Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ И ИСТОКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.





Международные документы о правах человека.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

 

Понятие и истоки прав человека.

 

Деятельность ООН в области прав человека. Документы ООН о правах человека.

 

Всеобщая декларация прав человека. Общая характеристика.

 

Права и бесправие человека сегодня.

 

Заключение.


ВВЕДЕНИЕ.

 

Давно подмечено, что частое употребление слов отнюдь не способствует прояснению их смысла и лишь создает иллюзию понятности, очевидности тех реалий, которые открываются в словах – или, как это нередко бывает, скрываются в них.

Словосочетание права человека используется современными политиками, журналистами, юристами настолько часто, что привычно скользит по поверхности нашего сознания. О правах человека сегодня горазды говорить все. При этом термины «права», «свободы», «личность», «гражданин» толкуются, как правило, вкривь и вкось; правами человека называют все что угодно – и возможность торговать в людном месте, и претензии на более высокую зарплату, и нежелание платить налоги, и стремление покрасоваться в черном мундире с затейливой свастикой.



И одна из причин этого явления – может быть, не самая главная, но явно нуждающаяся в осмыслении – это изначальная расплывчатость, даже двусмысленность того, что сегодня принято называть концепцией прав человека.



ПОНЯТИЕ И ИСТОКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

 

В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, в которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой.

Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».



Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами – либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической организации и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.

Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в 17 веке. Теория естественных прав впервые была комплексно разработана в работе Джона Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 г. Теория Локка исходит из того, что на раннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладали естественными правами на жизнь, свободу и имущество. Но эти права мало что дают в условиях отсутствия государства. Людям почти невозможно защитить свои права в одиночку, а споры по поводу прав сами по себе являются мощным источником конфликтов. Люди создали общество – а общество создало государство – именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами.



Государство, по мнению Локка, основано на общественном договоре между правителями и управляемыми. Граждане должны подчиняться только тогда, когда государство защищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят выше требований интересов государства и возникли раньше появления на свет государства. Государство остается легитимным, пока оно систематически защищает права человека своих граждан и обеспечивает их осуществление.

Идея прав человека первоначально связывалась с так называемыми средними классами. В борьбе против аристократии с ее традиционными привилегиями нарождающаяся в Европе буржуазия выдвинула политические требования, основанные на понятии естественного равенства людей и неотъемлемости естественных прав. Но эта буржуазная политическая революция имела жестки рамки. Локк, например, развил свою теорию лишь для обеспечения защиты прав владеющих имуществом мужчин в Европе. Он не признавал каких-либо прав за «варварами», слугами и наемными работниками обоих полов.

Но по мере роста популярности идеи всеобщих, равных и неотъемлемых прав бремя представления доказательств перешло к тем, кто отрицал за другими возможность обладать этими правами. Претензии на привилегии могли быть обоснованы, например, утверждениями о расовом или ином превосходстве. Чаще всего привилегии обеспечивались путем применения насилия. Но, приняв идею прав человека, правящие элиты обнаружили, что им становится все труднее противостоять логике концепции о правах человека.

Расширение круга субъектов прав человека, по сути, лежало в основе многих из великих политических битв последних двух столетий. Попытки расширить право голоса за рамки маленькой богатой элиты привели к напряженнейшей политической борьбе в большинстве стран Европы в 19 веке. В большинстве стран Европы это продолжалось до периода Первой мировой войны, а в соединенных Штатах – и того дольше. Борьба против присущего колониализму отрицания прав человека был одним из важнейших вопросов на повестке дня мировой политике в 50-е, 60-е и 70-е годы. В течение последних 30 лет борьба против расовой дискриминации и дискриминации по признаку пола интенсивно велась во многих странах мира.

Во всех этих ситуациях угнетаемые группы использовали те права, которыми они уже обладали, для того, чтобы добиваться юридического признания тех прав, в которых им было отказано. Например, рабочие использовали свое право голоса, наряду с той мерой свободы печати и права на создание своих организаций, которая им была дана, в борьбе за отмену правовой дискриминации, основанной на богатстве или имущественном цензе. Они также требовали новых прав, которые принесли бы рабочим действительную свободу, равенство и социальную защиту. Расовые, этнические и религиозные меньшинства также использовали свои, пусть и урезанные, права в борьбе за признание их равноправными членами общества.

В каждом случае их аргумент по своей сути был одинаков: мы такие же люди, как и вы, а посему мы должны получить такие же основные права, как и вы, права на равную заботу и уважение со стороны государства. В каждом случае принятие этой аргументации приводило к радикальным социальным и политическим переменам.

Но распространение прав человека по свету не является естественным или неотвратимым процессом. Угнетение остается возможностью, а в ряде случаев является вполне вероятной формой правления. Остающиеся в мире диктатуры не могут оказаться весьма живучими. Но главный урок прошлого десятилетия, очевидно, состоит в том, что когда людям дается шанс выбора, они выбирают международно-признанные права человека. И, несмотря на все недостатки современной практики, в мире остается все меньше режимов, способных отказать своим гражданам в праве сделать такой выбор.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.