Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры расчета зубчатых передач





Пример 1.Рассчитать цилиндрическую прямозубую передачу привода ленточного транспортера.

Схема привода

 

Исходные данные.

Усилие на ленте транспортера P=8 кН.

Скорость ленты транспортера V=2 м/с.

Диаметр барабана D=400 мм.

Передаточное число цепной передачи uц=2.5.

Срок службы передачи L = 5 лет.

Коэффициент использования передачи:

в течение года Kг =0.9

в течение суток Kс =0.6.

Продолжительность включения ПВ%=25%.

Режим работы легкий.

Тип привода нереверсивный.

Цепная передача закрытая.

 

1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода.

1.1. Выбор электродвигателя

Требуемая мощность электродвигателя

Pтр= ,

где - общий коэффициент полезного действия привода:

= =0.98•0.96•0.993=0.913,

здесь - КПД зубчатой передачи, - КПД цепной передачи, - КПД одной пары подшипников качения, согласно табл.12 примем =0.98, =0.96, =0.99.

Тогда Pтр= =17.53 кВт.

По требуемой мощности из табл.11 выбираем асинхронный электродвигатель 4А180М6 с ближайшей большей стандартной мощностью Pэ=18.5 кВт, синхронной частотой вращения nс=1000 об/мин и скольжением S=2.7%.

 

1.2. Частота вращения вала двигателя



n1= nс• (1- )=1000 • (1- )=973 об/мин.

1.3. Требуемая частота вращения барабана

nб= = =95.49 об/мин.

1.4. Общее передаточное число привода

uo= = =10.18.

1.5. Передаточное число зубчатой передачи

u= = =4.072.

Передаточное число цилиндрической зубчатой передачи редуктора рекомендуется выбирать из диапазона 2.5<u<5. Если это ограничение не выполняется, следует изменить синхронную скорость двигателя и повторить расчет. Если выполняется, то полученное значение u округляют до ближайшего стандартного из табл.3. Принимаем u=4.

1.6. Частоты вращения валов (индекс соответствует номеру вала на схеме привода)

n1=973 об/мин,

n2= = =243.25 об/мин,

n3= = =97.3 об/мин.

1.7. Мощности, передаваемые валами.

P1=Pтр=17.53 кВт,

P2=P1 =17.53•0.98•0.99 =17.008 кВт,

P3=P2 =17.008•0.96•0.99=16.164 кВт.

1.8.Крутящие моменты, передаваемые валами.

Крутящий момент на валу определяется по формуле Ti=9550 . Тогда

T1=9550 =172.05 Н•м,

T2=9550 =667.73 Н•м,

T3=9550 =1586.49 Н•м.

 

Расчет зубчатой передачи

2.1. Выбор материалов зубчатых колес

Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам ( 1 ), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни. Тогда



Dm1=24• = 24• =84.1 мм,

Sm2= 1.2• = 1.2• = 21.02 мм.

Диаметр заготовки для колеса равен dк = u•Dm1=4•84.1=336.4 мм.

Выбираем для колеса и шестерни сталь 40Х, термообработка улучшение, твердость поверхности зуба шестерни 269…302 НВ, Dm=125 мм > Dm1,

твердость поверхности зуба колеса 235…262 НВ, Sm=125 мм > Sm2.

Определяем средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса

 

НВ1= 0.5•(НВ1min+ НВ1max)= 0.5•(269+302)=285.5,

НВ2= 0.5•(НВ2min+ НВ2max)= 0.5•(235+262)=248.5.

 

2.2. Определение допускаемых напряжений

2.2.1. Допускаемые контактные напряжения

HPj= .

Для определения пределов контактной выносливости используем формулы из табл.5:

sHlim1= 2 НВ1 + 70=2•285.5+70=641 МПа,

sHlim2= 2 НВ2 + 70=2•248.5+70=567 МПа.

Коэффициенты безопасности SH1=1.1, SH2=1.1 (табл.5). Коэффициенты долговечности равны

КHLj = 1.

Базовые числа циклов при действии контактных напряжений NHO1=23.5•106, NHO2 =16.8•106 (табл.4).

Эквивалентные числа циклов напряжений определим по формуле

NHE j= h•NΣj, ,

где коэффициент эквивалентности для легкого режима работы h=0.125 (табл.6).

Суммарное число циклов нагружения равно

NSj = 60•nj•c•th ,

где с=1, суммарное время работы передачи th=L•365•24•KГ•КС•ПВ,

здесь ПВ=0.01•ПВ%=0.01•25=0.25. В результате расчетов получим

th=5•365•24•0.9•0.6•0.25=5913 ч,

NS1 = 60•973•5913=3.45•108, NS2 = 60•243.25•5913=0.863•108,

NHE1= 0.125•3.45•108=43.1•106, NHE2= 0.125•0.863•108=10.8•106 .

Поскольку NHE1> NHO1, принимаем КHL1=1.

КHL2 = =1.077.

Определим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

HP1= =582.73 МПа, HP2= =555.15 МПа, sHPj min= HP2.



Допускаемые контактные напряжения для прямозубой передачи

HP=sHPj min =555.1 МПа.

 

2.2.2. Допускаемые напряжения изгиба

.

Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные из табл.7:

Пределы изгибной выносливости зубьев:

sF lim1=1.75 НВ1=1.75•285.5=499.62 МПа,

sF lim2=1.75 НВ2=1.75•248.5=434.88 МПа.

Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1=1.7, SF2=1.7. Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки, для нереверсивного привода: KFС1=1, KFС2=1.

Коэффициенты долговечности, определим по формуле

КFLj = 1,

где qj - показатель степени кривой усталости q1=6, q2=6 (табл.6), NFO = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.

Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFE j= Fj•NΣj,, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1=0.038, F2=0.038 (табл. 6).

NFE1=0.038•3.45•108=13.11•106,

NFE2=0.038•0.863•108=3.278•106

 

Поскольку NFE1> NFO, принимаем КFL1=1.

КFL2 = =1.034.

Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:

= =293.89 МПа, = =264.51 МПа.

 

2.3. Проектный расчет передачи

2.3.1. Межосевое расстояние передачи определим по формуле

= •(u + 1) ,

где = 450 для прямозубых передач.

Коэффициент ширины зубчатого венца для прямозубых передач принимаем =0.315 (ряд на с.1). На этапе проектного расчета задаемся значением коэффициента контактной нагрузки КН=1.2. Тогда

=450•(4+1) =182.28 мм.

Полученное межосевое расстояние округлим до ближайшего большего стандартного значения (табл.2): =200 мм.

2.3.2. Модуль, числа зубьев колес и коэффициенты смещения

Рекомендуемый диапазон для выбора модуля

m= =(0.01…0.02)•200=2…4 мм.

Из полученного диапазона выберем стандартный модуль по табл.1: m=2.5 мм. Суммарное число зубьев передачи:

Z = = =160.

Число зубьев шестерни:

Z1= = =32.

Число зубьев колеса: Z2= Z - Z1=160-32=128.

Фактическое передаточное число: uф= = =4.

При u 4.5 отличие фактического передаточного числа от номинального должно быть не больше 2.5%.

u=100 =100 =0.

Учитывая, что Z1> 17, принимем коэффициенты смещения x1=0, x2=0.

 

2.3.3. Ширина зубчатых венцов и диаметры колес

Ширину зубчатого венца колеса определим по формуле:

bw2= =0.315•200=63 мм.

Округлим bw2 до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров на с.6:

bw2=63 мм. Ширину зубчатого венца шестерни bw1 принимают на 2…5 мм больше чем bw2. Примем bw1=67 мм. Определим диаметры окружностей зубчатых колес:

делительные окружности dj=mZj,

d1=2.5•32=80 мм, d2=2.5•128=320 мм,

окружности вершин зубьев daj = dj+2 m (1+xj),

da1 =80+2•2.5=85 мм, da2 =320+2•2.5=325 мм,

окружности впадин зубьев dfj = dj-2 m (1.25- xj),

df1 =80-2•2.5•1.25=73.75 мм, df2 =320-2•2.5•1.25=313.75 мм.

 

2.3.4. Окружная скорость в зацеплении и степень точности передачи

V= = =4.076 м/с.

Для полученной скорости назначим степень точности передачи nст=8 (табл.8).

 

2.4. Проверочный расчет передачи

2.4.1. Проверка контактной прочности зубьев

Для проверочного расчета зубьев на контактную прочность используем формулу

= ,

где Z = 9600 для прямозубых передач.

Коэффициент контактной нагрузки определим по формуле КН = K K КНV,

где K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями,

K – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,

КНV – динамический коэффициент.

Коэффициент K найдем по формуле: K =1+A•(nст-5)•К ,

где А=0.06 для прямозубых передач, К - коэффициент, учитывающий приработку зубьев. Если НВ2 350, то К равен:

К =0.002•НВ2 + 0.036•(V-9) =0.002•248.5+0.036• (4.076-9)=0.32.

Тогда K =1+0.06•(8-5)•0.32=1.058.

Коэффициент K определим по формуле: K = 1+ (K -1) К ,

где K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы. Найдем коэффициент ширины венца по диаметру :

=0.5 (u + 1)=0.5•0.315• (4+1)=0.787.

По значению методом интерполяции из табл. 9 определим K =1.03, тогда

K = 1+ (1.03-1) •0.32=1.01,

Коэффициент КНV=1.196 определим методом интерполяции по табл.10.

Окончательно найдем КН и :

КН = 1.058•1.01•1.196=1.278.

= =501.3 МПа.

Поскольку < HP, выполним расчет недогрузки по контактным напряжениям

=100 =100 =9.7%<15%.

 

2.4.2. Проверка изгибной прочности зубьев

Для определения напряжения изгиба в зубе шестерни используем формулу:

.

Коэффициент формы зуба при xj=0 равен YFj=3.47+ , ZV1=32, ZV2=128,

YF1=3.47+ =3.883, YF2=3.47+ =3.573.

Коэффициент нагрузки при изгибе найдем по формуле: KF = K K KFV.

Для определения составляющих коэффициентов используем следующие зависимости: K =1 для прямозубых передач, K = 0.18+0.82 K , KFV = 1+1.5•(KHV-1) при НВ2 <350. В результате получим

K = 0.18+0.82•1.03=1.025,

KFV = 1+1.5•(1.196-1)=1.294,

KF =1•1.025•1.294=1.326.

Тогда =3.883 =132.2 МПа < .

Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:

= =129.4 МПа < .

 

2.5. Силы в зубчатой передаче

Окружная сила Ft= = =4301.3 Н.

Распорная сила Fr= Ft•tg2 =4301.3•0.364=1565.5 Н.

 

 

Пример 2.Рассчитать цилиндрическую косозубую передачу привода ленточного транспортера.

Исходные данные взять из примера 1.

1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода.

См. пример 1.

Расчет зубчатой передачи

2.1. Выбор материалов зубчатых колес

Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам ( 1 ), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни. Тогда

Dm1=20• = 20• =70.1 мм,

Sm2= 1.2• = 1.2• = 21.02 мм.

Диаметр заготовки для колеса равен dк = u•Dm1=4•70.1=286.4 мм.

Выбираем для шестерни сталь 40ХН, термообработка улучшение с последующей закалкой ТВЧ, твердость поверхности зуба шестерни 48…53 НRC, Dm=200 мм > Dm1,

Выбираем для колеса сталь 45, термообработка улучшение, твердость поверхности

зуба колеса 235…262 НВ, Sm=80 мм > Sm2.

Определяем средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса

НRC1= 0.5•(НRC1min+ НRC1max)= 0.5•(48+53)=50.5,

НВ2= 0.5•(НВ2min+ НВ2max)= 0.5•(235+262)=248.5.

 

 

2.2. Определение допускаемых напряжений

2.2.1. Допускаемые контактные напряжения

HPj= .

Для определения пределов контактной выносливости используем формулы из табл.5:

sHlim1= 17 HRC1 + 200==17•50.5+200=1058.5 МПа.

sHlim2= 2 НВ2 + 70=2•248.5+70=567 МПа.

Коэффициенты безопасности SH1=1.2, SH2=1.1 (табл.5). Коэффициенты долговечности равны

КHLj = 1.

Базовые числа циклов при действии контактных напряжений NHO1=86.9•106, NHO2 =16.8•106 (табл.4).

Эквивалентные числа циклов напряжений определим по формуле

NHE j= h•NΣj, ,

где коэффициент эквивалентности для легкого режима работы h=0.125 (табл.6).

Суммарное число циклов нагружения равно

NSj = 60•nj•c•th ,

где с=1, суммарное время работы передачи th=L•365•24•KГ•КС•ПВ,

здесь ПВ=0.01•ПВ%=0.01•25=0.25. В результате расчетов получим

th=5•365•24•0.9•0.6•0.25=5913 ч,

NS1 = 60•973•5913=3.45•108, NS2 = 60•243.25•5913=0.863•108,

NHE1= 0.125•3.45•108=43.1•106, NHE2= 0.125•0.863•108=10.8•106 .

Вычислим коэффициенты долговечности

 

КHL1 = =1.124, КHL2 = =1.076.

 

Определим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

HP1= =991.46 МПа, HP2= =554.8 МПа, sHPj min= HP2.

Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи

sHP=0.45 (sHP1+sHP2) 1.23•sHP2,

sHP=0.45 (991.46+554.8)=695.81 МПа, s =1.23•sHPj min=682.4 МПа.

Учитывая, что sНР>1.23•sHP2, окончательно принимаем sHP=682.4 МПа.

 

2.2.2. Допускаемые напряжения изгиба

.

Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные из табл.7:

Пределы изгибной выносливости зубьев:

sF lim1=600 МПа,

sF lim2=1.75 НВ2=1.75•248.5=434.88 МПа.

Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1=1.7, SF2=1.7. Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки для нереверсивного привода: KFС1=1, KFС2=1.

Коэффициенты долговечности, определим по формуле

КFLj = 1,

где qj - показатель степени кривой усталости q1=9, q2=6 (табл.6), NFO = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.

Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFE j= Fj•NΣj,, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1=0.016, F2=0.038 (табл. 6).

NFE1=0.016•3.45•108=5.52•106,

NFE2=0.038•0.863•108=3.278•106

 

Поскольку NFE1> NFO, принимаем КFL1=1.

КFL2 = =1.034.

Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:

= =352.9 МПа, = =264.51 МПа.

 

2.3. Проектный расчет передачи

2.3.1. Межосевое расстояние передачи определим по формуле

= •(u + 1) ,

где = 410 для косозубых передач.

Коэффициент ширины зубчатого венца для косозубых передач принимаем =0.4 (ряд на с.1). На этапе проектного расчета задаемся значением коэффициента контактной нагрузки КН=1.2. Тогда

=410•(4+1) =133.65 мм.

Полученное межосевое расстояние округлим до ближайшего большего стандартного значения (табл.2): =140 мм.

2.3.2. Модуль, числа зубьев колес и коэффициенты смещения

Рекомендуемый диапазон для выбора модуля mn= .

mn=(0.01…0.02)•140=1.4…2.8 мм.

Из полученного диапазона выберем стандартный модуль mn=2 мм по табл.1, учитывая, что для силовых передач модуль меньше 2 мм применять не рекомендуется.

Суммарное число зубьев передачи:

Z = = =136.94,

Полученное значение Z округляем до ближайшего целого числа Z =137 и определяем делительный угол наклона зуба по формуле:

= arccos =arccos = .

Число зубьев шестерни:

Z1= = =27.4.

Округлим полученное значение до ближайшего целого числа Z1=27.

Число зубьев колеса: Z2= Z - Z1=137-27=110.

Фактическое передаточное число: uф= = =4.074.

При u 4.5 отличие фактического передаточного числа от номинального должно быть не больше 2.5%.

u=100 =100 =1.85%<2.5%.

Если Z1> 17, то принимают коэффициенты смещения x1=0, x2=0.

 

2.3.3. Ширина зубчатых венцов и диаметры колес

Ширину зубчатого венца колеса определим по формуле

bw2= =0.4•140=56 мм.

Округлим bw2 до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров на с.6: bw2=56 мм. Ширину зубчатого венца шестерни bw1 принимают на 2…5 мм больше чем bw2. Примем bw1=60 мм.

Определим диаметры окружностей зубчатых колес:

делительные окружности dj= ,

d1= =55.182 мм, d2= =224.817 мм,

окружности вершин зубьев daj = dj+2 m (1+xj),

da1 =55.182+2•2=59.182 мм, da2 =224.817+2•2=228.817 мм,

окружности впадин зубьев dfj = dj-2 m (1.25- xj),

df1 =55.182-2•2•1.25=50.182 мм, df2 =224.817-2•2•1.25=219.817 мм,

2.3.4. Окружная скорость в зацеплении и степень точности передачи

V= = =2.811 м/с.

Для полученной скорости назначим степень точности передачи nст=8 (табл.8), учитывая, что nст=9 для закрытых зубчатых передач применять не рекомендуется.

 

2.4. Проверочный расчет передачи

2.4.1. Проверка контактной прочности зубьев

Для проверочного расчета зубьев на контактную прочность используем формулу

= ,

где Z = 8400 для косозубых передач.

Коэффициент контактной нагрузки определим по формуле КН = K K КНV,

где K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями,

K – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,

КНV – динамический коэффициент.

Коэффициент K найдем по формуле: K =1+A•(nст-5)•К ,

где А=0.15 для косозубых передач, К - коэффициент, учитывающий приработку зубьев. Если НВ2 350, то К равен:

К =0.002•НВ2 + 0.036•(V-9) =0.002•248.5+0.036• (2.811-9)=0.274.

Тогда K =1+0.15•(8-5)•0.274=1.123.

Коэффициент K определим по формуле: K = 1+ (K -1) К ,

где K - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы. Найдем коэффициент ширины венца по диаметру :

=0.5 (u + 1)=0.5•0.4• (4+1)=1.0.

По значению методом интерполяции определим K =1.04 из табл. 9, тогда

K = 1+ (1.04-1) •0.274=1.011,

Коэффициент КНV=1.056 определим методом интерполяции по табл.10.

Окончательно найдем КН и :

КН = 1.123•1.011•1.056=1.199,

= =652.09 МПа.

Поскольку < HP, выполняем расчет недогрузки по контактным напряжениям

=100 =100 =4.44%<15%.

 

2.4.2. Проверка изгибной прочности зубьев

Для определения напряжения изгиба в зубе шестерни используем формулу:

.

Коэффициент формы зуба при xj=0 равен:

YFj=3.47+ , где ZVj= - эквивалентное число зубьев:

ZV1= =28.81, ZV2= =117.38,

 

YF1=3.47+ =3.93, YF2=3.47+ =3.58.

Коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность, для косозубых передач. Коэффициент нагрузки при изгибе определим по формуле:

KF = K K KFV.

Для определения составляющих коэффициентов используем следующие зависимости:

K =1+0.15•(nст-5), K = 0.18+0.82 K , KFV = 1+1.5•(KHV-1) при НВ2 <350.

В результате получим

K =1+0.15•(nст-5)=1+0.15• (8-5)=1.45, K = 0.18+0.82•1.04=1.033,

KFV = 1+1.5•(1.056-1)=1.084, KF =1.45•1.033•1.084=1.62.

Тогда =3.93•0.52• =172.03 МПа < .

Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:

= =167.9 МПа < .

2.5. Силы в зубчатой передаче

Окружная сила Ft= = =6236 Н.

Распорная сила Fr= Ft =6236• =2319 Н.

Осевая сила Fа= Ft•tg =6236•tg =1312 Н.

 

 

Список литературы

1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. 496 с.

2. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. М.: Илекса, 1999. 392 с.

3. Иосилевич Г.Б. Детали машин М.: Машиностроение, 1988. 367 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.