Сделай Сам Свою Работу на 5

Периоды и этапы истории естествознания





История Е. стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производит. сил, техники отвечает своеобразный период в истории Е. Как самостоятельное, систематич. исследование природы Е. возникло во 2-й пол. 15 в.; более ранние периоды естеств.-науч. знаний можно рассматривать как зачаточные, или подготовительные, к систематич. изучению природы. Соответственно выделяются след. периоды.

Первый подготовительный - натурфилософский (зарождение элементов будущего Е.) - характерен для древности. В целом техника была ещё слабо развита, хотя имелись уже отд. выдающиеся технич. достижения. Начали складываться в самостоят. отрасли знания статика и астрономия и обслуживающая их математика. Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естеств.-науч. знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Второй подготовит. период характеризуется господством схоластики и теологии в Зап. Европе и спорадич. открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного влияния на развитие естеств.-науч. знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода Е.



Период механич. и метафизич. Е., начавшийся с возникновения Е. как систематич. экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистич. отношений в Зап. Европе (со 2-й пол. 15 в. до конца 18 в.). Е. этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Е. нач. 17 в. (формирование механич. Е.- Г. Галилей) и конца 17 в. - нач. 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т. к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в Е. делались открытия, в к-рых обнаруживалась диалектика. Е. было связано с производством, превращавшимся из ремесла в мануфактуру, энергетич. базой к-рой служило механич. движение. Отсюда вставала задача изучать механич. движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в небесной механике, воен. дело - в разработке баллистики. Е. было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17-18 вв. в математике анализа бесконечно малых (И. Ньютон, Г. Лейбниц) и аналитич. геометрии (Р. Декарт), космогонич. гипотеза Канта - Лапласа, атомно-кинетич. учение М. В. Ломоносова, идея развития в биологии К. Вольфа подготовляли крушение метафизич. взгляда на природу. Осн. противоречием Е. всего этого периода было то, что "революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 509).



Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюц. идей в Е. характеризуется стихийным проникновением диалектики в Е., так что его можно также назвать стихийно-диалектическим. Пром-сть вступает в фазу крупного машинного произ-ва, начавшегося в конце 18 в.- технич. и пром. переворот. Энер-гетич. базой пром-сти становится паровой двигатель, и преимуществ. развитие механики перестаёт удовлетворять потребности произ-ва. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества (химич. атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюц. теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (К. М. Бэр). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретич. охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.)-клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм - нанесли окончат. удар по старой метафизике. Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химич. строения органич. соединений (А. М. Бутлеров, 1861), периодич. системы элементов (Д. И. Менделеев, 1869), химич. термодинамики (Я. X. Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ науч. физиологии (И. М. Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873). Но, делая открытия, подтверждающие диалектику, естествоиспытатели продолжали мыслить метафизически. "...Этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления..." (там же, с. 22) составил осн. противоречие Е. данного периода - разрыв между объективной и субъективной его сторонами, его содержанием (его открытиями) и формой мышления самих учёных.



Период чновейшей революции" в Е. совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В 20 в. форсируется развитие прежде всего физики (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника - лазеры, электронная оптика и т. д.). Физика как ведущая отрасль всего Е. играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям Е., напр. изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значит. степени развитию науки о космосе и овладению космосом. Гл. задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегич. сырья (каучук, искусств. волокно), получение син-тетич. топлива, лёгких сплавов и заменителей металла для авиации и космонавтики. Энергетич. базой пром-сти в нач. 20 в. становятся всё больше электричество (динамо-машина), химич. энергия (двигатели внутр. сгорания), а затем (после 2-й мировой войны) и атомная энергия. Стимулирующее воздействие на Е. новых потребностей техники привело к тому, что в сер. 90-х гг. 19 в. началась "...новейшая революция в естествознании..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264), гл. обр. в физике (открытия электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Том-соном, светового давления П. Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. План-ком, создание теории относительности А. Эйнштейном, радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А. С. Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г. Менделя).

В 1913- 1921 на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создаёт модель атома, разработка к-рой ведётся соответственно периодич. системе элементов Д. И. Менделеева. Это - 1-й этап революции в физике и во всём Е. Он сопровождается нарушением прежних, метафизич. представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектич. материализм. Но в условиях идейной реакции, вызванной империализмом, революция в Е. была использована идеалистами для наступления на материализм. Это привело к кризису физики и всего Е. и вызвало осн. противоречие Е. данного периода: "реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки" (Ленин В. И., там же, с. 326). Это явилось углублением и обострением того противоречия, которое вскрыл Ф. Энгельс для Е. 19 в. Оно проанализировано в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908). 2-й этап революции в Е. начался в сер. 20-х гг. 20 в. в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантоворелятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Е. и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, гл. обр. тех, к-рые связаны со старой классич. картиной мира. С возникновением первой социалистич. страны - СССР - идеологич. борьба обостряется и делаются попытки снова вытеснить из Е. материализм с помощью неопозитивизма. Это ведёт к углублению противоречий в Е. Напротив, в СССР осуществляется выход Е. из кризиса, чему способствовала программная работа В. И. Ленина "О значении воинствующего материализма" (1922).

Началом 3-го этапа в Е. было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1939) и последующих исследований (1940-45), с которыми связано зарождение электронно-вычислит. машин и кибернетики. Полное развитие он получил в сер. 20 в. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в Е. целая группа отраслей Е.: биология (особенно генетика, молекулярная биология), химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с Е.,-космонавтика, кибернетика. Если в нач. 20 в. физич. открытия развивались самостоятельно, то с сер. 20 в. революция в Е. органически слилась с революцией в технике, приведя к совр. научно-технич. революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без к-рых не может развиваться совр. техника. Развитие Е. происходит в условиях обострения идеологич. борьбы между двумя мировыми системами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.