболее известные классические психолингвистические модели (Ч. Осгуд, Дж.Миллер, Н.Хомский), “Грамматика для слушающего” Ч. Хокетта.Материал ждя обсуждения можно найти в хрестоматиях, как новых, так и относительно старых (Психолингвистика за рубежом. М. 1972. и др.). Если российская психолингвистика, восходящая к работам Выготсого, формирует цельный образ дисциплины, то западная психолингвистика фрагментарна и ориентирована на разработку конкретных психолингвистических экспериментов.
Литература:
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. 1969.
Занятие №8
Тема: “Психолингвистика и семантика”
Время: 1 час.
Цель занятия: ознакомление студентов с центральной проблемой психолингвистической теории.
Форма проведения занятия: доклад и обсуждение.
Основные вопросы:
1. Значение и методы его анализа.
2. Психосемантическая структура индивидуального сознания.
3. Личные конструкты как инструменты индивидуального сознания.
Методические рекомендации: Прежде всего, обсуждается связь между формой и значением слова, проблема многозначности слова (полисемия или омонимия). В дальнейшем рассматривается проблема близости значений слов (синонимия, антонимия, соответствия), процесс идентификации значений слов индивидом и вопрос о лексическом ядре человека в связи со знаниями, памятью и речемыслительной деятельностью человека.
Литература
1. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 5–20.
2. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – С. 31–79, 109–135.
3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Изд-во Смоленского госуниверситета, 1997. – С. 45–110.
4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2003. – С. 58–63, 86–104.
5. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989. – С. 102–121.
Занятие № 9
Тема ”Значение слова и интеллектуальные возможности человека”
Время: 1час
Цель занятия: закрепить в памяти сведения о сложной проблематике словесных значений.
Форма проведения занятия: краткие сообщения и обсуждения
Основные вопросы:
1. Какие особенности ассоциативного значения оказывались в центре внимания исследователей?
2. Как параметрический подход к значению соотносится с классическим компонентным анализом?
3. Какова взаимосвязь между параметрическим, признаковым и прототипным подходами к значению?
4. В чем состоит принципиальное различие между концепциями вариативности значения и вариативности интерпретации значения?
5. Проблема соотношения объективного и субъективного и чем эти подходы различаются?
6. Какие процессы связаны с функционированием значения у индивида?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|