|
Основные законы геополитики
Геополитика, как и другие науки об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, политических, военных и других систем. Главным законом, который более всего привлекает внимание исследователей этой науки, по мнению видных специалистов, является закон фундаментального дуализма,проявляющийся как в географическом устройстве планеты, так и в историче-ческой типологии цивилизаций. Например, западные ученые Р. Челлен и А. Мэхэн, X. Маккиндер и К. Хаусхофер, русские исследователи этой проб-лемы Н.Я.Данилевский и В.П. Семенов-Тян-Шанский, П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев считали, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухо-путного могущества (теллурократии) и морского могущества (талассокра-тии). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (на-пример, Древняя Спарта, Древний Рим), второе - торговой цивилизации (Древние Афины и Карфаген).
По мысли родоначальников геополитики, особенно А. Мэхэна и X. Маккиндера, этот дуализм изначально несет в себе семена враждебности, которые, падая на хорошую политическую и военную почву, дают плоды непримиримой вражды двух стихий, двух типов культурно-исторических цивилизаций (демократии и идеократии).
Сухопутное могущество, или теллурократия,характеризуется четко обозначенными границами, фиксированным пространством, способами жиз-недеятельности населения, устойчивостью его качественных ориентации: оседлость; ограниченность в выборе приложения труда; консерватизм; стро-гие нравственные или юридические нормы и законы, которым подчиняются все индивиды, группы людей, роды, племена, народы, страны, империи. Суша - то, что всегда прочно, устойчиво, твердо. Такая твердость формирует твердость морали и закона, твердость традиции. Нравы закрепляются в общественном сознании, передаются по наследству, формируется кодекс этических норм, принципов. Это проявляется, в частности, и в том, что сухо-путным народам, особенно оседлым, близко чувство коллективизма, а не индиивидуализма, чужд духпредпринимательства, наживы. В управлении большими ималыми группами главным принципом является иерархичность.
Морское могущество, или талассократия,по мнению автора этой кон-цепции Мэхена, — совершенно противоположный тип цивилизации. Талассократия, или торговая цивилизация, более динамична и воспри-имчива к техническому прогрессу. Ей присущ дух индивидуализма, наживы, предпринимательства. Эти и другие качества индивида или группы пред-определяет море, требующее такого типа личности, который может выжить в экстремальных условиях. Поэтому индивидуум, способный на предприим-чивость и нестандартные решения, представляет высшую ценность. Следовательно, в такой цивилизации нравственные и юридические нормы, принципы, законы становятся относительными. Подобный тип цивилизации развивается активнее, чем теллурократический,легко ме-няет нравственные и культурные ценности, признаки, сохраняя только одну основную установку - стремление вперед, к новым открытиям, приключе-ниям, наживе.
Столетиями континентальные цивилизации (суша) — Спарта, Афины, Рим — довлели над морскими, но ходом развития техники (повы-шение уровня кораблестроения, совершенствование вооружений, разде-ление общественного труда и, следовательно, развитие товарообмена и тор-говли) объективно усиливались позиции моря, морских цивилизаций.
Отсюда вытекает другой закон геополитики: усиление фактора пространства в человеческой истории.Это особо подчеркивает Мэхен в работе «Влияние морской силы на историю». В частности, он замечает, что английская нация обязана своим величием морю более, чем всякая другая. Рост влияния тапассократии начинается вместе с эпохой Великих геогра-фических открытий, а достигает вершины своего могущества в конце XX в., когда англосаксонский капитализм и индустриализм сформировались как единый комплекс. Гласным оплотом талассократии с середины XX в. ста-ли США. В середине XX в. геополитический дуализм достиг своего апогея, причем теллурократия отождествлялась с СССР, а талассократия — с США и подконтрольными им сферами влияния.
В качестве производного основного закона геополитики - дуализма талассократии и теллурократии -можно с определенной долей услов-ности назватьзакон синтеза суши и моря,т.е. наличие «береговой зоны». Это тоже ключевое понятие в геополитике. «Береговая зона», или Rimland, — фрагмент талассократии или теллурократии. Влияние моря пред-определяет в «береговой зоне» более активное развитие, чем насуше, поэто-му она более сложное и культурное образование. Rimlknd напоминает одно-временно, как считает А. Дугин, «остров и корабль», а с другой стороны — «Империю и Дом». По его мнению, Rimland — «сложная реальность, имеющая самостоятельную логику и в огромной мере влияющая как на талассократию, так и на теллурократию». «Береговая зона» выступает как субъект истории со своей волей исудьбой, но реализуются они в рамках гео-политического дуализма. Таким образом, Rimland выступает поясом, погра-ничной зоной, границей.В геополитике этот термин несет иную смысловую нагрузку, чем понятие границы между государствами. Морские пришельцы видят берег не как линию для самого материка, а как территорию, которую можно оторвать от континентальной массы, превратить в базу, торговый, военный анклав для дальнейшего наступления на сушу.
Категории геополитики
Как правило, все геополитические теории развивают основную катего- рию этой науки — контроль над пространством.Геополитика изучает основы, возможности, механизм иформы контроля пространства со сто-роны политических институтов, в первую очередь государств и союзов госу-дарств. Территория, которую контролирует или стремится контролировать государство, характеризуется прежде всего степенью ее освоенности центром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируемое государством или союзом государств, называют чаще всего геополитическим полем.
Геополитик К.В. Плешаков предложил следующую классификациюподобных полей:
- Эндемическое поле (от греч. еndemos - местный) — пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи. (Не все соседи безоговорочно признают исторические земли России.)
- Пограничное поле— территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таких полей относятся огромные Азиатский, Северо-Восточный, Дальневосточный регионы России, а также Кавказ, Кали-нинградская область, Карелия и мусульманский анклав на Волге.
- Перекрестное поле— пространство, на которое претендуют несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие терри-тории бывшего СССР, населенные преимущественно русскими и русско-язычными народами, не по своей воле оказавшимися в составе независимых государств СНГ.
- Тотальное поле- непрерывное пространство, находящееся под конт-ролем национальной общности. В него входит большая часть территории современной России (исключение составляет пока Чечня). В перспективе союз с Белоруссией при разумном подходе к нему даст историческую возможность расширить это пространство.
- Геополитическая опорная точка — место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуни-кации к этой территории контролируются другим или другими государст-вами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область.
- Метаполе — пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Чаще всего это освоение идет в условиях гео-политического давления извне. Так сейчас идет «освоение» (экономическое, идеологическое, культурное, религиозное и т.д.) России.
С глубокой древности известны различные формы контроля над освоенным геополитическим пространством: военный, политический, экономический, демографический, коммуникационный, религиозный и др. В конце XX в. все большую роль играют информационно-идеологический, технологический и культурно-цивилизационный контроль. Эти формы чаще всего используются в различных сочетаниях, так как геополитический подход требует учета всех факторов в межгосударственном взаимо-действии, прежде всего географических, экономических, военных, демографических, политических, культурно-религиозных, этнических. Геополити-ческие отношения - это относительное единство и борьба различных мировых сил. Чаще всего это борьба противоположностей: суши и моря, центра и пери-
ферии. Единство в мировом историческом процессе — явление временное. Видному политическому деятелю Великобритании Уинстону Черчиллю(1874—1965) принадлежит мысль, что у Англии нет постоянных друзей, союзников, у нее есть только постоянные политические (геополитические) интересы. Поэтому абсолютна только борьба противоположностей. Она постоянна.
Отсюда вытекает, что следующей важной категорией геополитики является баланс сил.После распада СССР баланс сил в мире значительно изменился. Мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуа-цией, навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России. И это грозит непредви-денными последствиями для всего земного шара.
Важной категорией геополитики является понятие «политическое пространство», которое очерчено границами. Политическое пространство - это один из главных признаков государства. Таковым его делают определенные границы, выступающие фактором его безопасности, играющие весьма важную роль в пространственных отношениях между государствами. Геополитическая проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства.
Эту особенность отметил Ф. Ратцель. В частности, он утверждал, что граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свиде-тельством его роста, силы и слабости, а также изменений в государстве-организме. В немецкой геополитике проблема границ - главная тема исследо-ваний. Хаусхофер культивировал у немецкого народа не только геополити-ческие чувства, но и «чувство границ». Он отмечал, что нельзя рассматривать границы как что-то навсегда данное, они живые органы, расширяющиеся и сжимающиеся, подобно коже и другим защитным органам человеческого тела.
Проблема границ затрагивалась еще в Ветхом Завете и в древнеиндийском трактате «Артхашастра», в древнегреческих эпосах. Граница меж-ду государствами, даже самыми дружественными, — это всегда политико-стратегическая линия разделения их интересов.
Одним из первых исследовал проблему границы британский лордДж. Н. Керзон(1859-1925). Будучи вице-королем Индии, он хорошо изучил азиатский опыт размежевания, отметив, что многие народы Азии избегают жестко фиксированных границ, что связано во многом с их кочевым образом жизни и неприятием всяких регламентирующих установок. Граница как жестко зафиксированная линия характерна в основном для стран Европы. При острых пограничных спорах между государствами Керзон рекомендовал создавать буферное образование.
Граница выполняет определенные функции: ограничения или исклю-чения въезда нежелательных лиц; исключения контактов между жителями сопредельных государств; задержания преступников, контрабандистов; сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров; контроля за квотами ввозимых товаров, за движением валюты, полётами, санитарного контроля и т.д. С определенной долей условности границы делят на естественные и искусственные.
С разрушением Советского Союза обострились пограничные вопросы по всему периметру его бывшей границы. Особое значение в связи с этим приобретает фактор миграции.
Основной категорией геополитики является и понятие «интерес».Зная, в чем заключается интерес государства, нации, нетрудно определить общий стратегический курс страны. Могут быть интересы классовые, наци-ональные, государственные и др. Если существует нация-государство, то эти интересы совпадают.
Очень большие проблемы в мире связаны с национальными инте-ресами.По мере того как люди и институты теряют самостоятельность, они все более и более стремятся защитить свои интересы, добиться психо-логического комфорта, тяготеют к общностям, к которым они принадлежат (этническим, религиозным, классовым). Процесс глобализации генерирует консолидацию этнических меньшинств, увеличивает волну религиозного фундаментализма. Всплеск национализма при М.С. Горбачеве - реакция на его попытку втянуть СССР в общеевропейский дом.
Глобализация расслаивает даже давно сложившиеся нации, пробуж-дает и усиливает у них стремление к большей политической автономии, про-ведению «этнических чисток» и т.п. В результате получается бурлящий этни-ческий вулкан, так как на земном шаре только около 20% государств этни-чески гомогенны (однородны). Но даже и в таких государствах интересы «верхов» и «низов», т.е. классов, не совпадают, как не совпадают и интересы жителей разных регионов. Не могут совпадать интересы наций, проживающих в двух разных государствах (бывшие ГДР и ФРГ, нынешние Северная и Южная Корея и т.д.). Тем более не совпадают национальные интересы наций -государств, проповедующих откровенный национализм: «великий Китай», «великая Япония», «великая Германия и т.д.
Если говорить о государственных интересах, то много проблем снимается. Самые главные государственные интересы сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источниках международного права фиксируется политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ.
В качестве государственных интересов может выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе - наращивание экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее гео-политического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нрав-ственный, интеллектуальный прогресс общества. Специфика географиче-ского положения, внутриполитическая, социально-экономическая ситуация, национально-культурные и цивилизационные особенности, уровень авторитета в мировом сообществе - все это формирует содержание государственных интересов. При этом географические, природно-ресурсные, экономические факторы играют особую роль.
Безусловно, весь комплекс государственных интересов надо рас-сматривать в динамике. Наибольший удельный вес имеют те из них, кото-рые подтверждаются нормами международного права. Справедливыми будут и те интересы страны, что не нарушают интересов других госу-дарств. Конечно, на практике в качестве судьи, оценивающего эту ситуа-цию, чаще всего выступают те государства, которые обладают реальной силой: военной, экономической, финансовой.
Память человеческая не в силах удержать бесчисленные вмешательства США в жизнь латиноамериканских и арабских стран, да и теперь они не прочь вмешиваться во внутренние дела Украины и Грузии, бывших средне-азиатских республик, как они делали это в Югославии. Дело в том, что содержание «государственных интересов» объективно. Однако трактуют его субъекты — лидеры стран по-своему. Они же берут на себя роль выразителей государственных интересов, обосновывают приоритетность целей, а также первоочередность решения внутренних и внешних задач. В авторитарных и демократических государствах механизмы достижения целей и задач различны. Но в абсолютном большинстве стран решающую роль играли и играют мощные промышленно-финансовые группы — олигархии. Главнымиобъектами их интересов в начале XXI в. будут природные ресурсы и рынки сбыта готовой продукции (а в перспективе эта проблема значительно обострится).
С рассмотренной категорией тесно связано и другое базовое поня-тие науки геополитики - «механизм реализации государственных инте-ресов».Какие принципы, нормы права, морали, политики должны быть приоритетными при отстаивании этих интересов? Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, достигаемые силой без учета каких-либо норм и принципов морали. Разница была и есть в том, что одни - геополитически сильные государства или их группа - хотят сразу и всё, другие - по частям и постепенно. Одни пытаются реализовать свои государственные интересы путем активной экспансии, а другие - ползучей. Эти методы (условно — Запада и Востока) нарабатывались веками, они имеют свою историю и методологию. Одни идут по пути укрепления национальной геополитической силы (Китай, Япония), другие — по пути создания новых коалиций. Внутри этих коалиций (НАТО, ЕС и др.) идет постоянная скрытая или явная борьба за лидерство как внутри коалиций, так и в ключевых районах мира (например, «дележ» постсоветского пространства, Ближнего Востока).
Мощь (могущество) государства исторически проявлялась в первую очередь как мощь военная. История оставила многочисленные свидетельства: хвастливые изречения вождей, царей, королей накаменных стелах, в рукописных манускриптах, летописях, мифах, сагах, хрониках, книгах, где говорится о том, что побеждал тот, кто был лучше вооружен, чьи войска были лучше организованы, выучены, более мобильны, дисципли-нированны и пр. Военная мощь возрастала по мере развития научно-техни-ческого прогресса, наработок военной мысли. Все это вкупе с географи-ческими факторами работало на становление или упадок мощи государства. Геополитические конфликты возникали чаще всего по поводу разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.
По мере накопления экономического, финансового, интеллектуального потенциала государственная мощь стала прирастать этими элементами. Вторая половина XX в. показала, что борьба за передел мира может вестись не только с применением военной силы, но и путем экономиче-ской, финансовой, культурно-идеологической экспансии.Многие современ-ные геополитики полагают, что мощь страны - это комплексный показатель взаимодействующих факторов, величина не абсолютная, измеряемая какими-то единицами, а относительная, т.е. проявляющаяся в процессе интеракций государств в международных отношениях и оцениваемая по их результатам. В определенной степени элементы мощи государства взаимозаменяемы.
Государственные интересы порождают те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный характер. В геополитике чаще всего применяется категория «экспансия»,под которой обычно понимаются какие-либо территориальные приобретения или установление военно-политиче-ских сфер влияния. Практика показала, что экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой), а также культурно-идеологической, информационной ит.д. В конце XX — начале XXI в. главным видом экспансии остается территориальная борьба за сырь-евые ресурсы суши и моря, биоресурсы - иными словами, за выживание. Территориальные приобретения - это чаще всего долгосрочные приобрете-ния, «жизненное пространство».
Россия объективно стала страной, притягивающей интересы сопредельных и дальних государств, желающих «полакомиться» ее терри-ториями, потеснить в других регионах земного шара. Так, Турция в одностороннем порядке изменила толкование соглашений 1936 г. о статусе Черноморских проливов, Россия медленно, но упорно оттесняется от богатств Антарктиды, Китай ведет против России тихую, ползучую миграционную экспансию, внедрив в ее «демографическое тело» уже около 2 млн. своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит в основном «мягкий характер». Иные ее формы могли бы повлечь осуждение их мировым сообществом, активное сопротивление русских, а самое главное — пока у нашей страны есть еще самое грозное оружие - ракетно-ядерное.
Ученые-геополитики не исключают, что в XXI в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста наро-донаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, пло-дородных земель, экологического напряжения в мировые отношения вер-нется жесткий вариант территориальной экспансии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|