Сделай Сам Свою Работу на 5

Какой материал по лексике собирать и записывать





ПАМЯТКА СТУДЕНТУ

1.Цельработы – сбор диалектного и этнографического материала, характерного для жителей станиц, сел и хуторов восточной части Краснодарского края, т.е. территории, связанной с расположением линейного казачества – станицы, села, хутора Успенского, Лабинского, Мостовского, Курганинского, Отрадненского, Новокубанского, Гулькевичского, Кавказского, Тбилисского, Тихорецкого, Белоглинского, Новопокровского, Кущевского, Павловского районов.

Задачи: зафиксировать лексику и фразеологию, свойственную кубанским говорам – названия предметов быта, одежды, обуви, построек, средств передвижения, домашних животных и птиц; местные названия овощей, плодов, ягод, деревьев, кустарников; глаголы действия, движения; лексику, обозначающую орудия труда и процессы производства (сельскохозяйственный, ремесленный труд и др.), характеризующую человека, явления природы и под., разнообразную глагольную лексику, устойчивые выражения (фразеологизмы) и т.д. Отметить диалектное произношение слов и их грамматические формы.

Ожидаемый результат:картотека диалектного материала для 2-го издания Словаря говоров Кубании курсовые, дипломные, научные работы по проблемам диалектологии и этнографии.



2. Перед началом собственно лингвистической работы по сбору диалектного материала студенты должны познакомиться с данными о станице, ее истории, экономике, населении, культуре, которые можно получить в местных музее, школе, доме культуры, в администрации сельского поселения, установить фамилии и адреса возможных информантов. Важно выбрать из сельского населения лиц, хорошо сохранивших в своей речи диалектные особенности. Это обычно люди, которые прожили в этом населенном пункте большую часть жизни. Для студентов, жителей данного населенного пункта, такими информантами могут быть члены семьи – бабушки, дедушки, родители – или соседи, а также члены местных фольклорных коллективов.

Следует различать такие группы информантов:

1. представители старшего поколения, прежде всего пожилые женщины;

2. представители среднего поколения (35 – 50 лет);

3. сельские школьники.

Запись одних и тех же данных у информантов перечисленных групп очень важна для изучения тех процессов, которые характерны для современного состояния говоров.



3. Диалектологическая практика проводится в течение двух недель после окончания летней экзаменационной сессии. При этом одна неделя отводится на «полевую» работу (знакомство с населенным пунктом и сбор диалектного материала) и одна неделя – на обработку собранного материала, расшифровку аудиозаписей, оформление лексикографических карточек.

4. Диалектологическая практика заканчивается зачетом, для получения которого необходимо сдать:

- аудио- или видеозаписи бесед с информантами,

- тетрадь с паспортными данными на населенный пункт и информантов (см. ниже);

- расшифровку аудиозаписей (тетради) рассказов информантов и их ответов на вопросы;

- карточки стандартного формата (10×13) с записью диалектных слов.

Оформление тетрадей и карточек.

Записи делаются четким, разборчивым почерком, черной или темно-синей пастой.

В тетради помещаются «паспортные» данные населенного пункта и информантов:

а) название (официальное и местное) населенного пункта, краткие сведения из истории (время заселения, коренные жители, их занятия, культурные традиции и обычаи и т.п.),

б) фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, уровень образования лиц, чью речь вы записывали, с какого времени проживает информант в данном населенном пункте, выезжал ли из него, надолго ли и куда;

в) расшифрованные аудиозаписи диалогов, рассказов, произведений фольклора (песни, сказки, частушки). По каждому обследованному населенному пункту желательно сделать не менее 20 страниц таких записей, сопроводив информацию фотографиями, схемами, картами и др. этнографическими материалами.



Записьведите упрощенной транскрипцией, пользуясь русскими буквами, следуя их звуковому значению. Гласныефонемы обозначаются буквами а, о, у, э, и, ы. Дополнительно использу­ются также буквы и буквосочетания: ё, ю, я для обозначе­ния мягкости предыдущих согласных и последующих э, у, а (сыне, люды, воля) или для обозначения звукосочетании йэ, йу, йа (твое, твою, твоя).

Для обозначения промежуточных оттенков звучания не­ударяемых гласных сразу за основным обозначением, в скоб­ках, проставьте дополнительные, например, стэ(ы)пы, вы(э)шневый, ко(у) жух.

Согласныефонемы обозначаются буквами в соответствии с их звуковым значением. Однако некоторые буквы в транс­крипции предназначены для выражения особых звуковых зна­чений:

г — обозначает невзрывной, фрикативный звук, напри­мер, гнит (гнет, угнетение); взрывной отмечается в скобках, например, гнит (фитиль в лампе-горелке; гвзрывное);

дз, дж — обозначают звонкие аффрикаты: дзвин (звон), бджола (пчела);

ў— обозначает неслоговой звук после гласного: кроў (кровь).

Мягкость согласного обозначается, как обычно, мяг­ким знаком: стань. Этот знак ставится и как разделительный после мягкого согласного, например: лью. Твердый знак употребляется как разделительный после твердого согласного: бъю.

Долгота звука обозначается сдвоенными буквами: тонна.

В каждом слове обязательно обозна­чайте ударение.

На карточке фиксируется а) диалектное слово в графике русского языка и рядом в скобках – в упрощенной фонетической транскрипции с обязательной постановкой ударения; б) грамматические пометы (род, вид и под.); в) значение (или значения) слова; г) контексты употребления слова, раскрывающие его значение (2-3 примера на каждое значение); д) название населенного пункта, района; е) в нижнем правом углу - фамилия, и. о. информанта, его возраст и фамилия, и. о. лица, оформляющего карточку, год записи.

В случае, если слово имеет добавочное эмоционально-экспрессивное значение, после формулировки значения дать помету: ласкательное (ласк.), ласково-поощрительное (ласк.-поощр.), насмешливое (насм.), снисходительно-ироническое (ирон.), порицательное (пориц.), пренебрежительное (пренебр.), презрительное (презр.), уничижительное (уничиж.), бранное (бран.).

Какой материал по лексике собирать и записывать

К словарным диалектизмам принято относить следующие группы слов:

1) специфически местные слова, образованные от корней, отсутствующих в современном литературном языке. Например, баравок 'ответвление от дымохода для отопления чердака', барщивать 'обедать борщом', чебак 'лещ', дюже 'очень' и т.д.;

2) слова, отличающиеся от литературных способом словооб­разования (суффиксами, приставками). Например: кузня 'кузни­ца', сродственник 'родственник', знакомец 'знакомый', земляни­га 'земляника';

3) слова, отличающиеся от литературных фонемным составом при условии, что эти различия не отражают закономерностей фо­нетической системы говора. Например, вышня 'вишня', високий'высокий', царай 'сарай';

4) слова или группы слов, которые отличаются от литера­турных грамматической формой. Например: стено 'стена'; хмель, ковыль - слова женского рода, а степь, медаль - слова мужско­го рода;

5) слова, имеющие иное, чем в литературном языке, ударение, например: а'рбуз 'арбу'з', засу'ха 'за'суха', туча' 'ту'ча', дико'й 'дикий';

6) слова, фонетически тождественные со словами литератур­ного языка, но имеющие в говоре совершенно иное или несколько иное значение. Например: мост 'сени', виски 'волосы', кричать 'плакать';

7) диалектные фразеологизмы, т.е. устойчивые сочетания слов, не известные современному литературному языку. Например: борону бить 'ссориться', рень держать 'таить зло', быть в надежде 'надеяться'.

Помимо диалектных слов и фразеологизмов студент может встретиться с такими образованиями, которые не являются соб­ственно местными, диалектными, но отличаются и от литератур­ных. Это, во-первых, слова, которые сравнительно недавно при­шли в говор и в речи носителей диалекта получили своеобразное звучание. Чаще всего это слова иноязычного происхождения: фе'ршал 'фельдшер', колидор 'коридор', страм 'срам', булгахтер 'бухгалтер', миньцанер 'милиционер', во-вторых, это просторечные и жаргонные словоформы типа жарынь 'жара', ушлый, жахнуть, лясы точить; котел, чердак 'голова', ряшка, выставка, будка 'лицо'.

Может случиться, что в вашем населенном пункте тот или иной предмет обозначается не одним словом, а имеет два или несколько наименований (например: подсолнух, соняшник, сояшник, соняхи). Надо записать все названия и, по возмож­ности, выяснить, какие из них более распространены, а какие употребляются реже, в частности только людьми преклонно­го возраста. Указать, есть ли разница в употреблении отдель­ных слов, служащих наименованием одного предмета (напри­мер: яйцэ, крашанка).

При собирании лексико-фразеологического материала и в первую очередь диалектных слов рекомендуется проводить тематические беседы по циклам. Например, беседа о названиях надворных хозяйствен­ных построек, о домашней обстановке и утвари, о разных видах старой одежды и обуви, о полеводстве, огородничестве или жи­вотноводстве и т.д. (см. тематику ниже). В процессе непринуждённых тематических бесед с местными жителями обычно обнаруживаются лексические диа­лектизмы, наряду с которыми употребляются и новые названия, в беседах легче выявляются не только прямые, но и переносные значения старых и новых слов, их терминологическая однознач­ность и возможная многозначность. А главное, в ходе беседы ин­формант подробнее останавливается на описании реалий и в это время подает диалектизмы в характерных для них лексико-грамматических связях, в типичных речевых контекстах. При собирании материала по лексике, в отличие от соби­рания материалов по фонетике, морфологии и синтаксису, допускается и прямая постановка вопросов, непосредственный опрос по программе: «Как у вас называется?» или «Употреб­ляется ли у вас слово и каково его значение?». Вопросы первого типа следует формулировать так, чтобы в них не содержались слова, которые предполагается услышать от информанта, т.е. чтобы вопрос не предрешал ответа. Нельзя, например, спрашивать: "Как у вас называется сковородник?" Может последовать ответ: "Да так и называется, как Вы сказа­ли"... Рекомендуется спрашивать, называя предмет или явление, описательно. Например, "Как у вас называется (на­зывалось в прошлом) приспособление (предмет, орудие), которым вынимали сковороду из печи?". Часть вопросов пере­числяет все синонимы или большинство их при основном сло­ве. В других вопросах дано лишь одно наименование; предпо­лагается, что в говоре могут быть обнаружены другие сино­нимичные слова. Эта часть программы требует не только ука­зания названий местных предметов, но и фотографии (или зарисовки) и описания обозначаемых предметов. Следует записать все, что содержится в ответе при демонстрации называемого предмета, объяснении его назва­ния, происхождения, применения.

Вопросы второго типа - употребляется ли у вас (такое-то) слово и каково его значение? - требует только прямой постанов­ки вопроса. В этом случае обследователю нужно помнить, что слово, значение которого выясняется, следует произносить по тем нормам, которые приняты в фонетической системе данного го­вора.

Темы и вопросы для бесед с местными жителями

1. Планировка станицы, села, хутора (желательно дать фотоснимки). Одна (или две) стороны улицы в поселении, части поселения. Дома за станицей, хутором. Станичная (хуторская) площадь. Пруд или река на территории станицы, поселка. Огороды. Выгоны. Земли, примыкающие к усадьбам. Место захоронения умерших. Вы­боина на дороге, залитая водой. Ухабы. Колеи. Протоптанное пешеходами: дорожка, стэжка..? Запишите также:

а) название улиц, ручьев, озер, хуторов, рощ, гор, обрывов, скал, оврагов, курганов и т. д. в се­ле и его окрестностях;

б) старые названия местностей, поселений;

2. Дом и приусадебный участок (желательно дать фотоснимки).

Дом, его планировка, части. Усадьба. Внешнее украшение дома. Хозяйственные постройки при доме. Помещения для хранения зерна, половы, соломы, сена, дров. Помещения для крупного и мелкого скота, сельскохозяйственных орудий. Помещения для птиц. Кузница. Мельница. Колодец. Изгороди (из тычин, жердей, тонких деревянных планок, камня). Ворота, калитки.

Примерные вопросы для установления названий:

1. Место, где находится жилое помещение, хозяйственные постройки и насаждения: двир, грунт, план..?

2. Жилое помещение: дом (дим), хата, домивка..? Есть ли оттенки значений в этих названиях? Имеются ли названия с пренебрежительным, ласкательным, уменьшительным, увеличительным значением: халупа, хатынка, домына..?

3. Верхняя часть строения, настил, укрытый кровлей: горыще (горище), вышкы, пид..?

4. Лицевая и тыльная сторона дома: фронтон, глухая стена?

5. Часть печной трубы на доме: дымарь (ъ), труба, верх..?

6. Постройка для половы, соломы и проч.: стодола, клуня..?

7. Помещение для зерна: амбар (винбар), клуня..?

8. Помещение для сельскохозяйственного инвентаря: новитка, кладовка..?

9. Помещение для домашних животных: а) коров, б) лошадей, в) свиней, г) овец: сарай, конюшня, свинюшнык, кошара..?

3. Внутреннее строение и убранство дома, хаты

Лучшая комната в доме. Красный угол. Комната, служащая кухней. Чулан. Сени. Помещение для хранения продуктов. Подполье. Перегородка в доме. Печь, ее части. Лавка для сидения. Лавка для посуды. Место для предметов домашнего обихода, одежды. Кровати, люльки, скамейки, столы. Современная мебель. Украшение комнат, окон, постели. Название мебели. Дайте рисунки или фото, укажите размеры, назначение.

4. Предметы домашнего обихода, утварь (фото)

Домашняя утварь. Посуда, ее виды (для еды и питья, приготовления пищи, хранения пищевых продуктов, жидкостей, для отходов и т. п.).

Кухонная утварь. Горшки, бидоны, миски, блюда, сковороды, чугуны, ножи, ложки, ступы, терки, солонки, воронки, маслобойки, корыта, бочки, кадки, ведра, решета... Валик для раскатывания теста, разгла­живания белья; выколачивания белья.

Коромысла, ухваты, кочерги. Веники, метелки. Топоры, пилы, щипцы. Виды корзин по их функциям (для носки корма скоту, для переноски картофеля, для грибов, ягод и т. д.). Виды корзин в зависимости от ма­териала (из коры, корней, прутьев, веревок и т. д.).

Название кухонных вещей, посуды и других принадлежностей. Нарисуйте или сфотографируйте, укажите размеры, назначение.

5. О д е ж д а

Названия мужской и женской одежды, постельных принадлежностей. Дайте фото. Объясните их назначение, употребление в быту.

Верхняя одежда: зимние и демисезонные пальто. Мужские, жен­ские, детские пальто. Шубы, полушубки. Поддевки, пиджаки, брюки. Нижняя часть штанины брюк. Куртки (на меху, на вате...). Легкие куртки. Безрукавки (на меху, на вате...). Телогрейки. Платья (из холста, из другого материала: шелка, хлопка, вискозы...). Платья с рука­вами, без рукавов. Сарафаны. Юбки (нижние, верхние...), женские сорочки, кофты (в талию, свободного покроя, праздничные, буд­ничные, с рукавами, без рукавов и т. д.). Рубашки (женские, мужские). Рабочая одежда. Фартуки. Рукавицы. Вязаные варежки. Детали одежды (шнурки, петли, манжеты, застежки). Заплата. Капюшон, защищающий от комаров. Изношенная одежда. Обрядовая одежда.

6. Обувь

Теплая, валеная обувь. Новая, чиненая обувь. Изношенная обувь. Мужская, женская обувь. Праздничная обувь (сапоги, ботинки, полусапожки, туфли...). Части обуви (голенища, носки, каблуки, подошвы). Обувь, шитая из разного материала (кожи, брезента). Плетеная обувь (из лыка, из веревок, из коры). Осенняя, летняя, зимняя обувь. Детская обувь. Чулки, носки, портянки.

7. Головные уборы

Шали, платки, полушалки, косынки. Вязаные платки, тканые платки. Свадебный головной убор. Праздничный головной убор девушки. Головной убор замужней женщины. Нарядный, будничный головной убор. Головные украшения женщин. Головной убор, на­деваемый под платок.

8. Питание

Названия пищи, напитков, названия способов их приготовления

Вкусовые качества пищи. Процессы приема пищи. Первые блюда (горячие, холодные). Вторые блюда (из крупы, овощей, грибов, яиц, рыбные, мясные, молочные). Третьи блюда (кисели, компоты, сладости, лакомства). Изделия из муки (хлеб, калачи, бублики, пи­роги, лепешки, ватрушки, блины, оладьи), сдобные изделия из теста. Жиры (животные и растительные), приправы. Напитки: алкогольные (водка, вино, пиво, брага), безалкогольные (квас, напитки из фруктов, ягод), чай, кипяток, горячая вода. Отходы от приготов­ления пищи (отруби, высевки, очистки и т. п.). Остатки пищи.

Название домашней кулинарии, пищевых продуктов, местных блюд. Опишите их приготовление.

9. Отопление, освещение дома

Топка печи. Название огня для освещения. Средства получения огня. Приспособления для получения освещения: лучина, светиль­ники, лампы и их части.

10. Орудия труда

Орудия для рыхления, окучивания, прополки, для сгребания, сваливания чего-нибудь. Грабли и их части. Плуг, его части. Мотыги, тяпки. Лопаты. Приспособления для разматывания пряжи (в виде креста, укрепленного на верти­кальной стойке; в виде двух колес, укрепленных одно над другим на стойке; в виде палки, к которой прибиты две другие, одна — прямая, другая — под углом; в виде бочонка и т. д.). Гребень, его части. Прялка, ее части. Ткацкий стан, его части. Приспособления для ловли рыбы, их части.

11. Средства передвижения (фото)

Телеги и их части. Виды телег и саней. Веревки, приспособления для закреп­ления грузов. Дроги для перевозки бревен, сыпучих грузов, сена, снопов, навоза и т. д. и их части. Одноконные и двуконные упряжки. Современные средства передвижения (лисапед).

Чем погоняют упряжку лошадей или волов: батиг, быч..?

Глаголы, обозначающие движение. Как называется шоссейная дорога? Асфальтовая дорога? Грунтовая дорога?

12. Полеводство, угодья

Поле. Не подвергавшаяся обработке земля; целина. Участки плохо распаханной земли, содержащие комья, глыбы. Неплодородная почва. Пропущенное при вспашке место; огрех. Обработка полей и выращивание урожая (пахота, боронование, сев, посадки, уход за посевами). Зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, кукуруза), бобовые и масличные (горох, гор­чица, подсолнечник, фасоль, чечевица), бахчевые культуры (арбузы, дыни, тыквы, кабачки, баклажаны). Всходы, созревание. Части растений. Болезни расте­ний. Вредители. Уборка урожая (жатва, косьба, молотьба). Остатки стеблей на сжатом поле (ячменя, овса, пшеницы, кукурузы, подсолнечника и т. д.). Поле, на котором сжата пшеница, ячмень, овес и т. д. Время вывозки навоза и удобрения в поле. Вывозка навоза и удобрения в поле. Часть рабочего времени (от завтрака до обеда, от обеда до ужина). Прием пищи в поле между обедом и ужином. Пища, предназначенная для еды в поле между обедом и ужином. Трудовые обряды.

Как у вас называется?

· Земля, не паханная несколько лет или никогда не паханная: перелиг, толока, цилына..?

· Земля, вспаханная на зиму: зяб..?

· Поле, с которого снят урожай: а) пшеницы, б) куку­рузы, в) подсолнечника, г) свеклы, д) других сельскохозяй­ственных растений?

· Пропуск в пахоте: огрих..?

· Пропуск в косьбе: грыва..?

· Какие действия выполняются для обработки вспаханной земли: боронуваты (боронувать, бороныть), волочыты (волочыть), скородыты.

· Время уборки зерновых культур?

· Время уборки сена?

13. Сено, сенокошение, уборка хлебов.

Сенокосные угодья. Ряды скошенной травы. Сушка и сгребание сена. Остатки при сгребании сена. Подстилка под стог для предо­хранения его от сырости снизу. Нижний слой сена в стогу, копне, скирде. Неоконченный стог, копна, скирда. Сено, скашиваемое на прибрежных лугах. Непригодный к употреблению верхний слой сена в стоге. Место, где сено сложено в стог. Сено, сложенное на сеновале. Жердь (хворостины), служащие для укрепления сто­га, скирды, омета. Жердь, прижимающая уложенные на возу снопы, сено и т. п. Суковатая палка, вокруг которой укладывают снопы. Малая укладка снопов зерновых и технических культур (в виде кружка, крестообразная и т. д.). Большая укладка снопов и сена. Коллективная помощь в сельской работе, оплачиваемая угощением. Устройство для защиты снопов и сена от дождя. Устройство для просушки снопов. Стог соломы. Укладка соломы.

Как у вас называется?

· Плуг и его части: ручки, градиль, чересло, полыця, лемиш... Дайте фотографию или рисунок плуга с обозначением его частей и раз­мером их в сантиметрах.

· Коса и ее части: жало, ручка, грабки... Дайте фотографию или рисунок косы с обозначением ее частей и их размеров.

· Разные периоды роста и дозревания пшеницы (пшеныця выкыдае колос, налываеться, спие).

· Из соломы или сена складывается скырда или ожеред..?

· Отходы после молотьбы (кроме соломы): а) пшеницы, б) ячменя,

· Чем скрепляют укладку сена или снопов на возу: рубэль..?

14. Лес, лесопроизводство

Молодой лес. Мелкий лес. Лес, поваленный бурей. Лес, идущий на дрова. Валежник. Глухой, непроходимый лес. Большой массив леса. Перелески. Кустарники. Заросли. Виды леса по породам (дубовый, сосновый, березовый, осиновый, ольховый и т. д.). Лес на возвышенном месте. Лес, растущий на сухом высо­ком месте. Части растущего дерева. Корявые деревья, нарост на дереве. Болезни деревьев. Дуплистые деревья. Уход за лесом. Поляны в лесу (есте­ственные, выгоревшие, вырубленные и т. Д. Неотесанные бревна, поленья. Зарубка на дереве. Укладка бревен в лесу.

15. Огородничество

Возделывание огородов и выращивание огородных культур. Виды огородных культур (корнеплоды: картофель, редька, морковь, свекла, редис, петрушка; луковичные: лук, чеснок; капустные: ка­пуста, ее сорта; овощи: огурцы, помидоры, кабачки; приправы: укроп, анис, мята, базилик; многолетние: хрен, щавель и т. п.). Сорта дынь, арбузов. Всходы, созревание. Части растений. Болезни растений. Вредители.

Как у вас называется?

· Какое название употребляется: картошка, бараболя..?

· Какое название употребляется: буряк, свэкла..? морква, моркошка..?

· Как называются листья и стебли свеклы, моркови, картофеля, кукурузы: бурячыння, морковыння, кукурузыння..?'

· Как называются стебли гороха, огурцов, бахчевых рас­тений: огудына..?

· Какие названия употребляются: кабак, гарбуз или тыква. Нет ли разницы в значениях?

· Кукурудза, кукуруза, кукургуза, пшенычка..?

· Кавун, арбуз..?

16. Виноградарство

Сорта винограда. Работа по уходу за виноградником, болезни винограда, их предупреждение, сбор винограда. Переработка винограда. Емкости. Инструменты.

17. Пчеловодство.

Названия пчел, семей пчел. Ульи, их части. Средства и время кормления пчел. Медоносные растения. Сбор меда.

18. Животный мир, животноводство

Дикие звери, птицы, грызуны, пресмыкающиеся, рыбы.

Домаш­ние животные (лошади, ослы, коровы, овцы, козы, свиньи, кролики, нутрии). Характери­стика животных по возрасту и по другим признакам. Уход, кормление животных. Болезни до­машних животных.

Примерные вопросы:

· Как передаются в словах звуки, издаваемые живот­ными:

· собаки гавкают или брешуть..?

· волки..? жабы..? куры..?

· утки..? гуси..? индюки..?

· коты..? овцы..? лошади..?

· вороны..? голуби..? кролики..?

· Как у вас зовут к себе: а) лошадей, б) коров, в) овец, г) свиней, д) гусей, е) кур, ж) индюков, з) голубей, и) со­бак, к) кошек? л) кроликов? Например, лошадей: кось-кось-кось; кур: цип-цип-цип...

· Как прогоняют или с какими словами гонят: а) лошадей, б) коров, в) коз, г) овец, д) свиней, е) гусей, ж) уток, з) индюков, и) собак, к) кошек?

· Как вместе называют крупный рогатый скот: скотына, товар, худоба, быдло..?

· Как называется место, где собирается пасущийся скот на водопой, на отдых?

· кукушка или зозуля..?

· комашки или мурашки..?

19. Птицеводство

Виды домашней птицы (курица, петух, индюк, индюшка, гусь, утка). Характеристика домашних птиц по возрасту и другим при­знакам. Вывод птенцов. Болезни птиц.

Какие названия употребляются: сэлэзэнь или качур..? качка или утка..?

20. Природа, погода

Рельеф местности (возвышенности, холмы, пригорки, овраги, кочки, бугры, ложбины, долины, ямы). Луг. Виды лугов в зависи­мости от их месторасположения. Водоемы (реки, озера, ручьи, их характеристика по разным признакам). Водная поверхность. Перекаты. Заливы. Берега, дно. Проруби, полыньи. Замерзание и вскрытие водоемов. Омуты, течения, водовороты, водопады. Обрывы. Болота, трясины. Мостки через речку. Место, где полощут белье, купаются, загорают.

Состояние погоды (ясная, облачная, жаркая, прохладная, вет­реная, безветренная, пасмурная, ненастная и т. д.). Ветер в хоро­шую или плохую погоду. Осадки, их виды. Плохая погода. Хорошая погода. ,

Хмара или туча? Есть ли разница в значении этих слов? Мелкий дождь при солнце: мжычка..? Райдуга, вэсэлка..?

21. Деревья, кусты, травы, цветы, ягоды. Территории, ими занимаемые (вышник, посадка и др.) Породы деревьев. Растения (полевой хвощ, щавель, конский щавель, крапива и др.), травы; домашние, лесные, полевые цветы; ягоды (земляни­ка, брусника, черника, клубника, кры­жовник, смородина, кизил и т. д.). Названия кустов, на которых растут определенного вида ягоды. Места, обильные ягодами.

22. Грибы.

Белый гриб. Грузди. Сыроежка, волнушка, свинушка, лисичка, подосиновик, подберезовик, опенок и др. Грибы, идущие для солки, сушки и др. Ранние грибы. Поздние грибы.

23. Промыслы и ремесла

Рыболовство. Домашнее ткачество. Обработка кожи, шерсти. Гончарное производство. Обработка дерева и металлов. Названия человека по профессии и роду занятий. Глаголы, обозначающие производимые действия.

24. Человек, его качества (мужчина, женщина, ребенок).

Внешность человека в связи с физическими особенностями, возрастом, состоянием здоровья, склонностями и привычками:

Характеристика по внешнему виду: молодой, средних лет, старый, крепкого телосложения, высокий; низкорослый, слабый здоровьем, имеющий физические недостатки (какими словами человек называется).

Характеристика по умственным способностям: талантливый, способный к чему-либо, умный, сообразительный, неумный, бестолковый, неразвитый…(какими словами эти качества называются)

Характеристика по личным качествам: трудолюбивый, смелый, спокойный, заботливый, ласковый, кроткий; слабохарактерный, трусливый, неспокойный, невнимательный, злой, упрямый, жадный, хитрый, льстивый, болтун, сплетник… (какими словами эти качества называются)

Характеристика по поведению: весельчак, общительный, аккуратный, любящий следовать моде, замкнутый, неаккуратный, зубоскал, забияка, задира, драчун, грубый, крикливый, плаксивый, сварливый, чопорный, лентяй; мужчина (женщина) предосудительного поведения (какими словами эти качества называются).

25. Семья, родственные отношения

Отец, мать, дед, бабушка, прадед, прабабушка, сын, дочь, внук, внучка, пасынок, падчерица. Первый ребенок, старший ребенок, младший ребенок (сын, дочь), последний ребенок; младший брат (сестра), сводный брат (сестра), двоюродный (брат, сестра). Дядя по отцу (ма­тери), племянник (племянница), брат мужа (жены), сестра мужа (жены)...

Одинокая женщина (мужчина), ребенок, родившийся вне брака, вдова, вдовец…

Какие названия употребляются? батько, тато..? маты, нэнька..?

Приведите местные названия родства: братка, шуряк, золовка, дивэрь... Объясните значение.

Запишите также: слова, употребляемые в разговоре с детьми: моня (молоко), сися (грудь матери), кыця (кошка) и т. п.;

26. Быт станицы, хутора, села

Место, где собиралась сельская молодежь на посидел­ки. Посиделки (зимние, летние) с работой или только для увесе­ления. Детские и молодежные (летние и зимние) игры. Гадания. Приметы.

Развлечения. Музыкальные инструменты, забавы.

Свадебная обрядность. Свадьба, весилля..?

Приготовление к свадьбе. Сватовство. Прощальный вечер девушек. Участники свадьбы. Главные распорядители свадебного обряда (со стороны жениха, невесты). Приглашение на свадьбу. Не приглашенные на свадьбу, но проявляющие к ней интерес. Пер­вый день свадьбы. Почетное место молодых. Одаривание жениха и невесты. Второй (и последующие) день свадьбы. Девушка, ни­когда не выходившая замуж. Внебрачный ребенок.

Бытовые обря­ды (родильные, погребальные, поминальные; обряды совершенно­летия, проводы в армию). Ритуальные печенья: «канун», «лестница», «грач», «галуш­ки», «орехи», «жаворонки», «шишки» ...

Употребляют ли слова:

акИтки (цветы акации)

бАдик (палка)

балАчка (сплетня)

балЫмаска (вздорная женщина, сплетница)

батИстовка (узорчатая отделка из батиста)

бекЕша (верхняя одежда)

белЁвый (чулок – хлопчатобумажный)

бЕсперечь (беспрестанно)

близнЯта (близнецы)

блинЕц (блин)

босякА (босиком)

бурЯчный (тёмно-бордовый)

вАга (вес)

вАжить (взвешивать)

вальковАть (мазать, накладывать глиной чердак)

вар (кипящая вода)

вАрево (вареная пища)

вдлИнки (длиной)

вередовАть (привередничать)

верхИ (верхом)

весенчУк (ягненок, родившийся весной)

ветрЯк (ветряная мельница)

взбулгАчить (взбудоражить)

взгАдавать (вспоминать)

вилОк (кочан капусты)

виновАтить (винить)

вОлглый (влажный)

вОлна (овечья шерсть)

волохАтый (густо обросший перьями)

встрЕнуться (встретиться)

втрех (втроем)

вужинА (антоним к ширина)

вУшлый (хитрый)

вшИршки (шириной)

вщерть (вровень с краями)

выбражАть (фасонить, кокетничать)

вЫгвоздаться (измазаться в грязи)

вЫзвездить (выругать, резко сказать)

выкаблУчиваться (ломаться, кривляться)

вЫставка (нижняя часть юбки в виде кружевной оборки)

вЫстудить (напустить холодного воздуха)

вЫход (подвал, построенный во дворе)

вьЮшка (задвижка в дымоходе)

гАрчик (маленький глиняный горшок для сливок)

гАцать (скакать, издавая топот ногами)

гИлка (ветвь)

глИва (название одного из сортов груши)

глудковОй (сахар-рафинад)

гнёт (тяжелый камень, который кладут поверх соленья)

голякА (нагишом)

горОбчик (воробышек)

гУнуло (тяжело, с грохотом обвалилось)

гуркотАть (ворковать – о голубях)

гусАры (уст. – высокие, до колена женские ботинки со шнуровкой, плотно обтягивающей ногу)

дАвча (нареч. Накануне)

двоЕшки (близнецы-двойня)

девица в зелени (наименование цветов)

догожАть (угождать)

дозволЯть (позволять, разрешать)

докАзчик (доносчик)

докАзывать (доносить)

дОкий (пронырливый, досужий)

дОктор (алоэ)

докУдова (до каких пор)

должЕй (дольше)

допрЕжь (прежде)

дотОшный (досужий, любопытный)

дрёпать (удирать, побежать)

дрОбный (мелкий)

дудАк (дрофа)

дурИть (обманывать)

дурысвИт ( обманщик, глупый человек)

дУбас (женский сарафан)

дЫбором (дыбом – о волосах)

Ентот (тот)

жабурЫнья (выжимки из помидоров, шелуха)

жалковАть (жалеть)

желто-горячий (оранжевый)

жмАтый (измятый)

жог (ловкач, проныра)

завЕяться (убежать из дома не гулянки)

завшИршки (шириной, в ширину)

загАта (изгородь между двумя огородами из остатков соломы, трухи, навоза)

задавАться (хвастать)

задрИпаный (грязный, замусоленный)

заЕлся, заелись (с пренебрежением, высокомерно относиться к окружающим)

зажИлить (смошенничать, припрятать от других)

закандрЫчиться (закапризничать)

заметушИться (всполошиться)

замухрЫшка (заморыш, невзрачный человек)

запОнка (фартук)

зАстить (заслонять, загораживать свет)

затирУха (мучная каша)

зАтишно (безветренно)

затомошИться (засуетиться, подхватиться)

захуртИло (занесло снегом)

зУбчик (узор уголком в кружевах, вязаных платках)

идЕй-то (где-то)

имжИца (мелкий моросящий дождик, изморось)

кажИсь (кажется)

калАчик (герань)

кандрЫчиться (капризничать)

карамЫк (овраг)

катЫшка (шарик, скатанный из чего-нибудь мягкого)

кАшка (1. растение пастушья сумка; 2. Цветы белой акации)

кИпельный (белоснежный)

клИнчастый (сшитый из клиньев0

ковилЮжка (зигзаг, извилистая линия)

кожурИнья (кожура овощей, плодов, ягод)

козырёк (часть дома, фронтон)

колАбушки (сдобные круглые булочки с изюмом)

колдОвка (колдунья)

колупАть (ковырять)

колЫска (колыбель, люлька)

кондёр (пшенная жидкая каша на подсолнечном масле с пережаренным луком)

копоткОй (трудолюбивый)

кортЕть (испытывать сильное желание)

корЫш (друг, приятель)

корЯбать (царапать)

корЯвка (горбушка хлеба)

кОська (жеребенок )

кошИный (кошачий)

крАдучки (украдкой)

крАпушка (1. Мелкая капля дождя 2. Крапинка в расцветке ткани)

крЕмушки (название игры в камешки)

крУженый (взбалмошный)

кумИться (становиться кумовьями при крещении ребёнка)

курАй (растение перекати-поле)

курпЕй (мех с молодого барашка, обычно серый)

куч (окрик, которым подгоняют теленка)

лапАс (летний открытый сарай в виде навеса с тремя стенами)

лАстовка (клин ткани, вшиваемый в бока, в рукав)

левАда (заливные луга)

лепЕник (сухое топливо из коровьего навоза)

лЕтошний (прошлогодний)

лИчить (идет к лицу)

локтАть (сосать – о телятах, ягнятах, козлятах)

лохмАч (степной цветок – горноцвет)

лупцевАть (бить, колотить кого-либо)

лЯскать (хлестать, бить)

майОры, майОрцы (цветок цинния)

манЕжить (канителить, тянуть волынку)

мараковАть (разбираться в чем-либо, соображать)

махрЫ, махОрчики (бахрома на скатерти, на платке)

мга (изморось с туманом)

мекекЕкать (блеять – об овце)

мЕнтом (мигом)

мерзлЯчий (боящийся холода)

молОдка (молодая невестка)

монИсты (бусы)

мотылЯть (болтать ногами, махать из стороны в сторону)

мОчка (игольное ушко)

мудровАть (хитрить, умничать)

мурчЕть (мурлыкать)

мУторный (тоскливый, нудный, досадный)

мухлювАть (мошенничать, обманывать в деньгах)

мышАстый (масть лошадей – сизый)

мЯкушка (мякиш хлеба)

набЕхкаться (излишне тепло одеться)

набосЯнку (на босу ногу)

набукАть (набухать, размокнув от воды)

навбежкА (бегом)

навблизОх (вблизи)

навдогАд (наугад)

навдыбОшки (на дыбы)

навкосЯк (наискось)

навкрёс (крест-на-крест)

наврОди (как будто)

навспрОть (напротив)

надглядАть (присматривать, караулить что-либо)

надёванный (уже бывший в носке, не новый)

надсмехАться (насмехаться)

наобрЫднуть (надоесть)

наперкосЯк (наискось)

напрямкИ (напрямик)

нАрозь (порознь)

наспОди (на самом дне)

наспрОть (напротив)

недотёмать (не сообразить, не понять)

немтЫрь (немой, молчаливый человек)

несрУчно (неудобно, не с руки)

нутрянОй (внутренний )

нЯвкать (мяукать)

обгортАть (оборачивать, обёртывать)

обЕднешнее молоко (молоко дневного убоя)

оберЕмок (охапка сена, соломы, дров)

обманАтка (обманщица)

обмишУрить (обмануть)

обОя (оба)

обтрухАть (отряхивать)

огинАться (слоняться без дела)

оглоЕд (дармоед)

огорОжа (изгородь)

однАва (однажды)

одОнок, одОнья (большая укладка снопов)

озАдки (отходы при веянии зерна)

опослЯ (после, потом)

осенчУк (ягненок, родившийся осенью)

остАтний (последний)

остЮк (сорная трава)

отгортать (отгребать)

отдубАсить (избить)

откУль (откуда)

отсЕля, отсЕлева (отсюда)

охОткой (добровольно, по своему согласию)

очкУр (шнурок для вздёжки в трусы, шаровары)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.