Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 4. Система и структура языка; языковые единицы и уровни.





Темы семинарских занятий

Перечень вопросов, заданий, упражнений, предлагаемый к каждому из семинаров, – это максимум, который наиболее полно охватывает сформулированную в теме семинара лингвистическую проблему. Объем реально проделываемой работы определяется, с одной стороны, задачами, которые ставит перед группой преподаватель, с другой - уровнем подготовки студентов.

 

Семинар 1. Общее представление о строении науки о языке.

Язык как знаковая система (2 часа)

Термины:

Язык; “внутренняя” и “внешняя” лингвистика; синхрония и диахрония; сравнительно-историческое, ареальное, типологическое описание языка; знак; план выражения и план содержания (означающее и означаемое, форма и значение); монолатеральная и билатеральная концепция; синтактика и прагматика; знак-индекс, иконический знак, символ.

 

Вопросы к семинару:

1. Объясните, почему языкознание относится к гуманитарным наукам. Каковы связи языкознания с другими гуманитарными науками? С естественными науками?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы языкознания.

Можете ли Вы определить, что значит "прикладное языкознание"?



3. Как Вы охарактеризовали бы место лингводидактики (в том числе методики преподавания иностранных языков) в системе языкознания?

4. В чем сущность знака? Каковы типы знаков?

5. Какие знаковые системы Вы можете назвать?

6. В чем состоит отличие человеческого языка от языка животных? От искусственных языков?

7. Для читавших романы Джона Ле Карре и т.п.: вспомните, какие знаки использовались агентами секретной службы, их значение. Придумайте сами, какие знаки Вы могли бы использовать в такой ситуации.

8. Какие знаковые системы инопланетян Вам известны из научной фантастики?

 

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1. Язык муравьев, язык пчел (Степанов Ю.С. Основы языкознания. - М.: Просвещение, 1966. - §102, Краткие сведения о системах связи у пчел.)

2. Одежда как знаковая система.

3. Языки глухонемых.

4. Искусство как знаковая система.

5. Опыты обучения обезьян языку (шимпанзе Уошо, шимпанзе Сара).

 

Задания и упражнения:

1. Выразите без слов такие простые идеи, как "пожар!", "караул!", "больно!", "отлично!", "боюсь!", "очень рад", "уходи отсюда!"



2. Попробуйте показать следующие простые фразы: "Жили-были старик со старухой у самого синего моря"; "Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня"; "Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперед".

3. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

4. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?

 

Семинар 2. Теория и история письма (2 часа)

Термины:

Грамматология, пиктография, идеография, идеограмма, логограмма, иероглиф, фонография, консонантное письмо, силлабема, силлабарий, графика, орфография, буква, алфавит, диакритика, транскрипция, транслитерация.

 

Вопросы к семинару:

1. Чем характеризуются три этапа развития письма?

2. Как соотносятся термины “пиктограмма” и “иконический знак”? Какие термины Вы добавили бы в этот ряд?

3. Какие разновидности фонографии Вы знаете?

4. Кратко опишите историю латинского и кириллического алфавитов.

5. Назовите основные принципы орфографии; приведите примеры из русского и известных Вам иностранных языков.

6. В чем сущность слогового принципа русской графики?

7. Транслитерация и практическая транскрипция: сравните географические карты страны изучаемого Вами языка русского и их собственного издания: Ваши комментарии? Как Вы объясните случаи “Гудзонов залив”? “Мыс Доброй Надежды”?



 

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1. Франсуа Шампольон, Розеттский камень и начало египтологии.

2. Кирилл и Мефодий.

3. Реформы письменности в России.

4. Системы транслитерации: Международной организации стандартов (ISO, International Standart Organisation), Института языкознания РАН 1951-56 гг., Библиотеки Конгресса США и др.

5. Стенография.

 

Задания и упражнения:

1. Запишите Ваши фамилию, имя, отчество, название вуза в латинской транслитерации (любая из известных Вам систем).

2. Сформулируйте правила употребления букв я и ъ.

3. Какая буква русского алфавита имеет больше всего значений?

4. Какие Вам известны языки, где используются буквы с диакритикой? Что можно сказать о диакритике в русском письме?

5. Приведите примеры несовпадения буквы и фонемы в изучаемом Вами иностранном языке (диграфы, полиграфы; диакритическое употребление букв; другое).

6. Найдите среди следующих письменных знаков пиктограммы, идеограммы, буквы, другие типы знаков; аргументируйте свой ответ.

Н2О; ¹; (х + у)= -1; (; 246; щ; ©; э; sh; `; МГУ; №; $; %;©; *; E.

7. Следуя какому принципу русская орфография различает написания словоформ: боятся - бояться, стыдится - стыдиться, вОзится - возИться; нож - рожь, ключ - дочь; крыш - мышь; кампания - компания?

 

Семинар 3. Функции языка; язык и речь.

Термины:

Функции языка: коммуникативная, когнитивная, экспрессивная, регулятивная, фатическая и др.; метаязык; лингвистическая относительность (гипотеза Сэпира-Уорфа); филогенез, онтогенез; речевая деятельность, речевая ситуация.

 

Вопросы к семинару:

1. Назовите ведущие функции языка и дайте их определение.

2. Перечислите известные Вам частные языковые функции. Как они соотносятся с ведущими функциями? По каким основаниям их выделяют? Какие из них приложимы к языку животных?

3. Прокомментируйте высказывание известного русского психолога Л.С. Выготского: в языке осуществляется “единство общения и обобщения”.

4. Ответьте на вопрос: специфика мышления определяет специфику языка либо наоборот (в филогенезе и онтогенезе)?.

5. Текст для читающего и текст для лингвиста: прокомментируйте различия.

 

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1. Эдвард Сэпир.

2. Общественные функции языка (Лингвистическая Энциклопедия; Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. - М., 1977; Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - Л., 1975).

 

Задания и упражнения:

1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

Боровое (вывеска на железнодорожной станции);

Переучет (табличка на дверях магазина);

Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович;

Равносторонний прямоугольник называется квадратом;

Я в среду не приду на тренировку, не смогу. - Надо, Федя, надо;

По-русски это тоже называется “принтер”;

Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый;

Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).

2. Какие языковые функции реализуются в следующем диалоге из повести В.Войновича “Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина”?

Помолчали. Потом Чонкин посмотрел на небо и сказал:

- Сегодня, видать по всему, будет вёдро.

- Будет вёдро, если не будет дождя, - сказал Лёша.

- Без туч дождя не бывает, - заметил Чонкин. - А бывает так, что и тучи есть, а дождя всё равно нету.

- Бывает и так, - согласился Лёша. На этом они и расстались.

3. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М.Твена “Приключения Гекльберри Финна”:

- А вот если подойдет к тебе человек и спросит: “Парле ву франсэ?” - ты что подумаешь?

- Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке.

Какие языковые функции “не срабатывают” в данном случае?

 

Семинар 4. Система и структура языка; языковые единицы и уровни.

 

Термины:

Система, структура; асимметрия языкового знака; функциональная система; иерархия уровней; знаковый / незнаковый уровень, знаки и фигуры; фон / фонема, морф / морфема, алло-эмическая система понятий; парадигма и синтагма; нулевой знак.

 

Вопросы к семинару:

1. Что имел в виду Фердинанд де Соссюр, говоря, что язык есть форма, а не субстанция?

2. Что такое “двойное членение” в языке?

3. Прокомментируйте определение языка как “системы систем”.

4. Назовите основные единицы языка и соответствующие языковые уровни. По каким принципам они выделяются?

5. Назовите известные Вам незнаковые уровни языка и перечислите их единицы.

6. Какие “промежуточные” единицы и уровни Вы сможете назвать? Как Вы видите в контексте уровневого представления такие термины, как “слог”, “основа слова”, “словосочетание”?

 

Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):

1. Фердинанд де Соссюр.

2. А.А. Реформатский.

 

Задания и упражнения:

1. Даны написания: “Без гаду ниделя”, “биз дома”, “бизь дела”, “бис фкусу”, “бись тибя”, “биш шума”, “биж жира”, “бищ щасьтья”. Охарактеризуйте их:

а) с точки зрения системы письма,

б) с точки зрения алло-эмической системы терминов,

в) с точки зрения фонетических позиций и процессов.

Приведите аналогичные примеры.

2. Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические и синтагматические отношения русские слова дом, книга, линия.

3. Какими способами можно разделить на части слова нога, лисичка? Почему? В чем разница между этими способами?

4. Выберите из следующего ряда примеров формы, в которых присутствует нулевое окончание: опять, прочь, встань, впредь, беж, рожь, настежь, том, там, всем, совсем, рук, руках, рукав, встаньте, брысь, рысь, здесь.

5. На примере русских корней дом-, рук-/руч-, ход- покажите различие между значащей единицей языка и именующей единицей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.