Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема Основные направления современной психолингвистики и методы исследований





Задания:

1. Найдите определение терминов: фоносемантика, психосемантка, психостилистика, психопоэтика, этнопсихология, герменевтика, гендерная психология, эксперимент, ассоциация, дифференциал, шкалирование, метод. Запишите значения в словарик терминов.

2. Подготовьте конспект работы В. Фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», из хрестоматии «Психолингвистика в очерках и извлечениях». – М., 2003. Стр.60 – 68.

3. Изучите самостоятельно и подготовьте рефераты и выступления по следующим вопросам темы №2:

- Психолингвистика в системе психологических наук.

- Место психолингвистики в философских учениях современности.

- Психолингвистика как область культурологи.

- Проблемы современной этнопсихолингвистики.

4. Методы экспериментального исследования в психолингвистике.

5. Лингвистический эксперимент и его использование в прикладной психолингвистике.

6. Метод ассоциативного эксперимента.

7. Особенности метода завершения (восстановленния) речевого высказывания.

8 Методика восстановления деформированного текста.



9. Экспериментальные методы компьютерной психолингвистики

Тема. Основы теории речевой деятельности

Задания:

1. Найдите в словаре лингвистических терминов и психологическом словаре определение терминов: коммуникация, операция, действие, деятельность,

2.Подготовьте конспекты работ:

- Л.В.Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в психолингвистике» из хрестоматии « Психолингвистика в очерках и извлечениях». – М., 2003. стр. 60-68.

3.Изучите самостоятельно и подготовьте выступления по следующим вопросам:

- Функции языка и речи в речевой деятельности.

- Мозговая организация речевой деятельности.

- Формирование операцонной структуры речевой деятельности в ходе онтогенеза.

- Высказывание как продукт деятельности говорения.

- Типология высказываний и их характеристика.

- Внутренняя речь как вид речевой деятельности.

- Психолингвистические единицы как единицы уровневой организации речевой деятельности.

Тема. Язык и мышление

Задания:

1. Найдите в словаре лингвистических терминов и психологическом словаре определение терминов: понятие, текст, синтагматика, парадигматика, знак, значение, смысл.



2.Подготовьте конспекты работ:

- А.А.Потебни «Мысль и язык» глава 7. «Язык чувства и язык мысли», из хрестоматии «Психолингвистика в очерках и извлечениях», - М., 2003г, стр.97 – 118.

3. Язык человека и «язык» животных; речь человека и процессы коммуникации у животных.

4. Язык как орудие мышления.

5. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

6. Текст как универсальный знак языка.

7. Семантическая и синтаксическая организация текста.

Тема. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи

Найдите в словаре лингвистических терминов и психологическом словаре определение терминов: кодирование, декодироание, восприятие, понимание, модель, когнитология, когнитивный.

2.Подготовьте конспекты работ:

А.РЛурии «Язык и сознание», Лекция 7 «Внутренняя речь и ее мозговая организация». – Ростов н-Д., 1998.

3.Изучите самостоятельно и подготовьте выступления по следующим вопросам:

- Этапы и составляющие их операции механизма порождения речи.

- Процессы порождения речевых высказываний в концепции отечественной психолингвистической школы.

- Характеристика речевой деятельности «слушания» (Восприятие и понимание речи).

- Процессы порождения речевых высказываний в концепции отечественной психолингвистической школы.

- Психолингвистические концепции процессов восприятия речи.

- Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.

- Мозговая организация процесса порождения речевых высказываний.



- Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи.

Тема. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе

Найдите в словаре лингвистических терминов и психологическом словаре определение терминов: онтогенез, система, язык, сознание, концепция, речь.

2.Подготовьте конспекты работ:

- Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка», «Психология интеллекта» из хрестоматии «Психолингвистика в очерках и извлечениях». – М., 2003. стр. 226 – 232.

3.Изучите самостоятельно и подготовьте выступления по следующим вопросам:

- Этапы формирования речи в онтогенезе.

- Критические периоды в освоении речи ребенком.

- Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе,

- Формирование лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности.

- Закономерности формирования грамматического строя речи в ходе онтогенеза.

- Детское словотворчество в период овладения системой родного языка.

- Специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.

- Теоретические концепции формирования языковой компетенции в ходе онтогенеза.

- Проблема взаимосвязи в развитии мышления и речи.

- Проблема соотношения языка и сознания .

- Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи ребенка.

 

Вопросы к зачету

 

1. Дайте определение психолингвистики как науки. В чем состоят специфические особенности этой области научного знания?

2. Что послужило причиной возникновения психолингвистики? Осветите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в ХХ столетии.

3. Какими психологическими механизмами обеспечивается осуществление речевой деятельности? Какова природа этих механизмов?

4. Каковы основные компоненты психологического содержания речевой деятельности? Какова их роль в процессе речевой коммуникации?

5. Дайте определение языка. Каковы основные единицы языка? Перечислите их наиболее важные признаки.

6. Раскройте представления В. фон Гумбольдта о деятельностном характере языка.

7. Дайте определение понятий «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка. Какие закономерности строения системы языка они отображают?

8. Назовите основные единицы языка. Охарактеризуйте единицы языка с точки зрения их основных функций в процессе речевой коммуникации.

9. Дайте общую характеристику слова как основного и универсального знака языка. Укажите основные компоненты значения слова.

10. Дайте определение текста как универсального знака языка. Каковы основные отличительные свойства текста.

11. Опишите особенности построения текста на основе использования различных средств межфразовой связи.

12. Опишите механизм порождения речевых высказываний, определите этапы и составляющие их операции.

13. Дайте общее определение процесса порождения речи. Охарактеризуйте психолингвистические модели порождения речи, разработанные в зарубежной психолингвистике.

14. Назовите основные этапы процесса речепорождения, составляющие их действия и операции модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева.

15. Охарактеризуйте основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

16. Дайте общую характеристику процесса речевосприятия. Укажите уровни и составляющие их операции.

17. Дайте определение речи как совокупности способов осуществления речевой деятельности. Охарактеризуйте основные виды и формы речи.

18. Дайте общую характеристику внутренней речи. Раскройте основные специфические качества внутренней речи по концепции Л.С. Выгосткого.

19. Раскройте основные положения теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи. Объясните роль внутренней речи в познавательной деятельности человека и процессах речевой коммуникации.

20. Что является предметом психолингвистики развития? Каковы основные положения теории врождённых знаний?

21. Охарактеризуйте основные периоды речевого развития в онтогенезе.

22. Укажите этапы овладения ребёнком правильным зукопроизношением. Раскройте основные закономерности формирования лексического строя речи в онтогенезе.

23. Назовите основные этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Раскройте сущность этих этапов в сопоставительном плане.

24. Объясните сущность педагогического аспекта формирования речевой деятельности ребёнка. Покажите роль окружающей речевой среды и педагогического воздействия в формировании речи ребёнка.

25. Укажите методы психологического исследования, используемые в психолингвистике. Раскройте особенности их использования в психолингвистическом эксперименте.

26. Дайте характеристику методов лингвистического эксперимента. Каковы возможности его использования в психолингвистике?

27. Объясните функциональные возможности метода ассоциативного эксперимента в психолингвистике.

28. Какие особенности и сложности свойственны, по мнению Ж. Пиаже, речевой деятельности ребенка младшего возраста?

29. Как Л.С. Выготский определяет отношение мысли к слову? Какими свойствами должна единица языка, вскрывающая отношения между мыслью и словом?

30. Какой факт, отмеченный Н.И. Жинкиным, свидетельствует о том, что у ребёнка сложился фонематический слух? Когда отклонения при реализации фонем не замечаются в восприятии?

 

Вопросы для теста

 

1. Предметом психолингвистики не является:

а) язык как средство общения в структуре других видов коммуникации;

б) речевая деятельность как специфический вид деятельности;

в) функции речевой деятельности;

г) речь как высшая психическая функция;

д) речь как процесс порождения и восприятия высказывания;

е) речь как средство познания окружающего мира;

ж) язык как средство осуществления речевой и речемыслительной

деятельности.

 

2. Кто из исследователей впервые четко разграничил понятия «язык» и
«речь»:

а) Л.С.Выготский;

б) Ф. де Соссюр;

в) А.А.Леонтьев.

 

3. Психолингвистика как область научного знания оформилась:

а) стихийно, в результате объединения психологических и лингвистических
исследований;

б) в 20-х гл. XX века;

в) в 1953г. В результате работы семинара, проведенного по инициативе
Комитета по лингвистике и психологии (США).

 

4. Разделами психолингвистики являются:

а) общее языкознание;

б) вспомогательная психолингвистика;

в) прикладная психолингвистика;

г) теоретическая психолингвистика.

 

5. Определите последовательность фаз, входящих в структуру речевой деятельности:

а) мотивационно-побудительная;

б) ориентировочно-исследовательская;

в) исполнительная и регулирующая.

 

6. Психологические механизмы речевой деятельности:

а) сопереживание;

б) осмысление;

в) сличение с индивидуальным жизненным опытом;

г) удержание в речевой памяти;

д) прогнозирование речи (опережающее отражение).

 

7. Экспрессивными видами речевой деятельности являются:

а) говорение;

б) слушание;

в) чтение;

г) письмо,

 

8. Функциями языка и речи, рассматриваемыми в психолингвистическом контексте, не являются:

а) номинативная;

б) коммуникативная;

в) межнационального общения;

г) экстралингвистическая;

д) когнитивная,

 

9. «Вертикальное» и «горизонтальное» строение языка характеризуется языковыми системами:

а) парадигматическая;

б) синтагматическая;

в) квазипространственная,

 

10. К знакам языка и речевой деятельности относятся:

а) слово;

б) буква;

в) цифра;

г) фонема;

д) жест;

е) мимика;

ж) схема.

 

11. Какая из моделей порождения речи применена в функции набора текста sms «Словарь Т9» на мобильных телефонах:

а) стохастическая (вероятностная);

б) трансформационная;

в) когнитивная.

 

12. Последовательность этапов порождения речи по А.А.Леонтьеву:

а) мотив;

б) замысел;

в) внутреннее программирование;

г) лексико-грамматическое развертывание;

д) реализация во «внешнем плане».

 

13. Соотнесите виды речевой деятельности и операции порождения и восприятия речи

1) кодирование а) говорение

б) письмо

2) декодирование в)слушание

г) чтение

 

14. Последовательность этапов формирования внутренней речи по Л.С.Выготскому:

а) развернутая внешняя речь;

б) фрагментарная внешняя речь;

в) шепотная речь;

г) свернутая, интериоризованная речь.

 

15. Предикативность, сокращенность структуры и семантики, преобладание «смысла» над «значением» - особенности

а) внутренней речи;

б) устной речи;

в) письменной речи.

 

16. Последовательность стадий речевого онтогенеза:

а) первый крик;

б) гуление;

в) лепет;

г) слово;

д) фраза;

е) связное высказывание.

 

17. Объем словарного запаса ребенка 1,5 лет:

а) 5-10 слов;

б) 15-30 слов;

в) 30-50 слов;

г) 50-80 слов;

д) 80-100 слов.

 

18. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике – это:

а) метод анализа семантики речи;

б) метод изучения развития понятий, сформированности понятийного мышления.

 

19. Характеристика речевой деятельности по И.А. Зимней не включает:

а) активный процесс

б) целенаправленный процесс

в) мотивированный процесс

г) предметный

 

20. По характеру общения речевая деятельность подразделяется на виды реализующие:

а) устное общение

б) письменное общение

в) тактильное общение

г) зрительное общение

 

21. Виды речи опосредованы и обеспечены:

а) думанием

б) внутренней речью

в) письменной речью

 

22. Предметом речевой деятельности является

а) язык

б) мысль

в) речь

 

23. Выделите из предложенного только языковые навыки:

а) навыки отбора средств языка

б) навыки смыслового анализа предмета речи

в) навыки речевого общения

г) навыки правильного оформления грамматической связи слов в словосочетаниях

 

24. Выделите речевые навыки структуры речевой деятельности:

а) навыки словообразования

б) навыки монологической речи

в) навыки определения смысловых элементов содержания речевого высказывания

 

25. Какая из функций языка и речи в речевой деятельности одинакова и для речи:

а) коммуникативная

б) обобщения

в) регулирующая

г) планирования

 

26. Орудиями речевой деятельности являются:

а) виды речи

б) знаки языка

в) языковые правила

 

27. Что не является основной единицей языка?

а) Морфема

б) Мысль

в) Текст

г) Предложение

 

28. Психолингвистическими характеристиками текста являются:

а) Цельность

б) Прецедентность

в) Дифференцированность

г) Эмотивность

 

29. Приведите в соответствие модель производства текста

а) Контроль

б) Ориентировка

в) Исполнение

 

30. Структурная организация текста определяется законами:

а) Логики

б) Психологии

в) Лингвистики

 

31. Композиционная структура текста имеет следующие компоненты:

а) Зачин

б) Содержание

в) Основная часть

г) Заключение

 

32. Целостность структурной организации текста определяется наличием:

а) Отсутствием «смысловых» скважин

б) Наличием «обязательных» структурных элементов

в) Логической последовательностью их актуализации в речевом высказывании

 

33. Стохастическая модель порождения речи была предложена:

а) А.А. Леонтьевым

б) А.Р. Лурия

в) Дж. Миллером

34. Концептуальное положение трансформационной модели порождения речи – это положение о

а) Поверхностной и глубинной структуре предложения

б) Структуре языка

в) Смысловом содержании предложения

35. Впервые научно обоснованную модель порождения речи выдвинул:

а) Н.И. Жинкин

б) Л.С. Выготский

И.А. Зимняя

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 036401.65 – «Таможенное дело»

Автор – к.ф.н., доцент кафедры психологии Селютин Андрей Анатольевич

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой психологии

Протокол заседания от

Заведующий кафедрой


Заместитель проректора

по учебной работе

С.П. Еремеева

«___» ________20__г.

 

Начальник учебно-методического

управления

Е.Н. Соколова

«___» ________20__г.

 

Отдел управления качеством

_____________

«___» ________20__г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.