Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация педагогических технологий обучения.





Понятие «педагогическая технология».

 

Само слово «технология» (от греч. «техне» — искус­ство, ремесло, наука + «логос» — понятие, учение) озна­чает «совокупность знаний о способах и средствах про­ведения производственных процессов». Совокупность зна­ний о способах и средствах проведения учебно-воспита­тельного процесса можно назвать «технологией учебного процесса». Но в чем тогда разница между дидактикой (она занимается содержанием, способами и средствами образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педагогическими технологиями? Коротко можно сказать так: дидактика — это теория образования в целом, а педагогическая технология — это конкретное на­учно обоснованное, специальным образом организо­ванное обучение для достижения конкретной, реаль­но выполнимой цели обучения, воспитания и разви­тия обучаемого. При разработке технологии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятельность пре­подавателя и обучаемого.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассмат­ривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимиза­цию форм образования.



С одной стороны, технология обучения — это совокуп­ность методов и средств обработки, представления, изме­нения и предъявления учебной информации, а с дру­гой, — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием не­обходимых технических или информационных средств.

Термин «образовательные технологии» более емкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Технология обучения — это способ реализации со­держания обучения, предусмотренного учебными про­граммами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффектив­ное достижение поставленных целей.

Процесс разработки конкретной педагогической тех­нологии можно назвать процессом педагогического про­ектирования. Последовательность его шагов будет сле­дующей:



§ выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

§ выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профес­сиональные и личностные качества будут сформи­рованы у обучаемых в процессе преподавания про­ектируемой дисциплины;

§ выбор технологии, ориентированной на совокуп­ность целей или на одну приоритетную цель;

§ разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм органи­зации учебного процесса, выбор методов и средств обу­чения.

 

Классификация педагогических технологий обучения.

 

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации — традиционные и инновационные.

Учение складывается из определенных действий, за­висящих от того, какую функцию выполняет обучаемый в педагогической ситуации. Это могут быть следующие функции:

§ пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

§ активного самостоятельного поиска и использова­ния информации;

§ организуемого извне направленного поиска и ис­пользования информации.

В первом случае студента рассматривают как объект формирующих воздействий педагога. Тогда в основе на­учения лежит преподавание ему готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ (объяснительно-иллюстративный метод) и требование к определенным учебным действи­ям студента. Учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, репродуктивное воспроизведение, трени­ровка и упражнение по готовым образцам и правилам.



Таким образом, традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный ме­тоды, и основная его сущность сводится к процессу пе­редачи готовых известных знаний учащимся.

Недостатки традиционного обучения многочислен­ны, например:

ü усредненный общий темп изучения материала;

ü единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися;

ü большой удельный вес знаний, получаемых уче­никами в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики «разучиваются ду­мать»;

ü почти полное незнание учителем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания;

ü преобладание словесных методов изложения ма­териала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

ü затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

ü преобладание нагрузки на память учащихся, так как надо по памяти воспроизводить учебный ма­териал; у кого лучше память, тот успешнее вос­производит, но в будущей профессиональной дея­тельности эти методы заучивания и точного по па­мяти воспроизведения информации не требуются, не применяются, и, с другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встре­тятся в профессиональной практике (умение нахо­дить нужную информацию для определения произ­водственного решения, умение находить самосто­ятельное творческое решение в сложных ситуаци­ях). Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, ко­торые предъявляются к человеку в процессе обу­чения, и требованиями, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

Во втором случае студент рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интере­сов и целей. Это вид естественного самонаучения, когда учение складывается из таких действий студента, как выбор вопросов и задач, поиск информации, осмыслива­ние, творческая деятельность, отвечающая его потреб­ностям и интересам.

В третьем случае педагог организует внешние источ­ники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы студен­та, а уже на основе этих интересов студент осуществляет активный отбор и использование необходимой информа­ции. Здесь обучение выступает как руководство направ­ляемой познавательной активностью студента на основе педагогических методов: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование. Уче­ние складывается из таких действий студента, как ре­шение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение понятий.

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило раз­витие программированного обучения; результаты ис­следований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой дея­тельности.

Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, моби­лизующие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:

ü содержания учебного материала;

ü методов обучения.

Совершенствование методов обучения обеспечива­ется путем:

Ø широкого использования коллективных форм по­знавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);

Ø выработки у преподавателя соответствующих на­выков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;

Ø применения различных форм и элементов проблем­ного обучения;

Ø совершенствования навыков педагогического об­щения, мобилизующих творческое мышление обу­чаемых;

Ø индивидуализации обучения при работе в студен­ческой группе и учета личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выбо­ре форм общения;

Ø стремления к результативности обучения и рав­номерному продвижению всех обучаемых в про­цессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;

Ø знания и использования новейших научных дан­ных в области социальной и педагогической пси­хологии;

Ø применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информаци­онных средств обучения.

К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная де­ятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, на­выков, их практическом применении, а также формиро­вании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Одним из наиболее перспективных направлений раз­вития творческих способностей личности, столь необхо­димых современному специалисту, является проблемное обучение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.