Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Выполнить тесты, проверяющие знания.





Практическое занятие № 1

«Введение в синтаксис. Словосочетание».

Цели:

1. Усвоить понятие «словосочетание» и его отличия от других синтаксических единиц.

2. Уметь выделять словосочетания из предложений и отличать их от других сочетаний слов.

3. Проводить анализ словосочетаний, учитывая все его характеристики (см. схему анализа словосочетания).

Основные понятия.

Синтаксис, синтаксис текста, словосочетание, простое предложение, сложное синтаксическое целое, текст. Номинативная функция словосочетаний, коммуникативная функция предложения. Синтаксические отношения: атрибутивные, объектные, обстоятельственные.

Компонент словосочетания, словосочетания простые, сложные; атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные; согласование, управление, примыкание.

План.

1. Синтаксис как раздел языкознания.

2. Синтаксические единицы, их основная функция и место в системе синтаксических единиц.

3. Словосочетание как синтаксическая единица.

4. Проблема компонента словосочетания. Начальная форма словосочетания, его парадигма.

5. Классификация словосочетаний:



а) по степени спаянности компонентов (свободные / несвободные);

б) по количеству компонентов (простые, сложные);

в) по характеру главного компонента: именные (субстантивные, адъективные, нумеративные, местоименные), глагольные, адвербиальные = наречные, главный компонент – слово категории состояния;

г) по значению: атрибутивные = определительные, объектные, обстоятельственные (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели, условия, уступки), комплетивные.

6.Виды связи компонентов в словосочетании:

а) согласование: полное, неполное;

б) управление: предложное/беспредложное, сильное/слабое;

в) примыкание;

7. Средства связи компонентов в словосочетании;

8. Правила построения словосочетаний.

Основная литература.

1. Русский язык/Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Academia, 2005. – С. 636-646.

Дополнительная литература.

1. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 284-290.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х частях. Часть II: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Academia, 2002. – С. 249-291.



Задания для самостоятельной работы

Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2006.

1. Упражнение 554:

а) предложения 1, 4, 14. Выписать словосочетания, в которых компонент выражен не одним элементом;

б) предложения 1, 2, 5. Выписать сложные словосочетания с разными видами связи, разделить их на простые и указать вид словосочетания по главному компоненту;

в) предложения 1-12. Выписать по 5 словосочетаний в столбики с согласованием, управлением, примыканием;

г) из предложения 13 выписать все словосочетания и проанализировать их по схеме.

2. Составить реальные словосочетания по данным схемам:

а) существительное*[1]+ прилагательное; б) прилагательное* + существительное; в) глагол* + существительное; г) существительное* + инфинитив; д) глагол* + наречие; е) прилагательное* + наречие.

Методические рекомендации

Схема анализа словосочетания

1. Словосочетание (не являются словосочетаниями сочетание подлежащего и сказуемого, сочетание служебного слова и знаменательного, обособленный член предложения и поясняемый им член предложения).

2. Начальная форма (в начальную форму ставится главный компонент).

3. Главный компонент…, зависимый компонент… (компонентом словосочетания являются: а) словоформы, в том числе аналитические; б) фразеологическая единица; в) группа однородных членов; г) несвободное словосочетание в составе свободного.

4. Свободное/несвободное (свободное состоит из компонентов, достаточных по своей семантике и потому в предложении выполняющих роль отдельного члена; несвободное состоит из компонентов, один из которых имеет ослабленную семантику, в предложении такое словосочетание выполняет роль одного члена).



5. Простое/сложное (простое состоит из 2-х компонентов, сложное – из трех и более, из состава сложного можно выделить простые).

6. Характеристика по морфологическому выражению главного компонента:

а) глагольные (главный компонент выражен глаголом в предикативной/непредикативной форме);

б) именные: субстантивные (главный компонент – имя существительное), адъективные (главный компонент – имя прилагательное), количественные=нумеративные (главный компонент – имя числительное), местоименные (главный компонент – местоимение);

в) наречные=адвербиальные(главный компонент – наречие);

Г) главный компонент – слово категории состояния.

7. Характеристика словосочетания по значению:

а) атрибутивные=определительные (предмет и его признак);

б) объектные (зависимый компонент обозначает объект действия или признака)

в) обстоятельственные(образа действия – как? каким образом?; меры и степени– насколько? в какой степени?; места– где? куда? откуда?; времени– когда? с каких пор? до каких пор?; причины– почему?; цели– зачем? для чего? с какой целью?; уступки – несмотря на что? вопреки чему?; условия– при каком условии?).

Образцы выполнения:

Над пыльной дорогой, над головами, беззвучно уходят в зенит три звена наших истребителей.

1. Не являются словосочетаниями такие сочетания слов:

над дорогой – одно слово знаменательное, другое служебное;

уходят три звена – грамматическая основа предложения;

над дорогой, над головами, - обособленный член, выполняющий функцию уточнения.

Сложные словосочетания[2]:

Беззвучно (←как?) уходят* (→куда? во что?) в зенит – словосочетание с соподчинением = параллельная связь;

Три звена* (→какие? чего?) наших(←чьих?)истребителей* – словосочетание с последовательным подчинением;

Над пыльной(←какой?)дорогой*(←где? над чем?)уходят*(куда? во что? →)в зенит – словосочетание с параллельным и последовательным подчинением.

Три*(чего? →)звена – словосочетание, стоит в начальной форме, главный и зависимый компоненты обозначены (главный – знаком *, зависимый – стрелкой-дугой с вопросом), несвободное, простое, нумеративное, комплетивное, связь-управление, беспредложное, сильное, управляет формой Р.п., средство связи – а.

Три * звена(какие? чего? →)истребителей – словосочетание, стоит в начальной форме, свободное, простое, нумеративное, атрибутивное (1-ый вопрос), управление (2-ой вопрос), беспредложное, сильное, управляет формой Р.п., средство связи – ей.

(Над) пыльной(←какой?)дорогой* – словосочетание, начальная форма – пыльная дорога, свободное, простое, именное субстантивное, атрибутивное, согласование полное в ед.ч., жен. роде, Т.п., средство связи – ой.

Наших(←чьих?)истребителей* – словосочетание, начальная форма – наш истребитель, свободное, простое, именное, субстантивное, атрибутивное, согласование полное во мн.ч., Р.п., средство связи – их.

Уходят*(где? во что? →)в зенит - словосочетание, начальная форма – уходить в зенит, свободное, простое, глагольное, обстоятельственное (места), управление предложное, слабое, управляет формой В.п., средство связи - , предлог в.

Беззвучно(←как?)уходят* - словосочетание, начальная форма – беззвучно уходить, свободное, простое, глагольное, обстоятельственное (образа действия), примыкание, связь по смыслу и порядок компонентов.

Уходят*(куда? над чем? →)над дорогой - словосочетание, начальная форма – уходить на дорогой, свободное, простое, глагольное, обстоятельственное (места), управление предложное, слабое, управляет формой Т.п., средство связи – предлог «над» и –ой.

 

Контрольно-измерительные материалы по теме.

I. Выполнить тесты, проверяющие знания.

1. Вставить во фразу «Словосочетание как синтаксическая единица выполняет…функцию» нужный термин.

а) номинативную,

б) коммуникативную.

2. Ответить «да/нет» на поставленные вопросы:

а) может ли компонент словосочетания состоять из 2-3 графических слов?

б) может ли простое словосочетание иметь в своём составе 3-4 графических слова?

в) могут ли компоненты объектного словосочетания связаны видом связи – согласование?

г) могут ли быть связаны видом связи – управление компоненты обстоятельственного словосочетания?

д) могут ли компоненты несвободного словосочетания в составе простого предложения быть разными его членами?

3. Закончить фразу нужным термином из перечисленных:

а) только в атрибутивных словосочетаниях возможен…вид связи:

1) согласование

2) управление

3) примыкание

б) комплетивными по значению могут быть словосочетания:

1) свободные

2) несвободные

в) при согласовании средством связи в словосочетании обычно бывает

1) окончание

2) предлог

3) порядок компонентов

г) окончание и предлог могут быть средством связи в словосочетаниях с

1) согласованием

2) управлением

3) примыканием

4. Назвать основания для следующих характеристик словосочетаний:

а) простые/сложные - …

б) атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные - …

в) именные, глагольные, адвербиальные - …

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.