Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык человека и коммуникативные системы животных: сходства и различия.





Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. Это и дало основание говорить о речи животных. Указывают, например, на сигналы, подаваемые сторожевыми птицами другим птицам стаи. Похож ли этот процесс на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое в случае голосового общения животных.
Если поймать цыпленка и насильно удерживать его, то он начинает биться и пищать; его писк привлекает к себе наседку, которая устремляется по направлению к этому звуку и отвечает на него своеобразным квохтанием. Такое голосовое поведение цыпленка и курицы внешне похоже на речевое общение. Однако на самом деле крик цыпленка является врожденной, инстинктивной (безусловно-рефлекторной) реакцией, принадлежащей к числу так называемых выразительных движений, которые не указывают и не означают никакого определенного предмета, действия или явления. Они связаны только с известным состоянием животного, вызываемым воздействием внешних или внутренних раздражителей. В свою очередь и поведение курицы является простым инстинктивным ответом на крик цыпленка, который действует на нее как таковой – как раздражитель, вызывающий определенную инстинктивную реакцию, а не как означающий что-то, т. е. отражающий то или иное явление объективной действительности. Принципиально таким же по своему характеру остается и голосовое поведение у многих животных.



Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги. Язык человека выражается через его речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука [2].



У птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом, однако, совершенно безразлично, что именно воздействует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного, и просто о каком-нибудь необычном шуме. Эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. Ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления. Основная масса сигналов животных, передаваемых по каналам основных видов коммуникации, не имеет непосредственного адресата. Этим «языки» животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли. Сигналы, используемые животными большинства видов, достаточно разнообразны и многочисленны.
Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций. Наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов и дельфинов.



Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.
Однако, главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

Преимущество человека перед другими животными состоит так же в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь.
Таким образом, почти у всех животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать об опасности, привлекать потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но все эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности не по их объективно сходным признакам, а лишь по сходству инстинктивного отношения к ним животного. Они относятся не к самим предметам действительности, а связаны с субъективными состояниями животного, возникающими в связи с этими предметами [2].

И только для человеческого существа речь – это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, и для того что бы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное строит свои отношения с природой с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться.

Трудовая деятельность, как правило, осуществляется совместно с другими людьми. Любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми. Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда. Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является коммуникация между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше организация и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире не обязательно вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми [2].

Именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления, хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.
В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества, т. е. принципы нравственности и морали. Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека [2].

 

Выводы

 

Проведенный теоретический анализ научной литературы позволил выявить следующие отличия речи человека как средства общения от речи животных. Во-первых, в отличие от человеческого языка «язык» животных – врожденный. Другая особенность языка животных состоит в том, что они пользуются им не преднамеренно. Сигналы у них возникают под воздействием эмоционального состояния, служат его выражением и специально не предназначаются соплеменникам. Ответные реакции носят такой же врожденный характер, как и вызывающие их сигналы.
Характерная черта человеческой речи заключается в том, что она употребляется для взаимной, обоюдной коммуникации. Годовалый ребенок, еще не умеющий говорить, тем не менее, реагирует на обращенные к нему слова матери и тем самым определяет характер ее последующих высказываний. Общение животных носит иной характер. У них коммуникация однонаправленная и никак не корректируется ответной реакцией партнеров по стае [3].

Еще одна отличительная черта человеческой речи заключается в том, что знаки-(слова) человеческого языка имеют четкий дискретный характер и однозначны, тогда как между сигналами животных нет четких границ, а их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены. Почти у всех животных имеются способы передачи информации, связанны с теми или иными явлениями действительности, но только для человеческого существа речь – это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, и для того чтобы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями.

 

 

Заключение

При эволюции человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного, отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл.

Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Язык большинства животных - это совокупность конкретных сигналов - звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.

Речь человека – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь является отражением характера человека.

По моему мнению, дикие животные используют свой язык общения, присуще тому или иному виду, для того чтобы в конкретной ситуации взаимодействовать друг с другом посредством звуковых сигналов и иных коммуникативных систем. Но, если понаблюдать за домашним животным то можно понять по их звуковому сигналу, в каком они настроении и что они хотят сообщить своим хозяевам. Речь человека представляет довольно сложный коммуникативный процесс по сравнению с животными. Человек использует речь повседневно и независимо от той или иной ситуации. В своей речи человек отражает чувства, эмоции характер. Человек не может существовать вне общества, но и многие виды животных не могут существовать вне своей группы. Я считаю что, человек и животные очень похожи т.к являются живыми существами, которым необходимо общаться между собой для достижения определенных целей.

Литература

1. Выгоцкий Л.С. Мышление и речь./Л.С. Выгоцкий – М: РПО, 2006. – С. 510.

2. Панов Е.Н. Зыкова Л.Ю. Поведение животных и человека: сходство и различия./Е.Н. Панов Л.Ю. Зыкова – Пушино-на-Оке, 1989. – С. 101.

3. Сифард Р.М. Чини Д.Л. Разум и мышление./Р.М. Сифард Д.Л. Чини – Москва: Просвещение, 1993. – С. 20.

4. Хрисанфова Е.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии./Е.Н. Хрисанфова – Москва: Просвещение, 2005. – С. 35.

5. Ярская-Смирнова Е.Р. Романов П.В. Социальная антропология./ Е.Р. Ярская-Смирнова П.В. Романов - Москва: Просвещение, 2004. – С. 59.

 

Вопросы и ответы:

 

1. Что отражает речь человека и зачем нужна речь человеку?

 

 

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего, она является средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

 

2. Отличие и сходство языка человека от систем и средств коммуникации животных?

 

Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. Это и дало основание говорить о речи животных. Указывают, например, на сигналы, подаваемые сторожевыми птицами другим птицам стаи. Похож ли этот процесс на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое в случае голосового общения животных.

 

 

Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги. Язык человека выражается через его речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука [2].

У птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом, однако, совершенно безразлично, что именно воздействует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного, и просто о каком-нибудь необычном шуме. Эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. Ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления. Основная масса сигналов животных, передаваемых по каналам основных видов коммуникации, не имеет непосредственного адресата. Этим «языки» животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли. Сигналы, используемые животными большинства видов, достаточно разнообразны и многочисленны.
Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций. Наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов и дельфинов.

 

Однако, главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

 

 

И только для человеческого существа речь – это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам, и для того что бы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное строит свои отношения с природой с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться.

 

Трудовая деятельность, как правило, осуществляется совместно с другими людьми. Любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми. Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда. Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является коммуникация между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше организация и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире не обязательно вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми [2].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.