Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык как знаковая система





Общее языкознание

Занятие 7

Язык и общество

Вопросы для обсуждения

1. Общественная природа языка.

2. Социолингвистика как теория социальной обусловленности языка, его социальных типов и социальных функций.

3. Предпосылки и условия возникновения и развития языка.

4. Социальные общности людей и социальные типы языков: народность и ее язык; нация и национальный язык; двуязычие и языки межнационального и международного общения.

5. Социальная сущность процесса формирования и развития внутренней структуры языка.

6. Языковая ситуация и ее типы.

7. Социальные аспекты речевого поведения, речевой деятельности.

8. Структура общества и структура языка, реальное и действительное.

9. Теория языкового изоморфизма.

10. Стихийное и сознательное влияние общества на язык.

11. Социальные аспекты билингвизма. Смешение языков. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата.

 

Темы для докладов

1. Предпосылки возникновения и развития языка.

2. Социальная сущность процесса формирования и развития внутренней структуры языка.

3. Функционирование социально-коммуникативных систем. Определение языковой ситуации, ее типов.



4. Социальные аспекты речевой деятельности.

5. Отражение социальных процессов в языковых структурах. Структура общества и структура языка.

6. Искусственные межнациональные и информационные языки.

 

Основная литература

1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.35-80.

2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.50-70.

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.167-184.

4. Попова З. Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С.28-37.

5. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975. С.161-214.

 

Дополнительная литератур

1. Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (О предмете социолингвистики). Л., 1975.

2. Баранникова Л. Сущность интерференции и специфика ее проявления // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972.

3. Будагов Р. А. Человек и его язык. М., 1974.

4. Будагов Р. А. Что такое развитие и совершенствование языка. М., 1977.

5. Белл Роджер Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. М., 1980.

6. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев. 1979.

7. Виноградов В. В. Проблемы литературных языков и закономерности их образования и развития. М., 1967.



8. Дешериев Ю. Д. Социальная лингвистика: К основам общей теории. М., 1977.

9. Дешериева Ю. Ю. Проблема лингвистической интерференции в современном языкознании // Теоретические проблемы социальной лингвистикию М., 1981.

10. Домашнев А. И. Немецкий литературный язык в кругу других языков Швейцарии: К проблеме швейцарского языкового союза // Романо-германские языки и диалекты единого ареала. Л., 1977.

11. Донских О. А. К истокам языка. Новосибирск. 1988.

12. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.

13. Дьячков М. В. Пиджинизация и креолизация как социолингвистические процессы // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.

14. Жирмунский В. М. Общее и германское языкознание. Л., 1976.

15. Исаев И. И. О языках народов СССР. М., 1978.

16. Исаев И. И. Социолингвистические проблемы языков СССР. М., 1982.

17. Костомаров В. Г. Русский язык среди языков мира. М., 1975.

18. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. М., 1982.

19. Кузнецов С. Н. Основы интерлингвистики. М., 1982.

20. Куртенэ Бодуэн де И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1. М., 1963.

21. Лабов У. Отражение социальных процессов в языковых структурах // Новое в лингвистике. Вып. VΙΙ. М., 1975.

22. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.

23. Меновщиков Г. А. К вопросу о проницаемости грамматического строя языка / Вопросы языкознания. 1964, №5.

24. Научно-техническая революция и функционирование языков мира. М., 1977.

25. Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков. М., 1978.

26. Неверов С. В. Общественно-языковая практика современной Японии. М., 1982.



27. Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика: Теория и проблемы. М., 1976.

28. Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974.

29. Новое в лингвистике: Языковые контакты. М., 1972.

30. Новое в лингвистике: Социолингвистика. М., 1975.

31. Общее языкознание. Формы существования. Функции, история языка / отв. ред. Б. А. Серебренников. М., 1970.

32. Онтология языка как общественного явления. М., 1983.

33. Основы культуры речи: Хрестоматия. М., 1984.

34. Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. М., 1977.

35. Поливанов Е. Д. Избранные работы. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

36. Поликарпов А. А. Элементы теоретической социолингвистики. М., 1979.

37. Проблемы ареальных контактов и социолингвистики. Л., 1978.

38. Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972.

39. Проблемы языковой политики в странах тропической Африки. М., 1977.

40. Русский язык в современном мире. М., 1974.

41. Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1983.

42. Слюсарева Н. А. Проблемы социальной природы языка в трудах французских лингвистов // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.

43. Софронов М. В. Китайский язык и китайское общество. М., 1979.

44. Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977.

45. Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

46. Степанов Г. В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. М., 1976.

47. Суперанская А. Б. Имя через века и страны. М., 1990.

48. Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.

49. Филин Ф. П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.

50. Филичева Н. И. Немецкий литературный язык. М., 1992.

51. Философские основы зарубежных направлений в языкознании / Отв. ред. В. З. Панфилов. М., 1977.

52. Чемоданов Н. С. Проблемы социальной лингвистики в современном языкознании // Новое в лингвистике. Вып. VΙΙ., 1975.

53. Швейцер А. Д. Вопросы социологии в современной американской лингвистике. Л., 1971.

54. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. М., 1977.

55. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.

56. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.

57. Юдакин А. П. Билингвизм и проблема связи языка и мышления: исторический аспект // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.

58. Языковая политика в афро-азиатских странах. М., 1977.

59. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какая современная лингвистическая наука занимается изучением языка с точки зрения связи его и взаимодействия с обществом?

2. В каком ряду проблем необходимо изучать связи и взаимодействия языка и общества?

3. Почему решение проблемы языка и общества имеет методологический характер?

4. Охарактеризуйте социолингвистические аспекты изучения языка. Приведите конкретные примеры по отдельным языковым уровням и представьте их в социолингвистическом освещении. Докажите правомерность выделения предмета социолингвистики.

5. Приведите примеры, в которых языковые факты выступали бы как способ отражения социальной дифференциации или как форма социального воздействия.

6. В чем заключается смысл расхождения между широким и узким определением предмета социолингвистики? Какое понимание предмета социолингвистики по Вашему мнению является более правомерным? Аргументируйте свою точку зрения.

7. Какие единицы языка являются базовыми для социолингвистического исследования?

8. Почему существует необходимость разделения языкознания на структурную лингвистику и социальную лингвистику?

9. Назовите некоторые современные лингвистические дисциплины, смежные с социолингвистикой, охарактеризуйте предмет их исследования.

10. Расскажите об основных этапах развития идей относительно связи языка и общества. В какой стране появились первые специальные исследования языка и общества? Почему исследования социальных аспектов языка стали явными и целенаправленными в конце XΙX – начале XX веков?

11. Каков характер взаимодействия внутренних и внешних аспектов языка?

12. Укажите на типичные ошибки, которые были свойственны социальной лингвистике в ходе ее развития в разных странах.

13. Какова суть стадиальной теории развития языка Н. Я. Марра?

14. В чем заключается смысл теории изоморфизма структур языка и общества? Правомерно ли сопоставление и соизмерение структуры языка и структуры общества?

15. Назовите основное разделение социолингвистики. Охарактеризуйте объекты исследования соответствующих разделов.

16. Назовите общественные функции языка в дописьменный период, общественные функции национального литературного языка, общественные функции территориальных и социальных диалектов.

17. Назовите и охарактеризуйте социально-функциональные типы языков.

18. Что такое языковая политика? Кто осуществляет языковую политику? Приведите конкретные примеры.

19. Почему необходимо различать языковую политику и языковое строительство, языковую политику и языковое планирование? Что такое языковое прогнозирование?

20. Дайте определение языковой ситуации. Почему изучение языковой ситуации – компетенция синхронической или функциональной социолингвистики?

21. Что такое билингвизм и диглоссия? Опишите языковую ситуацию в нашей стране с точки зрения билингвизма и диглоссии.

22. Что такое интерференция и на каких уровнях она проявляется?

23. Какие условия необходимы для возникновения языка-пиджина? Чем отличается пиджинизация от интерференции (интеграции)?

24. Охарактеризуйте процесс креолизации и приведите примеры креольских языков.

 

Занятие 8

Язык и речь

 

Вопросы для обсуждения

1. Язык, речь и речевая деятельность: различное их понимание.

2. Онтологическое и гносеологическое соотношение языка и речи.

3. Общественная природа языка и речи.

4. Речь – способ существования языка, язык устанавливает границы функционирования и распространения речи.

5. Языковая норма.

6. Формы существования речи. Множественность речи, единичность языка.

7. Бихевиористская концепция акта общения Л. Блумфилда.

 

Темы для докладов

1. Язык, речь и речевая деятельность в концепциях В.Гумбольдта, Ф. де Соссюра, Д. В. Щерби.

2. Единицы языка и речи.

3. Порождение и восприятие речи (от смысла к тексту, от текста к смыслу).

4. Язык и речь как два аспекта, речевой деятельности.

 

Основная литература

1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.167-184.

2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.7-29.

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.167-176.

4. Савченко А. Н., Иоффе В. В. Общее языкознание. Ростов, 1985. С. 75-82.

 

Дополнительная литература

1. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.

2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.

3. Верещагин Е. М. Порождение речи: латентный процесс. М., 1968.

4. Верещагин Е. М. Психолингвистическая характеристика двуязычия. М., 1969.

5. Виды и функции речевой деятельности. М., 1977.

6. Гардинер А. Различие между речью и языком // Звегинцева В. А. История языкознания XΙX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. ΙΙ. М., 1965.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

8. Головин Б. И. Язык и статистика. М., 1971.

9. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Развитие речи у дошкольников. М., 1972.

10. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.

11. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

12. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977.

13. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.

14. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

15. Леонтьев А. Н., Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

16. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

17. Ломтев Т. П. Язык и речь // Общее и русское языкознание: Избранные работы. М., 1976.

18. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

19. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1982.

20. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. ΙΙΙ. М., 1963.

21. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два // Инженерная психология. М., 1964.

22. Миллер Дж. Язык и речь // Экспериментальная психология. М., 1963. Т.2.

23. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

24. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

25. Норман Б. Ю. Синтаксис речевой деятельности. Минск, 1978.

26. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

27. Палермо О. С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития поведения детей. М., 1966.

28. Погодин А. Л. Язык как творчество // Вопросы теории и психологии творчества, Харьков. 1913. Т.4.

29. Постовалова В. И. Язык как деятельность: опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982.

30. Психология грамматики. М., 1968.

31. Речь: артикуляция и восприятие. Л., 1965.

32. Слоьин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

33. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.

34. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого сообщения. М., 1979.

35. Теория речевой деятельности. М., 1968.

36. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979.

37. Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968.

38. Чуковский К. И. От двух до пяти. 21-е изд. М., 1970.

39. Шарадзенидзе Т. С. Проблема взаимодействия языка и речи. Тбилиси, 1971.

40. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

41. Язык и речь. Тбилиси, 1977.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какой существенной особенностью характеризуется предмет языкознания? Существуют ли еще науки, подобные языкознанию по характеру предмета?

2. Как вы понимаете «язык» и «речь»? Приведите примеры. Охарактеризуйте связь между языком и речью.

3. Что такое предмет и объект языкознания? На каком основании происходит их различение?

4. Охарактеризуйте пути формирования понятия об объекте языкознания. Объясните, почему формирование этого понятия определяет и формирование науки о языке.

5. Что служило основой в познании логики и грамматики для древнегреческих ученых?

6. Почему слово «логос» (или понятие) было так многозначно в древнегреческом? Как понимал его Аристотель?

7. Назовите десять категорий Аристотеля. Назовите грамматические и понятийные категории русского и изучаемого Вами иностранного языка. Какие из этих категорий находят отражение в категориях Аристотеля?

8. Почему формирование языкознания затянулось на очент длительное время?

9. Охарактеризуйте вопросы языка и речи в концепциях ученых эпохи Возрождения.

10. Почему Вильгельм фон Гумбольдт является подлинным создателем теоретического, общего языкознания?

11. Назовите антиномии Гумбольдта. Какая антиномия была основной в понимании В. Гумбольдта? Охарактеризуйте место, которое Гумбольдт уделял языку и речи.

12. Охарактеризуйте сильные и слабые (по вашему мнению) стороны концепции Гумбольдта.

13. Охарактеризуйте понимание языка и речи Ф. де Соссюра. В чем заключается дихотомия противопоставления языка и речи у Соссюра?

14. Охарактеризуйте важнейшие различия в концепциях Гумбольдта и Соссюра относительно языка и речи.

15. Как Соссюр характеризует язык и речь? Почему он решил, что для изучения языка и речи необходимо создавать отдельные дисциплины лингвистического цикла? Правомерно ли это?

16. В чем сходны концепции Гумбольдта и Соссюра?

17. Какими признаками наделяют ученые язык и речь?

18. Почему, рассуждая на тему двойственности предмета лингвистики, мы всякий раз приходим к вопросу о статусе языкознания?

19. Почему речь шире языка? Объясните это в онтологическом и гносеологическом аспектах.

20. Какие отношения устанавливаются между языком и речью в современной лингвистике?

21. В каком случае речь может быть формально описана? И вообще возможно ли это?

22. Почему язык многомерен, а речь линейна? Могут ли быть обратные отношения?

23. Назовите подходы к описанию языка через посредство речи. Охарактеризуйте специфику этих подходов.

24. Назовите единицы членения языка и речи. В чем несовершенство двойного членения А. Мартине?

25. Какими признаками можно охарактеризовать отношения между этическими и эмическими единицами?

26. Охарактеризуйте соотношение языка и речи на разных уровнях языка.

27. Как Ф. Соссюр понимал «речевую деятельность» и «речь»? Сопоставьте это с тем, что высказывали советские ученые-психологи относительно речевой деятельности и речи. Как советские ученые понимали речь?

28. Почему речевая деятельность является предметом изучения самых разнообразных дисциплин? Охарактеризуйте эти дисциплины.

29. Как понимал «речевую деятельность» Л. В. Щерба?

30. Что такое «языковая система» согласно концепции Л. В. Щербы?

31. Что такое «языковой материал» согласно концепции Л. В. Щербы?

32. Какое место занимает противопоставление языка и речи в концепции Л. В. Щербы?

33. Назовите общую формулу (контекст), в которой заключается проблема языка и речи.

34. Чем отличаются лингвистический и психолингвистический подходы к языку и речи?

35. Охарактеризуйте психолингвистический подход к языку и речи.

36. Назовите и охарактеризуйте уровни порождения высказывания (текста), доязыковые и языковые. Приведите примеры.

37. Какими признаками характеризуется переход от одного уровня высказывания к другому, от низituj к высшему?

38. Чем занимается нейролингвистика? Назовите известные вам нарушения связи языка и речи. Объясните причины нарушения этих связей.

39. Почему следует отличать лингвистический и психолингвистический анализ материала речевой деятельности? Докажите на конкретных примерах.

40. Укажите на существенные различия между процессами порождения и восприятия текста.

41. Назовите возможные помехи, возникающие в процессе речевой деятельности, и объясните, почему они возникают и разрешаются в процессе коммуникации.

 

Занятие 9

Язык и мышление

 

Вопросы для обсуждения

1. Менталингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания.

2. Проблема языка и мышления как центральная проблема языкознания, философии (логики) и психологии.

3. Теория Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа, этнолингвистика и языковой детерминизм.

4. Функции языка по отношению к мышлению и функции мышления по отношению к языку.

5. Вербальное и авербальное мышление. Типы авербального мышления.

6. Логический и семантический аспекты в содержательной структуре языковых знаков.

7. Логическое, психологическое, семиотическое и контенсивное рассмотрение языковых значений.

8. Типы языковых значений.

9. Обучение человека и язык.

 

Темы для докладов

1. Отражение работы сознания в системе языка.

2. Типы авербального мышления.

3. Язык и память.

4. Язык и когнитивное развитие.

5. Лингвистическая относительность и детерминизм.

6. Логическое мышление и язык.

7. Интеллектуальное развитие человека, общества и языка.

 

Основная литература

1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.82-146.

2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.71-89.

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.152-166.

4. Попова З. Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С. 41-59.

 

Дополнительная литература

1. Абаев В. И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М., 1970.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

3. Альбрехт З. Критика современной лингвистической философии. М., 1977.

4. Андреев И. Д. Пути и трудности познания. М., 1968.

5. Ардентов Б. П. Мысль и язык. Кишинев. 1965.

6. Афазия и восстановительное обучение: Тексты. М., 1963.

7. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.

8. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси. 1976.

9. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966.

10. Вандрие Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 1937.

11. Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев. 1974.

12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.3. М., 1982.

13. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

14. Гипотеза Сепира-Уорфа // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960.

15. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

16. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6.

17. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.

18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986.

19. Звегинцев В. А. История языкознания XΙX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1. М., 1965.

20. Иванов В. В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.

21. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

22. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

23. Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.

24. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М., 1976.

25. Критчли М. Афазиология. М., 1974.

26. Крючкова Т. Б. Некоторые особенности отражения идеологии в лексико-семантической системе языка // Уровни языка и их анализ. М., 1976.

27. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 1981.

28. Кулик А. Н. Информационные сети и языковая совместимость. М., 1977.

29. Ладыгина-Котс К. Н. Предпосылки человеческого мышления: подражательное конструирование обезьяной и детьми. М., 1965.

30. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1 и Т.2. М., 1983.

31. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

32. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

33. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

34. Лурия А. Р. Курс общей психологии: мышление и речь. М., 1970.

35. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1982.

36. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

37. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления: к критике гегелевского учения о формах мышления. М., 1979.

38. Маслиева О. В. Становление категории причинности: на материале истории языка. М., 1983.

39. Мышление и речь. М., 1963.

40. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1980.

41. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

42. Павиленис Р. И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.

43. Панфилов В. З. Грамматика и логика. М., 1963.

44. Панфилов В. З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

45. Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977.

46. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. М.-Л., 1964.

47. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932.

48. Потебня А. А. Из записок по русской грамматики. Т.1-2. М., 1958.

49. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

50. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

51. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.

52. Психолингвистика. М., 1984.

53. Резчиков Л. О. Слово и понятие. Л., 1968.

54. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968.

55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

56. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

57. Сепир Э. Язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.

58. Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1963.

59. Серебренников Б. А. К проблеме «Язык и мышление»: всегда ли мышление вербально? // Изв. АН СССР. 1977. Сер. лит. и яз. – Т.36. №1.

60. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

61. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

62. Сотникян П. А. Основные проблемы языка и мышления. Ереван, 1968.

63. Спиркин Л. Г. Мышление и язык. 2-е изд. доп., М., 1958.

64. Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М., 1974.

65. Фишель В. Думают ли животные? М., 1973.

66. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971.

67. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

68. Чесноков Н. В. Логические и семантические формы мышления как значение грамматических форм // Вопросы языкознания. 1984, №5.

69. Шалютин С. М. Язык и мышление. М., 1980.

70. Швырев В. С. Задачи и разработки категории деятельности как теоретического понятия // Эргономика. 1976, №10.

71. Язык и мышление. М., 1967.

 

Вопросы для самопроверки

1. Объясните различие между понятиями «сознание» и «мышление». В каком контексте лежит проблема языка и мышления?

2. Что такое менталингвистика?

3. Назовите основные теории и направления в языкознании, логике и психологии, трактующие язык и мышление в отрыве друг от друга или в отождествлении друг с другом.

4. Почему проблема языка стала одной из самых актуальных в современной философии и лингвистике?

5. Какова основная идея лингвистической философии? Укажите на источники развития концепции лингвистической философии.

6. Объясните сходства и различия между теориями Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа.

7. Назовите основные функции, выполняемые языком по отношению к вербальному мышлению.

8. Почему сторонники той точки зрения, что мышление превалирует над языком, рассматривают соотношение языка и мышления прежде всего с филогенетической точки зрения?

9. Почему приматы не в состоянии освоить человеческую речь?

10. Что такое вербальное и авребальное мышление?

11. Почему авербальная форма мышления должна предшествовать появлению языка (речи)?

12. Назовите функции вербального мышления, выполняемые им через посредство языка и в отношении к языку.

13. В каком случае может нарушаться связь между языком и вербальным мышлением? Приведите примеры.

14. Рассмотрите факты языка, которые с точки зрения неразрывной и единства языка и мышления (без разграничения вербальной и авербальной форм мышления), не могут получить необходимого объяснения и описания.

15. Назовите элементы общей схемы, по которой формируется словесный знак.

16. Почему логический и семантический аспекты по-разному соотносятся в содержательной структуре языковых знаков? Приведите примеры.

17. В каких сферах человеческой деятельности язык и вербальное мышление выступают в тесном единстве? Можно ли сказать, что во всех случаях единства языка и вербального мышления проявляется коммуникативная сущность языка?

18. Назовите основные формы авербального мышления. Какие формы авербального мышления предшествуют появлению языка (речи)? Какие формы авербального мышления появились с возникновением языка?

19. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное и поисковое мышление.

20. Можно ли считать, что язык (речь) – это совершенное орудие и средство человеческого логического мышления?

 

Занятие 10

Функции языка

 

Вопросы для обсуждения

1. Язык – это система средств выражения, служащая какой-то определенной цели, достижению коммуникации.

2. Типы языковых функций.

3. Принципы существования языка.

4. Отличие системы языка от других функциональных систем.

5. Функционирование языка в обществе.

6. Функциональная классификация языковых знаков.

7. Функционально-семантическая организация языковых единиц.

 

Темы для докладов

1. Современные интерпретации языковых функций (школа «Слов и вещей»).

2. Отражательные свойства и творческие возможности языка.

3. Естественные и искусственные языки.

 

Основная литература

1. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.71-89.

2. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.162-166; 195-201.

3. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977. С. 7-9.

4. Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / под. ред. Б. А. Серебренникова. М., 1970. (Гл. V).

5. Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972.

6. Попова З. Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С.28-41.

 

Дополнительная литература

1. Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). Л., 1975.

2. Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии М., 1968.

3. Беляева Т. М., Хомяков В. А. Нестандартная лексика английского языка. Л., 1985.

4. Бондалетов В. Д. Научно-технический прогресс и язык // Русская речь. 1978. №3.

5. Бондалетов В. Д. Условные языки русских ремесленников и торговцев Вып.1. Условные языки как особый тип социальных диалектов. Рязань, 1974.

6. Бондаренко А. В. Грамматическая категория и контекст. Л., 1971.

7. Брутян Г. А. Лингвистическое моделирование действительности и его роль в познании // Вопросы философии. 1972. №10.

8. Будагов Р. А. Язык – реальность – язык. М., 1983.

9. Бюлер К. Теория языка. М., 1993.

10. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

11. Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976.

12. Звегинцев В. А. К вопросу о природе языка // Вопросы философии. 1979. №11.

13. Дешериев Ю. Д. Социальная лингвистика. М., 1977.

14. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

15. Киселевский А. И. Языки и метаязыки энциклопедий и толковых словарей. Минск, 1977.

16. Клаус Г. Сила слова: Гносеологический и прагматический анализ языка. М., 1967.

17. Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975.

18. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.

19. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып. ΙΙΙ. М., 1963.

20. Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979.

21. Нарский И. С. Философские проблемы языка // Философские науки. 1968. №4.

22. Панфилова В. З. Философские проблемы языкознания. М., 1977.

23. Пазухин Р. В. Язык, функция, коммуникация // Вопросы языкознания, 1979. №6.

24. Попович М. В. Философские проблемы семантики. Киев. 1975.

25. Свадост Э. Как возникает всеобщий язык? М., 1968.

26. Скворцов Л. И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи. Вып.5. М., 1964.

27. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

28. Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977.

29. Спасов Д. Философский анализ функций языка // Философия и методология науки. М., 1972.

30. Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании. Л., 1974.

31. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1974.

32. Фуко М. Слова и вещи. С.-Пб., 1994.

33. Функционирование языка в близкородственном окружении. Киев. 1981.

34. Хомяков В. А. Введение в изучение слэнга – основного компонента английского просторечия. Вологда, 1971.

35. Шухардт Г. Избранные статьи по общему языкознанию. М., 1950.

36. Язык и общество. М., 1968.

37. Язык и идеология. Киев. 1981.

38. Язык в развитом социалистическом обществе. Социолингвистические проблемы функционирования системы массовой коммуникации в СССР. М., 1983.

39. Язык и массовая коммуникация. М., 1984.

40. Языковая номинация: общие вопросы. М., 1977.

41. Якобсон Р. Разработка целевой модели языка в европейской лингвистике в период между войнами // Новое в лингвистике. Вып. ΙV. М., 1965.

42. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовтие основные функции языка, которые он выполняет. Назовите функции языка по отношению к мышлению.

2. Что такое «функция»? Почему необходимо понимать qeyrwbb как зависимость от независимой переменной?

3. Назовите участников речевого акта.

4. Какие аспекты речи предложил выделить Карл Бюлер?

5. На какие аспекты подразделяет коммуникативный акт Р. О. Якобсен? Какие функции языка выделяет он в связи с этими аспектами?

6. Как распределяет функции языка Р. В. Пазухин? Что такое субфункции и эпифункции?

7. Охарактеризуйте функции языка и речи. Объясните их иерархии.

8. Чем отличаются онтологические и гносиологические функции языка? Покажите их соотношение.

9. Приведите схематическое соотношение языка / речи, мышления, действительности в связи с изучающими их науками.

 

Занятие 11

Язык как знаковая система

 

Вопросы для обсуждения

1. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах.

2. Функции знаков в обществе.

3. Определение знака. Означаемое и означающее.

4. Классификация знаков.

5. Понятие о системе и структуре.

6. Парадигматические и синтагматические отношения между языковыми знаками.

7. Определение денотата и сигнификата знака.

8. Роль и значение паралингвистических знаков в человеческом общении.

9. Характер мотивированности устных и письменных знаков.

 

Темы для докладов

1. Языковой изоморфизм.

2. Учение о знаках и фигурах Л. Ельмслева.

3. Знаковые и незнаковые единицы языка.

4. Прагматический аспект содержания знака.

5. Учение о знаках в трудах Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге.

 

Основная литература

1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.187-240.

2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.90-110.

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.133-152.

4. Попова З. Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С. 60-163.

 

Дополнительная литература

1. Абрамян Л. А. Гносеологические проблемы теории знаков. Ереван. 1965.

2. Аветян Э. Г. Природа лингвистического знака. Ереван. 1968.

3. Балди Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

5. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1-2.

6. Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.

7. Волков А. Г. Язык как система знаков. М., 1966.

8. Гирб В. В. Проблема взаимосвязи образа и знака. Минск. 1978.

9. Гухман М. М. Понятие системы языка в синхронии и диахронии // Вопросы языкознания. 1962. №4.

10. Ельмелев Л. Пролегомени к теории языка // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960.

11. Иванов В. В. Очерки по семиотике в СССР. М., 1976.

12. Колманский Г. В. Паралингвистика. М., 1974.

13. Кондратов А. Звуки и знаки. М., 1978.

14. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М., 1974.

15. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

16. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977.

17. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.

18. Ломтев Т. П. О природе значения языкового знака // Вопросы философии. 1960. №7.

19. Мантатов В. В. Образ, знак, условность. М., 1980.

20. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. 3. М., 1963.

21. Мартынов В. В. Семиологические основы информатики. Минск. 1974.

22. Маслов Ю. С. Знаковая теория языка // Вопросы общего языкознания. Л., 1967.

23. Маслов Ю. С. Об основных и промежуточных ярусах в системе языка // Вопросы языкознания. 1968. №4.

24. Мельничук А. С. Понятие системы и структуры языка // Вопросы языкознания. 1970. №1.

25. Моррис Ч. Наука, искусство и технология // Современная книга по эстетике. М., 1957.

26. Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. М., 1970.

27. Общее языкознание: внутренняя структура языка. М., 1972.

28. Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1978.

29. Пирс Ч. Символы, знаки, шумы. М., 1978.

30. Полторацкий А. Ф., швырев В. С. Знак и деятельность. М., 1970.

31. Проблема знака и значения. М., 1969.

32. Резчиков Л. О. Гносеологические вопросы семиотики. Л., 1964.

33. Себеок Т. А. «Семиотика» и родственные термины // Вопросы языкознания. 1973. №6.

34. Семиотика. М., 1983.

35. Семиотика и восточные языки. М., 1967.

36. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

37. Серебренников Б. А. Об относительной самостоятельности развития системы языка. М., 1963.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.