Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Вопрос о нулевых морфемах.





Тема 1. Морфемика как наука о значимых частях

Слов и словоформ

Вопросы, на которые нужно обратить внимание

При изучении темы

1. Понятие о морфеме.

2. Функции морфем в слове.

3. Типы морфем и их роль в слове.

4. Морфема и морф.

 

 

Основная литература

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. – С. 18 – 43.

Немченко В.Н. Современный русский язык.. Словообразование. – М., 1984. – С. 13 – 49.

Современный русский язык.: В 3-х ч. – Ч.2. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М., 1981.-- С. 17 – 22.

Современный русский язык: В 3-х ч. – Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Морфология / П.П. Шуба, Т.Н. Волынец, И.К. Германович и др.; Под ред. П.П. Шубы. – 2-е изд., испр.и доп. – Минск, 1998. – С. 28 – 47.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щоболева; Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 442 – 467.

Морфемные словари

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.



Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. 2-е изд. – М., 1964.

Потиха З.А. Строение русского слова. – М., 1981.

Бардовіч А.М., Шакун Л.М. Марфемны слоўнік беларускай мовы. – Мінск, 1975.

 

Дополнительная литература

Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. II. – М., 1963.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М.,1959. – С. 419 – 442.

Дементьев А.А. О так называемых “интерфиксах” в русском языке // Вопросы языкознания, 1974. -- № 4. – С. 181 – 184.

Крылов Н.А. Несколько замечаний об интерфиксации // Вопросы филологии. – М., 1969. – С. 153 – 158.

Лопатин В.В. Так называемая интерфиксация и проблемы структуры слова в русском языке // Вопросы языкознания, 1975. -- № 4. – С. 128 – 130.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. – М., 1977.

Лопатин В., Улуханов И. О принципах словообразовательного анализа и классификации морфов // Русский язык в национальной школе, 1969. -- № 5. – С. 11 – 18.



Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. – М., 1999. – С. 152 – 155.

Тихонов А.Н. О семантике морфемы // Проблемы изучения семантики языка: Тез.докл. Ч.II. – Днепропетровск, 1968. – С. 9 – 11.

 

Упражнение 1. Прочитайте приведенные дефиниции и определите, какие морфемы они характеризуют.

1.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов или новых форм слова и придает слову дополнительные значения. 2. Часть слова без аффиксов, выражающая общее лексическое значение. 3. Аффикс, который находится перед корнем и выражает словообразовательное и /или грамматическое значение. 4. Единичный сегмент слова, характеризующийся отсутствием воспроизводимой модели. 5. Межморфемные прокладки, выполняющие в структуре слова соединительную функцию. 6. Изменяемая часть слова, выражающая его грамматическое значение и не входящая в основу.

 

Упражнение 2. Расчлените слова на морфемы, подберите к ним родственные образования и определите возможные алломорфы и варианты каждой морфемы.

1. Любезничанье, подстилка, растормаживать.

2. Увлечение, молодёшенька, светать.

3. Подслеповатый, совершенствовать, предместье.

4. Выздоровление, мазила, пересмешник.

5. Лесник, безразмерный, блуждание.

6. Безраздельный, убожество, сиденье.

7. Садовник, терпение, производство.

8. Окончательный, безденежье, плакса.

9. Перевозчик, бездорожье, поиск.

10. Полнёшенький, жалованье, чудачество.

11. Землянка, молодцеватый, подыскать.

12. Переодевание, ничейный, скошенный.

13. Белильщик, насмешливый, движений.

14. Забастовочный, рассмотрение, размышляя.



15. Придвинье, лисья, учение.

16. Окружение, исследовательский, подстреленная.

17. Заречье, побледневший, что-то.

18. Поинтересовавшись, непредвиденный, кое-что.

 

Упражнение 3. Какие морфемы выделяются в данных словах при сопоставлении их с родственными?

Долговязый, дубликат, жестикуляция, контекст, курносый, лейтмотив, лопоухий, мизансцена, прототип, регресс, светофор, стеклярус, суперобложка, сухопарый, сюрреализм, трилогия, чайхана.

 

Упражнение 4. Какие суффиксы выделяются в словах смертельный, очаровательный, действительный?

Упражнение 5. В каких словах суффикс –аж выделяется, а в каких – не выделяется? Определите значение суффикса.

Абордаж, багаж, бандаж, блиндаж, вираж, вояж, гараж, дренаж, листаж, монтаж, пейзаж, пилотаж, репортаж, саботаж, стеллаж, тираж, тоннаж, экипаж.

 

Упражнение 6. Сгруппируйте однокоренные слова. Выпишите каждый корень во всех представленных здесь вариантах.

 

Сосудистый, сердечный, судороги, подломленный, плавка, судебный, посуда, зачет, тряпка, топленый, осторожный, сочетать, пловец, годовой, затонуть, выжимать, старожил, плавить, сосуд, судья, отчитываться, ломка, судомойка, зубрежка, подсудимый, утопить, годиться, пересуды, истопник, сторож, суждения, отчет, годный, знать, зубр, судки, зачетный, судак, зубровка, старость, выламывать, судимость, плыть, судовой, ежегодный, затопленный, сударыня, суда, тряпица, сторожить, тряпьё, зазубрины, расплавленный, плов.

 

Упражнение 7. Выделите корень в словах.

 

Водонепроницаемый, увлечение, напоминание, непостижимый, соприкосновение, производство, несущественный, олицетворение, опустошительный, приблизительный, непонятный, заповедник, перевоплотить, преподаватель, предназначенный, таинственный, убедительно.

 

Упражнение 8. Сгруппируйте слова, объединенные тождеством префикса.

 

Подплыть, дочитать, подвижник, подвал, подкоп, прострелить, подлезть, предобеденный, вычурный, предел, надвязать, переплет, предок, надшить, высота, претендент, недоуменный, доделать, перешить, незыблемый, негодовать, недогадливый, неистовствовать, недогрузить, препротивный, пробить, предисловие, разрубить, прелестный, переделка, стереть, перелет, вышеизложенный, пренебрежение, переучить, председатель, преувеличить, предоктябрьский, пресмыкаться, забота, раскидать, выбросить, занозить, недожарить, добелить, непрочный, заикаться, представительный, предобрый, прорваться, надстроить, зайти, выпуклый, разослать, нечестный, известка, превосходный, заплыть, смыть, издеваться, искусство, искренний, запретить, счистить, подошва.

 

Упражнение 9. Сгруппируйте слова, объединенные тождеством суффикса.

 

Кожица, чернильница, таблица, граница, слушательница, лужица, пуговица, сахарница, пословица, кружевница, столица, учительница, сухарница, водица, труженица, птица, заусеница, салатница, вереница, должница; отклик, столбик, тюбик, мужик, кузнечик, лобзик, домик, хрусталик, бублик, ротик, столик, кролик, мостик, суслик, ослик; предок, дубок, галчонок, чеснок, ветерок, мешок, восток, урок, лисенок, каток, колодец, палец, зубец, чепец, ситец, уродец, африканец, рассказец, жрец, образец, огурец, глянец, хитрец, отец, танец, перец.

 

Упражнение 10. Определите, какую смысловую роль выполняет префикс в каждом из объединенных в пары слове.

 

ввергнуть – низвергнуть нарвать – надорвать

восход – исход уяснить – разъяснить

встать – восстать приплести – переплести

заслужить – выслужить поступок – проступок

замазать – смазать настойчивость – устойчивость

 

Упражнение 11. Вычлените приставки в словах.

 

Архиплут, досчитанный, излить, исщипать, контратака, межотраслевой, наинтереснейший, низведение, ниспровержение, обеспокоить, обтереть, отдача, отжимание, перевооружить, поддержанный, подержанный, подкрепить, подтягивание, пообсохнуть, почерк, правнуки, преддверие, предрасполагать, праязыковой, предуготованный, проистекший, происшествие, репрезентировать, чересполосица, экс-чемпион.

 

Упражнение 12. Выделите интерфиксы и определите их роль как словообразовательного средства.

 

Будущность, поилец, судилище, чилийцы, африканский, жалюзийный, улан-удэнский, эмгэушный, доминошник, ялтинский, снегоочиститель, десятиэтажный, двухсложный, ямокопатель, сорокадневный, стотонный, прошлогодний, бельесушилка, четырехкомпонентный.

 

Упражнение 13. На конкретных примерах установите, когда употребляется постфиксальный вариант –ся, а когда -- -сь?

 

Упражнение 14. Выпишите из текста слова с приставками и разбейте их на морфемы.

 

В безветренную предыюльскую пору по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты. У каждого за плечом был холщовый мешочек, наполненный добычей, которую мы настреляли в течение нескольких часов. Охота была удивительно удачной, поэтому нас не расстраивало то, что четырех подстреленных уток собака не смогла разыскать. Обессилев от ходьбы, мы прилегли у поваленной березы, покрытой какой-то вьющейся зеленью. Не на расстеленной скатерти, а на шелковистом мху, чуть-чуть высеребренном паутинкой, разложили мы дорожные яства.

 

Упражнение 15. Расчлените следующие слова на морфемы.

 

Горячность, грязеводолечебница, корзинка, красивый, лентяйничать, нарядный, нервничать, окраска, певунья, пожизненный, прекрасно, раскраснеться, сапожничать, соломинка, уведомлять, человечность, взаимопроверка.

 

Контрольный тест

1. Почему вопрос о статусе морфемики как учения о значимых частях слова остается в лингвистике до сих пор открытым?

2. Перечислите основные единицы морфемики.

3. Можно ли провести четкую границу между интегральными и дифференциальными типами признаков морфемы?

4. Что называется морфемой?

5. Являются ли служебные морфемы носителями лексического значения?

6. Какие морфемы называют синкретическими?

7. Что является предметом морфемики?

8. Какова основная задача морфемики?

9. Соотносятся ли аффиксальные морфемы с каким-либо элементом действительности непосредственно?

10. Оправданно ли с точки зрения общепринятого понимания слова как языковой единицы, обладающей единством формы и содержания, отнесение супплетивных грамматических форм типа человек – люди к одной морфеме?

11. Приведите дефиницию термина словообразовательное значение.

12. Какое из значений – лексическое или словообразовательное – является более абстрактным?

13. Кто ввел в языкознание термин морфема?

14. Перечислите признаки морфемы.

15. В чем состоит разница между корневой и аффиксальными морфемами?

16. Какие корни называют связанными? Приведите примеры.

17. Каковы функции морфем в слове?

18. Какие существуют классификации служебных морфем?

19. К основе или к целому слову присоединяются префиксы сами по себе (вне сочетания с суффиксами)?

20. Определяет ли суффикс принадлежность слова к определенной части речи?

21. Меняет ли присоединение к слову постфиксальной морфемы его принадлежность к определенной части речи?

22. Перечислите все известные вам постфиксы.

23. Какая из морфем служит, как правило, лишь для выражения грамматических значений слов?

24. Какие из структурных частей слова являются асемантическими?

25. В каких случаях используются интерфиксы?

26. Кем в языкознание введен термин интерфикс?

27. Можно ли говорить о нулевом интерфиксе?

28. Какие морфемы называются аффиксоидами?

29. Все ли существуют основания для называния интерфикса морфемой?

30. За какими корнями закрепился термин радиксоид?

31. Можно ли, учитывая существование фраз типа “Поменьше употребляйте всяких измов”, утверждать, что и аффиксальные морфемы иногда употребляются самостоятельно?

32. Чем отличаются инфиксы от интерфиксов?

33. Что общего имеют слова и морфемы? В чем различие между ними?

34. Что называется корнем?

35. Какие морфемы называются аффиксальными?

36. Что называется префиксом?

37. Какое содержание вкладывается в термины “префиксоид” и “суффиксоид”?

38. Какие свойства словообразовательных морфем в русском языке отмечает Г.О. Винокур [см. список дополнительной литературы].

39. Что такое алломорф, вариант морфа?

40. Сформулируйте основные правила выделения морфем в слове.

41. Какие морфемы называются унификсами?

42. Чем отличаются морфема и морф?

43. При соблюдении каких двух условий морфы образуют одну морфему?

44. Как называются измененные в плане выражения морфы по отношению друг к другу?

45. Какие морфы являются вариантными?

46. Сколько морфов может включать морфемная структура простого по составу слова в современном русском языке?

47. Учитывая, что буквой R обозначается корневой морф, а буквой х – аффиксальный, подберите слова, соответствующие следующим структурным схемам: R, xxxRxxx, Rxxxx, xR, xRxx.

 

 

Тема 2. Вопрос о нулевых морфемах.

Регулярность морфем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.