Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные типы морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слов.





Практическое занятие № 1.

Формо- и словообразование. Основа и флексия. Морфемная структура слова: морфема и морф, алломорфы и варианты морфем.

 

ЦЕЛЬ: познакомить с целями и задачами словообразования, сформировать навыки разграничения лексем и форм слов, научить Формо- и словообразующие аффиксы, выделять флексии и характеризовать основы. Сформировать навыки определения границ морфем; научить вычленять в составе словоформ морфы, различать алломорфы и варианты морфем.

 

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Предмет и задачи словообразования.

2. Формообразовательные и словообразовательные морфемы.

3. Основа слова. Типы основ в русском языке.

4. Флексия. Типы флексий. Флективный характер русского языка.

5. Морфема как минимальная значимая единица языка.

6. Понятие морфа. Алломорфы и варианты морфем.

7. Отличие морфемы от слова, слога, фонемы.

8. Омонимия, синонимия, антонимия морфем.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Из приведенных отрывков текста выпишите слова, имеющие формы словоизменения (склоняемые и спрягаемые), определите их основу и окончание, охарактеризуйте их:

Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, какие были даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.



2. Вычлените слова на морфемы, обозначьте формо- и словообразовательные аффиксы, определите их значение:

Чистый, чистота, чище, чисто, чистить, чистейший, чистивший, вычищенный, порасчистили, чистенький, чистильщик, чистит, прочищающий, прочистимся.

3. Разграничьте формообразующие и словообразовательные суффиксальные морфемы, определите их значение: светлее, беги, добрейший, разогревание, гнездышко, добренький, варение, утихла, тряс, высуши, замерз, синь, хождение, умнейший, насухо, ширина, полнешенький, гитарист, синева.

4. Разграничьте разные слова и формы одного слова:

- плавать, сплав, плавиться, буду плавать, заплывать, плавание, плывун, заплыв, переплыть, отплытие, плавающий, заплывший;

- класть, поклажа, кладь, клад, кладовая, кладью, кладу, лежит, ляг, положенный, положись, ложись.



5. Произведите морфемное членение родственных слов, отметьте чередования, представленные в морфах корневых морфем:

· Ломать, лом, выломать, надломить, сломя, преломление, разломить;

· Косьба, коса, выкосить, скосить, скошенный, выкашивать, выкошенный, выкос, покос, накосить.

6. Объедините в группы родственные слова, подчеркните в словах каждой группы все варианты (морфы) корня: вожак, ведущий, мятый, водитель, мнущийся, помятый, вести, примятый, несминаемый, вел, разминка, мнут, вождь, водитель, вывести, вождение.

7. Определите, одинаковую ли флексию имеют данные словоформы, различая при этом алломорфы, варианты морфем, разные морфемы: душа, душа, красна, моря, сызмала, читала, прочитала, держа.

8. Распределите слова с омонимичными корнями по группам в соответствии со значением корня: подводник, проводник, приводить, водный, провод, ствол, водица, водитель, наводнение, вводить, проводы, половодье, подводить, заводной, провожатый, уводить, водянистый, проводниковый.

9. Установите, какие пары слов содержат синонимические суффиксы:

а) 1. доброта – глухота

2. весельчак – глупец

3. горошина – соломина

4. прогулка – исследование

б) 1. студенчество – крестьянство

2. веселее – веселей

3. москвич – ленинградец

4. ветвистый - веснушчатый

10. Укажите, в каких словах содержаться омонимичные корни:

а) 1. дробинка – дробление

2. знатный – знание

3. лужица – лужайка

4. переделка – деловой

б) 1. окись – перекись

2. подкласс – классный

3. сгибать – погибать

4. кредитор – кредиты



11. Вычлените омонимичные морфемы, определите их значение:

а) 1. захвалить – зааплодировать

2. гитарист – гористый

3. столу – сижу

4. мудрец – ленивец

б) 1.засмеяться – забыться

2. страна – солдата

3. кубинка – смешинка

4. голубика – акробатика.


Практическое занятие № 2.

Основные типы морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слов.

 

ЦЕЛЬ: Сформировать навыки морфемного членения словоформ, научить определять тип морфемы и характеризовать ее. Сформировать навыки определения исторических изменений, произошедших в морфемной структуре слов и в связи с этим верного определения границ морфем в слове.

 

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Корневые морфемы и их классификация.

2. Типы аффиксов в русском языке.

3. Служебные морфемы. Вопросы об интерфиксах и конфиксах в русском языке.

4. Исторические изменения в морфемной структуре слов: опрощение; переразложение; усложнение.

ЗАДАНИЯ:

1. В группе имен существительных с общим значением лица выделите значение лиц: 1) по профессии; 2) по внутренним или внешним признакам; 3) по месту жительства; 4) по национальности; 5) по временному состоянию или положению; 6) по принадлежности к определенной партии, идеологии, философскому направлению. Укажите суффиксы:

Австрияк, квартирант, ламаит, курсант, погорелец, латыш, австриец, конторщик, музыкант, лихач, силач, певец, ваятель, жнец, разведчик, толкач, губан, толстяк, чистильщик, портретист, губитель, гример, толстяк, лентяй, грамотей, сибиряк, храбрец, голландец, христианин, материалист, дуалист, ухажор, омич, холостяк, выдумщик, болельщик, соблазнитель, лгун, клеветник, весельчак, шалун, киевлянин, сумчанин, гусит, дебютант, татарин, конюх, передовик, осетин, украинец, здоровяк, ворчун, пенсяк, суфлер, виноградарь, вдовец, заочник, жадюга, чудак, лектор.

2. Укажите суффиксы, с помощью которых образованы следующие синтаксические дериваты: вежливость, веяние, враждебность, беж, белизна, беспомощность, болезнь, борьба, бойкость, доброта, жатва, жизнь, интим, косьба, красота, кривизна, обмолвка, опись, откорм, перение, побелка, призыв, синь, синеа, стирка, стрельба.

3. Определите, одинаков ли суффикс в следующих группах слов.

1. Горение, говорение, сближение, пригибание, ознакомление.

2. Скамеечка, розочка, блузочка, лодочка, полочка, блюдечко, козочка, свечка, палочка, вилочка, чашечка, защипочка, редечка, щеточка, резиночка.

4. От данных слов образуйте новые слова с помощью:

1. приставок со значением а) начала действия; б) ограничения действия; в) конца действия: кричать, цвести, орать, трубить, хлопотать, жить, хохотать, лепетать, зеленеть;

2. суффиксов со значением а) уменьшительным, б) увеличительным; в) пренебрежительным:

- старик, книга, сук, река, снег, сказка, ключ, умный, добрый, синий, бабушка;

3. со значением неполноты качества, признака:

- красное солнце, снежные поля, зеленые листья, темные тени.

5. Перепишите слова, выделяя служебные морфемы и определяя их значения. Отдельно выпишите непроизводные слова: взор, пятак, кирпичик, внешне, пароход, красочность, безбилетный, бесноватый, побережье, наводнить, братский, кашевар, рыжеватый, горошина, высотный, безумство, навигация, светотень, пылесос, газетчик, вопросительный, солнышко, невеста, одеяло, наволочка, корнеплоды, облако, безвкусица, погрузка, кровообращение, кровеносный, многогранный.

6. Укажите производящие к данным словам, сопоставьте морфемный состав производного и производящего, вычлените уникальные элементы (унификсы) в составе производных: патронташ, аплодисменты, дубликат, ва-банк, почтамт, детвора, жених, клейстер, француз, попадья, почтальон, чертеж, мошкара, маскарад, чайхана, выкрутасы, козел, светоч, неизменный, павлин, свинтус, скупердяй, флотилия, молодайка, белесый.

 

7. Найдите этимологический корень в словах, претерпевших опрощение (используйте "Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской): Былина, ведьма, вкус, внушить, впечатление, возраст, воспитатель, господин, значить, зодчий, конура, конец, копейка, коньки, коричневый, крыльцо, крыша, мешок, наволочка, переполох, поезд, порошок, пуговица, платок, рубль, смородина, сутки, сутулый, сплетни, сумрак, чашка.

 

8. Определите былую структуру слов: Пир, зрачок, сокровище, дар, льгота, зоркий, нельзя, трус, ушат, вздыхать, польза, купля, горло, пить, дать, зрелище, крыша, взирать, укрытие, тряска, вожжи, упряжь, позор, покрывало, трясина, варенье, вожак, трястись, варка, подушка, водить, повар, душа, воздух, покупатель, душить, купец, ожерелье, выкуп.

 

9. Укажите, какие исторические изменения произошли в словах. О расширении или сужении значения мы можем говорить?

- белье, ведьма, чернила, палец, скорняк, квас, гвоздь, колос, лиса, порох.

 

10. Какие из приведенных слов являются историческими тавтологизмами? Установите их этимологию:

- белая лебедь, реальная действительность, синие чернила, патриот родины, памятный сувенир, зеленая краска, букинистические книги.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.