Сделай Сам Свою Работу на 5

Полезная информация для подготовки





  1. Персоналии

Аристотель (384-322 до н.э.)

Арно А. (1612-1694)

Балли Ш. (1865-1945)

Бенвенист Э. (1902-1976)

Блумфилд Л. (1887-1949)

Боас Ф. (1865-1942)

Бодуэн де Куртенэ И.А. (1845-1929)

Бопп Ф. (1791-1867)

Бругман К.(1849-1919)

Вандриес Ж.(1875-1960)

Виноградов В.В.(1894/1895 – 1969)

Востоков А.Х. (1781-1864)

Гераклит Эфесский (540-475 до н.э)

Гримм Я. (1785-1863)

Гумбольдт В. ф. (1767-1835)

Дельбрюк Б. (1842-1922)

Демокрит (ок 460 до н.э. – год смерти не известен)

Джоунз У. (1746-1794)

Ельмслев Л. (1899-1965)

Есперсен О. (1860-1943)

Крушевский Н.В. (1851-1887)

Курилович Е. (1895-1978)

Лансло К. (1616-1695)

Лескин А. (1840-1916)

Марр Н.Я. (1864/1865 – 1934)

Мартине А. (1908-1999)

Матезиус В.(1882-1945)

Мейе А.(1866-1936)

Мещанинов И.И.(1882-1967)

Остхоф (Остгоф) Г.(1847-1909)

Панини(5-4 вв. до н.э.)

Пауль Г.(1846-1921)

Платон(427-347 до н.э.)

Поливанов Е.Д. (1891-1938)

Потебня А.А. (1835-1891)

Раск Р. (1787-1832)

Реформатский А.А. (1900-1978)

Сепир Э. (1884-1939)

Сеше А. (1870-1946)

Сибавейхи (753-796)

Скаличка В. (1908/1909 – 1991)

Соссюр Ф. де (1857-1913)

Терньер Л. (1893-1954)

Трубецкой Н.С. (1890-1938)

Уорф Б. (1897-1941)

Фортунатов Ф.Ф. (1848-1914)

Фосслер К. (1872-1947)

Харрис З. (1909-1992)

Хомский (Чомский) Н. (р. 1928)

Шахматов А.А. (1864-1920)

Шлегель Ф. фон (1772-1829)

Шлейхер А. (1821-1868)

Штейнталь Г. (Х.) (1823-1899)



Щерба Л.В. (1880-1954)

Якобсон Р.О. (1896-1982)

 

  1. Вопросы (для подготовки)

2.1. Теория языкознания

ü Опишите кратко систему лингвистических дисциплин. Чем занимается общее и частое, теоретическое и прикладное, типологическое и сравнительно-историческое языкознание?

ü Какие разделы языкознания (или отдельные науки) связаны с изучением фонетического, морфологического, лексического, синтаксического уровней?

ü В каких направлениях современной лингвистики наиболее явно проявление антропоцентризма?

ü Как расширение области исследований отражается на современном положении лингвистики?

ü В чем суть ностратической теории? Как она соотносится с учением о языковых семьях?

ü Когда и почему начинает формироваться когнитивное направление в лингвистике? Какую роль в становлении когнитивной лингвистики сыграли психолингвистика и генеративная грамматика?

ü Что является объектом когнитивной науки вообще и когнитивной лингвистики в частности? Какие проблемы решает когнитивная лингвистика?



ü Назовите лингвистические направления, возникшие в 20 в (и разрабатываемые в основном во второй половине 20 в).

ü Что изучает когнитивная лингвистика?

ü Каковы основные понятия когнитивной науки и в частности, когнитивной лингвистики?

ü Что изучает прагматика?

ü Назовите прикладные сферы языкознания.

ü Назовите методы исследования акустических характеристик и методы изучения артикуляции.

ü Какое влияние на синтаксис и семантику оказали структурная и математическая лингвистика?

ü Язык – это биологическое, социальное или психическое явление? Аргументируйте ваш ответ.

ü Назовите основные функции языка.

ü Что такое мышление? В чем отличие вербального и невербального мышления?

ü Чем занимаются диалектология и этнолингвистика?

ü Какие языки являются рабочими языками ООН?

ü Почему немецкий язык не является языком ООН?

ü Какие языки на сегодняшний день входят в «клуб мировых языков»

ü Назовите искусственные языки.

ü Чем дивергенция отличается от конвергенции? Приведите примеры

ü Возможно ли сознательное воздействие общества на развитие языка? Аргументируйте свою позицию.

ü Как повлияло возникновение письма и книгопечатания на развитие и эволюцию языков?

ü В чем отличие историзмов и архаизмов?

ü Чем отличается материальное заимствование от калькирования? Приведите примеры.

ü Назовите источники интернационализмов.

ü Что такое звуковой закон?

ü Что такое праязык?

ü Какие языки можно называть родственными?

ü Назовите языки, входящие в финно-угорскую семью.



ü Назовите языки, входящие в тюркскую семью.

ü Назовите языки, входящие в семито-хамитскую семью.

ü Назовите языки, входящие в кавказскую семью.

ü На каком (каких) языках говорят жители Бельгии?

ü На каком (каких) языках говорят жители Швейцарии?

ü На каком (каких) языках говорят жители Нидерландов?

ü Как Ф. де Соссюр определял речь, язык и речевую деятельность?

ü В чем отличие языка и речи?

ü Назовите основные элементы коммуникативной цепочки (коммуникативного процесса)?

ü В чем отличие в понимании текста в семиотике и лингвистике?

ü Зачем нужна избыточность в языке?

ü Почему для коммуникативного процесса важны лингвистическая компетенция, тезаурус и пресуппозиция?

ü В чем сущность семиозиса?

ü В чем отличие десигнативного и денотативного способов называния?

ü Как связаны знаки между собой в языке и речи?

ü Какие аспекты выделяются в изучении звуков и звуковых явлений?

ü В чем различие фонетики и фонологии?

ü Назовите основные школы и направления в изучении фонетики и фонологии.

ü Кратко опишите, как происходит артикуляция согласных и гласных звуков. Какие органы речи при этом задействованы?

ü Вопрос типа: Какой согласный русского языка является глухим, смычным, шумным, переднеязычным, палатализованным?

ü Вопрос типа: Если, стремясь произнести b, ошибочно опустить небную занавеску, то какой получится согласный?

ü Вопрос типа: Если, стремясь произнести d, ошибочно заменить переднеязычную смычку на заднеязычную, то какой получится согласный?

ü Вопрос типа: Если, стремясь произнести z, ошибочно заменить щелевую артикуляцию на смычную, то какой получится согласный?

ü Вопрос типа: Если к правильной ртовой артикуляции f добавить колебания голосовых связок, то какой получится согласный?

ü В чем различие в артикуляции русских с-з, д-т, н, л от английских s-z, d-t, n, l?

ü Кто ввел понятие «фонемы»?

ü Чем отличаются фонематическая и фонетическая (аллофонемная) транскрипция и как они связаны с различением понятий «фонема» и «вариант фонемы»?

ü Возможно ли применение теории оппозиций и теории нейтрализации на другом, не фонетическом материале?

ü Назовите языки слогового строя (нефонемные).

ü Назовите единицы сегментного и суперсегментного уровня в фонологии.

ü Что изучают просодика, тонология, акцентология, интонология?

ü В чем отличие пиктографии и идеографии?

ü Какие принципы орфографии являются ведущими в русском, английском и других изучаемых языках?

ü В чем различие транслитерации и транскрипции?

ü Кто ввел понятие морфемы?

ü В чем отличие формообразовательных и классифицирующих грамматических категорий?

ü Почему категория рода является классифицирующей для имени существительного и формообразовательной для имени прилагательного?

ü Чем отличаются фузия и агглютинация и что между ними общего?

ü Что такое «склонение» и «спряжение»?

ü Какие категории имени существительного традиционно выделяются?

ü Какие категории имени прилагательного традиционно выделяются?

ü Какие категории местоимения традиционно выделяются?

ü Какие грамматические категории глагола традиционно выделяются?

ü Почему так сложно дать однозначное определение слова?

ü Почему когда нужно подсчитать объем (длину) текста в словах, значительно легче это сделать с письменной формой текста чем с устной?

ü Чем отличаются синтагматические связи между лексическими единицами от парадигматических?

ü Чем первичная номинация отличается от вторичной?

ü Что такое семантическое поле?

ü В чем отличие архаизмов и историзмов?

ü Что такое зоонимы, топонимы?

ü Что такое табу и эвфемизмы?

ü В чем отличие однословного предложения от слова?

ü Что такое предикативная структура?

ü В чем отличие предложения от словосочетания?

ü Какова роль порядка слов в предложении? Приведите примеры языков с фиксированным и нефиксированным порядком слов.

ü Что такое предикат, валентность?

ü Что такое аргумент, актант? Чем отличаются актанты и сирконстанты?

ü Почему так сложно дать однозначное определение типа языка?

ü Приведите примеры слоговых и неслоговых языков, языков с тоническим и динамическим ударением?

ü Какие типы языков выделяются в лексических (семантических) классификациях?

ü Какие типы языков выделяются в синтаксических классификациях?

ü Какие типы языков выделяются в морфологических классификациях?

ü Почему В.ф. Гумбольдт отверг идею генеалогического подхода к морфологической классификации языков? Согласны ли вы с ним?

ü Какой новый морфологический класс (тип) языков ввёл В.ф. Гумбольдт в научный обиход?

ü Как строятся предложения в инкорпорирующих языках?

ü В чем особенность классификации, предложенной Э. Сепиром? Почему Э. Сепира не удовлетворяли разработанные до него типологические классификации языков мира? Какие принципы положил Э. Сепир в основу созданной им многомерной типологической классификации языков мира?

ü В чем суть квантитативного подхода, предложенного Дж. Гринбергом?

 

2.2. История языкознания.

ü Что побуждало ученых в древние времена заниматься проблемами языкознания?

ü Что представляла собой грамматика Панини? Какие достижения древнеиндийского языкознания там отражены?

ü Какое влияние на европейскую науку оказала грамматика Панини?

ü Что такое «веды»?

ü Как развивалось языкознание в Индии после грамматики Панини?

ü Какие лингвистические проблемы волновали древнегреческих ученых?

ü Какие аргументы в защиту своих взглядов выдвигали сторонники разных теорий происхождения имен?

ü Как в диалоге «Кратил» Платон пытался «примирить» полярные взгляды на происхождение имен?

ü Почему создателей философских грамматик средневековой Европы называют модистами? На чем было основано учение модистов об универсальности грамматики, о ее общности для всех языков мира?

ü Каков был вклад стоиков в развитие языкознания?

ü Почему арабское языкознание в средние века достигло значительных успехов? Какие достижения в области фонетики, морфологии, словообразования и лексикологии можно считать вкладом арабских ученых?

ü Какие задачи ставились перед европейскими лингвистами в XVI-XVIII вв, с чем это было связано?

ü Кем и как была создана грамматика Пор-Рояля? Какое влияние она оказала на европейскую науку?

ü В чем причина появления попыток построения различных универсальных и искусственных языков?

ü Почему ученые начали создавать многоязычные словари? Назовите наиболее значительные труды XVI-XVIII вв, в которых описывались многие языки мира.

ü Какие события можно считать предпосылками зарождения сравнительно-исторического метода в языкознании? Какую роль сыграло в этом знакомство европейцев с санскритом?

ü Назовите основоположников сравнительно-исторического метода и их основные работы. В чем заключался их вклад в сравнительно-историческое языкознание?

ü Какие слова (классы лексики) наиболее показательны для установления родства? Почему?

ü Какие языки мира относятся к индоевропейским? Назовите группы внутри индоевропейской семьи языков.

ü Какие гипотезы о прародине индоевропейцев вам известны?

ü Почему А. Шлейхер считал лингвистику естественной наукой? Как увлечение трудами Ч. Дарвина отразилось на лингвистических взглядах А. Шлейхера?

ü В чем суть учения А. Шлейхера о родословном древе? Как связано это учение с вопросом о прародине индоевропейцев? Какова судьба этого учения в истории лингвистики?

ü Каким виделся А. Шлейхеру индоевропейский праязык? Насколько реальна была задача восстановления индоевропейского языка, поставленная А. Шлейхером?

ü Какие обстоятельства повлияли на формирование философских и лингвистических взглядов В. ф. Гумбольдта?

ü Какое место занимает В.ф. Гумбольдт в мировом языкознании? Какие общетеоретические проблемы он поставил перед лингвистикой?

ü Что В.ф. Гумбольдт понимал под внешней и внутренней формами языка? Изложите суть его учения о языке и духе народа.

ü Назовите предпосылки возникновения психологического направления.

ü Каковы предпосылки возникновения школы младограмматиков? Какое философское учение оказало влияние на формирование лингвистических взглядов новой школы?

ü Назовите наиболее известных представителей младограмматизма. Как называется программная работа младограмматиков?

ü Что не устраивало младограмматиков в трудах компаративистов старшего поколения?

ü Почему младограмматики отказались от изучения общеязыковых законов?

ü Какие достижения в области сравнительно-исторического языкознания можно поставить в заслугу младограмматикам?

ü Как младограмматики трактовали фонетические законы?

ü Перечислите наиболее важные вехи биографии Ф.Ф. Фортунатова, повлиявшие на становление его как ученого-лингвиста.

ü Назовите наиболее известных представителей Московской лингвистической школы. Что нового в отечественное и мировое языкознание внесла Московская лингвистическая школа?

ü Как сформировалась Казанская лингвистическая школа? Кто к ней принадлежал? Какую роль в истории отечественного и мирового языкознания сыграла Казанская лингвистическая школа?

ü Каковы основные взгляды Б. де Куртенэ? Что нового он внесен в лингвистическую науку? Почему Б. де Куртенэ придавал огромное значение строгому разграничению букв и звуков?

ü Какое открытие совершил Ф. де Соссюр в своей первой книге?

ü Как появилась книга «Курс обшей лингвистики» Ф. де Соссюра?

ü Какой вклад Ф. де Соссюра в мировую лингвистику?

ü Что нового внес Ф. де Соссюр в учение о речевой деятельности? В чем состоит суть дихотомии язык / речь?

ü Почему Ф. де Соссюр противопоставляет внешнюю и внутреннюю лингвистику?

ü В чем суть соссюровской концепции языкового знака?

ü Назовите последователей Ф. де Соссюра, представителей Парижской и Женевской лингвистических школ.

ü Перечислите известные вам структуральные школы. В чем суть структурального метода? Какие черты объединяют все структуральные школы?

ü Почему структурализм Копенгагенской школы называют глоссематикой? Как и когда сформировалась школа глоссематики? Кто стал ее основоположником? Какие труды легли в основу Копенгагенской структуральной школы?

ü Что такое «пролегомены»? Охарактеризуйте сильные и слабые стороны учения Л. Ельмслева.

ü Какую роль в истории языкознания сыграл Пражский лингвистический кружок? Почему его можно считать интернациональным? Почему его еще называли Школой функциональной лингвистики?

ü В чем суть фонологической теории, разработанной Н.С. Трубецким? Какую роль в трактовке фонемы сыграло учение Н.С. Трубецкого оп оппозициях? В чем суть этой теории? Какие типы оппозиций были описаны Н.С. Трубецким? Что он понимал под нейтрализацией фонемы, под архифонемой?

ü Какое место в мировом языкознании занимают труды Р.О. Якобсона? Как определил фонему Р.О. Якобсон?

ü Чем американское языкознание XIX-XX вв отличалось от европейского? Почему индейские языки невозможно было описать в рамках компаративистики?

ü Какие идеи Ф. Боаса легли в основу американской этнолингвистики? Чем занимается этнолингвистика?

ü Назовите труд Э. Сепира, в котором он изложил свои общетеоретические взгляды?

ü Почему концепцию Б. Уорфа называют теорией (гипотезой) лингвистической относительности Сепира-Уорфа? В чем ее суть?

ü Какое место в мировом языкознании занимает Л. Блумфилд?

ü Почему именно бихевиоризм стал философской основой учения Л. Блумфилда? В чем его суть?

ü В чем суть дистрибутивного метода? Почему он так называется? Как с помощью дистрибутивного метода дескриптивисты исследовали фонетический и морфологический уровни языка?

ü Удалось ли З. Харрису применить дистрибутивный метод для анализа синтаксического уровня? Почему дистрибутивный метод не «срабатывал» на синтаксическом материале?

ü В каких работах изложены основы методики анализа по непосредственно составляющим? Чем эта методика отличается от дистрибутивного метода? Что представляет собой «синтаксическое дерево»? Какие вопросы остались нерешенными?

ü Кто первым применил трансформационный метод? Кого и почему считают основоположником этого метода? В чем его суть?

ü Какое место в мировом языкознании занимают труды Н. Хомского? Какой резонанс имели его работы в американском и европейской языкознании? В чем суть генеративной грамматики? На кого из предшественников Н. Хомский опирался при создании этого метода?

ü В чем суть теории структурного синтаксиса, предложенной Л. Теньером?

ü Какой вклад в мировое языкознание внесли Э. Бенвенист, А. Мартине, О. Есперсен?

ü Оцените вклад Е. Куриловича в развитие ларингальной гипотезы Ф. де Соссюра.

ü Какие идеи объединяли учёных Петербургской (ленинградской) лингвистической школы? Как формировались лингвистические взгляды главы Петербургской (Ленинградской) школы Л.В. Щербы?

ü В чем состоит сущность теории речевой деятельности, которую разработал Л.В. Щерба? Как она соотносится с учением Ф. де Соссюра о языке и речи?

ü Как Л.В. Щерба трактовал фонему? Чем его точка зрения отличается от учения о фонеме пражских структуралистов? Как связано учение о фонеме Л.В. Щербы с концепцией его учителя И.А. Бодуэна де Куртенэ? В каких работах Л.В. Щерба изложил свое понимание фонемы?

ü Кто из учеников Л.В. Щербы развивал его фонологические идеи? Какие стороны фонологической системы изучает Петербургская (Ленинградская) школа?

ü Как сформировались лингвистические взгляды Е.Д. Поливанова? Какой вклад он внес в отечественное и мировое языкознание?

ü Назовите основные труды В.В. Виноградова. Что нового он внес в морфологию, синтаксис, лексикологию и лексикографию?

ü Какой вклад в отечественное и мировое языкознание внесли представители второго (старшего) и третьего (младшего) поколений ученых Московской лингвистической школы?

ü Каковы истоки учения о фонеме Московской фонологической школы?

ü В чем принципиальное отличие фонологических концепций Московской и Петербургской (Ленинградской) школ? Какая концепция кажется вам более убедительной, почему?

ü Как в отечественной и зарубежной лингвистике оценивается научная деятельность Н.Я. Марра? Что необычного было в его судьбе и научной карьере? К какой научной сфере относятся реальные научные достижения Н.Я. Марра?

ü Какие работы И.И. Мещанинова оказали значительное влияние на советское языкознание 1930-1940-х гг.?

ü Каким принципом руководствовался И.И. Мещанинов, описывая различные типы языков мира (синтаксическая типологическая классификация языков)?

ü Оцените роль дискуссии 1950 г. в развитии отечественного языкознания.

 

3. Литература (можно пользоваться изданиями разных лет!).

ü Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2010.

ü Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В.История языкознания. – М., 2010.

А также (возможны переиздания):

 

ü Алпатов В.М. История лингвистических учений. - М.: Языки русской культуры, 2001.

ü Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1968.

ü Берков В.П. Современные германские языки. -СПб.: СПбГУ, 1996.

ü Введение в германскую филологию./ Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. – М.: ГИС, 1998.

ü Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2008.

ü Зеленецкий А.Л.Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М., 2010.

ü Камчатнов А.М. Николина Н.А. Введение в языкознание. –М.: Флинта, 2008.

ü Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М.: Просвещение, 1987.

ü Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. -М.: МГУ, 1996.

ü Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В.История лингвистических учений. –М., 2009.

ü Маслов Ю.С. Введение в языкознание. –СПб, 2006.

ü Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. – М.: Едиториал УРСС, 2002.

ü Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001.

ü Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

ü Реформатский А.А. Введение в языковедение. Хрестоматия. М., 2001.

ü Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М., 2008.

ü Сборники «Новое в лингвистике» (НЛ), «Новое в зарубежной лингвистике» (НЗЛ), «Зарубежная лингвистика» (ЗЛ), разные выпуски.

ü Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. (пред. изд. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990).

 

4. Ссылки

 

ü РНБ (Российская Национальная Библиотека, СПб), электронные каталоги www.nlr.ru/poisk

ü РГБ (Российская Государственная Библиотека, Москва) единый электронный каталог - www.rsl.ru/ru/s97/s339

ü Филологический порталwww.philology.ru

ü Лингвистические труды (тексты) www.classes.ru/english-grammar-textbooks.htm

ü Пражский лингвистический кружок – www.praglingv.ru

ü Казанская лингвистическая школа - www.kls.ksu.ru/index.php

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.