Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ





ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

 

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК

 

1. Подберите слова для проверки безударных гласных в корне в следующих словах .

 

Призн..вать -

запр..щать -

вопл..щать -

уск..рять -

упл..тнять -

обв..нять -

сост..влять -

оп..саться -

обн..жать -

перев..сти -

сохр..нять -

возгл..влять -

пок..рать -

пок..рить-

укр..тить -

сокр..тить -

б..чевать -

об..щать -

зам..нить -

запр..тить -

сож..леть -

 

 

2. Объясните правописание безударных гласных в корнях сле­дующих слов, обращая внимание на их значение.

Флаги разв..ваются.

Посв..тить себя физике.

Ч..стота эксперимента.

Разр..дить атмосферу.

Спл..тить единомышленников.

Скр..петь пером.

Прим..рить противников.

Ум..лять значение.

Прист..жная в русской тройке.

Отрасль разв..вается.

Посв..тить фонарем.

Ч..стота радиоволн.

Разр..дить посевы.

Запл..тить долг.

Скр..пить подписью.

Прим..рить костюм.

Ум..лять о помощи.

Прист..жной воротник.

 

3. Объясните правописание безударных гласных в корнях с историческими чередованиями.

Прил..жить усилия, обсудить предл..жение, распол..гать к себе людей. Я пол..гаюсь на Вас.



Первые р..стки, молодая пор..сль, новая отр..сль, нар..щивание потенциала.

Никакого ср..внения, новый ур..вень, ур..внять возмож­ности, подр..внять края бумаги, ср..внять с землей.

Прекл..нение перед авторитетом, скл..нить голову, кл..няйтесь знакомым.

Тв..рение мастера, тв..рческая мастерская, старая утв..рь.

К..снуться интересной проблемы. Не к..сайтесь этой темы.

 

4. Вставьте пропущенные гласные буквы. В случае затруднения
обратитесь к словарю.

Ан..логия, аф..ризм, ант..гонизм, ар..стократия, альм..нах, б..лл..тень, бр..ш..ра, в..рнисаж, в..девиль, в..трина, г..пербола, гн..сеология, д..фицит, д..гматизм, ж..нглер, интер­п..лляция, лег..тимный, л..яльный, мар..онетка, инц..дент, финансовая к..мпания, рекламная к..мпания, корп..рация, м..раторий, н..минал, ол..гархия, ор..гинал, пар..тет, пац..физм, п..стулат, тр..ектория, ульт..матум, ф..лантропия.

 

5. Вставьте, где необходимо пропущенные согласные буквы.
В случае затруднения обратитесь к словарю.

Ан..отация, апел..яция, ас..имметрия, ан..улировать, ас..истент, режис..ер, продюс..ер, оф..ис, дил..ер, компромисс.., дилем..а, дис..идент, ком..ентарий, тер..аса, пол..ис, кор..упция, эм..ис..ия.



 

6. Объясните правописание согласных в следующих словах.

Совес(?)ливый человек. Корыс(?)ный поступок. Чудес(?)ное превращение. Учас(?)ливый сосед. Страс(?)ный поклонник. Комендан(?)ский час. Президен(?)ский указ. Гиган(?)ский ска­чок. Интеллиген(?)ский подход. Влас(?)ные структуры. Доб­лес(?)ный труд. Опас(?)ный поворот. Праз(?)ничный день. Облас(?)ной совет. Окрес(?)ный пейзаж. Гнус(?)ный поступок. Ярос(?)ная атака. Кос(?)ный взгляд. Кос(?)ный мозг. Словес(?)ный портрет.

 

7. Объясните правописание приставок на -з и -с.

И..пользовать все возможности, ни..провергать автори­теты, чере..чур ра..горячиться, ..беречь силы, неи..сякаемый и..точник, материалистическое мирово..зрение, бе..апелляцион­ное заявление, бе..смысленный спор, во..дать должное, во..произвести текст, прово..гласить, во..соединение, пе­реи..брать депутата, и..черпать ресурсы, начать ра..оружение, ра..пустить войска, ра..делаться с противником, ..густить краски, ..двинуть с мертвой точки, ..жигать мосты, ..зывать союзников, произвести ра..чет, ра..читаться по счету.

 

8. Объясните правописание приставок пре- и при-в следующих
словах.

Пр..небречь опасностью, пр..норовиться к людям, пр..воз­мочь усталость, пр..входящий момент, пр..восходящие силы, пр..вышение власти, не пр..минул упрекнуть, ненужные пр..пирательства, рамки пр..личия, беспр..кословное под­чинение, камень пр..ткновения, пр..вередливый человек, непр..менное условие, пр..водной ремень, пр..мкнуть к дви­жению, пр..мелькавшееся лицо, сердечная пр..вязанность, пр..одолеть пр..пятствие, негде пр..клонить голову, коле­нопр..клоненная фигура.



 

9. Составьте словосочетания со следующими словами, объясните
правописание пре- а при-.

Пребывать - прибывать, превратный - привратник, пре­дать - придать, непреложный - неприложимый, непременный - неприменимый, препираться - припереть, преступить - при­ступить, претерпеть - притерпеться, преходящий - прихо­дящий, претворять - притворять, преемник - приёмник -восприемник.

 

10. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по орфо­
графическому словарю.

Пр..людия, пр..стиж, пр..амбула, пр..зидент, пр..тендент, пр..тензия, пр..мьера, пр..цедент, пр..рогатива, пр..валиро­вать, пр..оритет, пр..митивный, пр..вилегированное положе­ние.

 

11. Объясните написание и или ы в начале корня в следующих
словах.

Без..нициативный, без..нтересный, из..мать, вз..мать, об..грать, под..тожить, с..знова, с..мпровизировать, пред..дущий, сверх..нтеллигентный, сверх..зысканный, пред..нфарктный, пред..стория, контр..гра, спорт..нвентарь, меж..нститутский, дез..нформация, пан..сламизм, гипер..нфляция, пост..нфарктный.

 

12. Образуйте новые слова, объясните правописание ъв них.

Из (езженный, обильный). Сверх (естественный). От (яв­ленный, брошенный). Двух (этажный, ярусный). Раз (учить, уверить, яриться). Пред (убеждение, защита, являть). С (ез­дить, агитировать, экономить). Трех (элементный, арочный). Контр (удар, атака, игра).

 

13. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, сформулируйте
правила правописания ъ.

Суб..ективный подход, служебная суб..ординация, ад..ютантский мундир, меж..игровая тренировка, меж..ярусное оформление, принять контр..меры, рыночная кон..юнктура, транс..американская магистраль, пре д..явить об..винение, об..единить усилия, с..емная деталь, своевременное раз..яс­нение, разрешение на в..езд, полная об..ективность, ненужная в..едливость, с..экономленная энергия, об..условленный об..ем, с..агитировать друзей, об..явить перерыв, раз..единение войск, раз..блачить противника, раз..укрупненный район, неот..ем­лемые права, четырех..элементное соединение, без..алаберное поведение, без..укоризненное поведение, сверх...емкий процесс.

 

ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -нн- В ПРИЧАСТИЯХ

И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

14. Объясните правописание -я- и -нн- в следующих прила­
гательных
.

Традицио..ая встреча, естестве..ые науки, диссертацио..ое исследование, дискуссио..ый клуб, письме..ая работа, пойме..ый список, деревя..ые ступени, торжестве..ый день, экстре..ое заседание, серебря..ая монета, кожа..ый портфель, лебеди..ая песня, стекля..ая посуда, оловя..ый взгляд, пусты..ая дорога, стари..ая гравюра, двойстве..ое положение, квалифицирова..ый специалист, бсзветре..ая погода, ветря..ая мельница, ветре..ый день, асфальтирова..ая дорога.

 

15. Объясните правописание отглагольных прилагательных.

Глаженые брюки, золоченые изделия, ломаная линия, сти­раное белье, путаный ответ, ношеный костюм, стреляный воробей, конченый человек, писаная красавица, прощеное воскресенье, нехоженые тропы, неписаный закон, незваный и непрошеный гость, некрашеный забор, некошеный луг, неезженый проселок, гладкокрашеная ткань, малоезженая дорога, малохоженая тропинка, свежемороженая рыба, златокова­ный сундук, пестротканое полотно.

 

16. Объясните правописание слов с пропущенными буквами (см. справку 10).

Из высоких ворот,

Из Заохтенских болот,

Путем нехоже..ым,

Лугом некоше..ым,

Сквозь ночной кордон.

Под пасхальный звон,

Незва..ый,

Несуже..ый, -

Приходи ко мне ужинать.

(А. Ахматова)

 

17. Объясните правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.

Ране..ый боец, изране..ый боец, ране..ый пулей боец. Глаже..ый костюм, неглаже..ый костюм, выглаже..ый костюм. Правле..ая рукопись, исправле..ая рукопись, исправле..ая авто­ром рукопись.

Краше..ый забор, покраше..ый забор, давно покраше..ый забор.

Плете..ая корзина, сплете..ая из ивовых прутьев корзина.

Некоше..ый луг, давно не коше..ый луг.

Некипяче..ая вода, вскипяче..ая на костре вода.

Топле..ое молоко, топлс.ое в русской печи молоко.

Золоче..ое кольцо, позолоче..ое кольцо, позолоче..ое мас­тером кольцо.

 

18. Объясните написание н или ннв следующих словах.

Обиже..ый ребенок, пуще..ое в срок производство, рожде..ый в неволе, купле..ый в рассрочку телевизор, броше..ый окурок, лише..ый прав человек, внуше..ая мысль, растеря..ый вид, послать наложе..ым платежом, подержа..ые книги.

Иллюстрирова..ый журнал, квалифицирова..ый специалист, избалова..ый ребенок, кова..ый сундук.

Нежда..ая и негада..ая встреча, нечая..ый проступок, свяще..ая память, жела..ый миг.

 

19. Объясните написание н или нн в кратких причастиях и прилагательных.

Сюжеты этих произведений сложны и запута..ы. Иногда простые вопросы бывают искусственно запута..ы. Необхо­димые технические материалы были изыска..ы на месте. Манеры этого художника весьма изыска..ы. Победа нашей команды бесспор..а и заслужена в честном поединке. Публика была взволнова..а сообщением о приезде знаменитого артиста. Игра артиста была проникнове..а и взволнова..а. Девушка очень тактична и воспита..а. Театральная молодежь воспита..а в классической традиции. Идеалы и устремления русской интеллигенции благород..ы и возвыше..ы. Б период петровских преобразований многие талантливые люди были приближе..ы ко двору и возвыше..ы.

 

20. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Объясните правописание гласных перед
нн.
.

Проверить - сломать -

заменить - просеять -

выменять - надкусить -

настоять - покусать -

замесить - наклеить -

размешать - заметить -

 

21. От каких глаголов образованы данные причастия? Объясните их правописание.

Выкач..нная из бака нефть -

выкач..нная из подвала бочка-

выслуш..нные замечания -

высуш..нные грибы -

замеш..нный в преступлении человек -

замеш..нное тесто -

завеш..нное окно -

повеш..нное белье -

застро..нный участок -

крепко насто..нный чай-

подстрел..нная утка -

пристрел..нное ружье -

удосто..нный награды человек

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

22. К каким частям речи относятся слова с пропущенными бук­вами? Объясните написание п и ни в них. Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. Все в этом деле взвеше..о и обдума..о. Выступление прошло орга­низова..о. Оно было организова..о театральной студией. Море взволнова..о. Охотник взволнова..о рассказывал о своей первой охоте. Юноша слушал рассея..о. Недоверие было быстро рассея..о. Все общество было изумле..о. Глаза собеседника изумле..о расширились.

 

23. Объясните правописание наречий. Жить (по) новому, (по) осеннему холодный дождь, свистеть (по) птичьи, идти (по) тихоньку, поступать (по) своему, упасть навзнич.., открыть окно настеж.., ударить наотмаш.., дожи­даться было невтерпеж.., подойти слев.., посмотреть направ.., родиться занов.., вытереть насух.., известен издавн.., уйти засветл.. .

 

24. Объясните слитное или раздельное написание отрицательных наречий, сравните правописание отрицательных наречий и
местоимений.

(Ни) куда не ездить, (ни) (от) куда не получать писем, (не) (от) куда позвонить по телефону, (ни) сколько не волноваться, приобрести (не) сколько книг, (ни) чуть не тревожиться.

(Ни) кому не писать, (ни) (к) кому не обращаться, (ни) кого не спрашивать, (ни) (от) кого не зависеть, (не) кем заменить, (не) (с) кем переслать.

 

25. Объясните слитное или раздельное написание наречий.

(На) всегда запомнить, перенести на (после) завтра, от­ложить (до) завтра, жить (на) против, видеть (на) сквозь, свести (на) нет, сохранить (до) ныне, сложить (в) двое, разделить (на) двое, плыть (по) двое, увеличивать (по) немногу, сказать (с) горяча, биться (в) рукопашную, окончить (в) ничью, действовать (в) открытую, решить (в) общем, говорить (во) обще.

 

26. Объясните слитное или раздельное написание наречий. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

Запомнить (на) век, (на) веки, записаться (на) кануне, прийти (тот) час, побежать (в) догонку, разбить (в) дребезги, сгореть (до) тла, обращаться (за) панибрата, смотреть (ис) подлобья, ударить (ис) подтишка, схватить (в) охапку, глядеть (в) упор, рассчитывать (на) верняка, считать (под) ряд, соскочить (на) ходу, спрашивать (по) одиночке, собираться (с) позаранку, измучиться (в) конец, сделать (в) отместку, покупать (на) расхват.

 

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ

27. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. К каким частям речи относятся эти слова?

Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. романа; отменить экс..курсию (в) следстви.. дождя; уехать, но (в) последстви.. вер­нуться в родной город; договориться (на) счет транспорта; это надо иметь (в) виду; (в) связи с изменением расписания; письма (в) роде дневника; (в) виду нелетной погоды.

 

28. Объясните слитные или раздельные написания.

1. Подложили цепи под колеса вместо тормозов, что (бы) они не раскатывались. 2. Что (бы) ни говорили, а я выполню эту работу. 3. Надо было дождаться утра во что (бы) то (не, ни) стало. 4. Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили. 5. Он во что (бы) то (не, ни) стало хотел первым все рассказать брату. 6. Не для того (же) пахал он и сеял, что (бы) нас ветер осенний развеял. 7. Смотри, кума, что (бы) не осрамиться.

 

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ

29. Объясните слитное или раздельное написание не с прилага­тельными.

(Не) известный писатель. Совершенно (не) известный писатель. Совсем (не) известный писатель. Отнюдь (не) известный писатель. Далеко (не) известный писатель. Никому (не) известный писатель. (Не) известный нам писатель. Еще один (не) известный писатель. (Не) известный еще писа­тель.

 

30. Объясните слитное или раздельное написание нес причастиями и прилагательными.

Поступок, задуманный им, но (не) совершенный. Все ин­тересовались еще (не) описанным экспериментом. Зрители пришли в (не) описуемый восторг. (Не) слыханный и (не) ви­данный в мире успех спортсменов. Материал, (не) подходящий нам по качеству. (Не) определенный по звучанию. (Не) обдуманный серьезно поступок. (Не) подготовленный доклад. (Не) подготовленный к докладу материал. (Не) ограниченный в средствах человек. Проект, (не) ограниченный материальными затратами. Человек, совершенно (не) образованный и (не) воспитанный.

 

31. Объясните слитное и раздельное написание не а ни с различ­ными частями речи.

 

 

Акакий Акакиевич

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого (н..) кто (н..) мог припомнить. Сколько (н..) переменялось директоров и всяких начальников, его ви­дели все на одном и том (же) месте, в том (же) положении, в той (же) самой должности, тем (же) чиновником для письма. В департаменте (н..) оказывалось к нему (н..) какого уважения. Сторожа (н..) только (н..) вставали с мест, когда он проходил, но даже (н..) глядели на него, как будто (бы) через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как (то) холодно-деспотически. Какой (нибудь) помощник столона­чальника прямо совал ему под нос бумаги, (н..) сказав даже: "Перепишите", или: "Вот интересное, хорошенькое дельце", или что (нибудь) приятное, как употребляется в благовос­питанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, (н..) глядя, кто ему подложил и имел (ли) на то право. Он брал и тут (же) пристраивался писать ее. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало кан­целярского остроумия... Но (н..) одного слова (н..) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто (бы) (н..) кого и (н..) было перед ним; это (н..) имело даже влияние на занятия его: среди всех этих докук он (н..) делал (н..) одной ошибки в письме. Только если уж слишком была (н..) выносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"

(Н.В, Гоголь. "Шинель")

 

ПУНКТУАЦИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.