Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по использованию материалов УМК





 

Материалы и рекомендации, изложенные в данном учебно-методическом комплексе должны учитываться студентами при выполнении следующих видов работ по дисциплине:

· при подготовке к семинарским занятиям учитывается вопросы семинарского занятия;

· при написании контрольных работ студентами заочной формы обучения учитываются темы контрольных работ, рекомендации по изложению тем;

· при подготовке к зачету должен учитываться перечень тем.

 

2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса

В рамках курса «Психолингвистика» предусмотрено изучение 13 тем. Порядок освоения студентами некоторых тем дисциплины требует методического комментария.

Тема “Психолингвистика как междисциплинарная наука” предполагает прежде всего сравнение психолингвистики с лингвистикой и психологией, сопоставление объектов и предметов изучения в этих дисциплинах, рассмотрение совокупности существующих определений психолингвистики и вопросов, которые привели к развитию этой дисциплины. Междисциплинарность психолингвистики на основе общности проблем психолингвистики, лингвистики, психологии, философии, герменевтики, культурологии, лингвокультурологии, речевой коммуникации, семантики, психосемантики и т.д.



Первым шагом в рассмотрении темы ”Понятие о языковом, речевом механизме” является установление связи понятий

ЯЗЫК – РЕЧЬ – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в работе Л.В.Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании».

В рамках этой темы рассматривается и проблема речевого онтогенеза, этапы освоения речи ребенком (доречевой этап, связь звучания со смыслом, активный рост запаса слов, овладение морфологией, словотворчество, овладение синтаксисом, овладение значением слова), теории формирования языкового сознания в онтогенезе.

Главной частью этой темы является анализ процессов порождения и восприятия речи, В этой связи рассматриваются существующие научные модели порождения речи (стохастическая, трансформационно-генеративная и т.д.)

Тема “Текст как объект психолингвистистики” раскрывается в соотношении понятий “слово - высказывание - текст”.



Слова в реальном общении включены в предложения, в тексты и в ситуации. При этом семантика слов в тексте может значительно отличаться от семантики изолированных слов, поскольку в тексте слово получает свое основное значение и осмысление.

 

За интересом к тексту стоит интерес к языковой личности и образу мира человека, поскольку в каждом тексте проявляется языковая личность, владеющая системой языка. Текст как единица коммуникации включен в отношения между говорящими, он структурирует деятельность, регулирует и планирует отношения между говорящими (затекст- текст - подтекст). При изучении понятия о текте и его свойствах является понятие о дискурсе, к которому сводятся все теоретические и практические проблемы текста.

В теме “Этнопсихолингвистика” рассматривается национальная культурная специфика речевого общения. К обсуждению привлекается современная транскультурологическая модель Хеерта Хофстеде. Особое место занимают теория лингвистической относительности, понятие о лакуне, интеркультурных контактах, культурном шоке, аккультурации, проблеме соотношению понятий о билингвизме и диглоссии, лингвистическом шоке и т.д. Центральное понятие темы - этнолингвистическая детерминация речевой деятельности, сознания и общения.

Тема “Патопсижолингвистика” предполагает изучение патологических отклонений в формировании и протекании речевых процессов вусловиях несформированности или распада личности.

 

К речевой патологии относятся:

1) нарушения процессов, обусловленных действием высших психических функций;



2) речевые нарушения, вызванные локальными поражения­ми мозга (моторная и сенсорная афазия);

3) речевые нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем (например, речь слепых, глухих и глухонемых);

4) нарушения, связанные с умственной отсталостью;

5) нарушения речи, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия).

 

2.3. Рекомендации по работе с литературой

Одной из особенностей дисциплины «Психолингвистика» является ее относительная новизна. Рекомендуемые в списке основной литературы учебные пособия - это в настоящее время различные, но удачные изложения содержания дисциплины. Эти книги широко используются для преподавания в высших учебных заведениях, включая столичные.

 

Основу психолингвистики как дисциплины составляют принципы взаимодействия языка/речи и ментальных структур.

 

Необходимую литературу, посвященную такой проблематике, можно легко найти как в открытой продаже. После ознакомления с научной литературой можно приступать к самостоятельной работе по поставленному вопросу в рамках изучаемой темы (семинарского доклада).


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Общие положения

На семинарских занятиях, которые являются аудиторными и проводятся по заранее известным темам, рассматриваются отдельные аспекты лекционного материала.

Студенты знакомятся с особенностями практического применения знаний, полученных в ходе лекционных занятий.

 

3.2. Планы семинарских занятий

 

Занятие № 1

Тема: «Психолингвистика как междисциплинарная наука»

Время – 1 час

Цель занятия: сформировать представление о психолингвистике как дисциплине в ряду других дисциплин.

Форма проведения: доклад.

Основные вопросы:

1. Когда появилась психолингвистика?

2. В чем различие между лингвистикой и психолингвистикой?

3. Сравните три определения психолингвистики.

4. Назовите причины появления психолингвистики.

5. Почему психолингвистика междисциплинарна?

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию студент может обратиться к одному из предлагаемых учебников и к энциклопедическим словарям, включая “Лингвистический энциклопедический словарь”. Не исключается и возможность обращения к материалам Интернета. В докладе следует сопоставить объекты и предметы отмеченных дисциплин, их цели и задачи, провести также и сопоставление основных базовых понятий дисциплин.

При подведении итогов семинарского занятия необходимо осознать причины появления такой дисциплины как психолингвистика.

Литература:

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. –сс.6-83.

 

Занятие № 2

Тема: «Актуальные проблемы психолингвистики и периоды ее развития»

Время – 2 часа

Цель занятия: расширить знания студентов в той части современной психолингвистики, которая в наибольшей степени связана с с ее историческим аспектом.

Форма проведения: сообщения и обсуждение

Основные вопросы:

l. Что такое язык по Гумбольдту?

2. Ограничивает ли язык понимание мира?

3. Что такое понимание речи по Потебне?

4. Назовите три аспекта языковых явлений (по Щербе) и расскажите об их взаимосвязи

 

Методические рекомендации:

Работая над этой темой следует помнить, что актуальные проблемы современной психолингвистики имеют исторические корни и все они связаны с такими понятиями как “язык – деятельность духа”, “язык – одно из выражений национальной культуры”, “язык - это психическое явление, связанное сложной системой отношений с мышлением человека” и т.п.

Литература

 

Ковшиков В.А., Глухов В.П Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. 2007. –сс. 25-50.

 

Занятие № 3

Тема: «Понятие о языковом, речевом механизме »

Время – 1 час

Цель занятия: расширить представление об устройстве и функционировании речевого механизма, о процессе порождения речи и ее онтогенезе, сообщить сведения о научных моделях речевого механизма.

Форма проведения занятия: краткие сообщения.

Основные вопросы

1. Оперируя термином «критический возраст для освоения языка», опишите условия, при которых герой Киплинга Мауг­ли мог бы стать полноценным человеком.

2. Почему нельзя поставить в лаборатории эксперимент, ко­торый ставился над «дикими детьми» природой?

3. Назовите основные периоды освоения речи ребенком.

4. Почему существует корреляция между физическим раз­витием ребенка и освоением языка?

5. Можно ли говорить, что ребенок создает свою, «промежу­точную грамматику»? Подтвердите свое мнение примерами.

6. В чем причины речевых ошибок? Перечислите типы ошибок.

7. Насколько верна стохастическая модель речи?

8. В чем суть теории Хомского? .

9. О каких уровнях производства речи идет речь в теории Ч.Осгуда?

10. Каковы особенности внутренней речи согласно теории Вы­готского? Какое место занимает внутренняя: речь в, процессе про­изводства речи?

11. Опишите модель производства речи, предложенную А. А. Лонтьевым.

Методические рекомендации:

Центральная идея занятия – это взаимодейстие психологических и лингвистических механизмов речевой деятельности. Эта идея лежит в основе всех психолингвистических теорий и моделей. Особое внимание на этом занятии следует обратить на теоретические воззрения Н. Хомского.

Литература

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. –сс. 84-147.

Слобин Д. Психолингвистика. Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология. М.2004.

 

Занятие № 4

Тема: «Текст как объект психолингвистики»

Время – 1 час

Цель занятия: познакомить студентов с психолингвистическими аспектами центральной общегуманитарной проблемы - проблемы текста.

Форма проведения: сообщения и их обсуждение.

Основные вопросы:

1. Как соотносятся высказывание и текст?

2. Дайте определение текста.

3. Чем задается системность организации текста?

4. Какие функции текст выполняет в человеческой деятельности?

б. Как затекст определяет семантику текста? Какую роль в этом играет образ мира? ,

6. Надо ли в обучении использовать только «правильные тексты?

7. Чем обусловлена эмотивность текста?

8. Почему в тексте есть «скважины»?

9. Почему текст может восприниматься иначе, чем он задуман автором?

10. Насколько правомерно говорить о «сотворчестве» чита­теля и автора текста?

Методические рекомендации:

Работая над этой темой необходимо помнить, что любая текстовая деятельность обусловлена структурой социальных коммуникаций. Текст – это лишь способ организации сложной смысловой информации. В основе любого текста лежит личностное сознание. В этой связи центральная проблема темы – это проблема понимания текста и взаимодействие смысловых полей слова и текста.

Литература

Залевская А.А. Слово. Текст. М. 2005.

 

Занятие № 5

Тема: «Этнопсихолингвистика»

Время – 1 час

Цель занятия:показать как в речевой деятельности проявляются элементы поведения, которые связаны с той или иной культурной традицией.

Форма проведения: сообщение и обсуждение живых примеров.

Основные вопросы:

1. Каждое ли слово языка отражает культуру говорящего на нем народа?

2. В чем суть гипотезы лингвистической относительности?

3. Перечислите типы лакун и приведите соответствующие примеры.

4. Все ли люди испытывают культурный шок, попадая в но­вую культуру?

5. Оцените свой билингвизм по времени усвоения и по слож­ности речевых действий.

6. Почему в речи билингва встречаются ошибки?

Методические рекомендации:

При подготовке к семинару студенты должны обратьть внимание на то обстоятельство, что этнопсихолингвистика и лингвоукльтурология - это одинаковые дисциплины. Этнопсихолингвистика имеет отличие лишь в экспериментальных методах (например, ассоциативный эксперимент), а лингвокультурология использует только лингвистические приемы получения знания. В последние годы наибольший интерес вызывают кросскультурные исследования речевой деятельности.

 

Литература

1. Маслова В. А. Лингвокультурология. М. 2007, сс. 74-113.

2. Этнопсихолингвистика. М. 1988.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003. – сс. 189-199.

 

Занятие №:6

Тема: «Отечественные научные школы психолингвистики»

Время: 1 час

Цель занятия:

Ознакомить студентов с отечественным направлением в психолингвистике.

Форма проведения: краткие сообщения и обсуждение.

Основные вопросы:

1. Л.С.Выготский. Его вклад в проблематику психолингвистики.

2. Нейролингвистика и лечение афазии.

3. Психолингвистика и теория речевой деятельности.

4. Вероятностная структура речевых процессов (Р.М.Фрумкина).

5. Вербальные ассоциации (А.А.Залевская).

6. Развитие детской речи.

Методические рекомендации

Основатель отечественной школы психолингвистики - Л.С..Выготский. Его ученик А.Р.Лурия разработал основы нейролингвистики. Н.И.Жинкин, С.Д.Кацнельсон, А.А.Леонтьев, Р.М.Фрумкина, А.А.Залевская и др. специалисты разработали отдельные аспекты психолингвистики и превратили ее в зрелую самостоятельную дисциплину. Эти аспекты и являются предметом обсуждения на семинаре.

Литература

Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. 1969.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2003.

 

Занятие № 7

Тема: «Западные традиции психолингвистики»

Время: 1 час

Цель занятия: ознакомить студентов с западными направлениями психолингвистики.

Форма проведения занятия: краткие сообщение и обсуждение.

Основные вопросы:

1. Особенности модели Ч. Осгуда.

2. Дж. Миллер и его психолингвистические воззрения .

3. Вклад Н.Хомского в мировую психолингвистику.

4. Слушающий и говорящий в теории Ч.Хокетта.

 

Методические рекомендации:

Обсуждаются наиболее известные классические психолингвистические модели (Ч. Осгуд, Дж.Миллер, Н.Хомский), “Грамматика для слушающего” Ч. Хокетта.Материал ждя обсуждения можно найти в хрестоматиях, как новых, так и относительно старых (Психолингвистика за рубежом. М. 1972. и др.). Если российская психолингвистика, восходящая к работам Выготсого, формирует цельный образ дисциплины, то западная психолингвистика фрагментарна и ориентирована на разработку конкретных психолингвистических экспериментов.

Литература:

Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. 1969.

 

Занятие №8

Тема: “Психолингвистика и семантика”

Время: 1 час.

Цель занятия: ознакомление студентов с центральной проблемой психолингвистической теории.

Форма проведения занятия: доклад и обсуждение.

Основные вопросы:

1. Значение и методы его анализа.

2. Психосемантическая структура индивидуального сознания.

3. Личные конструкты как инструменты индивидуального сознания.

 

Методические рекомендации: Прежде всего, обсуждается связь между формой и значением слова, проблема многозначности слова (полисемия или омонимия). В дальнейшем рассматривается проблема близости значений слов (синонимия, антонимия, соответствия), процесс идентификации значений слов индивидом и вопрос о лексическом ядре человека в связи со знаниями, памятью и речемыслительной деятельностью человека.

Литература

1. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 5–20.

2. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – С. 31–79, 109–135.

3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Изд-во Смоленского госуниверситета, 1997. – С. 45–110.

4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2003. – С. 58–63, 86–104.

5. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989. – С. 102–121.

 

Занятие № 9

Тема ”Значение слова и интеллектуальные возможности человека”

Время: 1час

Цель занятия: закрепить в памяти сведения о сложной проблематике словесных значений.

Форма проведения занятия: краткие сообщения и обсуждения

Основные вопросы:

1. Какие особенности ассоциативного значения оказывались в центре внимания исследователей?

2. Как параметрический подход к значению соотносится с классическим компонентным анализом?

3. Какова взаимосвязь между параметрическим, признаковым и прототипным подходами к значению?

 

4. В чем состоит принципиальное различие между концепциями вариативности значения и вариативности интерпретации значения?

5. Проблема соотношения объективного и субъективного и чем эти подходы различаются?

6. Какие процессы связаны с функционированием значения у индивида?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.