Сделай Сам Свою Работу на 5

Структурно-семантические взаимоотношения





Между морфемами

Вопросы, на которые нужно обратить внимание

При изучении темы

1. Материально выраженные и нулевые морфемы.

2. Регулярные и нерегулярные морфемы.

3. Омонимия морфем.

4. Синонимия морфем.

5. Антонимия морфем.

Дополнительная литература

Арутюнова Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. – М., 1961.

Арутюнова Н.Д. О значимых единицах языка // Исследования по общей теории грамматики. – М., 1968. – С. 5 – 11.

Вознюк Л.В. Некоторые вопросы выделения окончания в слове // Русский язык в школе, 1971. -- № 6. – С. 55 –58.

Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970 -- § 21 – 32.

Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания, 1966. -- № 1. – С. 18 – 24.

Милославский И.Г. Свойства русских флексий // Русский язык в школе, 1975. -- № 3. – С. 128 – 131.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. – М., 1981. – С. 16.

Тихонов А.Н. Современный русский литературный язык. – М., 1988. – С. 53 – 58.

Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т. 1. – М., 1956.

Хаймович Б.С. О единицах грамматической сферы // Вопросы языкознания, 1968. -- № 6. – С. 23 – 27.



 

Упражнение 1. Распределите данные слова по группам: с материально выраженной флексией; с нулевой флексией; без флексии.

 

Амплуа, армия, ателье, бац, босиком, брось, ВАК, вас, ВГУ, взялась, Витебскэнерго, вишня, гений, герой, город, далеко, даром, девяносто, делай, дети, дóма, домá, искренний, капля, кафе, кенгуру, кино, летом, линия, лисий, луна, замёрз, знамя, нес, несу, нести, носок, обои, окно, пальто, партизан, певуний, поход, приставка, прочти, рано, свиней, сегодня, семян, синий, соловей, споемте, статей, сто, такси, ТЮЗ, УМО, химия, читал, чулок, шить, щипцы, яблок.

 

Упражнение 2. Определите, какие слова имеют флексию –а (-я), а какие не имеют. Укажите значение одинаково звучащихфлексий.

 

Айда, велика, ветра, ворча, городá, гóрода, донага, друзья, думая, здания, лéса, лесá, лёжа, молча, нога, óкна, окнá, пиля, пила, прилавка, села, сёла, селá, снегá, снéга, судья, упала, ха-ха, щерба, юноша.

 

Упражнение 3. Разбейте слова на морофемы, обозначая нулевое окончание значком ٱ, нулевой суффикс -- ø.



 

Пансион был русским и притом неприятным. Неприятно было главным образом то, что день-деньской и добрую часть ночи были слышны поезда городской железной дороги, и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то. Прихожая, где висело темное зеркало с подставкой для перчаток и стоял дубовый баул, на который легко было наскочить коленом, суживалась в голый, очень тесный коридор. По бокам было три комнаты с крупными черными цифрами, наклеенными на дверях; это были просто листочки, вырванные из строго календаря, -- шесть первых чисел апреля месяца. В комнате первоапрельской – первая дверь налево – жил теперь Алферов, в следующей – Нанин, в третьей – сама хозяйка, Лидия Николаевна Дорм, вдова немецкого коммерсанта. (По В. Набокову.)

 

Упражнение 4. В данных парах слов выделите омонимичные морфемы, определите их.

 

женой домой

костью воочию

путем вечером (нареч.)

сапогом потóм

тряпьем втроем

море жарче

красиво (прилаг.) красиво (нареч.)

здравомыслящий властолюбивый

военный (прилаг.) военный (сущ.)

синий лисий

 

Упражнение 5. Разбейте слова на морфемы, отметьте регулярные и нерегулярные морфемы.

 

Адресат, архаизм, белеть, белизна, ванилин, вдовец, вольность, воспитатель, жечь, кассир, козёл, колун, лексикон, новичок, проявитель, психоз, рисунок, свинарник, свинтус, скепсис, слюнтяй, театрал, тетерев, цветник, черпак, пастух, принеси, тракторист, острота, перебежать, нести, медный, чернить, чтец, лифтёрша, лужайка, медведица, молочница, поэтесса, профессура, рубка, старушенция, флотилия, вдохновение, гнильё, издевательство, танцульки, бакинский, волосатый, детский, женатый, испытательный, крохотный, лиственный, малюсенький, неважнецкий, пернатый, персидский, прядильный, разговорчивый, ситцевый, сухощавый, счастливый, читабельный, ем, киснуть, мазюкать, синить, стреляем, судачить, тявкать, формировать.



 

Упражнение 6. Выпишите отдельными рядами слова с омонимичными, синонимичными и вариантными морфемами, обозначив эти морфемы графически.

 

Антинародный, баранина, безнравственный, белеть, братья, веселее, горевать, зевота, инженеры, курение, морковка, морской, неглубокий, обогнать, осетин, остыть, переплетчик, платеж, прибытие, пригорок, пришла, профессора, регулировщик, сестрин, сильней, славяне, студентка, тише, умориться, ходьба, чистка, шалунья, шедший.

 

Упражнение 7. Придумайте как можно больше слов разного морфемного членения и значения, оканчивающихся на –очка; -ец; -ий. С каким морфемным явлением в ряде случаев (выделите их) сталкиваемся? (см.: Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. – С. 81 -- 82).

 

Контрольный тест

1. Что понимается под нулевой морфемой?

2. По каким признакам выделяют нулевые морфемы?

3. Какие типы нулевых морфем различаются в современном русском языке?

4. Каким путем выявляются нулевые окончания?

5. Какие морфемы называются регулярными, а какие – нерегулярными? Приведите примеры.

6. Может ли быть нулевым корень?

7. Можно ли говорить о нулевом интерфиксе?

8. Какие морфемы называются омонимичными? Приведите примеры.

9. Какие морфемы являются синонимичными?

10. Среди каких морфем особенно широко распространены антонимические отношения?

 

Тема 3. Основа слова

Вопросы, на которые нужно обратить внимание

При изучении темы

 

1. Основа и окончание, их роль в слове.

2. Типы основ по их функциям и структуре.

3. Основа словоизменения.

4. Основа формообразования.

5. Основа словообразования (производящая, мотивирующая основа).

6. Членимая и нечленимая основа.

7. Производная и непроизводная основа.

8. Свободная и связанная основа.

9. Супплетивные основы.

 

Дополнительная литература

Авласевич М.А. Морфемный состав слова и словообразование. – Минск, 1980.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М., 1967. – С. 22 – 34.

Земская Е.А. Понятия производности, оформленности и членимости основ // Развитие словообразования современного русского языка. – М., 1966. – С. 83 – 88.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985 -- 1995). – М., 1996. – С. 131 – 139.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование? – М., 1965.

Лыков А.Г. Об основе слова // Филологические науки, 1970. -- № 4. – С. 183 – 186.

Панов М.В. Русский язык // Языки народов СССР. Т. 1. – М., 1966.

Русская грамматика. – М., 1980. – Т. 1. -- § 172 – 180.

Языковой анализ в вузе / А.М. Мезенко, Н.Е. Минина. – Витебск, 1996.

Янко-Триницкая Н.А. Членимость основы русского слова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1968. – Т. 27. – Вып. 6. – С. 532 – 537.

 

Упражнение 1. Определите, какие слова членятся на основу и окончание, а какие представляют собой чистую основу. В словах, имеющих формы словоизменения, укажите основу и окончание.

 

Верблюжий, гений, вероятно, верхом, окно, пальто, стол, пешком, ножницы, сядь, там, пополам, домам, мадам, начисто, денди, миссис, сто, энтузиазм, тишь, писал, глядя, деньги, ружьё, воробей, длинноволосый, сей (от глагола сеять), сей (этот), чтение, стремлений, сажей, ножей, кожей, какой-нибудь, как-нибудь, где-то, шестьдесят, увы, растений, бой, наперебой, голубой, хромой, пой, свой, твой, вымой, какой, украдкой, портной, больной (стонал), водопой, прибой, травой, закрой.

 

Упражнение 2. Одинаковы ли окончания в данных парах слов? Если нет, то чем они друг от друга отличаются?

 

Сыновья – города, статьёй – свечой, (наш общий) знакомый – знакомый (музыкант), лесничий – гербарий, поем – поём, троих – двух.

 

Упражнение 3. Определите, в каких словах суффиксы выделяются, в каких – не выделяются.

 

Актер, бабочка, директор, жало, крупный, лёгкий, легче, любовь, обыватель, омрачить, питомцы, склонность, точило, столица, водица, продажа, конферансье, рукав, курица, опасный, чреватый, светило, крылатый, мамаша, кухня, силлогизм, трусость, софизм, кубарем, пакость, торчком, трутень, сахароза, трюкач, глюкоза, дурень, терпкий, стартёр, шофёр, плавкий, коварство, колея, беженец, толчея, боязнь, архивариус.

 

Упражнение 4. Из приведенных отрывков текста выпишите слова, имеющие формы словоизменения (склоняемые и спрягаемые). Определите в них основу и окончание. Обозначьте нулевое окончание. В словах без форм словоизменения укажите основу.

 

1. Справа от дороги стоял невысокий столб, а перед ним – круглый камень, на котором было крупно написано единственное слово: экватор. Все вокруг было спокойным и будничным. И было трудно поверить в то, что мы находимся на самом экваторе. (Рожд.) 2. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. (Платон.) 3. Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! (Турген.)

 

Упражнение 5. Выделите слова с формообразовательными суффиксами.

 

1. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гриб.). 2. Рука бойца колоть устала (Лерм.). 3. Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет). 4. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (Фад.). 5. С предельной краткостью в бумаге предписывалось свернуть ряд работ и отнести их во вторую очередь (Леон.). 6. Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже и родней, чем час назад (Твард.).

 

Упражнение 6. Вычлените, где возможно, основу словообразования. Какие особенности отмечаются на стыке словообразующей основы и суффикса?

 

Баянист, булавочный, волчонок, говори, двойка, донья, железобетонный, кенгуровый, крепление, ленточный, лидер, мясо, ознакомление, пальтецо, пальтовый, разбойничий, регбист, соловьиный, тренер, фортепианный, школьничать.

 

Упражнение 7. Установите словообразовательные связи следующих слов (мотивированное -- мотивирующее). Определите словообразующую основу для мотивированной в каждой паре слов.

 

Бежать, бегун, побежать, прибежать, бегать, бегунья, прибежище, беглый, подбежать.

Влиять, влияние, влиятельный, повлиять, влиятельность.

Драма, драматургический, драматизм, драматург, драматично, драматизировать, драматично, драматизироваться.

Курс, курсантка, курсовой, курсант, курсантский.

Хмурый, хмуриться, нахмуриться, нахмурить, хмуро, хмурить, хмурь, принахмурить, нахмуривать.

 

Упражнение 8. Для приведенных ниже производных слов установите соответствующие им производящие основы (для слов, образованных префиксальным способом, -- производящие слова). Определите, полностью или частично входит производящая основа в производное слово.

 

1. Алюминиевый, манка, переубедить, писательница, пяток, суперсерия, сырьевой, цветник, шлакобетон.

2. Асфальтировать, бамовский, бездельничать, подотчетность, беспалый, созвездие, ритуальный, экранизация.

3. Ассигнование, лженаука, материнский, проговориться, свежемороженый, пресс-центр, успокоительный, фильмотека.

4. Безмятежность, копеечник, богатеть, натрое, бездействие, коренной, батрачить, натуго, бездорожье, ласкательный.

5. Беглец, ласковый, двоиться, сагитировать, наудалую, болельщик, побелка, железистый, внеучебный, по-русски.

6. Беление, благороднейший, разбежаться, побриться, напором, некогда, заочник, наваристый, изорваться, вчетвером.

7. Кормилица, вдовец, обледенелый, аукать, заискивающе, перебежчик, скупиться, завязаться, поскорее, по-летнему.

 

Упражнение 9. Выделите слова с непроизводной основой. Слова с производной основой разделите на морфемы. При выполнении упражнения пользуйтесь “Школьным словообразовательным словарем”, составленным З.А. Потихой (М., 1964).

 

Аспирантура, ассимиляция, атмосфера, бакалея, балансировать, балка, бахвал, бахрома, бомбардировка, боязнь, бритва, булка, великан, вертлявый, желудок, исстари, крепость, крепчать, крепче, таможня, тройка, удаль, улов, уход, чулок, юноша, ярмарка.

 

 

Упражнение 10. С учетом лексического значения установите, в каких словах-омонимах основа является теперь производной, а в каких – непроизводной.

 

Бычок – бачок, мушка – мушка, надутый – надутый, наряд – наряд, ручка – ручка, зайчик – зайчик.

 

Упражнение 11. Выделите аффиксальные морфемы и сгруппируйте их по функциональным признакам: а) словообразовательные, б) формообразовательные, в) синкретичные.

 

1. Поскользнулся, срисовывая, безвкусица, наивернейший.

2. Несмышленыш, тугоухий, уверяла, распродаваемый.

3. Попридержали, вприпрыжку, подплывающий, расслабиться.

4. Очаровывала, оцинковщик, разжалобился, кислотность.

5. Сверхсекретный, отходы, подтягиваются, беспросветнее.

6. Преодолевали, полукочевник, поразбрелись, синеглазый.

7. Подрёмывая, кума, несменяемость, лекарственный.

8. Отгородился, бескрылый, наперегонки, веселенький.

9. Разжалобился, широкоскулый, соизмерять, предрассветный.

10. Безусый, глубоко, зная, легкость.

11. Листья, маленький, неудача, новейший.

12. Светло-голубой, сделать, супруга, шестиоконный.

 

Упражнение 12. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Отметьте слова со связанным корнем.

 

Борец, будильник, будущность, ватник, верность, воронка, выдержка, выключатель, добавить, заземлить, знание, кольцо, молодец, носильщик, обуть, огурец, огурчик, палец, переулок, писатель, плотник, прачка, приморье, свечка, силач, скрипач, снежинка, солнце, спешка, украшение, умничать, ученик, сдержанность, замкнутость, изысканность, скованность, недоверчивость, бочонок, призывать, угонять, журчание, журить, достижение, девица, спица.

 

Упражнение 13. Приведите примеры, в которых данные словоформы различались бы своим морфемным составом. Покажите графически морфемный состав данных словоформ.

 

Стих (сущ.) – стих (гл.), спел (прил.) – спел (гл.), печь (сущ.) – печь (гл.), стали (сущ.) – стали (гл.), знать (сущ.) – знать (гл.), прут (сущ.) – прут (гл.), простой (прил.) – простой (сущ.), словом (сущ.) – словом (мод.сл.), подтянут (прил. или прич.) – подтянут (гл. в буд.вр.).

 

Упражнение 14. Определите морфемный состав выделенных слов.

1. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (Пушк.).С добрым утром и хорошим днем! 2. Внешне все было размеренно, просто, тихо (Солоух.). Тяжелая люстра вдруг стала размеренно, тихо и плавно раскачиваться (Семен.). 3. Брюхо глухо: словом не уймешь (Даль). Словом, все обжилось, как дома (Гог.). 4. Возчик стал складывать кирпичи у дыры в цоколе дома. Дома я застал сугробы и двадцатиградусные морозы (Чех.). 5. Все непонятное таинственно и потому страшно (Чех.). “Мне страшно!” -- прошептал он (Чех.).

 

Контрольный тест

1. Какие слова обладают окончанием?

2. Какое место может занимать окончание в слове?

3. В каких словах бывает два окончания?

4. Какие функции выполняет окончание в слове?

5. Может ли окончание служить средством образования нового слова?

6. Чем обусловлено отнесение “Русской грамматикой” (М., 1980) инфинитивных –ть и –ти к окончаниям?

7. Какая основа называется словоизменительной?

8. Какая основа называется формообразовательной?

9. Какая основа называется словообразовательной?

10. Какая из трех типов основ (словоизменения, формообразования, словообразования) чаще других претерпевает различные фонематические изменения?

11. Среди каких основ выделяются так называемые прерывистые основы?

12. Какая основа называется членимой?

13. На какие группы с точки зрения членимости основ распределяются слова?

14. Какие основы являются нечленимыми?

15. Какие основы являются производными?

16. Какие основы являются непроизводными?

17. Какая основа является свободной?

18. Какая основа является связанной?

19. Приведите примеры супплетивных основ.

20. Какими формальными и семантическими признаками обладает основа как особая языковая единица?

21. В результате чего разными языковедами по-разному определяются границы основы слова?

22. Могут ли быть выделены в составе одного и того же слова, одной и той же словоформы основы разных типов?

23. Перечислите словоизменительные морфемы.

24. Перечислите собственно формообразовательные морфемы.

25. Какие суффиксы относят к основообразующим?

26. Как вычленить основу словоизменения?

27. Приведите примеры совпадения и несовпадения основ словоизменения и формообразования.

28. Как вычленяется основа словообразования?

29. Перечислите словоизменительные суффиксальные и постфиксальные морфы. Приведите словоформы прилагательных и глаголов, которые образуются с участием этих морфов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.