Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. Языковое сознание / Языковая личность (2 часа)





Языковое сознание как подход к анализу познавательных процессов при производстве и восприятии речи. Языковое сознание – образ мира, овнешненный языковыми знаками. Проблема соотношения сознания и его овнешнителей. Ассоциативный эксперимент и ассоциативные словари. Ассоциативный тезаурус. Речемыслительная деятельности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии). Речь и мыслительные процессы. Три способа репрезентации впечатлений: действие, образ и язык. Роль речи в процессах памяти. Уравнивание, уточнение и ассимиляция. Перкодирование как явление схематизации запоминаемого (Дж. Миллер). Образы сознания как совокупность перцептивных и концептуальных знаний личности. Интерсубъектная форма существования образов сознания. Языковое сознание как образы сознания, овнешняемые языковыми знаками. Языковое сознание и текст. Трудности описания сознания. Индивидуальное знание. Коллективное знание-переживание. Общее знание как часть коллективного знания-переживания. Слово как средство доступа к информационному тезаурусу. Внутренний контекст как основание для взаимопонимания в ходе общения и взаимодействия. Структура образа языкового сознания. Бытийный и рефлексивный слои сознания. Рекурсивность переходов смысл – значение: тело знака как овнешнение сознания. Типы значений. Составляющие языкового сознания. Сознание как инструмент познания мира и самого сознания (сознание и метасознание).



Лекция 4. Основы теории речевой деятельности (2 часа)

Общее понятие о деятельности. Речевая деятельность и психология речи.Общая характеристика теории деятельности и теории речевой деятельности. Общая характеристика ТРД. Язык как деятельность. Лингвистическая доктрина Л. В. Щербы. Общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. Теория речевой деятельности А.А.Леонтьева. Отличие ТРД от психолингвистических школ Ч. Осгуда и Миллера–Хомского. Психологический и лингвистический аппараты теории речевой деятельности. Психологический аппарат теории речевой деятельности – общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева: потребность, мотив, действие, цель действия, операция, физические и социальные условия совершения действий, психологическое значение и психологический смысл. Лингвистический аппарат теории речевой деятельности – лингвистическая доктрина академика Л. В. Щербы.



Лекция 5. Язык и мышление (2 часа)

Речемыслительная деятельности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии). Речь и мыслительные процессы. Роль речи в процессах памяти. Уравнивание, уточнение и ассимиляция. Человеческая культура, социальное поведение и мышление. Язык как «символическое руководство к пониманию культуры». Психолингвистика о связи мышления и речи. И.М.Сеченов, Л.С.Выготский об элементах невербального мышления и неинтеллектуальной речи. Процесс творчества. Школа Ж.Пиаже о развитии познавательных процессов и речевом развитии. «Словесное опосредование». Язык как один из способов репрезентации. Действие, образ и язык. Влияние языка на интеллектуальное развитие. Гипотеза лингвистической относительности и детерминизма Б.Уорфа и Э.Сепира и межкультурные исследования. Формирование общности сознания коммуникантов. Оптимальная общность сознания коммуникантов – предпосылка для достижения взаимопонимания в знаковом общении. Присвоение единой этнической культуры – предпосылка для создания общности сознаний. Онтология формирования сознания – предметная деятельность и общение.

 

Лекция 6. Человек и знак (2 часа)

Функции знаков языка в речевой деятельности человека. Система языка и ее структурные особенности. Понятие о знаках языка и их основных функциях. Семантическая структура слова как знака языка. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства коммуникации



Лекция 7. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи (2 часа)

Порождение речевого высказывания. Три плана речевого мышления Л. С. Выготского. Внутренняя речь. Типы внутренней речи. Динамическая схема высказывания (А. Р. Лурия). Модель порождения речи (А. А. Леонтьев – Т. В. Ахутина). Общность знаний коммуникантов как предпосылка знакового общения. Смысловое восприятия речи. Определение смыслового восприятия. Физиологические центры речи. Неосознаваемость восприятия. Модульный характер восприятия речи. Вероятностное прогнозирование при восприятии. Механизм эквивалентных замен. Субъективность восприятия речи. Восприятие формы речи и понимание. Ситуативность речи и ее понимание. Уровни понимания речи. Значение и смысл. Зависимость смыслового восприятия речи от знаний коммуниканта о языке и мире. Производство речи – построение речевой цепи как процесс овнешнения мысли говорящего, не доступной для непосредственного восприятия. Синхронность процессов производства и восприятия устной речи. Знаковый и полимодальный характер речевой цепи. Биполярность производства речи. Модульный характер производства речи.

Лекция 8. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе (2 часа)

Периодизация освоения речи ребенком. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Освоение ребенком звукового строя речи. Объем понятия «усвоение языка». Родной язык, доминантный язык, второй язык. Теория врожденных знаний. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевых способностей. Период однословных высказываний. Протоязык. Эхолалия. Ориентация на слово (А.М.Шахнарович). Освоение ребенком гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций. Слого-слова и квази-слова. Онтогенез семантики. Роль общения в онтогенезе. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в онтогенезе. Орудийность языкового знака. Особенности овладения родным и вторым языком.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Практические занятия по психолингвистике предполагают усвоение студентами теоретических знаний в виде практических умений и навыков.

Содержание практических занятий связано с необходимостью выработать у студентов умение проводить элементарные психолингвистические эксперименты; сформировать у студентов навыки использования основных психолингвистических методик с целью решения исследовательских и прикладных задач.

Практическое занятие 1. Психолингвистика как научная дисциплина (2 часа).

Цель: показать место психолингвистики в системе гуманитарных знаний: с одной стороны, ее исключительность, с другой – пересечения с другими науками.

История возникновения и развития психолингвистики. Основные теоретические источники психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к анализу языковых явлений. Связь психолингвистики с другими науками. Междисциплинарность науки. Основные разделы и актуальные направления современной психолингвистики. Теоретические проблемы современной психолингвистики. Основные методы психолингвистических исследований. Эксперимент в психолингвистике. История и виды ассоциативного эксперимента. Механизм ассоциирования. Различные подходы к классификации ассоциативных реакций. Ассоциативные словари и нормы.

 

Практическое занятие 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований (4 часа).

Цель: познакомить с основными общими и частными методами науки психолингвистики.

Психолингвистика в системе психологических наук. Место психолингвистики в философских учениях современности. Психолингвистика как область культурологи. Проблемы современной этнопсихолингвистики Методы экспериментального исследования в психолингвистике. Лингвистический эксперимент и его использование в прикладной психолингвистике. Метод ассоциативного эксперимента. Особенности метода завершения (восстановленния) речевого высказывания. Методика восстановления деформированного текста. Экспериментальные методы компьютерной психолингвистики.

 

Практическое занятие 3. Языковое сознание / Языковая личность (2 часа) (2 часов).

Цель: показать область пересечения языка и сознания и формирование языковой личности.

Проблемы языка и сознания. Язык и мышление. Язык и образ мира. Психосемантическая структура индивидуального сознания. Личные конструкты как инструменты индивидуального сознания. Уровни языковой личности. УПК.

 

Практическое занятие 4. Основы теории речевой деятельности (2 часа)

Цель: познакомить с отечественными трудами в области теории речевой деятельности, отличительными особенностями речи.

Как можно определить речевую деятельность как одного из видов деятельности человека. Какие основные фазы речевой деятельности вы знаете. Каковы психологические механизмы, обеспечивающие осуществление речевой деятельности. Как определяются понятия «речевое действие» и «речевая операция». Какие виды речевых операций и основные речевые действия реализуют речевую деятельность. Раскройте понятия речевых и языковых навыков и умений, дайте их полные характеристики. Каким образом основные функции речи реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека. Какие основные компоненты психологического содержания речевой деятельности вы знаете. Какие существуют виды и формы речи. Чем отличается внутренняя речь от других видов речевой деятельности. Как внутренняя речь влияет на познавательную деятельность человека и процессы речевой коммуникации.

 

Практическое занятие 5. Язык и мышление (2 часа)

Цель: систематизировать и схематизировать представление о языке и мышлении.

Дайте определение языка как «системы общественно выработанных средств» осуществления речевой деятельности. Назовите основные единицы языка и мышления и перечислите их наиболее важные признаки. Охарактеризуйте единицы языка с точки зрения их основных функций в процессе речевой коммуникации. Определите, какие закономерности внутреннего строения языка отображают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» системы языка.

 

Практическое занятие 6. Человек и знак (2 часа)

Цель: познакомить с функциями и особенностями знаковых систем в развитии человека.

Понятие знак, значение, символ. Дайте общую характеристику слова как основного и универсального знака языка. Укажите основные компоненты значения слова; как они связаны с основными функциями слова как знака языка. Дайте определение понятий «материальный» и « идеальный» носитель значения слова. Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух основных составляющих его семантики. Дайте определение текста как универсального знака языка и основного средства осуществления речевой коммуникации.

 

Практическое занятие 7. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи (2 часа)

Цель: познакомить с основными особенностями механизмов порождения и восприятия речи.

Этапы и составляющие их операции механизма порождения речи. Процессы порождения речевых высказываний в концепции отечественной психолингвистической школы. Характеристика речевой деятельности «слушания» (Восприятие и понимание речи). Процессы порождения речевых высказываний в концепции отечественной психолингвистической школы. Психолингвистические концепции процессов восприятия речи. Вероятностное прогнозирование при восприятии речи. Мозговая организация процесса порождения речевых высказываний. Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи.

Практическое занятие 8. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе (2 часа)

Цель: сформировать устойчивые представления о развитии способностей к речетворчеству в онтогенезе.

Раскройте понятие «семантического поля» значения слова; как образуется данное понятие в ходе «речевого онтогенеза». Этапы формирования речи в онтогенезе. Критические периоды в освоении речи ребенком. Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе. Формирование лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности. Закономерности формирования грамматического строя речи в ходе онтогенеза. Детское словотворчество в период овладения системой родного языка. Специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе. Теоретические концепции формирования языковой компетенции в ходе онтогенеза. Проблема взаимосвязи в развитии мышления и речи. Проблема соотношения языка и сознания. Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи ребенка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Вопросы для самостоятельного изучения (36 час.)

1. Каковы основные постулаты отечественной психолингвистической теории.

2. Дайте психолингвистическую характеристику текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации»

3. Раскройте значение научных трудов В.Гумбольдта, И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.А.Потебни, Л.В.Щербы для становления психолингвистики.

4. Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.

5. Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.

6. Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.

7. Охарактеризуйте виды и формы речи.

8. В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С.Выготскому.

9. Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.

10. Опишите кодовые единицы внутренней речи.

11. В чем заключается сущность теории Н.И.Жинкина об особых кодах внутренней речи.

12. Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.

13. Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.

14. Покажите роль детского словотворчества в период овладения системой родного языка.

15. Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики (отечественной и зарубежной).

16. Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности»

17. Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.

18. Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.

19. Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.

20. Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

21. Раскройте понятие семантического значения слова.

22. Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.

23. Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.

24. Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

25. Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.

Литература:

1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 2008.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2003.

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1998.

4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М.: РГГУ, 1999.

6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М. – Воронеж, 2001.

7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999; 2003.

8. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.

9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997.

1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М., 1999.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984.

4. Блумфилд Л. Язык. – М.: УРСС, 2002. – С. 17–36.

5. Ермолаев Б.А. Понятие речевой способности и психолингвистическое изучение семантики // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 86–97.

6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

7. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. – СПб.: Речь, 2001. – С. 22–25, 137–177.

8. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 5–20.

9. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. – М.: Изд-во «Флинта», 2004. – С. 15–34.

10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 45–71.

11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Изд-во Смоленского госуниверситета, 1997. – С. 97–113.

12. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. Т. 1. Гл. XI: «Речь». – С. 442–483.

13. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: "Прогресс", 1976. – 350 с.

14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. – С. 347–343.

15. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989. – С. 102–121.

16. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М.: Смысл, 2001. – С. 43–52.

17. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Academia, 2001.

18. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Изд-во РОУ, 1995.

19. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Изд-во Речь, 2002. – С. 68–83.

 

Самостоятельная работа по практической части курса:

№ п/п Вид работы кол-во час.
1. Конспектирование основных научных статей по значимым темам
2. Описать языковую личность в системе дневных дискурсов (по схеме, предложенной в материале по языковой личности)
3. Проанализировать концепты «дело», «дружба», «свобода» в русском и изучаемом языках.
4. Описать собственные семиотические функции.
5. Провести ассоциативный эксперимент с 10 носителями русского языка и обработать его результаты
6. Исследование субъективного семантического пространства личности / Исследование группового семантического пространства
  Итого

График самостоятельной работы по курсу «Психолингвистика»

Сем.
    К   С     К   С   К     К   К  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

№ п/п Название Кол-во экз.
Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2009*.
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2003*.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1998*.  
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М.: РГГУ, 1999*.  
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999; 2003*.  
Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. Курс лекций. М. 2005-2010.

Дополнительная литература

1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М. – Воронеж, 2001.

3. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.

5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997.

6. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

7. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. М., 2007.

ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

http://www.ruscorpora.ru –Национальный корпус русского языка

www.gramota.ru - справочно-информационный портал по лингвистике, языку

www.gumer.info – библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://window.edu.ru– Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.