Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистика словообразования





МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Основные понятия морфемики и словообразования

 

Словообразовательный уровень языка объединяет морфемику и словообразование и традиционно понимается как система языковых средств, «строительный материал» сло­ва. Морфемика представляет собой раздел языкознания, изучающий части слова, их взаимоотношения в пределах слова.

Морфема — минимальная значимая единица языка. Из этого определения следует, что каждая морфема имеет значение и не может быть разбита на более мелкие значи­мые единицы. Например, в слове на-им-ен-ова-ни-е шесть морфем:

окончание существительного среднего рода -е;

суффикс отглагольного существительного -ни-;

глагольный суффикс -ова-;

суффикс косвенных падежей и форм мно­жественного числа существительных на

-мя -ен-;

приставка на-;

корень -им- со значением «имя».

Все морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

 

Морфемы в слове выполняют различные функции.

Корень— главная морфема, в которой заключено лексиче­ское значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень, мы находим общую часть всех родственных слов. Например, в сло­вах стол, столик, настольный, столовая корнем является общая часть всех этих слов — стол, которая соответствует лексическому значению слова «стол».



Слова не могут существовать без корня.

Все остальные морфемы служат для видоизменения значения корня или для выражения отношений между словами в словосо­четаниях и предложениях. Эти морфемы — служебные, они на­зываются аффиксами.

Аффиксы(от лат. affixus — «прикрепленный») — служебные морфемы, без которых многие слова вполне могут обойтись, но которые остаются значимыми частями слова. Они группируются вокруг корня, придают дополнительное значение слову и служат для образования новых слов, форм слова или для соединения морфем. К аффиксам относятся окончания, приставки (префик­сы), суффиксы, интерфиксы, постфиксы.

Флексия, или окончание(от лат. flexio — «сгибание») — это изменяемая часть слова, которая образует формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматическое значение: число, падеж, лицо и др. (например: идем к озеру — окончание указыва­ет на ед. ч., ср. род, д. п. существительного).



Следует помнить о нулевом окончании (когда оно не выра­жено звуком — например, в слове поход) и о том, что у неизме­няемых слов, в частности наречий, окончания нет, они состоят из одной основы: вниз, вверх.

Префикс, или приставка(от лат. praefixus — «прикрепленный впереди») — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования однокоренных слов. Напри­мер: писать — переписать, здесь префикс пере- имеет значение «переделать что-либо», и слово «переписать» получает значение «написать что-то заново». В слове может быть не одна, а две и более приставок: ход — вы-ход — без-вы-ходный.

Суффикс(от лат. suffixus — «прикрепленный») — это значи­мая часть слова, которая находится после корня или после дру­гого суффикса и служит для образования новых слов или для об­разования форм одного и того же слова, поэтому суффиксы де­лятся на словообразующие и формообразующие: школа — школьник, летать — летчик, учить — учитель. В данных приме­рах с помощью суффиксов образованы новые слова с новым значением: название лиц по роду занятий. Эти суффиксы — сло­вообразующие. В примере читать читал суффикс служит для образования формы слова, в данном случае формы прошед­шего времени.

Постфикс (от лат. post — «после», fixus — «прикреплен­ный») — значимая часть слова, которая находится после формо­образующих морфем. Постфиксами являются:

1) -ся (-сь) — обозначает возвратность глагола (то есть дейст­вие, обращенное на самого себя): причесывать причесываться, пройти пройтись;



2) -то, -либо, -нибудь — употребляются в неопределенных местоимениях, например: что-то, кто-либо, кто-нибудь.

Интерфикс(от лат. inter — «между», fixus — «прикреплен­ный») — аффикс, который служит для соединения сложных слов (соединительная гласная), например: парОвоз, пылЕсос. Интерфиксы не являются значимой частью слова, они служат только для соединения корней в целое слово.

Основа слова— это часть слова без окончания, если слово изменяемое. В неизменяемых словах основа слова равна всему слову. Формообразующие суффиксы в основу не входят, так как именно основа слова содержит в себе лексическое значение сло­ва. Основа может быть производной и непроизводной. Непроиз­водная основа равна корню: например, в слове «окно» непроиз­водная основа — окн-.

 

Количество морфем в современном русском литератур­ном языке исчислимо, они представлены в словарях морфем (например, «Словарь морфем русского языка» А. И. Кузне­цовой, Т. Ф. Ефремовой; «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» Т. Ф. Ефремовой).

Морфемный анализ слова должен ответить на следую­щие вопросы:

• сколько морфем в слове?

• какие это морфемы?

• как взаимодействуют морфемы в пределах слова?

Произвести морфемный анализ слова помогают словари строения слов.

 

Словообразование — раздел языкознания, изучающий способы образования слов и отношения между родственны­ми словами. Язык считается живым, пока в нем образуются слова.

С точки зрения словообразования все слова делятся на производные и непроизводные. Производное слово связано с тем словом, от которого образовано, эта связь называется словообразовательной мотивацией.

Производное и производящее слова объединяются в словообразовательную пару: компьютерный (связанный с компьютером) от компьютер; ламповый от лампа; примор­ский от море.

Последовательность слов, состоящих в отношениях сло­вообразовательной мотивации, называется словообразова­тельной цепочкой:

по-домашнему домашний дом.

Самым авторитетным словообразовательным словарем признан «Словообразовательный словарь русского языка» в двух томах А. Н. Тихонова. Более кратким и доступным является «Школьный словообразовательный словарь рус­ского языка» того же автора.

В словообразовательном словаре слова объединяются в словообразовательные гнезда.

1) далек-о — далеко-далеко

→ дал-ее

→ даль-ше → по-дальше

2) даль → даль-н-ий → дальн-ейш-ий

→ дальн-ость

→ не-дальн-ий

→ дальн-о-видение

→ дальн-о-вид-н-ый → дальновидн-ость

→ в-даль (нареч.)

→в-дал-и

→ из-дал-и

→ у-дал-и-ть → удалиться

→ удал-я-ть → удалять-ся

→ удал-ениj- э

 

Все слова в языке образуются по определенным моде­лям. При описании модели учитываются часть речи мо­тивирующего слова, словообразовательное средство, при­соединяемое к основе, и значение получившегося слова. Модели связаны со словообразовательными способами.

 

Способы словообразования

Способы словообразования — это схемы образования слова, учитывающие морфемы, которые присоединяются к мотивирующей основе.

1) морфологический: морфемный и сложение

2) аббревиация

3) неморфологический.

 

Способы словообразования

 

Морфологический Аббревиация Неморфологический
морфемный сложение типы аббревиатур
1. Суффиксаль­ный: чайникот чай.   2. Приставочный: припомнить от помнить.   3. Приставочно- суффиксальный: подоконник от окно. 4. Приставочно- постфиксальный: раскричаться от кричать.   5. Приставочно-суффиксально-постфиксальный расщедриться от щедрый. 6. Постфиксальный: прятаться от прятать. 7. Бессуффиксный: разбег от разбегаться 1. Сложе­ние основ с помощью соедини­тельной гласной: вертеть + летать вертолёт 2. Сложение слов без по­мощи соединительной гласной: школа-интернат от школа и интернат.   3. Сложе­ние + суф­фиксаль­ный: железнодорожный от железная дорог 1. Звуковая: ПРО от противоракетная оборона. 2. Буквенная: ДТП [дэ-тэ-пэ] от дорожно-транспортное происшествие. 3. Буквенно-звуковая : ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ] от государственная инспекция безопасности дорожного движения. 4. Слоговая: завхоз от заведующий хозяйством. 5. Смешанная: КамАЗ от Камский автозавод 6. Состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: замдиректора от заместитель директора. 7. Состоящие из начальной части первого и начала и конца или только конца второго слова : военкомат от военный комиссариат 1. Переход из одной части речи в другую: лососевые от лососевые рыбы.   2. Слияние: быстро­раство­римый от раство­римый быстро.   3. Обра­зование омонимов: дипломат (чемодан­чик) от ди­пломат (профес­сия)

 

Стилистика словообразования

 

Различные способы словообразования в русском языке де­лают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволя­ющей передать самые тонкие эмоциональные оттенки. И все это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью раз­личных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.).

Иногда образование нового слова меняет его стилистиче­скую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный от­тенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жи­лет» и «жилетка» — первое употребляется в книжной речи, вто­рое характерно для разговорной).

Выделяются две группы словообразовательных моделей.

1. Способы словообразования, которые закрепляются за оп­ределенным стилем.

Например, способы образования слов книжного и разговор­ного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книж­но-нейтральные (например, существительные с суффиксом -е(ние), -ость, -ац(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследствен­ность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (на­пример, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закрепленные за определенным функциональным книжным стилем (например, суффиксы -ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: ан­тигосударственный и т. д.) и др.

Среди разговорных слов также можно выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговор ной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сфер употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т. д.); сюда же следует отнести и слова, закрепленные за разговорной речью людей определенных профессий (например, ультрафиолет и т. д.).

2. Способы словообразования, которые выражают субъектив­ную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).

В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательны­ми, увеличительными, пренебрежительными и т. д.

Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы -к-тетрадка, гармошка;

-ик — ножик; -ль — враль; -ун — хвастун; -ух- (-юх-) стряпуха;
-отн- – толкотня
и др.

Еще более сниженный характер придают высказыванию суффиксы -уг- (-юг-) — ворюга, -их- – врачиха, -ех- – дуреха и др.

Различные способы словообразования необходимо умело ис­пользовать для более точного выражения своих мыслей и чувств. Выбор того или иного аффикса для образования слова может иметь очень важное значение. Например, если вы спросите че­ловека: «А по какому случаю ты сегодня так нарядился?», то этот человек увидит в вашем вопросе интерес и ответит вам на него. Если же вы в том же вопросе используете слова с оценочными аффиксами: «А куда это ты так вырядился?», то человек, скорее всего, услышит в вашем вопросе неодобрение.

Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существи­тельных в создании образов героев, для выражения разнообраз­ных оттенков значений в оценочных суждениях. Так, И. С. Тур­генев часто обращался к уменьшительно-ласкательным суффик­сам для выражения симпатии к своим героям («Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке...») или для подчеркивания через малый размер предметов их незначительность (мостик, лу­жица, крылечко).

У М. Е. Салтыкова-Щедрина уменьшительные суффиксы служат основой для создания образа Иудушки. Например: «Иудушка-Кровопивушка», «маменька» и др. Речи Иудушки с «ласковыми словами» слащавы и елейны, они раскрывают его ханжество и лицемерие.

У Н. В. Гоголя уменьшительно-ласкательные суффиксы по­могают писателю выразить свое иронично-презрительное отно­шение к некоторым героям, служат сатирическим приемом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.