Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация гласных звуков.





Фонема

- единица языка.

- Психол эквивалент звука (образн представление)

- Обобщенный звуковой тип

- Для передачи фонемного состава слова используется фонематическая транскрипция

Звук

- Единица речи

- Реальная артикуляция и акустический результат

- Вариант фонемы в опр позиции

- Фонетическая транскрипция

Фонему произнести нельзя, так как любое произнесение есть звук. , оттенок фонемы. Звук воспринимается как основный оттенок ф и как бы представляет фонему

Фонема обладает перцептивнойфункцией это функция доведения до восприятия речи (звуки – ухом, буквы – глазами).и сигнификативной -смыслоразличительной, те ф-ция различения значимых элементов языка.

Звуков в каждом языке значительно больше чем фонем. Количество фонем исчислимо, число звуков - нет В русском согласных - 32-37, гласных 5-6 Для русских неважно различие Э открытого и закрытого, как для французов, например. Напротив, т и т' важны; твердость и мягкость служат для различения слови их смысла. Любая фонема обладает набором дифференциальных признаков - акустико - артикуляционные свойства фонем, которые воспринимаются говорящим и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем. и интегралных признаков - . общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка. По Дифф признаку одна ф может быть противопоставлена др фонеме. Д признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму, например: треугольник гласных. В каждом языке система фонем отлич не только кол-вом, но и набором дифференц признаков. Интегральные признаки - это признаки неразлич наполняющие фонемы: сонорные, щелевые - д призн, но если они общие у группы фонем, то они становятся интегральными.В зависимости от произносительных условия фонема может оказаться в сильной позиции -это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для согл - перед гласными. Фонема проявляет себя отчетливо. Или в слабой позиции - это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции фонема может утрачивать некот признаки. Безуд для гласн, перед др согл или в конце слова для др согл. фонема может не сливаться с др фонемой и сигнифик ф-ция будет выполняться. Так возникают вариации фонемы. (по МФШ) В ряде случаев фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что ведет к утрате сигнификативной ф. Так возникают варианты фонем. По МфШ.Опрелделение фонематического состава разные ФШ дают по-разному МФШ -Аванесов, Кузнецов, Реформатский. Исходит из связи фонемы и морфемы и из постоянного фонематич состава морфем независимо от позиции. ЛФШ - Щерба, Бондарко. Исходит из того, что фонема не может быть оторвана от реального звучания и обладает как единица языка самостоятельностью. Соответственно, то, что мы слышим то и явл Ф, если это соотв ее произносит типу. Фонемы И и Ы: МФШ -считает Ы вариантом фонемы И и подчеркивает, что в одной и той же морфеме И заменяется Ы под влиянием твердости предшествующего согласного. Во флексиях имен прилаг. И после тверд основ использ Ы и после мягких И. Аргументы: ж, ш,ч - исконно мягкие4 невозможность употребления Ы в начале слова. ЛФШ - разные фонемы в виду их осознанности. Не целиком соотв фактам русск фонем то, что предыдущий твердый согласн обуславливает появл Ы. Этого не наблюд в тверд основах, когда к ним присоед суфф ИК. Вместо ожидаемого Ы. Аргументы:при обучении иностранца их придется развести. Нужно ставить произношение, есть разница в артикуляции, методически позиция ЛФШ верна.





  1. Морфема как строевая единица языка и ее виды. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Морфема – минимальная значимая еди. языка, выделяемая в составе слова, т.е несамостоятельная, и исп. для словообр-я или словоизм-я (формообр-я). Морфема не называет предмет и не сообщает информацию, ее функция иная: строевая, иначе говоря – строительная. Словообразовательные морфемы (префиксы* и суффиксы) служатдля формирования новых слов. Корень вместе со словообразовательными морфемами составляет морфологическую основу слова. Основа слова уже «целиком» содержит лексическое значение и остается неизменной при образовании форм слова, ср.: ручк-а, ручк-и, ручк-е, ручк-у и т.д. Словоизменительные морфемывыполняют грамматические функции. Это значит: они относят слово к тому или иному грамматическому классу, придают слову необходимую в данном контексте форму (то есть образуют словоформу), связывают лексему с другими словами – партнерами по высказыванию. В русском языке словоизменительные морфемы выступают в виде флексий** (окончаний). Так, в примерах Девочка машет из окна ручкой и Ребенок тянет ручки к матери лексема ручка представлена двумя словоформами, образованными соответственно при помощи флексий -ой и . Суффиксы и префиксы как правило несут словообразовательную ф-ю, хотя могут быть и словоизменительными: суффиксы Прош вр глагола, суф причастий, повелит наклон-я, степеней сравнения у прилаг и наречий. Ну-однократ д-е. а-формообразующий ть-значение инфинитива.Возможно совмещение ф-й. писать, списать. Вариант морфемы может быть нулевой. Нес, несу.



 

  1. Слово как центральная единица языка. Номинативная функция слова и его внутренняя форма.

 

Центральное положение слова в иерархии я.единиц проявляется в разнообразии его качеств. Во-первых, это знак, имеющий звук форму. Во-вторых, это единица морфологии, т.е. часть речи, обладающая опр.совокупностью грамм.категорий, значений и грамм.форм. Кроме того, слово – потенциальный член предложения с разными синтаксич функциями. Производное слово есть рез-т словообразоват процесса с определенным словообразовательным значением. В уровневой системе языка слово буквально находится в центре. Более мелкие единицы, а именно фонемы, морфемы по отн-ю к слову явл-ся строевыми, служебными, а единица высшего уровня в предложении – высказывании наполн-ся словами и не м.б. реализовано без них. Слово связано с жизнью отд ч-ка и всего народа. Именно слова создают неповторимость картины мира, реализуя национально-культурную ф-ю языка.

Номинативная функция языка служит не просто для ориентации человека в пространстве и времени, она идет рука об руку с функцией познавательной, она участвует в процессе познания мира. 1. Что называют и не называют. Считают, что в словаре данного народа есть лишь то, что актуально для этого народа. Э. Сенер? писал о том, что для возникновения названия важно не то, что наход. вокруг человека, а то, что ему почему-то важно и интересно (пример: на с-з растёт 5 видов васильков, но в языке есть лишь один василёк (нежно-голубой цветок). Язык не называет другие виды васильков. Почему же назван именно этот цветок? а) страшный сорняк б) удивительно красивый цветок) Различие актуального словаря можно проследить внутри одного русского языка, сравнивая подъязыки или языки различн. соц. групп. По словарю народа мы можем получить достаточно точное представл. о его культ. 2. Как называют. След. формой отражения знаний о мире – способ называния (как называют). В момент создания слова творец этого сл. даёт название неслучайно, а кладёт в основу наименования какой-либо признак, не обязат. существенный, но прагматически важный (бросающийся в глаза). В этом признаке отражается первонач. знание о предмете. Внутр. форма слова – тот признак, к-й положен в осн. наименования предмета и отраж.его первонач. значение. Пример: береза (англ. birch, нем. Birke). этим. анализ: *bhereg – сиять, белеть. batula (лат.) бить, сечь. В языке слова делятся на 2 группы: мотивированные (с живой, прозрачной внутр. формой), немотивир. (вн. форма не ощущается).

  1. Виды парадигматических отношений в лексике.

 

Парадигматические связи слов м.б. основаны на сходстве формы, значения, одновременно на функциональных или иных дополнит хар-х слова.

Лексико-семантические парадигмы Основаны на связи лексич значений. 1. ЛСП (Лексико-семантич поле) парадигмы, объединяющие слова РАЗНЫХ частей речи, имеющих 1 общий семантич признак. 2. ЛСГ (лексико-семантич группа) – парадигма, к-я выделяется внутри семантич поля, всегда является его частью и объединяет слова одной части речи с общим (ядерным) компонентом значения. Н-р, цветовые прилаг, глаг.движ-я, глаголы созидат д-ти: глаголы создания объекта в результате интеллект труда: воять, воспроизводить, выдумывать, импровизировать, конструировать, лепить. 3. Родовидовые или гиперо-гипонимические – парадигмы слов, включающие обозначение родового понятия (гиперонимы) и обозначения видовых понятий (гипонимы). 4. Синонимы. Слова с близким, но не тождественным значением, различающиеся оттенками значения, стилистической или эмоционально-оценочной окраской. 5. Антонимы. Слова с противоположным значением. 6. Функциональные парадигмы объединяют слова, принадлежащие к одной сфере употребления и имеющие одинаковые стилистич пометы в словаре. Канц. – канцелярское слово. Публиц. Разг. Коммуналка, двушка, вахтерша, врачиха, приболеть, подлечить, докопаться. 6. По общности происхождения: н-р, тюркизмы: утюг, сарай, американизмы, латинизмы, гевраизмы (иврит) и т.д. 7. Хронологически отмеченная лексика. Архаизмы (миловать, мздаимец, благоволение), историзмы (купец, пионер, нарком), неологизмы (девелопер, мерчендайзер, риелтор, гэг). Слова в общечеловеческом сознании хранятся не изолированно, а они включены в ассоциативно-семантич сеть (на основе парадигматических и синтагматических связей). Формальные парадигмы – объединения слов, основанные на тождестве или близости материальной стороны слова. Лексические омонимы – слова, совпадающие по звучанию и написанию, но абсолютно различные по лексич значению. Паронимы – слова одного корня со сходным звучанием и различным значением. Демонстративный, демонстрационный. Невежа, невежда, одеть, надеть. Формальносодержательные парадигмы. 1. Гнездо однокоренных слов или дериваты (дериват.ряд). Слова, образованные от одного корня разными способами. 2. Слова одной словообразовательной модели – слова, образованные от одного типа при помощи 1 и тех же словообразоват средств и имеющие единое словообразовательное значение.

Итак, парадигмы связи слов могут быть основаны на сходстве формы, значения, формы и значения на функциональных и других доп. хар-х слова. Каждое значение многозначного слова имеет определен.контекст употребления. Н-р, идет человек, идет дождь, идет время. Сочетаемость б-ва слов огранич-ся только логикой. Однако нек-е слова однозначные имеют в языке ограниченное число синтагматических партнеров (русые волосы, карие глаза)

  1. Лексическое значение слова и понятие.

 

Лексическим значением cлова называется основная часть семантики знаменательного слова, которая определяется его предметно-понятийной соотнесенностью и связью с др.словами в лексич с-ме языка. Большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и выступают как полнозначные, самостоятельные слова, выполняя в языке номинативную функцию. Обладая едиными грамматическими и синтаксическими значениями и функциями, эти слова объединяются в разряды существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий, слов категории состояния. Лексическое значение у них дополняется грамматическими. Например, слово газета - "периодическое издание". Сущ. газета имеет грамматические значения рода (женский), числа (этот предмет мыслится как один, а не множество) и падежа.
Из знаменательных частей речи лишены номинативной функции местоимения и модальные слова. Первые лишь указывают на предметы или их признаки: я, ты, такой, столько; они получают конкретное значение в речи, но не могут служить обобщенным наименованием ряда однотипных предметов, признаков или количества. Вторые выражают отношение говорящего к высказываемой мысли:Наверное. Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) также не выполняют номинативной функции, т. е. не называют предметы, признаки, действия, а используются как формально-грамматическиеязыковыесредства. Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология). Грамматические значения слова рассматриваются в грамматике современного русского языка.
Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования. Слова указывают на реальные предметы, на наше отношение к ним, возникшее в процессе познания окружающего нас мира. Эта связь слова с явлениями реальной действительности (денотатами) носит нелингвистический характер, и тем не менее является важнейшим фактором в определении природысловакакзнаковойединицы. Слова называют не только конкретные предметы, которые можно увидеть, услышать или осязать в данный момент, но и понятия об этих предметах, возникающиеунасвсознании. Понятие - это отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений действительности, представлений об их свойствах. Такими признаками могут быть форма предмета, его функция, цвет, размер, сходство или различие с другим предметом и т. д. Понятие является результатом обобщения массы единичных явлений, в процессе которого человек отвлекается от несущественных признаков, сосредоточиваясь на главных, основных. Без такого абстрагирования, т. е. без абстрактных представлений, невозможно человеческое мышление.
Понятия формируются и закрепляются в нашем сознании с помощью слов. Связь слов с понятием (сигнификативный фактор) делает слово орудием человеческого мышления. Без способности слова называть понятие не было бы и самого языка. Обозначение словами понятий позволяет нам обходиться сравнительно небольшим количеством языковых знаков. Так, чтобы выделить из множества людей одного и назвать любого, мы пользуемся словом человек. Лексическое значение НЕ ТОЖДЕСТВЕННО понятию! Хотя оба они обладают функцией отражения и обобщения. Содержание понятия образуют общие и отличительные признаки предмета, существенные для его понимания; признаки понятия включают его в ту или иную систему знаний, устанавливают между понятиями определенную иерархию. Так, понятие корнеплоды, будучи родовым и общим, включает в себя видовые понятия: морковь, петрушка, пастернак, редька, свекла. Поскольку признаки понятия образуют его содержание, постольку его объем, т.е. предметная отнесенность, определяется содержанием понятия и в этом смысле является постоянным. Лексическое значение также складывается из общих и отличительных семантических признаков. Однако эти признаки в ряде случаев не являются существенными для понимания предмета. Лексическое значение обозначает предмет и указывает на него. Знание лексических значений слов не есть еще знание понятий о предметах действительности. Обобщающая ф-я называния состоит в обозначении понятий и представлений; обобщающая ф-я понятий – в отображении существенных свойств предметов и включении их в с-му научн знаний. А) слово может иметь несколько лексич значений, каждое из к-х обозначает свое понятие. Б) одно и то же понятие может выражаться несколькими словами, что проявляется в явлениях понятийной синонимии и наличии спец слов для выражения понятий разных отраслей знания – терминов В) нетождественность значения слова и понятия проявляется также в том, что понятия могут выражаться сочетанием слов – составными наименованиями, н-р: карельская береза, серная кислота, квадратный корень. Вербальные знания – знания только о ЛЗ слова, а не понятия.

  1. Лексическое и грамматическое значения.

 

Различаются лексическое и грамматическое значения слова.Лексическое значение слова — это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Лексическим значением обладают все слова языка, но значения самостоятельных и служебных частей речи отличаются. Самостоятельные части речи называют предметы, действия, признаки, количества (человек, бежать, быстрый, двенадцать), а служебные выражают отношения между словами в словосочетании и предложении или вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки (на, в, через, так как, потому что, ли, -ка). Грамматическое значение слова — это его характеристика с точки зрения принадлежности к определённой части речи, а также значение грамматической формы. Лексическое значение слова заключено в основе слова, грамматическое — в аффиксах. Например, лексическое значение слова «дом» — «жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём», а грамматическим значением будет то, что оно является именем существительным, нарицательным, неодушевлённым, мужского рода, II склонения, что оно способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Лексическое значение Грамматическое значение
1. Основная часть семантики слова. Обязательное добавочное к лексическому значению
2. Абстрагируется (то есть отвлекается)от конкретного предмета. Обычно отвлекается от лексического значения.
3. Индивидуально для каждого слова. Объединяет слова в классы
4. Имеет самостоятельность вне связной речи (высказывания) ГЗ формируется в связной речи и обслуживает связную речь.

Существительные, лексическое значение которых влияет на грамматическое:

1. Вещества (сахар)

2. Абстрактные (честность)

3. Собирательные

4. Составные, парные предметы.

Слово может рассматриваться как грамматическая единица – форма слова и как лексическая единица – лексема. Лексема и словоформа – базовые единицы языка; они определяют построение предложения – основной коммуникативной единицы. Лексема является единством значения и фонемного выражения; словоформа – также двусторонняя единица языка: она объединяет формальное выражение и грамматическое значение, которое сопутствует слову и предопределяет границы его синтаксического употребления. Н-р, слово ладонь имеет не только значение «внутренняя сторона руки», но и значение им. Сущ. ж.р. Англ слово palm является им. Сущ. слово palm как глагол имеет значения «прятать в руке», «гладить», «трогать ладонью», «здороваться за руку», «подкупать, давать взятку». Грамматич значение слова не определяется его лексич значением! Лексич значение таких, н-р, слов, как тол и стол, различно, тогда как грамматич значение одинаково, поскольку они являются им.сущ одного и того же рода, числа и падежа. Такие слова, как вход, входить, входной, имея один и тот же корень, объединяются лишь словообразовательной связью, а грамматическое значение их различно: имя сущ. вход обозначает предметность, глагол входить – действие, а прилагательное входной – признак предмета.

  1. Грамматическое значение и грамматическая форма.

 

Предметом изучения грамматики, как и лексики , является слово.
Но лексикология изучает лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму слова,словоформу. Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).
Лексические и грамматические значения являются таким образом двумя основными типами значений, свойственных языку. Основным средством выражения ГЗ является аффиксация. При этом используются различные формообразующие аффиксы: флексии имен и глаголов, формообразующие приставки и суффиксы. Ср.: море, солнце – флексия –Е выражает ГЗ единственного числа, среднего рода, именительного или винительного падежа; дом, сад – нулевая флексия служит выражением тех же ГЗ; пришел, вздохнул – суффикс –л- и нулевая флексия служат для выражения ГЗ прошедшего времени. ГЗ может быть выраженочередованием звуков, которое сопутствует аффиксации. Ср.: подтолкнуть – подталкивать, заморозить – замораживать, подскочить – подскакивать. ГЗ может быть выражено также ударением, которое используется редко, как правило, для выражения ГЗ совершенного и несовершенного вида глаголов. Ср.: сре´зать – с´резать, ссы´пать – с´сыпать. В ряде случаев для выражения ГЗ используются формы слов, образованные от других корней, что называется супплетивизмом, а сами формы называются супплетивными. В русском языке этот способ считается непродуктивным. Примеры: я –меня, мне, он – его, ему, о нем, мы – нас, нами, ребенок – дети, человек – люди; брать – взять, говорить – сказать, ловить – поймать. Русский язык принадлежит к языкам синтетического типа, поэтому рассмотренные выше способы выражения ГЗ имеют синтетический тип выражения, при котором лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного слова. В языках аналитического строя, например в английском языке, преобладает аналитический тип выражения ГЗ, при котором лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение. Лексическое значение выражается словом, а грамматическое значение – вспомогательными языковыми средствами: вспомогательными глагольными формами, предлогами, частицами. Ср.: буду писать, более, менее, самый красивый. Смешанный (гибридный) тип выражения ГЗ объединяет признаки синтетического и аналитического типа. Ср.: в сейфе, на машине, отрудностях. В русском языке ГЗ может в редких случаях выражаться порядком слов, интонацией, или синтаксическим согласованием. Грамматическая форма – это языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение. Конкретное слово в его определенной морфонологической форме называетсясловоформой, которая выступает в синтаксической единице.

  1. Грамматическая категория. Словоизменительные и классифицирующие категории.

Центральными понятиями грамматики явл Грамматическое значение – абстрактное значение, выступающее как добавочное к лексическому значению, имеющее в языке регулярное и типизированное выражение.

Грамматическая форма слова – это такое типовое видоизменение слова, при котором сохраняется его лексическое значение, но изменяется значение грамматическое.

Грамматическая категория- совокупность однородных грам значений, представленных рядами противопоставленных друг другу грамматических форм. Грамматическая категория в своих связях и отношениях формирует грамматич ядро языка. Она существует как класс значений, объединенных в системе противопоставлений. Необходимым признаком ГК явл также единство выражения грам значения в системе грамматических форм, поэтому каждая грам категория - это сложная структура, объединяющая ряды противопоставленных друг другу форм.

ГК подразделяются на :

Морфологические

Синтаксические.

Морфологические- выражаются лексио-грамматическими классами слов - знаменательными частями речи (сущ, прил, гагол, наречие, местоим, числит).

Выделяют:

Морф категор словоизменительного типа - категория, члены которой, представлены формой одного и того же слова в рамках его парадигмы. (падеж лицо гла-ла)

Морф категор классифицирующего типа - категория, члены которой не могут быть представлены формами одного и того же слова, т.е. категория внутренне присущая слову и не зависящая от его употребления в предложении. (вид гла-ла, одуш-ть неодуш-ть)

Синтаксические - - категории принадлежащие прежде всего синтакс единицам языка (категория предикативности или категор членов предложения), однако они могут быть выражены и единицами, относящимися к др языковым уровням (в частности, словом и его формой, которые участвуют в организации предикативной основы предложения и формируют его предикативность, например, ГК категорию синтаксич времени и наклонения)

От грамматических к отлич-ся лексико-грамматич категории -представляют собой объединение слов, обладающих общим семантическим признаком, влияющим на способность слова выражать то или иное морф значение (собират, веществ сущ-е, они имеют особенности в выражении числа - как правило употр в ед ч )

Деление ГК на Морф иСинтакс хар-но для языков флективного типа, в языках агглютинативного типа эти границы стерты.

  1. Способы и средства выражения грамматических значений.

 

Могут выражаться разными средствами

1) Основное средство - аффиксация,когда граммат формы образуются при помощи аффиксов Аффикс - это морфема с грамматическим значением. По положению относительно корня А можно разделить на префиксы и постфиксы. Постфиксы в свою очередь делятся на суффиксы - постфиксы с деривационным значением, и флексии - П с реляционным.

Бывают аффиксы иного типа:

1) Интерфиксы - это служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. (соединительные гласные в р/я)

2) Конфиксы - комбинации из двух аффиксов: префикса и конфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно.

3) Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня.

4) Трансфиксы - это А, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат "прослойкой " гласных среди согласных , определяя словоформу и оформляя её грамматически.

5) Нулевой аффикс - отсутствие А в одной форме парадигмы при наличии А в других формах той же парадигмы.

В языках мира существую два типа аффиксации:

Флективность

2. Агглютинация способ образования форм слова или производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым (лишенным внутренней флексии) основам или корням.

Основное различие между ними - характер и функциональная нагрузка аффиксов с формообраз основой. При Агл - каждое грамматич значение слова выражено отд стандартным аффиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию. Флективность - словоизменительная аффиксация или словоизменение посредством флексии. Флексия при этом может передавать несколько грамматич значений одновременно + одно грамм знач может быть передано разными флексиями. Связь между формообраз основой и аффиксом настолько тесная, что происходит взаимопроникновение контактирующих морфем, те фузия. Для флективных языков характерна еще и внутренняя флексия.

Кроме аффиксации грамм знач могут быть переданы еще и морфемами-операциями:

Ударение

3) значащее чередование (фонетич, нефонетич),в котором различие в качестве последнего согласного основы является показателем грамматич хар-ки

4) супплетивизм - соединение в одну грамматическую пару (или в единый грамматический ряд) разнокоренных или разноосновных слов, когда, не смотря на различие корней или основ лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений.

5) редупликация -полное или частичное повторение корня. В русском языке с помощью редупликации передается значение усиления признаки предмета: синий-синий, или действия: еле-еле дошел. В некоторых языках служит для ослабленного признака.

Все эти средства выражения грамматического значения относятся ксинтетическому способу- простая форма, образованная путем слияния основы и формообразующих аффиксов.

К аналитическому способу - составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слов, относятся:

1) Служебные слова- слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.

2) Порядок слов - аналитический способ выражения граматического значения. Этим способом в русском языке передается значение приблизительности ( Ср: сорок кошек и кошек сорок), особенно продуктивен этот способ в языках с фиксированным порядком членов предложения. Здесь порядок слов является единственным способом определения синтаксической роли имени в предложени, т.е. они выполняют смыслоразличительную функцию.

3) Интонация - также может использоваться как способ (аналитический) выражения грамматического значения. С помощью интонации передается вопрос, побуждение, перечисление, пояснение и т.п.

Существует и смешанный способ вырадения грамматич значения, когда оно передается и и знаменательным словом, имеющим формы словоизменения, и служебным, или двумя знаменательными словами (я несу).

  1. Агглютинация и фузия, аналитический и синтетический строй языка.

Морфологич классификация языков основана на противопоставлении корней и аффиксов в строении слова. Типы языков: изолирующий (корневой), агглютинативный и флективный. Строй языка бывает синтетический, аналитический. Изолирующие (корневые) (китайский, вьетнамский) противопоставлены аффиксирующему типу (тем языкам, которые имеют аффиксы). Либо флексия, либо суффиксы. В рамках аффиксации (прежде всего формообразовательной), различают две противоположная тенденции — флективную (характеризующуюся наличием окончаний), или фузионную («сплавливающую»), и агглютинативную («склеивающую»). Первая ярко представлена в русском и многих других индоевропейских языках (флективные языки), вторая— в финно-угорских, тюркских, грузинском, японском, корейском, суахили и др, (агглютинативные языки).

 

 

Различия м/у флексией и словоизменительным суффиксом:

ФЛЕКСИЯ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ СУФФИКС
1. Флексия многозначна, т.к. является показателем нескольких значений. Н-р, розу (Вин.п., 1 скл, им сущ, ж.р) Суффикс однозначен. Агглютинативные формы состоят из ряда однозначных суффиксов-прилеп. Татар. Мектеплерден (из школ) неск.суфф.лер-мн.ч., ден-исход.падежа.
2. Флексия может иметь морфологические варианты. Стола, сахару, жены, кости (Р.п. им.сущ) Т.к. флексия кроме Р.п. ед.ч. обозначает род, тип склонения, вещественность (в форме сахару) Т.к. суффикс однозначен, он не имеет параллельного тождественного показателя. Так, суффикс –лар в татар. языке (мн.ч.) и у сущ (шкафлар - шкафы) и у глаг. (язалар - пишут)
3. Флексия тесно сливается с основой (или корнем). Ни корень, ни аффиксы самостоятельно не употребляются. Суффикс прикрепляется к корню, основе или форме слова механически. à агглютинатив.форма более самостоятельная. Корень, как правило, сохраняет свою самостоятельность.

Агглютинативный тип языка – такой строй языка, при котором формы слов и новые слова образуются путем последовательного присоединения однозначных суффиксов. –префиксальные –постфиксальные (по м.суфф)

Аналитический строй предполагает более широкое использование служебных слов, а также фонетических средств и порядка слов для образования форм слова и форм словосочетания. Так, в английском значительно меньше реляционных форм, чем в синтетических языках. Большинство личных форм глагола образуются не флексией, а служебным словом. Основа английского слова почти всегда самостоятельна, слова легко переходят из одной части речи в другую, широко используется сложение корней и слов. Аналитически выражаются не только грамматические, но и лексические значения, ярким примером чего является образование глагольных лексем сочетанием основы с послелогами. Порядок слов в предложении всегда грамматически значим. Все эти черты указывают на аналитический строй современного английского языка. Англ, франц, хиндустани, персидский, болгарский и др.

Синтетический строй характеризуется большей ролью форм слов, образуемых при помощи аффиксов – флексий и формообразующих суффиксов и префиксов. В синтетических языках грамматические значения выражаются внутри слова, в аналитических – с помощью служебных слов (артиклей, вспомогательных глаголов, предлогов) и порядка слов в предложении. К синтетическим языкам принадлежат все славянские языки (кроме болгарского), санскрит, древнегреческий, латынь, литовский, якутский, немецкий, арабский, суахили и мн. др. В этих языках есть также аналитические черты.

  1. Гласные и согласные как типы звуков. 24. Вокализм. Классификационные признаки гласных (в сопоставительном аспекте). 25. Консонантизм. Классификационные признаки согласных (в сопоставительном аспекте).

 

Гласные звуки состоят из чистого тона - результата периодических колебаний звуковой волны., тк струя воздуха, при прохождении по речевому тракту не встречает на своем пути преград. Согласные- шумные звуки, тк струя воздуха встречает преграду, при преодолении которой возникает шум - результат непериодических колебаний звуковой волны. Согласные бывают глухие, состоящие из одного шума, звонкие, состоящие из шума и тона с преобладанием шума, и сонорные, в них тон преобладает над голосом.

Классификация согласных

1) Соотношения тона и шума:

а) сонорные

б) щумные

- звонкие

- глухие.

2) По способу образования преграды:

а) щелевые (фрикативные)

б) смычные

- смычно-взрывные

- смычно-щелевые (аффрикаты)

- смычно-проходные

- носовые

- боковые

- дрожащие

По месту образования

а) язычные

б губные

в) фарингальные (глоточные)

г) ларингальные (гортанные)

д) увулярные (маленький язык)

Язычные

1. Переднеязычные

а) по участию спинки и кончика языка

- дорсальные (з, с) (спинка) Артикулируются сближением передней части спинки языка с верхними зубами и передним небом - при опущенном к зубам кончике языка; дорсальными являются большинство переднеязычных.

- апикальные Артикулируются сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами. Называются также альвеолярными. (d)

какуменальные (верхушка) Согласные артикулирующиеся поднятием загнутого кверху кончика языка при опущенной СЧСЯ: какуменальными являются дрожащие, шипящие Ш и Ж, аффриката Ч'.

Двухфокусные согласные - при образовании этих звуков сближается не только передняя часть спинки языка - с передним нёбом, но и оттянутая назад задняя часть спинки языка - с мягким небом; согласные получают два фокуса образования шума - передний и задний.

б) по участию других органов

- зубные (з,с)

- альвеолярные (л)

- нёбные

- межзубные

2. Среднеязычные (j)

3. Заднеязычные

а) по участию мягкого нёба

- средненёбные (более высокие, более мягкие) (г’)

- Задненёбные (г, к)

Губные согласные

1. Губно – губные (б, п)

2. Губно – зубные (ф, f)

4) Дополнительная артикуляция.

1. Палатализация дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части спинки языка к твердому нёбу (т.е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон и шум ( метафорически называется "смягчением").

2. Веляризация Это дополнительный подъем задней части языка к мягкому небу, что резко понижает характерный тон и шум (метафорически это называют "отвердением").

3. Назализация (наличие дополнительного звонкого призвукаНазализация (nasal – носовой франц.) – артикуляция звуков речи (главным образом гласных), заключающаяся в опускании небной занавески и одновременном выходе воздушной струи через рот и нос.

4. Лабиализация - огубление

5. Фарингализация (дополнительное напряжение стенок глотки)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.