Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы и приемы изучения основных орфографических правил





Правописание как языковое и речевое явление

Орфография и пунктуация – вторая содержательная линия предмета «русский язык». Научить писать грамотно на родном языке – первостепенная задача общеобразовательной школы. Орф.навык формируется, по данным физиологов и психологов, в течение 10-ти лет. Долгие годы своего существования начальная и средняя школа была ориентирована на орф.грамотность ученика как на самую главную ценность предмета «русский язык». Поэтому сегодня это самый разработанный раздел методической науки (диссертации, пособия, рекомендации). Одновременно следует признать, что орфография – это и самый трудно осваиваемый раздел, не поддающийся прогнозируемым результатам: с каждым годом выпускники средней школы показывают всё более низкие баллы по результатам ЕГЭ (орфография). Ученые-методисты, исследовавшие эту проблему, выяснили, что успех освоения правописания во многом зависит от того, как формируются орфографические умения в НК.

Возраст мл.школьника – самый сензитивный, т.е. имеющий максимальный потенциал для обучения и развития, воспитания и формирования важных жизненных навыков. Поэтому именно в начальной школе закладываются основы орфографического и пунктуационного навыка, и от успешности усвоения элементарных правил зависит дальнейшее успешное освоение школьниками родного языка.



 

Опознавательные признаки

В орфограмме выделяют три важнейших признака:

-опознавательный признак орфограммы;

-признак, помогающий выбрать нужное правило;

-признак, определяющий написание.

 

На первом этапе анализа трудного слова учащиеся определяют опознавательные признаки орфограммы: они всегда «спрятаны» в формулировке, которая состоит из названия звука или части слова и указания места ее в слове (об этом «сигнализируют» предлоги в, перед, после, под, между)

Правило Опознавательные признаки
Безударный гласный в корне, проверяемый ударением «безударный» / «гласный» / «корень»
Непроизносимый согласный в корне «непроизносимый согласный» / «корень»
Шипящие на конце слова «шипящие» / «конец слова» / «ь»
Правописание не с глаголами наличие не / глагол

По опознавательному признаку ученик определяет тип орфограммы. В таком случае говорят об умении учащихся обнаруживать (определять, опознавать) орфограмму или о наличии у школьников орфографической зоркости.



На втором, выборочном этапе ученик узнает признаки, помогающие выбирать нужное правило, на третьем, заключительном – использует признаки, определяющие написание. В этом случае методисты говорят о сформированном орфографическом умении.

 

Психологи различают, как минимум, 2 типа проявления интеллектуального навыка; симультанный («мгновенный») и сукцессивный («пошаговый»). Симультанность предполагает быстрое реагирование на внешний стимул готовым образом, извлекаемым сознанием в конкретный момент в конкретных обстоятельствах. Сукцессивный характер носит навык, связанный с выполнением задачи, которая требует пошаговых действий по ее решению.

 

Понятия «орфографическое умение» и «орфографическая зоркость» напрямую связаны с понятием речевой, или фонематический слух. Правильно организованная работа по формированию фонематического слуха в период обучения грамоте подготавливает почву для формирования орфографической зоркости, т.к. за 3 четверти учебного года у школьника на основе развивающегося умения соотносить с определенным звуком определенную букву вырабатываются звукобуквенные эталоны. Это такие наборы слогов, которые в сознании имеют соответствующие связки «слышу – пишу»: если «обученное ухо» слышит [ч'а] или [жы], то 2обученная рука» напишет ча или жи. Однако, услышав слово [р'иэды], грамотный второклассник с развитым речевым (фонематическим) слухом обнаружит «ловушку» – безударный гласный в первом слоге – и будет искать проверочное слово, найдет ряд и напишет ряды. К четвертому году обучения такие слова уже не будут вызывать необходимость в проверке, т.к. включится механизм мгновенного навыка и сознание пополнится эталонами слов, которые не будут нуждаться в проверке, а со слуха сразу будут вызывать правильный в орфографическом смысле образ. Это и называется сформированным орфографическим навыком. При этом мы должны понимать, что сформированным он будет лишь для правил, изучаемых в начальной школе.



Формирование орфографической зоркости связано с пониманием учеником того, что при переводе из устной формы слова в письменную всегда есть ошибкоопасные места. Правильное обучение грамоте с самого начала запускает у ребенка механизм внимательного отношения к слову – мы учим наблюдать признаки орфограмм («ловушек»).

 

Этапы орфографических действий.

Структура осознано выполняемого орфографического действия состоит из следующих этапов аналитико-синтетических операций:

- обнаружение орфограммы;

- определение ее разновидности, т.е. соотнесение с определенным правилом;

- применение правила, т.е. выполнение предписанного им способа действия;

- осуществления самоконтроля.

Орфографические умения создаются на базе структуры орфографического действия.

 

Методы и приемы изучения основных орфографических правил

-Имитативные методы:

1)списывание с орфографическим проговариванием: чтение текста ил слов с установкой на обнаружение орфограммы, произнесение слога (в 1 классе) и целого слова (во 2-3 классах) орфографически, запись по памяти с орфографической и каллиграфической точностью воспроизведения букв, сверка с печатным текстом;

2)списывание с комментированием орфограмм: орфографическое чтение вслух (хором или индивидуально «по цепочке»), объяснение орфограммы, запись по памяти, сверка с учебником или доской;

3)самостоятельное списывание с пропуском или подчеркиванием орфограмм, затем коллективное обсуждение вставляемых букв или знаков препинаний;

4)тренировка зрительной памяти (симультанного навыка), например: «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку;

5)контрольное списывание: самостоятельная работа, индивидуальная самопроверка.

-аналитико-синтетические методы:

1)Наблюдение над фактами языка осуществляется с помощью следующих приемов:

*сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций звуков. Например, в группе слов находим пары однокоренных, одно из которых с безударным гласным в корне, а другое является проверочным: лесник, бросок, светлячок, прибивать, находить, вылетать, дворовый, ленивый – прибить, лес, светлый, находка, лётное (поле), бросить, дворник, лень.

*сравнение слов по лексическому значению и по внешнему виду в устной и письменной форме.

*и т.д.

2)Орфографический разбор выполняется по схеме:

*выписывается слово из предложения, ставится ударение;

*определяются морфемный состав и орфограммы в каждой части слова;

*определяются часть речи и его признаки;

*после определения вида орфограммы, т.е. правила, которое надо применить в каждом случае, устанавливаются признаки, определяющие написание.

3)Решение орфографических задач:

*использование грамматических понятий для осознания языковой природы правила. Например, задача: выписать слова 3-го склонения, объяснить их правописание: рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь. Решение: после шипящих на конце (опознавательный признак орфограммы) существительных (признак, помогающий выбрать нужное правило) 3-го склонения (признак определяющий написание) пишется Ь: рожь, помощь, брешь, роскошь, ночь, речь, пустошь;

*упражнения с заполнением пропущенных букв в словах.

Например, задача переписать, вставляя пропущенные буквы: Трудно было пре..ставить, чтобы со мной пр..изошло, если бы пар..ход припоз..нился. (А.Грин);

*перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора правописания.

*задачи на выделение слов в тестах по определенному заданию, например,

Определить в каждом ряду слова со вторым ударным слогом, найти и объяснить его правописание:

Кормушка, ягода, горькие;

Борются, аккорд, молодец;

Красивее, борозда, золото.

*задачи на восстановление вариантов написаний в морфемах (приставках, корнях, суффиксах, окончаниях).

4)Диктанты.

5)Работа со словарными (непроверяемыми) словами.

6)Классификация слов по типам орфограмм.

 

Закрепляются навыки грамотного письма по следующим направлениям:

- развитие орфографической зоркости;

- последовательное составление алгоритма применения правила на письме;

- развитие памяти;

- регулярная работа по решению грамматико-орфографических зада;

- система правильно подобранных упражнений;

-пропедевтика, предупреждение ошибок и работа над выявленными ошибками.

Грамматическое и антинграмматическое направления

Полезными пропедевтическими упражнениями в формировании орфографического навыка Ушинский считал этимологические упражнения – подбор детьми к данному слову однокоренных, когда дети еще теоретически не знакомы с этим понятием. Такая работа активизирует словарь и учит наблюдению над единообразным написанием морфем.

Но не все в языке подчиняется правилам, поэтому только с помощью правил усвоить грамматику и правописание крайне трудно. Значит, учитель должен в процессе самых различных упражнений развивать языковое чутье.

Педагогические и методические взгляды К.Д. Ушинского актуальны и полезны для современной педагогической теории и практики.

Среди учеников и последователей К.Д. Ушинского не было полного единодушия по вопросам методики, хотя их и объединяли принципы его методической системы.

Одни, например, Н.Ф. Бунаков, И.И. Паульсон (так называемые «антиграмматисты») не отрицали значения грамматики в системе общего образования, но не видели возможности изучения ее в начальной школе и, следовательно, не учитывали ее роли в развитии орфографической грамотности учащихся. Так, Н.Ф. Бунаков хоть и ценил диктовку и списывание, но более полезным упражнением считал изложение прочитанного.

Другие, например, Д.И. Тихомиров, А. Анастасиев («грамматисты) считали, что одним из средств для достижения грамотности является знание грамматики; причем, грамматические знания помогут только тогда, когда будут усвоены полно и прочно. Д.И. Тихомиров указывал, изучение грамматики состоит не в запоминании терминов и заучивании правил и определений, а в усвоении грамматических понятий, в наблюдениях над языком, в сознательном пользовании этим, а достигается это с помощью письменных упражнений.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.