Стилистика словообразования
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Основные понятия морфемики и словообразования
Словообразовательный уровень языка объединяет морфемику и словообразование и традиционно понимается как система языковых средств, «строительный материал» слова. Морфемика представляет собой раздел языкознания, изучающий части слова, их взаимоотношения в пределах слова.
Морфема — минимальная значимая единица языка. Из этого определения следует, что каждая морфема имеет значение и не может быть разбита на более мелкие значимые единицы. Например, в слове на-им-ен-ова-ни-е шесть морфем:
окончание существительного среднего рода -е;
суффикс отглагольного существительного -ни-;
глагольный суффикс -ова-;
суффикс косвенных падежей и форм множественного числа существительных на
-мя -ен-;
приставка на-;
корень -им- со значением «имя».
Все морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Морфемы в слове выполняют различные функции.
Корень— главная морфема, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень, мы находим общую часть всех родственных слов. Например, в словах стол, столик, настольный, столовая корнем является общая часть всех этих слов — стол, которая соответствует лексическому значению слова «стол».
Слова не могут существовать без корня.
Все остальные морфемы служат для видоизменения значения корня или для выражения отношений между словами в словосочетаниях и предложениях. Эти морфемы — служебные, они называются аффиксами.
Аффиксы(от лат. affixus — «прикрепленный») — служебные морфемы, без которых многие слова вполне могут обойтись, но которые остаются значимыми частями слова. Они группируются вокруг корня, придают дополнительное значение слову и служат для образования новых слов, форм слова или для соединения морфем. К аффиксам относятся окончания, приставки (префиксы), суффиксы, интерфиксы, постфиксы.
Флексия, или окончание(от лат. flexio — «сгибание») — это изменяемая часть слова, которая образует формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматическое значение: число, падеж, лицо и др. (например: идем к озеру — окончание указывает на ед. ч., ср. род, д. п. существительного).
Следует помнить о нулевом окончании (когда оно не выражено звуком — например, в слове поход) и о том, что у неизменяемых слов, в частности наречий, окончания нет, они состоят из одной основы: вниз, вверх.
Префикс, или приставка(от лат. praefixus — «прикрепленный впереди») — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования однокоренных слов. Например: писать — переписать, здесь префикс пере- имеет значение «переделать что-либо», и слово «переписать» получает значение «написать что-то заново». В слове может быть не одна, а две и более приставок: ход — вы-ход — без-вы-ходный.
Суффикс(от лат. suffixus — «прикрепленный») — это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или для образования форм одного и того же слова, поэтому суффиксы делятся на словообразующие и формообразующие: школа — школьник, летать — летчик, учить — учитель. В данных примерах с помощью суффиксов образованы новые слова с новым значением: название лиц по роду занятий. Эти суффиксы — словообразующие. В примере читать — читал суффикс -л служит для образования формы слова, в данном случае формы прошедшего времени.
Постфикс (от лат. post — «после», fixus — «прикрепленный») — значимая часть слова, которая находится после формообразующих морфем. Постфиксами являются:
1) -ся (-сь) — обозначает возвратность глагола (то есть действие, обращенное на самого себя): причесывать — причесываться, пройти — пройтись;
2) -то, -либо, -нибудь — употребляются в неопределенных местоимениях, например: что-то, кто-либо, кто-нибудь.
Интерфикс(от лат. inter — «между», fixus — «прикрепленный») — аффикс, который служит для соединения сложных слов (соединительная гласная), например: парОвоз, пылЕсос. Интерфиксы не являются значимой частью слова, они служат только для соединения корней в целое слово.
Основа слова— это часть слова без окончания, если слово изменяемое. В неизменяемых словах основа слова равна всему слову. Формообразующие суффиксы в основу не входят, так как именно основа слова содержит в себе лексическое значение слова. Основа может быть производной и непроизводной. Непроизводная основа равна корню: например, в слове «окно» непроизводная основа — окн-.
Количество морфем в современном русском литературном языке исчислимо, они представлены в словарях морфем (например, «Словарь морфем русского языка» А. И. Кузнецовой, Т. Ф. Ефремовой; «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» Т. Ф. Ефремовой).
Морфемный анализ слова должен ответить на следующие вопросы:
• сколько морфем в слове?
• какие это морфемы?
• как взаимодействуют морфемы в пределах слова?
Произвести морфемный анализ слова помогают словари строения слов.
Словообразование — раздел языкознания, изучающий способы образования слов и отношения между родственными словами. Язык считается живым, пока в нем образуются слова.
С точки зрения словообразования все слова делятся на производные и непроизводные. Производное слово связано с тем словом, от которого образовано, эта связь называется словообразовательной мотивацией.
Производное и производящее слова объединяются в словообразовательную пару: компьютерный (связанный с компьютером) от компьютер; ламповый от лампа; приморский от море.
Последовательность слов, состоящих в отношениях словообразовательной мотивации, называется словообразовательной цепочкой:
по-домашнему домашний дом.
Самым авторитетным словообразовательным словарем признан «Словообразовательный словарь русского языка» в двух томах А. Н. Тихонова. Более кратким и доступным является «Школьный словообразовательный словарь русского языка» того же автора.
В словообразовательном словаре слова объединяются в словообразовательные гнезда.
1) далек-о — далеко-далеко
→ дал-ее
→ даль-ше → по-дальше
2) даль → даль-н-ий → дальн-ейш-ий
→ дальн-ость
→ не-дальн-ий
→ дальн-о-видение
→ дальн-о-вид-н-ый → дальновидн-ость
→ в-даль (нареч.)
→в-дал-и
→ из-дал-и
→ у-дал-и-ть → удалиться
→ удал-я-ть → удалять-ся
→ удал-ениj- э
Все слова в языке образуются по определенным моделям. При описании модели учитываются часть речи мотивирующего слова, словообразовательное средство, присоединяемое к основе, и значение получившегося слова. Модели связаны со словообразовательными способами.
Способы словообразования
Способы словообразования — это схемы образования слова, учитывающие морфемы, которые присоединяются к мотивирующей основе.
1) морфологический: морфемный и сложение
2) аббревиация
3) неморфологический.
Способы словообразования
Морфологический
| Аббревиация
| Неморфологический
| морфемный
| сложение
| типы аббревиатур
| 1. Суффиксальный: чайникот чай.
2. Приставочный: припомнить
от помнить.
3. Приставочно- суффиксальный: подоконник
от окно.
4. Приставочно-
постфиксальный:
раскричаться
от кричать.
5. Приставочно-суффиксально-постфиксальный расщедриться от щедрый.
6. Постфиксальный: прятаться от прятать.
7. Бессуффиксный: разбег от разбегаться
| 1. Сложение основ с помощью соединительной гласной: вертеть + летать вертолёт
2. Сложение слов без помощи соединительной гласной: школа-интернат от школа и интернат.
3. Сложение + суффиксальный: железнодорожный от железная дорог
| 1. Звуковая: ПРО от противоракетная оборона.
2. Буквенная: ДТП [дэ-тэ-пэ] от дорожно-транспортное происшествие.
3. Буквенно-звуковая : ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ] от государственная инспекция безопасности дорожного движения.
4. Слоговая: завхоз от заведующий хозяйством.
5. Смешанная:
КамАЗ от Камский автозавод
6. Состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: замдиректора от
заместитель директора.
7. Состоящие из начальной части первого и начала и конца или только конца второго слова :
военкомат от
военный комиссариат
| 1. Переход из одной части речи в другую: лососевые от лососевые рыбы.
2. Слияние: быстрорастворимый от растворимый быстро.
3. Образование омонимов: дипломат (чемоданчик) от дипломат (профессия)
|
Стилистика словообразования
Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволяющей передать самые тонкие эмоциональные оттенки. И все это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью различных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.).
Иногда образование нового слова меняет его стилистическую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жилет» и «жилетка» — первое употребляется в книжной речи, второе характерно для разговорной).
Выделяются две группы словообразовательных моделей.
1. Способы словообразования, которые закрепляются за определенным стилем.
Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом -е(ние), -ость, -ац(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закрепленные за определенным функциональным книжным стилем (например, суффиксы -ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т. д.) и др.
Среди разговорных слов также можно выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговор ной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сфер употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т. д.); сюда же следует отнести и слова, закрепленные за разговорной речью людей определенных профессий (например, ультрафиолет и т. д.).
2. Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).
В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными и т. д.
Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы -к- – тетрадка, гармошка;
-ик — ножик; -ль — враль; -ун — хвастун; -ух- (-юх-) — стряпуха; -отн- – толкотня и др.
Еще более сниженный характер придают высказыванию суффиксы -уг- (-юг-) — ворюга, -их- – врачиха, -ех- – дуреха и др.
Различные способы словообразования необходимо умело использовать для более точного выражения своих мыслей и чувств. Выбор того или иного аффикса для образования слова может иметь очень важное значение. Например, если вы спросите человека: «А по какому случаю ты сегодня так нарядился?», то этот человек увидит в вашем вопросе интерес и ответит вам на него. Если же вы в том же вопросе используете слова с оценочными аффиксами: «А куда это ты так вырядился?», то человек, скорее всего, услышит в вашем вопросе неодобрение.
Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существительных в создании образов героев, для выражения разнообразных оттенков значений в оценочных суждениях. Так, И. С. Тургенев часто обращался к уменьшительно-ласкательным суффиксам для выражения симпатии к своим героям («Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке...») или для подчеркивания через малый размер предметов их незначительность (мостик, лужица, крылечко).
У М. Е. Салтыкова-Щедрина уменьшительные суффиксы служат основой для создания образа Иудушки. Например: «Иудушка-Кровопивушка», «маменька» и др. Речи Иудушки с «ласковыми словами» слащавы и елейны, они раскрывают его ханжество и лицемерие.
У Н. В. Гоголя уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают писателю выразить свое иронично-презрительное отношение к некоторым героям, служат сатирическим приемом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|