Лекция 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований (4 часа)
Учебно-методический комплекс
Психолингвистика
По специальности
030300 – «Психология»
Присваиваемая квалификация (академическая степень)
бакалавр
Форма обучения
очная
Челябинск 2011 г.
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……
|
| 1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……
|
| 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....
|
| 1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата ....
|
| 1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………
|
| 1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………
|
| 1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………
|
| 1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………
|
| 1.3.2. Лекции …………………………………………………..………..
|
| 1.3.3. Практические занятия/семинары……………………………...…
|
| 1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………...
|
| 1.4. Список литературы ……………………………………………..……..
|
| 1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...
|
| 2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……
|
| 3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..
|
| 4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………
|
| 5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……
|
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Главная цель курса — познакомить студентов с методологической, теоретической и экспериментальной базами психолингвистических исследований; с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе психолингвистики, дать представление об основных проблемах, решаемых в рамках психолингвистики.
1. Задачи дисциплины.
· Дать представление об этапах становления зарубежной и отечественной психолингвистики.
· Познакомить студентов с объектной и предметной областями психолингвистики.
· Познакомить с тенденциями развития современной психолингвистики.
· Показать возможности использования теоретических посылок психолингвистики для решения практических задач.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Дв.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 030300 – «Психология».
Курс связан с дисциплиной русский язык и культура речи, общая психология.
Для успешного освоения курса должны быть сформированы следующие компетенции:
· иметь представление о современных принципах анализа высших психических функций,
· знать специфику функциональных систем и речевой функциональной системы,
· знать о теории динамической локализации высших психических функций.
Программа курса построена по модульной системе
В курсе выделено несколько разделов / тем:
1. Развитие психолингвистики как научной дисциплины.
2. Основы психолингвистической теории.
3. Основы теории речевой деятельности.
4. Язык как основное средство осуществления речевой деятельности.
5. Психолингвистические модели порождения и восприятия речи.
6. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе.
7. Особенности экспериментальных исследований в психолингвистике.
Курс имеет практическую часть в виде апробации экспериментальных методик.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению 030300 – «Психология»:
а) общекультурных (ОК):
· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;
· владение культурой научного мышления, обобщением, анализом, и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).
б): профессиональных (ПК)
научно-исследовательская деятельность:
· способность и готовность к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);
педагогическая деятельность:
· способность и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать вопросы, касающиеся причин появления и развития науки психолингвистики и бихевиоризма; фамилия и основные исследования ведущих ученых в этой области; основы детского речепорождения и речетворчества, а также особенности соотнесения речи с психическими процессами;
· уметь проводить анкетирование, лингвистический и ассоциативный эксперимент и анализировать их результаты, а также делать описание языковой личности, обрабатывать тексты, включающие имплицитные смыслы.
· владетьсистемой взаимосвязанных методов психолингвистики; навыками анализа психолингвистических фактов; элементарными способами проведения психолингвистических экспериментов; основными инструментами диагностики речевого поведения человека.
Для успешного изучения курса студенту необходимо иметь представление о современных принципах анализа высших психических функций; знать специфику функциональных систем и речевой функциональной системы; знать о теории динамической локализации высших психических функций (усвоить учебные курсы «Общая психология», «Русский язык и культура речи», «Основы нейропсихологии»).
Курс «Психолингвистика» включает в себя лекционные занятия (18 час.)
Курс имеет практическую часть в видепрактических занятий (18 час.)
Технология обучения ориентирована насовременные методики обучения навыкам анализа порождения и восприятия высказывания.
· Технология обучения ориентирована на современные концепции психолингвистики.
· В курсе используются современные методики обучения психолингвистике.
· Используются лексикографические источники и наиболее значимые Интернет-ресурсы русской зоны.
· Активно применяется метод тестирования, работы в группах, метод взаимоконтроля.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощьюконтрольных заданий и экзамена.
Психолингвистика (psycholinguistics) – самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникла для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно. Основная цель курса –познакомить студентов с методологической, теоретической и экспериментальной базами психолингвистических исследований; с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе психолингвистики, дать представление об основных проблемах, решаемых в рамках психолингвистики.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
общий объем часов – 108, в том числе:
- лекции – 18 час;
- .практические занятия – 18
- самостоятельная работа – 72
Форма контроля – зачет.
Семестр 3.
Общее содержание курса
№№
Пп
| Наименование тем
| Виды учебных занятий (лекции, практ., лаборат)
| Кол.часов (Объем)
|
|
|
|
| 1.
| Психолингвистика как научная дисциплина.
| Лекция, практ.
| 2/2
| 2.
| Основные направления современной психолингвистики и методы исследований
| Лекция, практ.
| 4/4
| 3.
| Языковое сознание / Языковая личность
| Лекция, практ
| 2/2
| 4.
| Основы теории речевой деятельности
| Лекция, практ
| 2/2
| 5.
| Язык и мышление
| Лекция, практ
| 2/2
| 6.
| Человек и знак
| Лекция, практ
| 2/2
| 7.
| Психолингвистические модели порождения и восприятия речи
| Лекция, практ
| 2/2
| 8.
| Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе
| Лекция, практ
| 2/2
|
| Итого:
|
| 18/18
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ОБЪЕМ ЗАНЯТИЙ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
№№
Пп
| Наименование тем
| Виды учебных занятий (лекции, практ., лаборат)
| Кол.часов (Объем)
| Самост. работа
| Формы текущего контроля
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Психолингвистика как научная дисциплина.
| Лекция, практ.
| 2/2
|
| -
| 2.
| Основные направления современной психолингвистики и методы исследований
| Лекция, практ.
| 4/4
|
| эксперимент
| 3.
| Языковое сознание / Языковая личность
| Лекция, практ
| 2/2
|
| к/р
| 4.
| Основы теории речевой деятельности
| Лекция, практ
| 2/2
|
| к/р
| 5.
| Язык и мышление
| Лекция, практ
| 2/2
|
| к/р
| 6.
| Человек и знак
| Лекция, практ
| 2/2
|
| тест
| 7.
| Психолингвистические модели порождения и восприятия речи
| Лекция, практ
| 2/2
|
| к/р
| 8.
| Психолингвистические закономерности овладения языком и формирование речевой деятельности в онтогенезе
| Лекция, практ
| 2/2
|
| опрос
|
| Итого:
|
| 18/18
|
|
|
ЛЕКЦИИ
Лекция 1. Психолингвистика как научная дисциплина (2 часа).
Психолингвистика как междисциплинарная наука. Объект и предмет психолингвистики, её статус в системе наук. Определение психолингвистики. Внешние и внутренние причины возникновения психолингвистики. Различные подходы к периодизации развития психолингвистики и классификация ее ведущих направлений. Развитие психолингвистических исследований. Влияние психолингвистических исследований на становление новой научной парадигмы в современной лингвистике. Разделы психолингвистики.
Лекция 2. Основные направления современной психолингвистики и методы исследований (4 часа)
Развитие психолингвистических исследований. Современное состояние психолингвистики: основные тенденции развития и проблемы. Психолингвистика как экспериментальная наука. Метод и методология. Общие методы. Общенаучные методы. Наблюдение. Интроспекция. Описание. Эксперимент. Психофизиологические методики. Экспериментальные методы в психолингвистике. Свободный ассоциативный эксперимент. Метод семантического шкалирования. Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда. Метод семантического интеграла В.И.Батова и Ю.А.Сорокина. Вероятностное прогнозирование. Индексирование текста. Косвенные методики. Лингвистические эксперименты. Формирующий и обучающий эксперименты. Психологические и физиологические методы психолингвистического исследования. Исследования детской речи. Патология речи. Основные проблемы и основные направления исследования речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|