Сделай Сам Свою Работу на 5

Яфеитическая теория и «новое учение о языке».





Общие сведение о КШ и об основателе Бадуэн Де Куртене.

КШ - это такое географическое название, но в то же время условное, так как Бодуэн (сам поляк) заложил основу, но прожил в Казани недолго.

Бадуэн Де Куртене (1841-1929)

Учился в Варшавском университете и уже в студенческие годы определись его интересы (индоевропейские языки и фонетика).

В 1868 году пишет работу «Некоторые случаи действия аналогий в польском склонении», посвященной истории польскому языку, где рассматривается влияние аналогий.

После Варшавы переезжает в С-Пб. И начинает работать под руководством Срезневского над диссертацией «О древнепольском языке до 14 столетия».

В 1870 году после защиты допущен к чтению лекций по сравнительной грамматике индоевропейских языков, а 1874 защищает уже докторскую и тогда ему предлагает кафедру в казанском университете.

Казанский период.

Наиболее плодотворный. Сферы интересов: фонетика и физиология звуков.

Бодуэн ничего не публикует, но в лекциях формирует новые мысли и подходы и является основателем нового взгляда на язык.

Дербт – Краков – С.-Пб. (1900)

В числе в его учеников были Щерба, Поливанов, Якубинский и другие.



После революции польские власти приглашают его вернуться домой, и он возвращается.

Методологические установки Бадуэна в сравнении с установками младограмматиков.

А) связь с младограмматиками:

С одной стороны Бодуэн взгляды разделяет, но такое внимание к звуку проявил в нем еще больший интерес к индивидуальному звуку речи.

Бодуэн отмечал важность социальной составляющей.

Б) точки зрения на ЗЗ и звуковые изменения.

Младограмматики считали, что Звуковой Закон действует безотказно и исключительно, но, при этом, младограмматики не интересовались причинами звуковых изменений. Здесь Бодуэн и задается этим вопросом. Б.выступает против обособленно изучения звука и подчеркивает, что необходимо подчеркивать их системные связи, а именно: их сущ-ние в парадигме грамм-ких форм и так е соц.факторы общения, которые играю важнейшую роль в возникновении ЗЗ. ЗЗ он считает результатом скрещенного действия противоположных и противоречивых факторов. Б.делает акцент на то, что З.изменения происходят в речи, а не на подсознательном уровне (как считали младограмматики). Поэтому он отказывается от абсолютного психологизма младограмматиков.



В) статика и динамика.

У младограмматиков только исторический подход объявляется единственным возможным. Фонетические изменения рассматривались изолировано.

Б.обосновывает важность статического (описательного) анализа в противовес господствовавшему сравнительно-историческому методу. Статический метод, говорил он, важен и может употребляется очень эффективно для раскрытия механизма языка, анализа языковой системы. Система языка представляет собой устойчивое состояние языковых компонентов.

Таким образом, он призывает различать законы развития и с другой стороны законы, которые обусловливают данное состояние языка. Именно законы второго типа составляют сущность языка.

Вместе с тем он не проводит жесткой линии и говорит, что законы эти связаны. Статика языка, его данность на каждый момент есть фаза исторического движения, элемент его динамики. Нет неподвижности в языке.

Б.четко формирует принципы относительной хронологии. Это связано с как раз отсутствие разрыва между статикой и динамикой. Язык складывается постепенно, поэтому периоды возникновения не сменяются поочередно, но каждый период создал что-то новое. Такие результаты работы разных периодов называются слоями языка, выделение которых составляет одну из главных задач языкознания.

Б.выделил статический метод и в этом одна из главных заслуг ученого.

Учение о языке как системе в работах Бадуэна и Крушевского.



(Р.Якобсон – статья об этих двух)

Н.Крушевский (1851-1887)

Учился в Варшавском университете, но он не получил филологического образования, его больше прельщала философия, психология и логика, но одновременно еще во время учебы у него возникает интерес к языковым проблемам в русле психологии и логики. Он пытается после окончания университет приехать в Казань и работать под руководством Б.

1881 – чтение лекций в университете

1883 – опубликована книга «Очерк науки о языке»

1885 – помешательство

1887 – смерть

Учение о языке как системе.

Б.различает применительно к языку следующие стороны:

- внешнюю (звуковую)

- «сторона семантических представлений»

- морфологическая сторона.

Морфология как языковая форма, как структура, как способ, каким языковая сторона связана с психическим.

Б.считает, что языку присуща своя языковая морфология.

 

01.11.2012.

Крушевский в основу своей теории языка положил разграничение двойственных элементов:

1. внутренние связи языковых элементов по сходству

Слова связаны узами сходства со своими сородичами по языковому составу, смыслу или грамматическому оформлению.

Наша память способна хранить типы слов отдельно от других слов.

2. внешние связи языковых элементов по смежности

Каждое слово способно возрождать в нашем духе (в смысле - память, психика) другие слова, с которыми оно сходно. Следуя закону ассоциаций по смежности, слова должны строиться в ряды. И, соответственно, привыкаем употребляться слово с определенным одним, чем с другим.

 

Теория фонемы.

В Казанский период Бодуэн видит необходимость выделения фонетических единиц, которые нельзя отождествить со звуками.

Теория альтернации (чередование).

Одна и та же единица в генетически родственных словах может хар-ться одним или несколькими элементами.

(носить – носьить; несёт – ньесь; ноша – ношьа)

Разработка в орфографии этимологического отдела науки о звуке.

Утверждение, что есть единица более высокого уровня, а эти конкретные «с,ш» есть альтернации.

Крушевский так же использует фонему, но не как Бодуэн; Крушевский называет фонему – самочередующие звуки.

Бодуэн был привязан к психологизму и потому хотел эту фонему как то реально «пощупать».

 

Бодуэном вделяются три типа чередований:

1. девергенты (фонетическое чередование)

2. коряливитивы (различные по звуку, но имеющие общее происхождения) – историческое чередование

3. корреспонденты (однородные по происхождению, но в областях родственных языков)

Pater (лат.) - father (анг.)

 

Как определялись фонемы в то время?

Фонема – это обобщение антропофонических свойств в некоторой фонетической части слова, неделимой при установлении коряливитивных связей в области одного языка и корреспондентых – в разных.

- Как звукотип.

Проблема в том, что желая суще-ния единицы более высокого уровня абстракции, в мире материальном оставил ее все-таки на одном уровне.

Существовали проблемы:

- С таким чрезмерно материальным понимание фонемы.

- В недостаточности рассмотрении фонем только в области этимологически связанных слов.

 

Рассматривает связи звуков в системе языка вообще и говорит о том, что звуки различают слова.

Бадуэн трактует фонему как психический эквивалент звука. Постепенно он проникается мыслью о связях фонетических представлений с морфологическими и семантическими.

С одной стороны определяет фонему как звукотип, а с другой – рассматривает фонему как результат абстракции, моделирование, как просто элемент языковой структуры.

***

 

☺Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.

0) Немного о нем.

1) Речевая деятельность и язык речи.

2) Учение о лингвистическом знаке.

3) Язык как система.

4) Синхрония и диахрония.

Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

- основатель структурализма.

Родился в Женеве в семье ученых.

В сознательном возрасте (в 70-е гг), когда главенствовала школа младограмматиков, он начал заниматься в Женевском университете, но ему там не понравилось и уже через год он отправился в Лейпциг, где учился у Куртиса и …., интересуясь сравнительным анализом языков.

В 1878 году он пишет свой знаменитый мемуар (исследование) «О первоначальной системе гласных в индоевропейских языках», в котором содержится целостное изображение системы.

Воспринялся этот труд отрицательно.

 

 

15.11.2012.

☺Языкознание в СССР в 20-50 гг.

0) О Н.Я.Марре.

1) Яфеитическая теория и «новое учение о языке».

2) «Поливановская дискуссия. Февраль 1929 года»

3) Дискуссия в газете «Правда» 9 мая-4 июля 1950 года. Стать Сталина относительно марксизма в языкознании.

 

О Н.Я.Марре. (1864 (1865-?)-1934 гг.)

Знаменит. Родился в семье необычной. Его отцом был шотландец Джеймс Марр.

Языковая ситуация была странной, потому что отец говорил на французском и английском, а мать исключительно на грузинском.

Способности полиглота. 7 языков. Родным считал грузинский.

Петербургский университет.

 

Яфеитическая теория и «новое учение о языке».

Название - по аналогии с названием семитахаминских языков (афразитских), Марр берет имя третьего сына Ноя. По его мнению, эта группа зародилась в Средиземноморье. И в эту семью языков он относит грузинский.

Теория научной не была: в то время методом сопоставительного анализа языков он не владел (его просто не преподавали), да инее очень и старался – им владела идея.

Революцию Марр безоговорочно принимает, потому что надеется на освобождение Грузии.

Со своей этой теорией он оказывается очень востребовал и отвечал своему времени.

В 1821 году был основан институт яфетиделогических изысканий.

Стадиальный характер мышления, и связь его с мактериальным производством

С 1823 года он окончательно порывает с традиционной наукой. И с этого временеи марристы ведут новый счет времени. Возникает «новое учение о языке».

«новое учение о языке»:

- резкое отрицательное отношение к сравнительному языкознанию, как к буржуазной науке.

- язык есть надстройка над базисом (термины марксизма: базиз – производственность сил и возможностей).

- язык – это классовое явление. Рассматривает сам процесс возникновения языка и говорит что язык изначально возникает в классовом обществе. Звуковой язык возник при делении общества на классы. Язык возникает для обеспечения «трудмагического» процесса – язык в виде выкриков относится к классу подчиненному, которые продолжают общаться жестами. Этот класс – жрецы и шаманы.

- «Лингвистическая палантология». В любом языке можно отыскать несколько исходных языковых элементов.

4 – сал, бер, ион, рош.

Взяты из начальных элементов из самоназвания племен:

Фесаллы, берберы, ионяне, расенне.

Пример:

«гонэ» - сила, грузинский.

«агонь» - старослав.

«конь» - русский

«хунгар» - венгерский

«энгур» грузинский.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.